Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев

Теплоход «Тарас Шевченко»

Путешествие (бизнес-тур) вокруг Европы на теплоходе «Тарас Шевченко» под флагом исчезнувшего государства  состоялось с 12 июня по 7 июля 1992 года.  Морской маршрут: Санкт-Петербург -  Копенгаген - Гамбург - Амстердам  - Гавр (Париж) - Лиссабон - Барселона - Неаполь - Стамбул - Одесса. Прошло уже несколько месяцев после самоубийства Советского Союза, народ которого решил стать частью «богатого пуза Запада», но бывшие советские суда плавали еще под красным флагом уже не существующей сверхдержавы.
Бизнес-тур вокруг Европы был уникален тем обстоятельством, что он начинался и заканчивал в Одессе. Значительная часть туристов прилетела в Одессу, откуда литерным поездом почти без остановок выехала в Санкт-Петербург (Ленинград до мая 1992 года). Поезд останавливался только на станциях, где менялись локомотивы. Возможно, в неповторимом 1992 году железнодорожники, таким образом, занялись прибыльным бизнесом.

Литерный поезд относится к категории поездов высокой важности, перевозящих ценные грузы или именитых персон (чаще всего — первых лиц государства). В обозначении литерных поездов используются не цифровой номер, а литера (буква алфавита), в знак их особого, специального назначения. При движении по железнодорожной магистрали литерный поезд обладает наивысшим приоритетом: движение других поездов (номерных) всегда подстраивается под график движения литерного. Кроме того, на станциях, где происходит смена локомотивов, литерные поезда обслуживаются в первую очередь.

Подробно и интересно о первом  советском литерном поезде, в котором пассажиры без пересадки на границе из-за разной ширины железнодорожной колеи прибыли в Берлин:

Теплоход «Тарас Шевченко» фрахтовала фирма Ксимекстур, зарегистрированная в 1998 году в… селе Бритовка Белгород-Днестровского района Одесской области. В эпоху становления дикого  капитализма это было возможно. Учитывая, что круиз вокруг Европы требовал профессионализма фрахтователей, по моим предположениям под названием частой туристической  фирмы  скрывалось бывшее Одесское отделение Всесоюзного акционерного общества «Интурист».

В Википедии   создателем  «Интуриста»  указан вождь советского народа товарищ Сталин. В этом есть доля правды. В 1938 году Интурист был передан в ведение НКВД, которое, как известно, специализировалось на  организации масштабных «туров» советских людей на Колыму и другие отдалённые места. Новый народный комиссар внутренних дел Союза ССР  товарищ Лаврентий Берия направил письмо Иосифу Сталину о нецелесообразности этого решения.  На резолюции вождь советского народа написал: «Кажется, т. Берия прав, можно было бы передать Интурист Наркомвнешторгу (10.01.39)». Другие советские  вожди, как было это принято в Кремле,  согласились с этим мудрым решением. 

***
Грузопассажирский теплоход «Тарас Шевченко» был построен в 1966 году по заказу Министерства морского флота СССР на немецкой верфи «Wismar» (ГДР). Длина судна — 176 метров при максимальной высоте 39 метров, скорость — 18 узлов, 11 палуб, 738 пассажирских мест и 257 членов экипажа. Судно могло перевозить до 300 автомобилей или бронетехнику. Теплоход считался третьим в серии однотипных судов: «Иван Франко» (1964), «Александр Пушкин» (1965), «Тарас Шевченко» (1966), «Шота Руставели» (1968) и «Михаил Лермонтов» (1971). 26 апреля 1967 года лайнер передан Черноморскому морскому пароходству (Одесса, СССР), в 1988 году осуществлена  модернизации в немецком Бремерхафене.

Для комфортных условий судно было оборудовано стабилизаторами качки. В распоряжении пассажиров —  ресторан и семь баров, два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт.

После распада СССР лайнер так же фрахтовала украинско-болгарская, а затем украинско-американская фирма «Примэкспресс», чей уставной капитал составлял в 1991 году  сто миллионов рублей. В 1998 года в разгар кампании по аресту судов Черноморского морского пароходства за долги лайнер был отправлен в средиземноморский круиз, во время которого дважды задерживался, но вернулся в Одессу. В 2001 году судно было приобретено Черноморским производственным объединением  «Антарктика» и отремонтировано, но его выход за пределами Черного моря был достаточно рискованным из-за возможности ареста. После смены нескольких судовладельцев и переименований с 1989 по 2004 годы, в 2005 году судно под очередным названием «Tara» было продано на металлолом и разделано в Бангладеш.

Как писали украинские СМИ владельцы  «Примэкспресса» скрылись в США с похищенными в Украине 1,4 млн. долларов США (газета «Свобода» от 25 апреля 2001 года, редактор Олег Ляшко). В 1997 году фирма получила кредит в размере 1,8 млн. долларов США в Одесской дирекции «Укрсоцбанка» для выполнения ремонтных работ на теплоходе «Леонид Собинов» греческой компанией. Выполнение работ на эту сумму было подтверждено актом приема-сдачи, а теплоход… продаётся на металлолом. По материалам следствия,  должностные лица «Примэкспресса», используя подложные контракты, незаконно увели из Украины 1,4 млн. долларов и не погасили часть долгов Черноморского морского пароходства.
В целях возмещения причиненных убытков, на имущество турфирмы наложили арест. Владельцы фирмы бежали в США, где получили вид на жительство и осели в штате Флорида в своем усадебном доме. Добычей следователей украинской прокуратуры стал пустой гроб. Пышные похороны руководителя концерна «Приморский» и украинско - американской фирмы «Примэкспресс» оказались…фикцией.

Вскоре,  благодаря самостийным патриотам, успешно погибла одна из крупнейших в мире  судоходных компаний.  Использовалась пиратская схема  отторжения имущества государственной компании ЧМП через вывод активов (судов) в оффшоры. В конце 90-х годов в оффшорных компаниях, оказалось, по заявлению президента Украины пана Кучмы почти 150 судов Черноморского пароходства с их ориентировочной рыночной стоимостью превышающей полмиллиарда  долларов США[1].

Прошло два десятилетия, украинская и российская власть не может вернуть своих олигархов с капиталами,  выведенными в  западные оффшоры.  Сладкий дым отечества уже не привлекает бывших пионеров.

***
После распада СССР вместо монопольного «Интуриста», появилось множество частных  туристических фирм, организующих зарубежный  туризм. Популярными были бизнес-туры в Европу. Они включали не только отдых, но и семинары с курсами лекций по основам свободного предпринимательства. Стоили такие туры примерно в два раза дороже обычных. Первые «новые русские» (русские, евреи, украинцы, грузины, армяне и др.) вышли не только из ограниченного круга предприимчивых людей, но и из криминального мира и «красных директоров». Источники первоначального накопления капитала были разными. Особенно повезло советским евреям, у кого  были богатые родственники в Израиле или других странах Запада.   Но всех «новых русских» объединяло советское детство, они были октябрятами, пионерами и даже комсомольцами, которым внушались представления о диком капиталистическом Западе. И первый выезд за павший «железный занавес» многие предпочитали совершать в сопровождении  наставников.

Формировался частный рынок не только туристических услуг, необходимы были опытные лекторы для бизнес-школ. Желающих среди профессуры Москвы и Одессы  было много, но специфика чтения лекций на борту круизного судна требовала особой подготовки для работы со «спецконтингентом». Слушатель перед лекцией мог зайти в бар, чтобы поднять хорошее настроение.  По технике безопасности, объявления судовой радиосвязи нельзя было выключать. Мешали чтению лекций шум из машинного отделения и вибрация судна. Поэтому кроме знаний предмета требовались и другие навыки, способствующие сохранению аудитории до конца рейса. Если лекции срывались в самом начале круиза,  находились  активисты, которые задавали организатором нелицеприятные вопросы, требовали вернуть деньги или грозили расправой. Эту проблему знали и в туристических компаниях, организующих круизы, поэтому привлекали опытную профессуру, способную адаптироваться к  непростым условиям  профессиональной деятельности.

Конечно, я обладал всего лишь элементарными знаниями по основам свободного предпринимательства. Но как один из пионеров создания свободных экономических зон на территории Советского Союза, имел представления об их функционировании. Кроме того, только в 1992 году могло случиться следующее сочетание научных, государственных и предпринимательских  должностей.  Я одновременно был заведующим отделом  зон свободного предпринимательства в академическом институте, председателем Ассоциации предпринимателей «Содружество», председателем правления акционерного общества Одессос, президентом инвестиционного фонда Еврагейт-инвест, первым  заместителем  председателя  Комитета по внешним связям  и формованию зон свободного предпринимательства Одесского  облисполкома. Кроме того имел опыт деловых поездок по изучению зарубежного опыта создания свободных экономических зон в Европе, на Ближнем Востоке и Китае, принимал участие в переговорах с руководителями зарубежных компаний.
Благодаря многочисленным интервью, в том числе зарубежным СМИ, мне стали присылать материалы о зарубежных свободных экономических зонах из советских посольств за рубежом. В результате образовалось серия рекламных видеороликов о наиболее успешных СЭЗ, которые я демонстрировал во время цикла лекций «Основы свободного предпринимательства». Этот курс я читал в первой частной бизнес-школе Международного маркетинга «Интмар», которую создал мой коллега профессор Илья Рабинович. Лекции на борту  читались в форме диалога, чтобы слушатели максимально был вовлечены в учебный процесс. Курс лекций был издан в научно-практической серии «Свободное предпринимательство»  и «Доклады профессора Дергачева», а так же в виде небольших книг (брошюр) «Зарубежные модели экономического чуда»,  «Свободны экономические зоны в современном мире», «Предпринимательская этика: дети лейтенанта Смита», «Черноморский район экономического сотрудничества»   и др. Курс лекций  включал этику деловых отношений. Я рассказывал, как вести деловые переговоры, о требованиях к деловым визитным карточкам, об особенностях бизнеса на Запад и на Востоке.

В те годы автор не был исключением и попал под обаяние «правильной» демократии и чрезмерно свободного рынка. Поэтому в цикл лекций входили такие темы как «Новое экономическое мышление» и «Рынок и демократия — достижения человечества», в которых подчеркивалось, что  «без открытости общества  к внешнему миру нельзя построить правое государство. Замкнутость в  экономике – это путь к еще одному государству шариковых, только под другим флагом».

В те годы большими тиражами издавались труды западных  и русских мыслителей  Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера, Николая Бердяева,  Фридриха Хайека и многих других. Началось пиршество гуманитарной мысли, вернулись труды русских философов, высланных за границу на философском пароходе».
Девизом моего портала «Институт геополитики» стали слова одного из крупнейших европейских философов Мартина Хайдеггера: «Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что  будет». Часто я цитирую  британского историка Арнольда Тойнби: «Непреодолимая преграда есть отрицание природы, а оно всегда грозит человеку злыми последствиями».

Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма
Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства
Санкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократии
Копенгаген. Город, где богатых мучает совесть
Гамбург. Достойный наследник ганзейской сверхдержавы вольных городов
Нидерланды. Воспоминания о золотом веке приключений и работорговли
Амстердам. Космополитичная столица безмерной демократии
Французский Гавр. Родина «хрущевок». Вареная парижская курица
Лиссабон. Великий час Португалии
Барселона. Туристическая столица Средиземноморья
Неаполь. Мастер-класс на Американском рынке
Стамбул. «Челноки» штурмуют знаменитый рынок

Некоторые другие публикации о мировой туристической индустрии и круизах:
Ландшафты жизни. Круизы
Мировая туристическая индустрия
Международный туризм. Великий поход китайцев
Трансформация мирового рынка круизного судоходства
Вечный зов морских странствий
Майями. Мировая круизная столица
Божественная. Плавающий Вавилон
Costa Deliziosa. Круиз по-итальянски
Круизный лайнер Costa Mediterranea
Мировое нашествие китайцев
Путешествие из Европы в Южную Америку в поисках впечатлений
Рио-де-Жанейро. Хрустальная мечта товарища Бендера. Парадный фасад
Рио. Порто Маравилья. Залив Гуанабара
Круизный лайнер «Crown Princess»

Советский отечественный морской пассажирский лайнер
Морской круиз в Уссурийскую тайгу
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара
Проданный Амур-батюшка
Прощай, «Айвазовский»!







[1] Александра Павлова Пустой гроб как удел ЧМП.  21.07.2004. — http://cripo.com.ua/print.php?sect_id=4&aid=2144


?

Log in

No account? Create an account