dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Санкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократии

Владимир Дергачев, фотографии автора
image001.jpg
Наш литерный поезд прибыл уже в Санкт-Петербург, переименованный из Ленинграда в мае 1992 года. Как выразился первый «демократический» мэр Анатолий Собчак,  что в этом городе-колыбели трех революций, «давно не меняли пеленок». Новоиспеченный Санкт-Петербург встретил туристов ленинградской серостью,  это сегодня северная Пальмира блестит и сверкает, правда не везде.

В Северной Пальмире зарождалось «демократическое» ядро новой российской власти.  Всего три года до распада страны по улицам северной столицы бегал молодой аспирант Дмитрий Медведев, расклеивая афиши и агитируя за своего руководителя кандидатской диссертации, будущего несостоявшегося «колокола» российской демократии.

В ночь с воскресенья на понедельник нельзя стать демократом. Демократия это всего лишь форма, а не предмет, которым можно владеть. Для так называемых российских буревестников демократия служила  в качестве булыжника для вхождения во власть, не был исключением и товарищ Собчак.

Бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов о Собчаке: «Я в свое время был членом Высшей аттестационной комиссии, и мне поручили дать рецензию на кандидатскую диссертацию Собчака. Я почитал — там было столько ссылок на Ленина и на прочих начальников, что мы в ВАКе решили вернуть диссертацию автору, чтобы он ее переписал. Но на наши отношения в Верховном Совете через десять лет это никак не повлияло, Собчак часто приходил ко мне, приносил свои книги, подолгу разговаривал. Заткнуть этот фонтан было трудно».
В 1990 году в команду «демократов» Собчака направили помощника ректора Ленинградского государственного университета подполковник КГБ Владимира Путина, ставшего с 15 июля 1991 года председателем Комитета по внешним связям мэрии Ленинграда.
image003.jpg

image005.jpg

image007.jpg

С Витебского вокзала нас автобусами  доставили в Лениградский морской порт, где прошли таможню и пограничный контроль.  Причалы морского вокзала были заняты другими судами, или организаторы круиза из-за ограниченности времени совместили бункеровку и загрузку продуктами круизного лайнера  с посадкой пассажиров. Может быть это была финансовая схема выгодная порту и владельцам круизного судна. К прибывшим туристам на литерном поезде добавились пассажиры из Москвы и города революционной славы на Неве. Организаторы бизнес-тура разместили нас с профессором Мартыновским в полулюксе,  теперь на современных круизных судах —  это обычная стандартная каюта с балконом.
image009.jpg

Ленинградский морской порт переживал не лучшие времена и в 90-е годы «уплывёт» в офшоры, как и многие другие стратегические предприятия России. В настоящее время грузооборот порта превышает  свыше 50 млн. т (2016).

Выходим по морскому каналу в Финский залив. В сопровождении буксиров «Тарас Шевченко» покидает порт
image011.jpg
Здесь и далее отцифрованные черно-белые фотографии Владимира Дергачева. 1992 год.

Морской канал. Справа Канонерский остров  и жилые дома работиков судоремотного завода
image013.jpg

Так скромно выглядел в 1992 году контейнерный терминал порта.
image015.jpg

Профессор Сергей Мартыновский на фоне морского вокзала Санкт-Петербурга
image017.jpg

От устья Большой Невки входим в Морской канал, проложенный до острова Котлин в Финском заливе. По каналу возможно движение судов с осадкой не более 11 метров (на пресную воду), длиной не более 320 метров и шириной не более 42 метров. На берегу канала расположен маяк Лесной Мол Створный Задний — четвёртый по высоте «традиционный» маяк в мире, самый высокий маяк в России и самый высокий створный (то есть, обязательно работающий в паре) маяк в мире.
image019.jpg

Проходим мимо форта Император Александр I (Чумной)  у острова Котлин, на котором расположен Кроншадт. Всего военно-морскую базу Кронштадт окружало свыше 15 оборонительных фортов.
image021.jpg
© Алексей Новосёлов http://static.panoramio.com/photos/large/3077436.jpg

Форт Император Александр I (Чумной)  входил в систему обороны Кронштадта. Крепость расположена на небольшом искусственном островке к югу от Котлина. Самый первый многоярусный форт Кронштадтской крепости был сооружен в 1836-1845 годах ближе к фарватеру, по которому и сегодня  проходят суда, идущие по Морскому каналу.

Во время строительства  дноуглубительные работы с помощью землечерпальных машин  производились около года. Всего было забито 5335 двенадцатиметровых свай. После этого, уложили бетонную подушку на выровненном свайном поле высотой в 1,8 метра.

Форт выполнен в виде овального здания с тремя этажами и двором в центре. Со стороны Кронштадта находится пристань и служебное здание для служб и личного состава. Места в крепости было достаточно, чтобы держать гарнизон до 1000 человек. Форт был вооружён 103 орудиями, в число которых входили и новейшие трёхпудовые пушки, бывшие в то время самыми мощными крепостными орудиями.

После полувековой службы форт был исключен из состава оборонительных сооружений и до 1917 года использовался как лаборатория по исследованию чумы. В 1894 году в Гонконге и Кантоне вспыхнула эпидемия чумы, погибло около ста тысяч человек. К 1896 году чума добралась до границ Российской империи.  Изолированное от внешнего мира укрепление идеально подходило для смертельно опасных работ, и здесь расположилась  первая в России противочумная лаборатория, где при опытах с опасными микробами погибло несколько врачей. Допуск в это время в форт был строго ограничен, сообщение с внешним миром поддерживалось с помощью маленького пароходика с символическим названием «Микроб». Произведённые здесь препараты помогали предотвращать эпидемии чумы, холеры, тифа в Российской Империи.

С 1923 года укрепление снова перешло в руки военных, которые создали склад минно-трального оборудования, а к 1983 году форт Чумной был заброшен. В 2000 годах здесь проводили фестивали электронной музыки Fort Dance. В настоящее время форт находится в федеральной собственности, добраться до него можно либо зимой по льду Финского залива, либо летом на катере в составе экскурсий.

***
Строящийся и замороженный в 1992 году комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений включает дамбы (22 км), водопропускные и судопропускные сооружения. Из-за распада СССР строительство превратилось в долгострой, вместо проектных 8 лет продолжалось 32 года (1979 – 2011). Фотография  замороженного участка строительства Судопропускного сооружения С-1, предназначенного для круглогодичного пропуска морских судов.
image023.jpg

С-1 представляет собой судоходный пролёт с сегментными плавучими затворами-батопортами. Ширина судоходного пролёта 200 м, глубина воды на пороге 16 м. При угрозе наводнения доковые камеры с затворами заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Таким образом, они препятствуют дальнейшему продвижению балтийской нагонной волны к Санкт-Петербургу. В обычном состоянии батопорты находятся в сухих доковых камерах.

Блокировка судопропускного канала во время наводнения.
image025.jpg
http://img11.nnm.me/e/b/4/5/b/91a59c4622051f58ddf72f610e0.jpg

Под судоходным каналом проходит подземный шестиполосный автомобильный тоннель общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке — минус 28 м. Получив информацию от Системы предупреждения угрозы наводнений о подъёме уровня воды, Дирекция КЗС заблаговременно предупреждает Администрацию порта Санкт-Петербург об угрозе затопления и прекращении навигации. Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений.

На протяжении всей истории Санкт-Петербурга городу всегда угрожали наводнения. В настоящее время наводнением считается подъём воды выше 160 см от нуля Кронштадтского футштока. Со времени основания города было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых 3 считаются катастрофическими (300 см и выше).

Перед распадом СССР строительство Комплекса практически остановилась из-за финансовых трудностей и протестов «демократического» экологического движения, требующих в лучших традициях революционного пролетариата, до основания разрушить, что уже было построено.

Комплекс сооружений полностью вступил в строй в 2011 году.
image027.jpg

Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма
Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства
Санкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократии
Копенгаген. Город, где богатых мучает совесть
Гамбург. Достойный наследник ганзейской сверхдержавы вольных городов
Нидерланды. Воспоминания о золотом веке приключений и работорговли
Амстердам. Космополитичная столица безмерной демократии
Французский Гавр. Родина «хрущевок». Вареная парижская курица
Лиссабон. Великий час Португалии
Барселона. Туристическая столица Средиземноморья
Неаполь. Мастер-класс на Американском рынке
Стамбул. «Челноки» штурмуют знаменитый рынок
Tags: Зона капитализма, Круизы, Россия, Санкт-Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments