Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Львов. Культурная столица, заплутавшая между Пьемонтом и радикальным национализмом
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://muztur.by/wp-content/uploads/2017/03/Lvov.jpg

Архикафедральный католический собор Успения Девы Марии имеет почётный статус «малой базилики». На Украине всего два таких собора — во Львове и Черновцах. Латинский кафедральный собор был основан в 1479 году на месте православной Успенской церкви, перенесенной на Русскую улицу. Здесь во время вторжения шведов в  1656 года Ян II Казимир Ваза, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, ливонский, смоленский, северский, черниговский, а также наследный король шведов, готов, вендов дал львовские обеты, призванные поднять на борьбу с западным противником не только шляхту, но и весь народ.

***
Львов (728 тыс. человек, 2015) — центр Львовской области и национально-культурная столица Галичины. Население города уменьшилось за годы независимости на 92 тыс. человек.

Первое упоминание о Львове относится к 1256 году. Согласно наиболее распространённой версии город был основан на границе леса и лесостепи на берегах реки Полтвы в середине 13 веке князем Даниилом Галицким и назван в честь его сына, Льва. Средневековый город состоял из укрепленного детинца, окольного города и подгородья. Высокий замок (детинец) находился на относительно отвесной и труднодоступной горе.Князь Лев Данилович (1228 – 1301)

image003.jpg
Фотография Назара Модырко

Княжеский город строился вдоль Волынской дороги, на торговых путях которые шли от Чёрного моря через Галич – Львов - Холм к Балтийскому морю и из Киева в Западную Европу.  В 1349 году польский король Казимир III Великий захватил Львов и даровал городу Магдебургское право. Это дало сильный толчок развитию средневекового полиэтнического города, где особенно выделялись польская, немецкая, армянская, еврейская  и татарская общины. Под названием Лвовъ великии город упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (конец 14 века).
В 1370—1387 годы Львов находился в составе Венгрии, затем — Польши, где стал столицей Русского воеводства, включавшего кроме Львова  Холм, Санок, Галич и Перемышль. Со временем торговый многонациональный город  стал одним из наиболее важных форпостов Речи Посполитой.  В городе одновременно находились православный епископ, архиепископы римско-католической, армянской и греко-католической (с 1700 года) церкви, а также три иудейские общины, включая караимскую.

Решающее сражение «Великой войны» (1409 —1411)  Грюнвальдская битва произошла  15 июля 1410 года. Союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского одержал решающую победу над войском Тевтонского ордена.

image005.jpg
Фотография Назара Модырко

Так выглядел средневековый Львов
image007.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/zamki_kreposti/35257464/115993/115993_900.jpg

В 1527 году большая часть Львова была уничтожена катастрофическим пожаром.  В первой половине 17 века город насчитывал приблизительно  до 30 тысяч жителей и более 30 ремесленных цехов.

Львов неоднократно успешно выдерживал осады, в том числе  запорожскими казаками во главе с Богданом Хмельницким (1648). Они уничтожили замок, но покинули город после получения выкупа. В последующие годы город безуспешно осаждали шведы, русско-казацкие отряды Бутурлина и Хмельницкого, войска трансильванского князя, турки и крымские татары.

Во время Великой северной войны в 1704 году впервые за свою историю город был захвачен и разграблен армией шведского короля Карла XII, проигравшего впоследствии  Полтавскую битву. Когда перед этим русские войска вели боевые действия на территории Речи Посполитой, Пётр Первый со своим штабом с декабря 1706 по апрель 1707 года стоял в Жолкве, в 32 км к северу от Львова, который он посетил.  Жолква (в советское время – Нестеров) известен тем, что здесь совершил знаменитый воздушный таран и погиб штабс-капитан Пётр Нестеров.

***
Еще с 15 века Львов становится одним из форпостов западной геополитической доктрины «Drang nach Osten». Передовые отряды католических монашеских орденов основали здесь несколько десятков храмов и о городе стали говорить  civitas monachorum (город монахов). В 1608 году иезуиты открыли иезуитский коллегиум, преобразованный в 1661 году во Львовский университет. Одним из самых известных воспитанников иезуитов стал Богдан Хмельницкий, который впоследствии вспоминал, что иезуиты не смогли добраться до глубин его души, и ему не стоило труда вытеснить из себя их проповеди и остаться верным православной вере.

В 1772, после Первого раздела Польши, Львов стал столицей австрийской провинции, но формально независимого Королевства Галиции и Лодомериии (Владимировщины) и полтора столетия  до  1918 года назывался Лемберг. Официальным языком был немецкий, а большинство должностей городского управления занимали немцы и чехи. Однако город продолжал оставаться важным центром польской и русской культуры.

В 1784 году император Священной Римской Империи и эрцгерцог Австрии Иосиф II повторно открыл Университет. Лекции велись на нескольких языках: латинском, немецком, польском и (с 1786) «рутенском» (литературный язык русинов). В 1794 году был открыт  первый общественный театр, начинает выходить знаменитая Gazeta Lwowska (1811) и открывается институт (библиотека)  Оссолинских.

В начале 19 века во Львове размещается резиденция главы греко-католической церкви, архиепископа Киева, Галиции и Руси, митрополита Львовского. Одновременно Австрийская (Габсбургская) империя начала осуществлять германизацию, временно был закрыт университет, в котором после открытия в 1817 году преподавание велось на немецком языке.  Через несколько десятилетий в  результате вспыхнувшего общественного недовольства было восстановлено обучение на польском и «руськом» языках. В 1861 году образован Галицкий парламент (Сейм крайовы), а в 1867 год Галиции предоставлено широкое культурное и экономическое самоуправление. В результате Львов стал главным центром польской культуры и важным центром  галицко-русского движения, местом встречи польской, немецкой, еврейской и украинской культур.

***
В начале Первой мировой войны в результате успешного наступления русской армии во время Галицийской битвы в августе - сентябре 1914 года Львов был оккупирован и до 14 июля 1915 года являлся центром Галицийского генерал-губернаторства, затем его вновь заняли австро-венгерские войска.

После распада Австро-Венгерской империи украинские политики  и военные 1 ноября 1918 года провозгласили город столицей Западно-Украинской народной республики, но вскоре вынуждены были оставить город.  К полякам на помощь пришла французы. Польско-украинская война продолжалась до июля 1919 года. Решением межсоюзнической комиссии в Париже Львов был оставлен под управлением Польши.  Польские и украинские жертвы боёв во Львове и его окрестностях были похоронены на Лычаковском кладбище.

Во время Советско-польской войны в 1920 году Первая Конная армия пыталась пробиться к городу с северо-востока. Бои проходили с тяжёлыми потерями с обеих сторон, но атаки были отбиты и красные отступили. За оборону город был награждён наивысшей польской военной наградой — орденом Virtuti Militari V класса — «За мужество», который был изображён на польском гербе Львова.

После подписания Рижского мирного соглашения Львов остался польским городом, административным центром Львовского воеводства, занимавшего большую часть современных Подкарпатского воеводства Польши и Львовской области. Город вновь стал одним из важнейших центров науки и культуры Польши.
По переписи населения 1931 года во Львове проживало 312,2 тыс. жителей, в том числе по вероисповедованию 157,5 тыс. римокатоликов (50,5 %), 99,6 тыс. иудеев (31,9%), 49,7 тыс. грекокатоликов (15,9%) и 1,1 тыс. православных (0,3%). При этом родным языком были польский (63,5%), идиш (24,1%) и украинский (11,3%).

***
1 сентября 1939 года германские войска  вошли в Польшу. В соответствии с Секретным протоколом к пакту Молотова-Риббентропа, в ночь на 21 сентября 1939 года советские войска сменили немецкие и начали готовиться к штурму Львова. Однако польское командование подписало соглашение о передаче  Львова Советскому Союзу. В 1939—1941 годах в городе дислоцировались советские войска, здесь находилось управление 6-й армии Киевского Особого военного округа Красной Армии.

После начала немецкого вторжения в СССР 22 июня 1941 года Организация украинских националистов предприняла неудачную попытку захватить город. 30 июня 1941 года Львов был занят немцами, а оуновцы провозгласили «Украинское государственное правление», вскоре арестованное немцами. Украинские националисты-бандеровцы и местные жители участвовали в еврейском погроме, жертвами которого стали несколько тысяч человек. Немецкие власти организовали концентрационный лагерь на территории Цитадели, в котором уничтожили свыше 140 тысяч советских военнопленных, а также Львовское гетто и концлагерь для уничтожения еврейского населения.
В 1942—1944 годах в городе действовало коммунистическое подполье, разведчик Николай Кузнецов ликвидировал вице-генерал-губернатора дистрикта Галиция, на территории которого  легально или полулегально действовали многие украинские националистические организации, запрещённые на территории рейхскомиссариата Украина.
23 июля 1944 года во Львове началась безуспешная военная операция Армии Крайовы с целью утвердить польскую власть. В ходе Львовско-Сандомирской операции Красной армии 27 июля 1944 года город был взят.

***
После войны из Львова выселили почти всё польское население, в основном, в западную часть Польши на бывшие германские земли (например, во Вроцлав). Из 85 тыс. поляков (1945) через пять лет осталось 30 тысяч.  В 1950 году население Львова состояло из украинцев — 144,6 тыс., русских — 90,4 тыс., поляков — 29,9 тыс., евреев — 18,6 тыс. и др. В результате Второй мировой войны был изменён национальный состав города, поскольку традиционные этнические группы (поляки, евреи и немцы) были перемещены или уничтожены. Польский язык практически вышел из употребления.
Изменения национального состава Львов

Национальность 1931 год 1989 год 2001 год
тыс. человек в % к итогу тыс. человек в % к итогу тыс. человек в % к итогу
украинцы 49,7 15,9 622,8 79,1 639,0 88,1
русские ? ? 126,4 16,1 64,6 8,9
евреи 99,6 31,9 12,8 1,6 1,9 0,3
поляки 157,5 50,4 9,7 1,2 6,4 0,9
белорусы ? ? 5,8 0,7 3,1 0,4
армяне ? ? 1,0 0,1 0,8 0,1
всего 312,2 100,0 778,6 79,1 725,2 100,0

Данные без учёта населённых пунктов, относящихся к городу

Из общесоюзного бюджета на восстановление и развитие городского хозяйства и культуры были выделены значительные средства, во Львов направлялись высококвалифицированные специалисты,  а для внедрения советского образа жизни — идеологические и военные кадры.

Создавались новые промышленные предприятия, значительно выросло население города. В 1971 году за достижения и успехи в области экономического, научно-технического и социально-культурного развития Львов был награждён высшей наградой СССР — орденом Ленина.

После распада СССР  и образования новых независимых государств  среди  местных  политиков, присвоивших себе звание  национал-демократов, была популярна идея о том,  что Галичина выступает в качестве «украинского Пьемонта», по аналогии с  исторической областью в Северной Италии, ставшей оплотом не только национального, но и экономического возрождения.

Галичина со Львовом («духовной столицей» Украины, «жемчужиной Европы»)  должны  были бы  стать флагманом  капиталистического труда, создания  благоприятного инвестиционного  климата и образцом свободного предпринимательства.  В реальной действительности регион, став форпостом радикального национализма,  превратился в один из самых дотационных в стране с высоким уровнем безработицы.

В 1998 году исторический центр города и собор Святого Юра внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В июне 2001 года город посетил папа римский Иоанн Павел II. В 2005 году при участии президентов Республики Польша и Украины и кардиналов римско- и греко-католических церквей торжественно открыт воинский мемориал польских защитников города (Львовских орлят), погибших во время польско-украинской войны 1918 года.

С 2011 года во Львове работает крупное совместное украинско-немецкое предприятие «Электронтранс»  по производству троллейбусов, трамваев и электробусов.

***
Старейший на Украине Русский культурный центр многократно подвергался нападению радикальных украинских националистов. Здание центра пытались взорвать, обстреливали, забрасывали бутылками с зажигательной смесью, выбивали окна и двери, «украшали» стены оскорбительными надписями с призывами убивать русских. Весной 2017 года Центр был закрыт.

Евреи со средневековья представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину.  После присоединения Львова к Польше в 1349 году евреи пользовались привилегиями, что способствовало переселению евреев-ашкенази из Западной Европы.  В 1992 году  Культурным центром имени Шолом-Алейхема  на месте львовского гетто был открыт мемориал, который несколько раз подвергался антисемитским нападениям, на нём была нарисована свастика с надписью «смерть евреям».

***
Несмотря на спад промышленного производства экологическая ситуация во Львове остаётся напряжённой из-за  изношенной системы водоснабжения и канализации. Накоплены значительные объёмы отходов и «культурная столица»  стала по совместительству «мусорной столицей».

***
Преувеличенной оказалась западная ментальность украинцев, а этнополитические  притязания доморощенных национал-демократов на  абсолютную истину  не  подтвердились созидательной деловой  активностью. Местечковый радикальный национализм используется в качестве булыжника (коммунистического орудия пролетариата) в борьбе за власть среди организованных партийных группировок (ОПГ) Украины. Здесь истоки самой большой трагедии Украины и, возможно, политического кризиса национал-демократического движения. Вместо того,  чтобы услышать социокультурное  многоголосие не только Галичины, но и Волыни, Закарпатья, Буковины, Черниговщины, Северщины, Полтавщины, Слобожанщины, Подолья, Запорожья и других исторических земель,  на основе которого  и строить  украинскую государственность,  власть пошла по наиболее  простому пути. В качестве  фундамента  была взята  лишь  галичанская  традиция как общенациональная. Львов стремится показать, что он является продолжателем западноевропейской социокультурной традиции, и одновременно отрицает  право другой Украины на самобытность православной культуры.

До Второй Мировой войны Львов был преимущественно польско-еврейский город. Евреи были уничтожены во время войны, а поляки был депортированы на свою большую родину. Из оставшихся примерно 20 % украинцев многие или эмигрировали или были отправлены советской властью в сибирскую ссылку или ГУЛАГ. Ставший индустриальным советский Львов был заселен выходцами с хуторов и сел, то есть к моменту обретения независимости во Львове была исключительно тонкая прослойка интеллигенции в первом поколении, еще не избавившейся от хуторской психологии. Не случайно оказавшись в Киеве эти носители «общенациональной идеи» («истинные» украинцы) приватизировали себе право от всего украинского общества выступать «буревестниками»  и оплотами демократии, а по сути, могли только имитировать провинциальный национализм, поставивший страну на грань распада. Национал-демократы перепутали  «научный»  или дремучий национализм с современной европейской социал-демократией.  Предложенный обществу пропахший нафталином  вариант  «национальной идеи» скомпрометирован небывалым для европейской страны  коррупцией. Страна реально отброшена от цивилизованной Европы. Нанесен непоправимый  ущерб становлению  украинской государственности.

Львов. Культурная столица, заплутавшая между Пьемонтом и радикальным национализмом
Архикафедральный собор Святого Юра
Главная святыня Украинской греко-католической церкви

Город Льва. Исторический центр
Львов. Памятники постсоветской эпохи
Львов. Лычаковское кладбище-музей
Львов. Аптека-музей «Под черным орлом»
Львов. Городские подземелья приглашают

Другие публикации в «Ландшафтах жизни» об Украине
Польско-литовское и украинское Подолье
Каменец-Подольский. Пограничный форпост христианства
Украина. Каменец-Подольский. Старый город
Украина. Каменец-Подольский. Старая крепость
Украина. Подолье. Меджибож. Замок-крепость «Белый лебедь». Родина хасидизма
Крепость Хотин. Одно из семи чудес Украины

Умань. Жемчужина Украины парк «Софиевка»
Обворожительная графиня Софья Потоцкая. Подарившая любовь государственным мужам

Историческая область Буковина. Геополитическая и этнонациональная трансформация
Украина. Черновцы. Столица и «маленькая Вена» Буковины  
Резиденция митрополита Буковины. Черновицкий университет

Феномен Одессы. Геополитическая трансформация «жемчужины у моря»
Одесса лицом к морю
Одесса. Аркадия Сити. Фонтаны
Одесса. Люстдорф. Веселая деревня

Буджак. Южная Бессарабия. Украинское Придунавье
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики




?

Log in

No account? Create an account