?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Философ, спустившийся из пространства мысли на грешную землю. Муза Мартинa Хайдеггерa
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://homoliteratus.com/wp-content/uploads/2013/12/martin-heidegger-e-hannah-arendt-690x517.jpg
Эта фотография иллюстрирует одну из публикаций о переписки Ханны Арендт и Мартина Хайдеггера. Может быть, это фрагмент из художественного фильма, или молодой вождь всемирного пролетариата Владимир Ульянов (Ленин) с Инессой Арманд?

В серии «Жизнь замечательных людей» вышло два издания книги немецкого философа  Рюдигера Сафрански Хайдеггер: германский мастер и его время (М.: Молодая гвардия, 2005. -- 614 с.).   Это перевод с немецкого издания Rudiger Safransky Ein Meister aus  Deutschland: Heidegger  und seine Zeit. Frankfurt-am-Main, Fischer Taschenbuch Verlag, 1998 (первое издание 1994). Книга получилась сухой, в ней как в научной монографии изложен жизнь Хайдеггера-философа, а Хайдеггер-человек оказался в основном за скобками повествования.
Восполнить этот проблем стало возможным после публикации переписка — Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт о любви («Письма 1925–1975 и другие свидетельства») и  «Чёрных тетрадей» Хайдеггера, которые он вёл с 1931 года. В дневниках  содержатся  антисемитские высказывания, первые из которых появляются в записях за 1938 год. Публикация «Чёрных тетрадей» в 2014 году привела к очередной дискуссии об отношении Хайдеггера к нацизму. Не были опубликованы и многие другие материалы, характеризующие земное бытие философа. Как часто бывает, великий человек одновременно существует в двух измерениях, каждое из которых  создает разный образ.
Например: «Пушкин в поэзии и жизни»
У Хайдеггера-человека важное место занимают любовные и впоследствии дружеские отношения с Ханной Арендт. Ко времени их знакомства  у Хайдеггера был уже один роман со студенткой Элизабет Блохман, начавшийся во Фрайбургском университете. Только благодаря бдительности молодой супруги, страсть была приглушена. Но на этом философ не остановился, ему, как и поэтам для вдохновения нужны были не только лесные тропинки Шварцвальда.  У Хайдеггера были любовницы. Даже можно встретить утверждение, что он «менял своих любовниц каждые шесть месяцев». Но с их выбором у философа все было в порядке. Чего стоит его роман со студенткой Ханной Арендт, ставшей известным политическим философом и защищавшей своего учителя в послевоенные годы.
Информация для размышления. Когда разгорелся скандал с любовницей американского президента Билла Клинтона, оставившего пятно на её платье, один из известных политиков был возмущен  выбором президента. Любовницы  были и у других американских президентов, даже у парализованного Рузвельта. Но никто камни в его сторону не бросал. Дело не в количестве любовниц, а в их качестве. И когда американский президент, претендующий на должность всемирного султана, неразборчив в  качестве любовниц и ославляет пятна на платье стажерки Белого дома, что можно ожить от него в мировых делах?

Немецко-американский политический философ еврейского происхождения Ханна Арендт (14 октября 1906 года, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975 года, Нью-Йорк, США) стала основоположником теории тоталитаризма. Получила блестящее философское образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса.
Она происходила из буржуазной ассимилированной еврейской семьи, её детство и юность прошли в Кёнигсберге.  Уже в четырнадцать лет у Ханны проснулся интерес к философии. Она читала кантовскую «Критику чистого разума», владела древнегреческим языком и латынью, в шестнадцать лет в подлинниках читала античную литературу.  До получения в Кенигсберге школьного аттестат зрелости (сдала экзамены экстерном), Ханна успела прослушать в Берлине лекции  философа Романо Гвардини и познакомиться с философскими  трудами Кьеркегора. В прусской столице она впервые услышала о Хайдеггере. И позже написала об этом так: «Слухи были очень простыми: мышление снова стало живым; накопленные в прошлом сокровища знаний, которые давно считались мертвыми, вновь обрели голос, причем оказалось, что говорят они совсем об иных вещах, чем полагали мы, недоверчивые. Есть некий учитель; у него, может быть, можно научиться мыслить… Это мышление, которое развивается как страсть, возникнув из простого факта рожденности в мире… так же не может иметь конечной цели… как и сама жизнь».

Мартин Хайдеггер успел прославиться среди студентов  как преподаватель философии Марбургского университета, когда в кругу его восторженных молодых почитателей (почитательниц), появилась Ханна Арендт. В свои восемнадцать  лет Ханна была настоящей красавицей («картинно красивой»). О характере и неотразимости ее тогдашней красоты оставили свои восторженные свидетельства ее соученики. Арендт в ту пору лишений одевалась скромно, но элегантно[1]. Из-за изящного зеленого костюма она запомнилась многим, студенты прозвали ее «Зеленкой». «Но самым удивительным в ней, была гипнотическая сила ее глаз: каждый, кто заглядывал в них, как бы погружался в пучину, шел ко дну – и испытывал страх, что больше уже никогда не выберется на поверхность» (из воспоминаний Бенно фон Визе).

Похожее изображениеВ 1924 году Арендт стала ученицей Мартина Хайдеггера, преподававшего в Марбургском университете. Философ и студентка оценили друг друга, может быть каждый по-своему. Хотя Хайдеггер был женат и старше на 17 лет, у них завязался тайный роман. Ханна снимала мансарду, где она с февраля 1924 года, на протяжении двух семестров, тайно от друзей принимала своего преподавателя Мартина Хайдеггера.

Правила и условия любовных отношений со студенткой устанавил преподаватель философии, настоявший на строжайшей конспирации. Ханна не предъявляла никаких претензий и не заставляла сделать выбор между собой и семьей. Их отношения продлились весь1924 год, затем философ, частично остывший от «флюидов любви» и не желавший портить карьеру, принял, как ему казалось, мудрое решение и отослал возлюбленную  продолжать учебу в Гейдельбергский университет, где преподавал его друг Карл Ясперс.  Законную жену философ бросать не собирался, так что отношения свелись к банальности затухания и потом «дружбы». Но переписка и временные встречи продолжались до 1929 года.  Хайдеггер уже успел стать отцом двоих сыновей, состоял в браке с честолюбивой женщиной, заботившейся о репутации семьи и с подозрением относившаяся  к окружающим мужа студенткам. Не лишенная женского чутья его супруга Эльфрида видела в Ханне особо опасную конкурентку. Кроме того,  Ханна была еврейкой, а антисемитизм жены философа был абсолютен.

И Ханна, чтобы не потерять себя, в конце 1924 года решила расстаться с Хайдеггером. Однако порвать с ним окончательно и бесповоротно не сумела. Она не сообщила ему новый адрес в Гейдельберге и все же в глубине души надеялась, что он найдет её[2].

Трагические события в Третьем Рейхе развели Хайдеггера и Арендт по разные стороны, однако Ханна сохранила привязанность к своему учителю на всю жизнь. Мимолётный любовный роман перерос в дружбу, выдержавшую большой перерыв (до 1950 года) После войны она возобновила переписку с Хайдеггером и была одной из главных его защитниц от обвинений в нацизме. Арендт была склонна видеть в этом личную трагедию – как человека и как мыслителя, и приложила всю свою энергию, чтобы имя Мартина Хайдеггера очистилось от обвинений в пособничестве нацизму. Переписка двух выдающихся мыслителей стала доступной в 1998 году, когда было опубликовано первое издание сборника писем.

Имена Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт вошли в пантеон мировой философской мысли. Их отношения вышли за пределы контактов учителя и ученика. Если любовь, как писал Василий Розанов в «Опавших листьях», соотношение души и тела, то оба философ продемонстрировали это во времени и бытие.

Мартин Хайдеггер: «Почему любовь богаче всех других человеческих возможностей и сладостным бременем ложится на охваченных ею? Потому что мы сами превращаемся в то, что мы любим, оставаясь самими собой. И тогда мы хотели бы отблагодарить возлюбленного, но не в состоянии найти что-либо достойное его.
Мы можем отблагодарить только самими собой. Любовь превращает благодарность в верность нам самим и в безусловную веру в другого. Таким образом, любовь постоянно углубляет свою сокровенную тайну.

Близость есть бытие в величайшем отдалении от другого — отдалении, которое ничему не дает исчезнуть, но помещает «ты» в прозрачное, но непостижимое, лишь-здесь откровения. Когда присутствие другого вторгается в нашу жизнь, с этим не справится ни одна душа. Одна человеческая судьба отдает себя другой человеческой судьбе, и чистая любовь обязана эту самоотдачу сохранять такой же, какой она была в первый день»[3].

Хайдеггер любит Ханну и воспринимает ее всерьез, как женщину, которая понимаете его как человека и его философию. Он называл её своей музой, без которой не смог бы написать свой главный труд «Бытие и время». Вместе тем, проявлялся эгоизм мыслителя, он практически не читал, что она пишет и не обсуждал её идеи всерьез. Его интересовала лишь собственная мысль.

Десять лет после начала романа с Хайдеггером, Ханна напишет Генриху Блюхеру[4], ставшим её новым возлюбленным, другом и коллегой, – о том, как она расценивает их отношения: «Мне все еще кажется невероятным, что я получила сразу и то, и другое – и «большую любовь», и идентичность с собственной личностью… Причем одно я имею лишь с тех пор, как обрела второе… Теперь, наконец, я тоже узнала, что такое счастье». Только с ним  Ханна познала женское счастье, соединяя преданность любимому с верностью самой себе. Как пишут, Хайдеггер бы таких отношений не допустил.

Вместе с тем, нельзя приуменьшать и значение встречи  тридцатипятилетнего профессора с восемнадцатилетней студенткой. Из этой любовной вспышке  вышли и поэзия хайдеггеровского «Бытия и времени», и мысль о мире из главного труда  Ханны Арендт[5]. Близость обоих ни в малейшей мере не была взаимопониманием, о чем свидетельствует  другой фундаментальный труд Ханны Аренд[6].

4 декабря 1975 года Ханна Арендт умерла. Образовалась огромная «черная дыра», затягивающая восьмидесяти шестилетнего Хайдеггера и философ начал спокойно, сосредоточенно, отрешенно готовиться к смерти. 26 мая 1976 года он проснулся утром с хорошим, бодрым самочувствием, и  вскоре опять заснул…навсегда.

Литература
Мартин Хайдеггер, Ханна Арендт. Письма 1925–1975 и другие свидетельства».—  М.: Изд-во Института Гайдара, 2014
Нелли Мотрошилова Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь. — М.: Изд-во Академический Проект, Гаудеамус. 2013.


[1] Нелли Мотрошилова Ханна Арендт. Судьбоносная встреча с Хайдеггером. — http://socrat-online.ru/page/no-title-1. Нелли Мотрошилова Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь. — М.: Изд-во Академический Проект, Гаудеамус. 2013.
[2] https://www.livelib.ru/book/1001107027-hanna-arendt-martin-hajdegger-pisma-19251975-i-drugie-svidetelstva-hanna-arendt-martin-hajdegger
[3] Мартин Хайдеггер, Ханна Арендт. Письма 1925–1975 и другие свидетельства».—  М.: Изд-во Института Гайдара, 2014, 456 с. (всего 166 писем друг другу). http://syg.ma/@furqat/martin-khaidieghghier-i-khanna-ariendt-o-liubvi-iz-knighi-pisma-1925-1975-i-drughiie-svidietielstva
[4] Товарищ по эмиграции и бывший немецкий коммунист Генрих Блюхер (1899 – 1970) , не получивший высшего образования, в Соединённых Штатах был приглашен работать на кафедре философии.
[5] Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. — СПб.: Алетейя, 2000
[6] Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И. В. и др. — М.: ЦентрКом, 1996.