Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Нинбо. Небесная книжная палата
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Средневековую библиотеку обрамляют пруды, фонтаны и камни необычного вида, которые согласно китайскому поверью имеют силу продлевать человеку жизнь.

Самая древняя в Азии и Китае частная библиотека «Небесная книжная палата» Тяньигэ создана в 1561 году  в эпоху правления династии Мин,  является одной из трех старинных библиотек мира. В двухэтажном деревянном  здании хранится более 300 тыс. томов древних книг и манускриптов, в том числе вырезанные на дереве и переписанные вручную работы династий Мин и Цин. Особо ценными считаются 80 тыс. книг, а среди них — Краеведение Минской эпохи и Научные записи. Это богатый источник местных хроник, документов об экзаменах во дворце императора и других материалов, ценных для изучения истории, обычаев и привычек народа. В прошлом на первом этаже был читальный зал, на втором хранились книги, а в настоящее время находятся редчайшие древние издания, что сохранились на весь мир в единственном экземпляре. Название библиотеки «тяньи» было взято из древней «Книги перемен». Так назывался источник, вода которого способна спасти от огня. Перед зданием находится маленький пруд, окруженный камнями и деревьями.

Библиотека была основана Фань Цином (1506-1585), ставшим в 27 лет чиновником, работавшим в китайских провинциях. Позже он стал заместителем военного министра. Он испытывал огромную страсть к книгам. Особое внимание в своей книжной коллекции уделял местным хроникам, записям политических событий,  экзаменационным документам и поэзии. Он любил лично делать копии редких экземпляров. В 55 лет, выйдя в отставку, он занялся созданием библиотеки, которая была открыта через пять лет. В ней находилось 70 тыс. томов книг. На Юге Поднебесной насчитывалось в то время около 500 частных библиотек. Но ни одна из них не могла сравниться с библиотекой Фань Цина.
Кроме стабильности общества, хранитель библиотеки должен любить книги, быть богатым, чтобы их покупать, и иметь возможность их хранить. При жизни владельца библиотеки создана четкая система управления хранения книг. Согласно правилам, книги принадлежали всем членам семьи. У каждого был ключ от библиотеки, но открыть ее они имели право при присутствии остальных. Нарушившему правило запрещалось участвовать в поклонении предкам. В феодальном обществе это было серьезное наказание. Все свое состояние и книги Фань Цин завещал своему сыну. С тех пор его потомки следуют семейным правилам и хранят коллекцию.

Основатель библиотечной коллекции Фань Цин.
image003.jpg

Посторонним входить в библиотеку был запрещен. Для сохранности библиотечного фонда предпринимались строгие меры безопасности. Помещение хорошо проветривали, на прилегающей территории высаживали специальную траву, отпугивающую моль. Каждый член семьи имел свой ключ, но заходить в библиотеку разрешалось только всем вместе. Фолианты из павильона выносить было строжайше запрещено, перед посещением книгохранилища нельзя было пить алкоголь и курить, а за продажу рукописи грозило изгнание из семьи. Для пожарной безопасности вокруг библиотечного павильона  соорудили кирпичные стены. Если бы в соседних постройках произошел пожар, огонь не смог перекинуться на здание библиотеки.

В настоящее время Тяньигэ, как объект культурного и исторического значения, находится под охраной государства. Музей включает библиотеку, сад семьи Фань, зал каллиграфии и зал местных хроник. А рядом с ним находятся залы предков семейства Чэнь и Цин.

В конце правления династии Мин и начале правления династии Цин в библиотеки жил мыслитель Хуан Цзунси (1610 -1695) – один из самых знаменитых философов неоконфуцианцев. Он стал первым человеком, который, не будучи родственником владельца этой частной библиотеки, получил право на ее посещение. После этого библиотека Тяньигэ начала открывать свои двери для других читателей.

Выдающийся китайский философ, общественно-политический деятель и ученый-энциклопедист занимался историей, географией, математикой, астрономией, теорией музыки и календарных расчетов, основал Чжэцзянскую историческую школу. Он вел политическую и вооруженную борьбу с вторгшимися в Китай маньчжурами. Прекратив сопротивление в 1649 году, поселился у себя на родине и занялся исключительно научной и литературной работой.

Славу Хуан Цзунси принесли, прежде всего, его исторические сочинения, в особенности связанные с событиями недавнего прошлого – эпохи Мин (1368–1644). Он создал классические работы по истории китайской философии периода ее высочайшего развития. Первый его самостоятельный трактат «Записки, просвещающие варваров в ожидании прихода [совершенного правителя]», написанный в 1662 году, посвящен обществоведческой проблематике (переиздан в Пекине, 1955).

Согласно Хуан Цзунси, всеми людьми от рождения движут частные интересы и стремление к пользе/выгоде. Но в жизни «Поднебесной» должна осуществляться общая польза/выгода, за что ответствен, прежде всего, правитель. Китайский мыслитель следовал положению Мэн-цзы о приоритете народа над правителем и допустимости свержения порочного государя. Когда правитель подменяет общественные интересы своими личными, интересы его подданных оказываются неудовлетворенными. Поэтому такой правитель олицетворяет собой «великий вред Поднебесной».
Философ выдвинул принцип, согласно которому сначала должны «иметься упорядоченные законы, после чего появятся упорядочивающие люди». Чем больше в первых простоты, тем меньше смуты в стране; чем больше во вторых изощренности, тем больше смуты ими порождается. Хуан Цзунси отрицал неизменяемость законов, утверждая, что «каждая эпоха имеет законы данной эпохи».

Библиотека пережила трудные времена, когда цинский император Цянлун стал собирать ценные книги для своей огромной «коллекции четырех сокровищ». Потомок Фань Цина в 8-ом поколении, был вынужден отдать 638 книг, 96 из которых оказались в императорской библиотеке. После поражения в Опиумной войне (1840-1842) библиотека была разграблена иностранцами и местными вандалами. Через столетие, к 1940-му году в библиотеке насчитывалось лишь 13 тыс. томов. И только с 80-х годов 20-го века началось восстановление старинной библиотечной коллекции.

В настоящее время в музеи Тяньигэ имеются следующие выставочные залы: библиотека, история развития Тяньигэ, новая местная периодика, стелы Нинхойтана, начальный источник игры мацзян, учение Байюньчжуан Восточного Чжэцзяна и резиденция Иньтай. В павильоне краеведения собрано более 6730 экземпляров различных современных книг о краеведении Китая. Вызывают восхищение храм Циныиичжи, его культура и народные произведения изобразительного искусства тонкой работы.

Вход в библиотеку
image005.jpg

image007.jpg

Читальный зал
image009.jpg

Средневековые кресла  в читальном зале
image011.jpg

Владелец библиотеки Фань Цин любил в читальном зале встречаться с друзьями.
image013.jpg

Из библиотеки дорога идет в сад семьи Фань
image015.jpg

На территории библиотечного мемориала несут службу многочисленные драконы. 
image017.jpg

image019.jpg

image021.jpg

image023.jpg

image025.jpg

image027.jpg

image029.jpg

Выставочный зал первоисточника игры мацзян находится в храме Чэншицзун, построенного изобретателем игры Чэнь Юймэнем (1817-1878). Зал делится на три выставки — история и культура мацзяна, мацзян и Нинбо, мацзян различных районов мира, имеются комнаты мацзяна китайского и западного образцов и скульптура «Не хватает одного».
image031.jpg

Китайская азартная игра Мацзян или Маджонг с использованием игральных костей для четырёх игроков (каждый играет за себя) широко распространена так же в Японии и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Она ведётся костями, напоминающими костяшки домино, по правилам подобна покеру. Цель игры — набрать как можно большее количество очков, собрав наиболее ценную комбинацию из заданного количества костей. Мифы приписывают изобретение игры Конфуцию или морякам.  Можно сказать, что китайская азартная игра аналогична европейской игре в домино, известной в России под названием «Забивать козла».

Азартная игра  маджонг отличается от пасьянса Маджонг, представляющего собой игру для одного игрока, аналог карточного пасьянса.
image031.jpg

Китайская азартная игра Мацзян или Маджонг с использованием игральных костей для четырёх игроков (каждый играет за себя) широко распространена так же в Японии и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Она ведётся костями, напоминающими костяшки домино, по правилам подобна покеру. Цель игры — набрать как можно большее количество очков, собрав наиболее ценную комбинацию из заданного количества костей. Мифы приписывают изобретение игры Конфуцию или морякам.  Можно сказать, что китайская азартная игра аналогична европейской игре в домино, известной в России под названием «Забивать козла».

Азартная игра  маджонг отличается от пасьянса Маджонг, представляющего собой игру для одного игрока, аналог карточного пасьянса.
image033.jpg

После основания Китайской Народной Республики коммунистическая власть запретила азартную игру как символ  капиталистического разложения. Лишь после завершения Культурной революции запрет был снят, и игра снова начала обретать популярность, став любимым времяпрепровождением жителей Китая. Сегодня маджонг официально признан видом спорта.
image035.jpg

Первоначально игра называлась ма цюэ, что буквально переводится как «воробей».
image037.jpg

Скульптура игроков в мацзян под названием «Не хватает одного».
image039.jpg

Резиденция Иньтай демонстрирует домашнюю обстановку и зодчество домов, где жили чиновники Цинской эпохи.
image041.jpg

image043.jpg

Храм Циныиичжи
image045.jpg

image047.jpg

На память о посещении библиотечного музея
image049.jpg

Среди посетителей музея много родителей с детьми.
image051.jpg

image053.jpg

image055.jpg

image057.jpg

В пруду разводят декоративных рыбок
image059.jpg

Из библиотечного мемориала виден современный небоскреб.
image061.jpg

Путешествие к китайскому Дракону
в поисках секрета успешных реформ мировой сверхдержавы
Путешествие в Китай. Воздушные Драконы
Великие проекты китайского Дракона. Мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи
Пекин. Великая столица Поднебесной
Запретный город под нашествием народной любви
Площадь Ворот небесного спокойствия. «Майданы» здесь не пройдут
Парящий Дракон. Великая Китайская Стена

Нинбо. Город, рожденный морем и торговлей
Поднебесный морской Дракон. Крупнейший в мире порт-миллиардер Нинбо-Чжоушань
Китайский Дракон штурмует западные автомобильные бренды
Поднебесный интеллектуальный Дракон. Парк для отверженных украинских инженеров
Музей истории завтрашнего дня
Небесная книжная палата
Царь цветов «Красный пион»

Мозаичный Дракон. Отели. Рестораны. Театр утреннего солнца
Метки: ,

?

Log in

No account? Create an account