dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Черногория. Воспоминания о бункерах для подводных лодок ушедших империй

Владимир Дергачев
image001.jpg
http://lavagra.livejournal.com/166508.html


После Второй мировой войны в состав ВМС Югославии вошло некоторое количество немецких и итальянских подводных лодок, эсминцев, минных тральщиков, и десантных кораблей, захваченных в ходе войны или полученных в качестве платежей по военным репарациям. Соединенные Штаты передали в конце 1940-х годов восемь торпедных катеров, но большинство из них вскоре устарело. Состав военно-морских сил был обновлен в 1960-е годы, после приобретения у Советского Союза четырнадцати ракетных  и торпедных катеров. СССР также предоставил лицензию на постройку одиннадцати торпедных катеров на югославских верфях. Возможности подготовки флота были ограничены из-за недостатка пребывания в море и редких боевых стрельбах на учениях.

В 1960-х в Югославии было начато производство собственных подлодок. В конце 1980-х годах были введены в эксплуатацию четыре миниатюрных подлодки и четыре средства доставки  для подводных диверсионных групп (подрывников). В 1990 году главные силы подводного флота состояли из трёх патрульных субмарин, вооруженных 533-мм торпедами, и других подводных лодок.

Доктрина ВМС Югославии включала ведение минной войны и осуществление адекватных ответных контрмер. В ведении военно-морского флота, действующего в Адриатическом море, находилось около восьмидесяти кораблей малоглубинного флота: фрегатов, корветов, подлодок, тральщиков, ракетных, торпедных и патрульных катеров. Всё побережье Югославия являлось частью военно-морского региона со штаб-квартирой в Сплите. Военно-морской регион был разделён на три военно-морских района, главные базы располагались в городах Сплит, Шибеник, Пула, Плоче и Котор (для побережья Адриатического моря) и в Нови-Саде для реки Дунай.

После начала распада СФР Югославии 80 % флота  отошло Союзной республике Югославия (а впоследствии союзу Сербии и Черногории), а остальной флот — к ВМФ Хорватии.  После 1991 года были потеряны военно-морские базы Сплит, Шибеник и Пула, а также большая часть судостроительных и судоремонтных предприятий. Сохранился только военно-морской район «Бока». С окончательным распадом  Югославии весь флот на Адриатике вместе с береговой инфраструктурой перешел под контроль Черногории, а потерявшая выход к морю Сербия сохранила только речную флотилию на Дунае. Главная военно-морская база Югославии «Арсенал» в городе Тивате  была продана канадскому бизнесмену Питеру Манку за 3,2 млн. евро. Всего Черногория выставила на продажу 900 наименований вооружений бывшего югославского флота: три подводные лодки, фрегат, минный заградитель, пять малых подлодок, противокорабельные комплексы и зенитный ракетный комплекс, морские мины, береговые гаубицы и прочее. Однако большая  часть югославского флота после неудачных попыток продажи была отправлена на металлолом. Из состава флота были выведены все подводные лодки, а также 2 из 4 фрегатов. Уцелевшие корабли вошли в состав ВМФ Черногории.

Флагман военно-морского флота Черногории
image003.jpg
http://balkanpro.ru/upload/iblock/c8c/Nato-Montenegro-7.jpg


Складские помещения бывшей военно-морской  базы Югославии. Горные склоны Боки постепенно застраиваются коттеджами.
image005.jpg

Пещера неизвестного назначения с подъездной дорогой
image007.jpg

Туннель для хранения боезапасов
image009.jpg

Ржавеющие остатки былой югославской мощи
image011.jpg

image013.jpg

Действующий причал бывшей военно-морской базы с плавучим краном.
image015.jpg

Ржавеющий десантный корабль
image017.jpg

В Бока-Которском заливе в горных склонах полуострова Луштица находятся остатки трех бункеров (туннелей) для подводных лодок. Два небольших бункера – «Rakite» и «Spilice» — плохо сохранились, а в третий, расположенный вблизи курортного городка Росе организуют экскурсии.

Строительство базы подводного флота начала Австро-Венгерская империя, продолжило Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, а завершился проект в 70-е годы в Социалистической Федеративной Республике Югославии. В скалах были вырублены и залиты монолитным бетоном туннели с причалом.
Императорские и Королевские Военно-морские силы (Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine) Австро-Венгрии включали подводный флот, насчитывающий по приблизительным подсчетам 67 субмарин 1909 – 1916 годов постройки (одномоментно в составе флота их было меньше). Возможно из трех сохранившихся бункеров (туннелей) для субмарин в Бока-Которской бухте два обветшалых снаружи были созданы в Австро-Венгерской империи, а наиболее сохранившийся бункер у курортного поселка Росе — в Социалистической Федеративной Республике Югославии. Всего на Адриатическом побережье бывшей Югославии, включая острова, было оборудовано 15 бункеров для субмарин и примерно столько же замаскированных причалов для нужд военно-морского флота. Фрагменты таких причалов в Черногории можно встретить в Рисане и Перасте.

Туннели в горных склонах Боки уходят в скалу на 80 -150 метров при ширине — 7 – 10 метров, глубине 8 метров, а у входа до 30 метров. В прошлом снаружи они были замаскированы. Наиболее сохранившийся туннель у посёлка Росе соединен с помещениями, где были склады топлива и боеприпасов, помещения с дизельными двигателями и т.д. После подписания Дейтонских соглашений в 1995 году объект оказался в демилитаризованной зоне и югославская армия его покинула.

На снимке два наиболее устаревших бункера с разрушающим покрытием у входа
image019.jpg

image021.jpg

image023.jpg

image025.jpg

Бывшая подземная база подводных лодок вблизи курортного поселка  Росе.  Здесь в 150-метровом туннеле могли укрыться две субмарины
image027.jpg

image029.jpg

Рядом с туннелем для субмарин сохранились вспомогательные подземные помещения  для четырех дизельных двигателей, используемых для зарядки аккумуляторов подлодок, вентиляционное оборудование и склад топлива. Внутренняя система подземных ходов соединяла базу с  береговой артиллеристской батареей, крепостью Кабала, построенной более ста лет назад австрийцами.
image031.jpg

Сегодня в Черногории реклама приглашает «в увлекательное путешествие  по многочисленным лабиринтам бункеров подводных лодок времен Второй мировой войны». Можно сойти с экскурсионного катера и пройтись по потаенным туннелям и даже нырнуть с вершины бетонного бункера в море (глубина позволяет). Фактически речь идет о сохранившемся бункере у курортного поселка  Росе. Другие бункеры посещать опасно, по крайней мере, я не видел фотографии любителе острых приключений. 

Экскурсионный тариф 59€ на человека, возможны скидки. В стоимость тура на четверых входит две бутылки местного вина, ассорти из местных сыров, копченого мяса (пршута) и фрукты.  За дополнительную  плату можно заказать шампанское  и пиво. Туннели стали уникальным местом для дайвинга с подводными фонарями. В ходе погружения можно увидеть кораллы, осьминогов и других обитателей подводного мира Адриатики.

Иногда яхтсмены и туристические катера заходят во внутренний туннель
image033.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/vitaly_sharonov/25565171/562133/562133_original.jpg

Я посетил эти места в конце сентября 2017 года — море, солнце и полная идиллия, но так было не всегда. Вход в Боку «утыкан» крепостями и фортами. По скромным подсчётам в устье залива находится до десятка оборонительных сооружений (крепостей и фортов). Возможно, первые из них появились еще в античную эпоху. Но наиболее ранние сохранившиеся укрепления в устье Боки Которской расположены на острове Ластвица (форт Мамула)  и на мысе у входа в залив на полуострове Превлака форт Оштро на хорватском берегу и форт Арза на черногорском берегу  напротив Мамулы.  Австрийские крепости (форты) Кабала (1897 года постройки) и Луштица на одноимённом черногорском полуострове были созданы позднее как вторая линия обороны Бока-Которского залива. Форт Кабала находится на высоте 110 метров над уровнем моря, был вооружен восьмью дальнобойными орудиями. Под фортом у уреза воды расположен бункер для подводных лодок.  Кроме того, в устье Боки имеется внушительная средневековая крепость Форте Маре в Герцег Нови и небольшой укреплённый островок с православным храмом

Более подробно о черногорских фортах и бункерах в журналах Алексея Коимшиди и Станислава Горбунова:
Малоизвестная Черногория. Австрийская крепость Арза.
Черногорские зарисовки. Форты Мамула и Луштица
О заброшенной базе подводных лодок в Росе

В устье Боки на горизонте — открытое Адриатическое море. Справа на мысе полуострова Превлака (Хорватия) находится бывший австрийский форт Оштро, слева — черногорский полуостров Луштица с двумя фортами.
image035.jpg

Вид со стороны моря на Бока-Которскую бухту
image037.jpg


Черногория по пути на Запад. Будва. Святой Стефан
Черногория. Подгорица. Деловая столица
Черногория.  Острожский монастырь. Третья христианская святыня в мире
Черногория. Бечиче. Один из самых красивых пляжей Европы
Черногория. Рафаиловичи. Доступный отдых на Адриатике

Бока-Которский залив. Жемчужина Черногории и Европы 
Герцег-Нови. Проект века Порто-Ново. Монако и Канны в одном флаконе
Черногория. Тиват. Порто Монтенегро для истинно богатых
Черногория. Венецианское чудо Пераст. Родина знаменитых капитанов
Черногория. Котор. Немеркнущий венецианский блеск 
Черногория. Воспоминания о бункерах для подводных лодок ушедших империй.


Tags: Черногория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments