Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Крит. Кносский дворец, возрождённый из небытия
Ландшафты жизни
dergachev_va
Валентина Балакирева, Владимир Дергачев
image001.jpg
Бастион, таможня Кносского дворца

Эпоху минойской (или критской) цивилизации (2700 -1400 годы до н. э.) называют дворцовой. Кроме Кносса известны еще дворцовые комплексы, например, в Фесте и Мали,  в которых концентрировалась политическая, экономическая, религиозная и общественная жизнь. Во времена минойской цивилизации Кносс был главным городом острова, а в греческой мифологии он связывается с именем критского царя Миноса.

Кносский дворец признан археологами выдающимся памятником минойской цивилизации, резиденцией легендарного царя Миноса.  Этот комфортабельный дворец с великолепными фресками называют античным Парижем. Дворец находится в четырех километрах от моря вблизи столицы острова города Ираклеона. Согласно древнегреческим легендам Крит был родиной Олимпийского бога Зевса, сына богини Земли Реи и бога Неба Крона. Впоследствии именно на Крит  Зевс доставил  похищенную финикийскую царевну Европу, которая родила ему здесь трех сыновей, включая Миноса, ставшего мудрейшим из всех царей Крита.
Однажды верховный морской бог Посейдон послал царю Миносу белого красавца-быка, чтобы тот принес его в жертву. Минос же нарушил обет и тогда рассерженный Посейдон околдовал царскую жену Пасифаю, заставив ее влюбиться в быка. По другой версии, скучающая царица (государственный муж был постоянно занят) не устояла перед ласками и другими прелестями настоящего быка. В результате роковой и порочной страсти на свет появился Минотавр, получеловек, полубык, ставший проклятьем и позором царя Миноса. Желая спрятать Минотавра от глаз людских, Минос поручил знаменитому афинскому архитектору Дедалу, жившему на Крите в изгнании, построить  особый дворец со сложнейшими переходами. Дедал воздвигнул знаменитый Лабиринт, в котором Минос скрывал своего сына Минотавра, рожденного его женой от священного быка Посейдона. Будучи наполовину быком, наполовину человеком, это чудовище питалось юношами и девушками, которых оставляли у входа в Лабиринт. Так продолжалось до тех пор, пока на Крит не прибыл легендарный царь Афин Тесей, победивший в сражении Минотавра. Долгое время после разрушения дворец считался мифическим сооружением.

Реконструкция Кносского дворца
image003.png
Фотография из рекламного проспекта

Несколько тысячелетий назад  Крит был мощной морской державы. Минойцы создали могучий флот и контролировали торговлю в Восточном Средиземноморье. Быстроходные минойские триеры доставляли в Египет, Ливию, Кипр и Анатолию критскую древесину, оливковое масло, керамику и украшения. Минойцы, за редким исключением, не строили крепостных стен вокруг дворцов. Казалось, благополучие будет вечным. Но роковым рубежом стало не нашествие варваров, а катастрофическое извержение в 1470 году до н.э. вулкана Санторин,  расположенного в 70 милях к северу от Крита. Извержение сопровождалось землетрясением и цунами. Подземные толчки разрушили дома и дворцы, мощный слой пепла  уничтожил посевы и оливковые рощи, цунами разрушило порты и стоявшие у причалов корабли. Боги, которым поклонялись минойцы, покарали (предали) народ.

Кносский дворец пережил многочисленные природные катастрофы (землетрясения и извержения вулканов). Первая постройка дворца,  датируемая  1900 - 1700 гг. до н. э.,  была разрушена по неизвестной причине. Отстроенный заново дворец вновь был разрушен через полтора века в результате катастрофического  землетрясения. Участь следующего дворца была столь же трагична. Раскопанные остатки дворца датируются 1500 годом до н.э. Минойской цивилизации был положен конец катастрофическим извержением вулкана на острове Санторин, затем на Крит вторглись ахейцы. В 1380 году до н.э. сильнейший пожар, разбушевавшийся в Кноссе, уничтожил Лабиринт и на тысячелетия похоронил минойскую цивилизацию, существовавшую  более чем 600 лет.
***
Многие и не только учёные искали точное расположение древнего поселения, но первым, кто определил местонахождение Кносского дворца, был грек Минос Калокеринос. Он начал раскопки в 1878 году, однако вскоре они были остановлены турецкой властью. Открытие Кносса как и легендарной Трои принадлежит не профессиональному археологу.  Бывший корреспондент английской газеты «Манчестер Гардиан» Артур Эванс (1851 – 1941) был воодушевлен героями греческих мифов и строками из «Одиссеи» об острове Крите и царе Миносе. Гомер однажды уже помог любителю археологии Генриху Шлиману, который  воспользовавшись «Илиадой», сумел раскопать Трою и Микены.
В 1886 году на Крит прибыл уже ставший знаменитым  Генрих Шлиман, желавший совершить очередное открытие. Он заключил с турками  (Крит входил в состав Османской империи) договор о покупке участка земли в районе предполагаемых раскопок. Но возмутился попыткой его обмануть, в контракте было указано значительно больше оливковых деревьев на покупаемом участке, чем на самом деле и сделка не состоялась. 

Англичанин Артур Эвенс приехал на Крит в 1894 году и купил участок холма, однако только через 6 лет, когда Крит получил автономию, он полностью приобрел Кносс. 1900 год, когда начались раскопки,  считается официальной датой открытия Минойской цивилизации. Сэр Эванс раскопал не просто дворец, а вернул из небытия забытую  цивилизацию.

Лабиринт раскапывался очень быстро, что привело к утрате многих археологических находок. Но надо отдать  должное Эвенсу, обнаруженные и сохранённые бесценные шедевры древнего искусства остались в музеях Крита и Афин. Эванс потратил большие личные средства, чтобы соединить археологическую ценность местности с туристической привлекательностью. Впоследствии в фундаментальном труде «Дворец Миноса» (в четырех томах) он описал открытую им минойскую культуру.

***
Архитектурный ансамбль Кносского дворца со сложной планировкой свидетельствовал не только о способностях минойских инженеров-строителей, но и о высоком уровне развития точных и прикладных наук. Количество помещений в нем достигало тысячи. Во дворце
http://see-art.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=edc7028a-c2c1-4d90-b98b-0ff0e3a175f7&key=Кносский%20дворец кроме царских покоев и мест культового поклонения и театрализованных представлений имелось множество мастерских, в которых работали скульпторы и художники. Здесь находились  многочисленные кладовые, погреба, хранилища для сокровищ и оружия, жилые помещения. Оригинальная вентиляция  дворца создавала постоянную прохладу, что было особенно важно в условиях жаркого климата. Дворец имел собственный водопровод и канализацию, которая вновь появилась на Крите через три с половиной тысячи лет.
Планировка дворца-лабиринта в несколько уровней хранит тайны,  множество залов, переходов, небольших комнат, потайных помещений и коридоров, уходящих глубоко под землю,  иногда  заканчивающихся  глухой стеной. Разное освещение помещения дворца создавала эффект особой таинственности.


Современные археологи продолжают споры о предназначении Лабиринта. Был ли это царский дворец, религиозный культовый центр жрецов или дворец-город.  В интернете можно встретить информацию о немецком профессоре геологии,  утверждающим,  что Кносский дворец не был царской резиденцией, а  служил местом культа смерти. Здесь  хранили останки умерших и изготавливали  мумии. Так называемая ванна царицы на самом деле была её саркофагом, а большие глиняные  кувшины сосуды предназначены не для зерна и масла,  а являлись  погребальными урнами и т.д. В конце концов, дворец был разрушен грабителями могил. Выдающиеся религиовед Мирча Элиаде находил много подтверждений тому, что на Крите, помимо культа быка, процветал культ смерти и верований, связанных с посмертной жизнью души. На Крите родился и умер легендарный Зевс, поэтому критяне ежегодно становились участниками таинственной мистерии «возрождения» бога[1].
image005.jpg

Дворец с неповторимыми фресками стал подлинным образцом эгейского искусства. На многих фресках присутствует изображение  быка. Культ быка был олицетворением силы в минойской культуре. Жизнь минойцев была в основном связана с морем. Поэтому дворец в изобилии  украшен морскими сценами на морскую тематику. Самая известная фреска дельфины из Мегарона (спальни) царицы-жрицы.  Древний художник с поразительной точностью изобразил морской простор, синих дельфинов и разноцветных рыб.
image007.jpg

Вилла знатного минойца
image009.jpg

Колонны заимствованы из египетской архитектуры.  Деревянные колонны служили надежным амортизатором при частых землетрясениях.
image011.jpg

image013.jpg

Помещения были оборудованы центральным водоснабжением, включая горячую воду и канализацией.
image015.jpg

image017.jpg

image019.jpg

Лестницы дворца, как многочисленные вены человека, переплетаются и создают эффект бесконечности Лабиринта.  На склонах вокруг дворца, как и тысячи лет назад  — оливковые рощи.
image021.jpg

Емкости для хранения зерна и вина
image023.jpg

Сегодня на территории дворца живут павлины, которые при хорошем настроении распускают свой царственный хвост
image025.jpg

После посещения Дворца можно отдохнуть в местной таверне.
image027.jpg

Солнечный Крит. Ираклион
Крит. Кносский  дворец, возрождённый из небытия
Крит. Мировая сокровищница минойской цивилизации

Другие публикации о Крите:
Крит. Между Европой, Африкой и Азией
Крит. Минойская морская держава
Крит. Кносский дворец
Крит. Ираклион
Крит. Город Святого Николая
Крит. На берегу залива Мирабелла
Крит. Греческая свадьба под ключ


Крит. Агиос Николаос. Марина 
Крит. Спиналонга. Неприступный бастион
Крит. Спиналонга. Республика прокаженных
Крит. Плато Лассити. Ветряные мельницы с полотняными лопастями
Крит. Верхом на ослике на родину Олимпийского бога Зевса



Метки: ,

?

Log in

No account? Create an account