?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Анатолий Демидов. Меценат, временно женатый на племяннице Наполеона
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image013.jpg
http://italy4.me/wp-content/uploads/2016/12/Villa_san_Martino_38_cr.jpg
Дворец (белокаменная галерея в неоклассическом стиле) известного русского мецената Анатолия Николаевича Демидова, князя Сан-Донато, большого поклонника Наполеона, временно женатого на племяннице Наполеона Матильде Бонапарт. В этом здании, построенном на Эльбе в 1851 году,  Демидов организовал музей, посвященный эпохе Наполеона. Двухэтажная вилла Наполеона находится в глубине за галереей (на снимке видна часть розовой стены виллы). Здание с садом окружено высокой кованой оградой с изображениями орлов – символов власти.

Русский и французский меценат, действительный статский советник, князь Сан-Донато Анатолий Николаевич Демидов (1813 – 1870) происходил из знаменитой династии богатейших российских предпринимателей (заводчиков и землевладельцев), выдвинувшихся при Петре Великом благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале. Он родился во Флоренции, в пятилетнем возрасте лишился матери,  и затем воспитывался отцом, предоставившим ему полную свободу. Почти всю свою жизнь Демидов прожил в Европе, лишь изредка приезжая в Россию. Он состоял на службе при российских посольствах в Риме, Лондоне, Вене, Париже, а выйдя в отставку,  обосновался во Флоренции. От отца он унаследовал страсть к собирательству произведений искусства. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире.

image015.jpg Анатолий Демидов с детских лет исповедовал культ Наполеона, хотя никогда его не видел. Оказавшийся неудачным брак с Матильдой де Монфор не изменил его намерения создать Наполеоновский музей. В 1851 году он приобретает летнюю резиденцию Наполеона на острове Эльба, строит вблизи грандиозную галерею-музей Сан-Мартино, посвящённую эпохе Наполеона. Церкви Мизерикордии в Портоферрайо он дарит несколько наполеоновских реликвий - копию гроба, в котором был похоронен Наполеон в Париже, и копии бронзовых слепков посмертной маски Наполеона и его руки. Ежегодно до наших дней в храме 5 мая в день смерти Наполеона, служат торжественную мессу, на которую первые крупные пожертвования были выделены меценатом. Умер Демидов бездетным.

Титул Князя Сан-Донато был введен в 1840 году тосканским великим герцогом Леопольдом II для проживавшего в Италии Анатоля Демидова с тем, чтобы он мог жениться на Матильде Бонапарт без ущерба для её статуса принцессы. Титул образован от названия демидовской виллы во Флоренции.
Вилла Сан-Донато во Флоренции.  Ныне можно увидеть только сильно обезображенный усадебный дом.
image017.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/ff/San_Donato%2C_Villa.jpg

Российский император Николай I, узнавший, что Демидов купил титул князя Сан-Донато, наотрез отказался признавать новоиспечённого князя в пределах своей империи: «Хочет быть князем? Пусть им и остаётся, но только там. Мне и своих хватает…».

Матильда Бонапарт (1820 - 1904) была женой Демидова короткий промежуток времени с 1840 до 1847 годы. Её родители — брат Наполеона I Жером и его вторая жена Екатерина Вюртембергская. О знаменитом дяде Матильда как-то сказала: «Если бы не он, я бы продавала апельсины на улицах Аяччо». По европейским нормам той эпохи она был порядочной женщиной, слабой в некоторых местах.  Бурный роман с Демидовым,  сопровождаемый взаимными изменами,   закончился не мене бурным разводом. Анатолий Демидов, обличив жену в неверности, потребовал развода без выделения средств на её дальнейшее содержание. Матильда обратилась за помощью к российскому императору (мать принцессы Матильды была его  двоюродной сестрой). В письменном объяснении  Демидов написал: «…Сия девица оказалась лгуньей и воровкой……была блудлива, в срамных утехах принимала мужчин и женщин, а так же удовольствия имела от прочих престранных и богопротивных занятий, описать которые я не имею возможности ввиду своего воспитания…». В конце концов,  Демидов оказался истинным джентльменом и выделил Матильде содержание.

Себастьен Шарль Жиро Столовая в особняке Матильды Бонапарт  в Париже, где собирался цвет французского искусства и литературы.
image018.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d9/Salle_%C3%A0_manger_Princesse_Mathilde_-_Rue_de_Courcelles.jpg

Анатолий Демидов в отличие от любвеобильной жены вошел в историю как меценат. На его пожертвования основаны в Санкт-Петербурге «Демидовский дом призрения трудящихся» и «Николаевская детская больница» — первое в России и второе в Европе здравоохранительное учреждение для «маленьких детей, подвергшихся различным прилипчивым и другим болезням их возрасту свойственным». В начале 2000-х годов осуществлена реконструкция зданий больницы с перепрофилированием под центр восстановительного лечения «Детская психиатрия».
image020.jpg
http://spbspace.com/media/uploads/612_1_1386861701.jpg

«Демидовский дом призрения трудящихся», в котором в 1836 году за счет благотворителей открыли школу воспитания бедных детей, затем школу-интернат для девочек, которых учили для служения в качестве экономок. При Доме был открыт первый в России детский сад, под названием «Образцовый детский приют» на полном обеспечении. В настоящее время корпус Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.
image022.jpg

Демидов покровительствовал художникам, особенно жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, которому заказал грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина был подарена Николаю I, передана в Эрмитаж и стала достоянием Отечества.