Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Анатолий Демидов. Меценат, временно женатый на племяннице Наполеона
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image013.jpg
http://italy4.me/wp-content/uploads/2016/12/Villa_san_Martino_38_cr.jpg
Дворец (белокаменная галерея в неоклассическом стиле) известного русского мецената Анатолия Николаевича Демидова, князя Сан-Донато, большого поклонника Наполеона, временно женатого на племяннице Наполеона Матильде Бонапарт. В этом здании, построенном на Эльбе в 1851 году,  Демидов организовал музей, посвященный эпохе Наполеона. Двухэтажная вилла Наполеона находится в глубине за галереей (на снимке видна часть розовой стены виллы). Здание с садом окружено высокой кованой оградой с изображениями орлов – символов власти.

Русский и французский меценат, действительный статский советник, князь Сан-Донато Анатолий Николаевич Демидов (1813 – 1870) происходил из знаменитой династии богатейших российских предпринимателей (заводчиков и землевладельцев), выдвинувшихся при Петре Великом благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале. Он родился во Флоренции, в пятилетнем возрасте лишился матери,  и затем воспитывался отцом, предоставившим ему полную свободу. Почти всю свою жизнь Демидов прожил в Европе, лишь изредка приезжая в Россию. Он состоял на службе при российских посольствах в Риме, Лондоне, Вене, Париже, а выйдя в отставку,  обосновался во Флоренции. От отца он унаследовал страсть к собирательству произведений искусства. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире.

image015.jpg Анатолий Демидов с детских лет исповедовал культ Наполеона, хотя никогда его не видел. Оказавшийся неудачным брак с Матильдой де Монфор не изменил его намерения создать Наполеоновский музей. В 1851 году он приобретает летнюю резиденцию Наполеона на острове Эльба, строит вблизи грандиозную галерею-музей Сан-Мартино, посвящённую эпохе Наполеона. Церкви Мизерикордии в Портоферрайо он дарит несколько наполеоновских реликвий - копию гроба, в котором был похоронен Наполеон в Париже, и копии бронзовых слепков посмертной маски Наполеона и его руки. Ежегодно до наших дней в храме 5 мая в день смерти Наполеона, служат торжественную мессу, на которую первые крупные пожертвования были выделены меценатом. Умер Демидов бездетным.

Титул Князя Сан-Донато был введен в 1840 году тосканским великим герцогом Леопольдом II для проживавшего в Италии Анатоля Демидова с тем, чтобы он мог жениться на Матильде Бонапарт без ущерба для её статуса принцессы. Титул образован от названия демидовской виллы во Флоренции.
Вилла Сан-Донато во Флоренции.  Ныне можно увидеть только сильно обезображенный усадебный дом.
image017.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/ff/San_Donato%2C_Villa.jpg

Российский император Николай I, узнавший, что Демидов купил титул князя Сан-Донато, наотрез отказался признавать новоиспечённого князя в пределах своей империи: «Хочет быть князем? Пусть им и остаётся, но только там. Мне и своих хватает…».

Матильда Бонапарт (1820 - 1904) была женой Демидова короткий промежуток времени с 1840 до 1847 годы. Её родители — брат Наполеона I Жером и его вторая жена Екатерина Вюртембергская. О знаменитом дяде Матильда как-то сказала: «Если бы не он, я бы продавала апельсины на улицах Аяччо». По европейским нормам той эпохи она был порядочной женщиной, слабой в некоторых местах.  Бурный роман с Демидовым,  сопровождаемый взаимными изменами,   закончился не мене бурным разводом. Анатолий Демидов, обличив жену в неверности, потребовал развода без выделения средств на её дальнейшее содержание. Матильда обратилась за помощью к российскому императору (мать принцессы Матильды была его  двоюродной сестрой). В письменном объяснении  Демидов написал: «…Сия девица оказалась лгуньей и воровкой……была блудлива, в срамных утехах принимала мужчин и женщин, а так же удовольствия имела от прочих престранных и богопротивных занятий, описать которые я не имею возможности ввиду своего воспитания…». В конце концов,  Демидов оказался истинным джентльменом и выделил Матильде содержание.

Себастьен Шарль Жиро Столовая в особняке Матильды Бонапарт  в Париже, где собирался цвет французского искусства и литературы.
image018.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d9/Salle_%C3%A0_manger_Princesse_Mathilde_-_Rue_de_Courcelles.jpg

Анатолий Демидов в отличие от любвеобильной жены вошел в историю как меценат. На его пожертвования основаны в Санкт-Петербурге «Демидовский дом призрения трудящихся» и «Николаевская детская больница» — первое в России и второе в Европе здравоохранительное учреждение для «маленьких детей, подвергшихся различным прилипчивым и другим болезням их возрасту свойственным». В начале 2000-х годов осуществлена реконструкция зданий больницы с перепрофилированием под центр восстановительного лечения «Детская психиатрия».
image020.jpg
http://spbspace.com/media/uploads/612_1_1386861701.jpg

«Демидовский дом призрения трудящихся», в котором в 1836 году за счет благотворителей открыли школу воспитания бедных детей, затем школу-интернат для девочек, которых учили для служения в качестве экономок. При Доме был открыт первый в России детский сад, под названием «Образцовый детский приют» на полном обеспечении. В настоящее время корпус Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.
image022.jpg

Демидов покровительствовал художникам, особенно жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, которому заказал грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина был подарена Николаю I, передана в Эрмитаж и стала достоянием Отечества.

?

Log in

No account? Create an account