?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Сиамская империя Аюттхая
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://weaponhistory.com/wp-content/uploads/2016/03/7-25.jpg

Вид на средневековый храм Ват Чайваттханарам, расположенный на правом берегу реки Чау-Пхрая (Чаупхрая), во время катастрофического наводнения 2011 года (исторический парк Аюттхая, провинции Аютайя). Храм был построен в 1630 году в кхмерском стиле, в его архитектуре прослеживается связь с храмовым комплексом Ангкор Ват в Камбодже. Также как и все остальные храмы Аюттайи был разграблен и сожжен в 1767 году, сегодняшний облик храм приобрел в ходе реставрации в 1992 году.

Прежде чем, изложить судьбу сиамской империи Аюттхая, обратимся к более широкой исторической панораме. В 7 – 3 веках до н.э. на территории современного Таиланда обитали австралийско-азиатские племена, умевшие выращивать рис раньше китайцев, выплавлять бронзу и расписывать керамику изящными узорами раньше месопотамцев.

Менамская низменность, через которую протекает главная тайская река Чаупхрая (Менам) и сегодня главная житница Таиланда. Местные плантации риса дают до 3 урожаев в год. Здесь проживает большая часть населения Таиланда и расположена современная столица страны — Бангкок. От слияния двух своих основных притоков Пинг (590 км) и Нан (627 км) у города Накхонсаван Чаупхрая протекает 372 км в южном направлении и впадает в Сиамский залив, образуя обширную дельту.

В 1 веке новой эры в плодородной долине реки Чаупхрая появляются буддийские города-государства, созданные монами (смесь пришельцев из Индии и прапредков тайцев). В средневековье здесь правили кхмеры, пока в 1238 году тайцы не добились независимости. Они основали сиамское королевство Сукхотай (предшественницы современного Таиланда), ставшее могущественной державой, влияние которой простиралось на юг Таиланда, а также на часть Лаоса и Бирмы. Оно поддерживало торговые связи с монгольско-китайской династией Юань. Во время наибольшего расцвета королевства (1279—1298) был разработан тайский алфавит, а буддизм стал государственной религией королевства.

С 30-х годов 14 века одряхлевшая монголо-китайская династия Юань перестала вмешиваться в дела Юго-Восточной Азии (ЮВА). Но с конца века императоры новой китайской династии Мин стремились дипломатическим путем продолжить экспансию в ЮВА и убедить местных монархов подчиниться Поднебесной, «которая с древних времен простирала свой надзор над всем, что лежит между Небом и Землей, что освещается солнцем и луной».

В целом вторая половина 14 и 15 века были периодом небывалого расцвета Юго-Восточной Азии. Достигают вершины могущества Сиам, Маджапахит (Ява) и позже Вьетнам и Малакка. Положение осложнилось новой агрессией Поднебесной, отраженной Вьетнамом и другими народами.

***
В 1351 году основывается государство Аюттхая (Сиам), заимствующее у кхмеров принцип божественности короля. В 1431 году сиамские войска захватили Ангкор (священный кхмерский город). Из столицы Кхмерской империи в Сиам было угнана кхмерская верхушка (брахманы, чиновники, юристы и т.п.). В сиамской феодальной монархии должность доминировала над личностью. С утратой должности чиновник терял свои права, землю и имущество.

После захвата тайцами Анкора кхмеры были вынуждены перенести столицы вглубь страны. В результаты военных действий была разрушена ирригационная сеть, произошло понижение уровня реки Ангкор на 2,5 метра. Житница страны, дававшая до 3 урожаев в год, превратилась в бесплодную местность. Ангкор пришёл в запустение и был вновь открыт для европейцев только в 19 веке.

После многолетней войны Аюттхая аннексирует королевство Сукхотай. Столица на реке Чаупхрая становится одним из крупнейших и богатейших городов средневековья. Многие законодательные акты державы в трансформированном виде лежат в основе государственности современного Таиланда. Весь север Таиланд занимало государство Ланна («миллион рисовых полей») со столицей Чиангмай. Королевство Аюттхая воевало с Ланна, затем с Бирмой, войска которой, в конце концов, разграбили Аюттхая.

Внешняя политика королевства Аюттхая (Сиам) была направлена к продвижению на запад к побережью Индийского океана (Андаманскому морю) и на юг к Малаккскому проливу. Цель экспансии — установление контроля над торговыми путями из Индии в Китай. Но созданию многонациональной империи и господству в Индокитае помешало яванское государство Маждапахит, вмешавшееся в борьбу за проливы.

Сиам установил тесные контакты с китайской династией Мин, и купцы получили право беспошлинной торговли в Поднебесной — крупнейшей торговой державой мира. В 1402 году после непродолжительного периода в свертывании внешней торговли, морские походы китайцев приняли неслыханные ранее масштабы. Начались знаменитые морские экспедиции адмирала Чжэн Хэ от Японии до Африки. В первой половине 15 века Малакка становится центральной базой китайского флота. Китайские эскадры численностью в несколько десятков тысяч человек отсюда ходили к берегам Филиппин и к побережью Африки. Но в 1436 году китайский император принимает роковое для будущего Поднебесной решение о запрещении морских походов и строительства кораблей.

Приток мусульманский купцов в Малакку способствовал распространению ислама. Но Бирма, Сиам, Лаос и Кампучия оказались глухи к мусульманским проповедям. С захватом португальцами Малакки в 1511 году международной торговле в ЮВА был нанесён сильный удар. В начале страны региона быстро оправились и создали новые торговые центры и пути в обход Малаккского пролива. Но местные правители, занятые борьбой друг с другом, недостаточно оценили европейскую угрозу и не объединились для уничтожения португальской базы в Малакке.

16 век стал периодом геополитического равновесия между местными княжествами и султанатами и европейскими колонизаторами. Захват португальцами контроля над Малаккским проливом принес экономические выгоды Сиаму, где организовали транспортный коридор (волок) через перешеек Кра. Первая попытка захвата Филиппин испанцами закончилась гибелью Магеллана в 1521 году.

В 1568 году разгорелся очередной бирмано-сиамский конфликт, началась третья война между соседними враждующими странами. Столица Сиама Аюттхая была подвергнута полному разграблению. Значительная часть феодальной верхушки и многие простые сиамцы были угнаны в плен, в городе осталось менее 10 тыс. жителей. Шедшая на помощь тайцам 30-тысячная армия лаосского короля с тысячью боевых слонов была разгромлена. Бирманская империя к середине 70-х годов 16 века простиралась от границ Индии до границ с Вьетнамом. Великолепие бирманской столицы Пегу поражало иностранцев, крыши некоторых усадьб местной знати были покрыты золотыми листами. Империя обладала огромной морской и сухопутной военной мощью, а многие подданные владели значительным состоянием, включая золото и серебро.

В 17 веке голландский флот совершил решительный перелом в пользу Запада. Голландцы выдавили португальцев из Малакки, утратившей значительную экономическую роль в регионе, уступив место главного торгового порта Батавии на острове Ява.

Информация для уточнения. Впервые «Сиам» упоминается на барельефе кхмерского храмового комплекса Ангкор Ват, на котором командующий тайских войск предстает перед королем Кхмерской империи вместе с группой наёмников Саям Кок. Первое слово Саям ассоциируют с санскритским словом Sama («чёрный, жёлтый, золотой»), второе слово соотносится с рекой Кок, протекающей по северу Таиланда.

Наименование Сиам может соотноситься со следующими королевствами: Сукхотаи (1238—1438), Аюттхая (1351–1767), Тхонбури (1768–1782), Раттанакосин (1782–1932) и Таиланд (1932–1949). Несмотря на европейскую экспансию в регион Сиам оставался самым могущественным и крупнейшим тайским государством в Индокитае, включая вассальные государства Камбоджа, Ланна, Лаос, Пегу, а также части Малайзии. С середины 19 века с правления короля Рамы IV королевство официально называлось «Сиам».



image003.gif
Территориальные потери Сиама с 1867 по 1909 год.
Таиланд (Сиам) никогда не был колонией благодаря гибкой политике королей, игравших на противоречиях между Великобританией и Францией. Страна вынуждена была уступить часть приграничных территорий, например, в Малайзии и Лаосе, но сохранила независимость. В результате революции 1932 года Сиам стал конституционной монархией. Во время Второй мировой войны Таиланд поддерживал Японскую империю. Сиамом страну называли исключительно за рубежом, и по предложению Японии, королевство переименовали в Таиланд в честь коренного народа тайцев. Этимология слова «тай» — «свободный», то, что в Европе означало слово «франк». В послевоенные годы Таиланд стал союзником США.

***
Королевство Аюттхая возникло после поражения Сукхотая. В 1350 году сиамский король перенёс столицу, чтобы избежать эпидемии, южнее на берег быстрой судоходной реки Чуапраи, буквально кипящей от священных белобрюхих сомов. Город получил название в честь Айодхья в Индии — места рождения Рамы в соответствии с эпосом «Рамаяна». Аюттхая или Пхра Накхон Си Аюттхая до разрушения бирманской армией в 1767 году насчитывала до миллиона жителей, и была крупнейшим городом на Земле.

В королевстве Аюттхае, именуемом иностранцами Сиамом, правило 35 королей. Во время расцвета в столице было три королевских дворца, 375 храмов, 29 укреплённых фортов и 94 городских ворот. В городе проживало немало иностранцев — французов, португальцев, японцев, голландцев и англичан. В 1511 году здесь открыто португальское посольство, дипломатические представительства создают французы и другие европейские государства. В городе имелись христианские церкви, с 17 века сохранился собор Святого Иосифа. В Аюттхае всего проживали подданные свыше 40 государств. Иностранцам разрешалось селиться в особых кварталах, где они могли жить по обычаям своей страны под управлением старшины, выбранного для ведения дел с сиамскими чиновниками.

Государство вело торговлю с Китаем, Явой, Малайзией, Индией, Японией и Европой. Английские и португальские купцы приезжали сюда за ароматными специями. Интенсивная международная торговля способствовала стремительному расцвету его культуры и ремесленного производства. Процветали искусство, литература и архитектура. Средневековая столица Сиама изумляла европейцев своей красотой. Путешественники отмечали, что город в 17 веке превосходил Париж. Великолепие дворцов и храмовых ансамблей восхищало побывавших здесь европейских купцов, путешественников и миссионеров.

Но средневековая история королевства не была безмятежной. Сиам нападал на соседей и сам страдал от их агрессий. В 1767 году бирманская армия с авангардом из боевых слонов окончательно покорила Аюттхаю.

Боевые слоны использовались в далеком прошлом для боевых целей в армиях различных государств. В Средневековье боевые слоны были грозной силой, в том числе благодаря устрашающему эффекту, который они производили на противника, однако с появлением огнестрельного оружия и, в особенности, артиллерии роль слонов стала уменьшаться. Даже лёгкая артиллерия выводила боевых слонов из строя. Несмотря на это, слоны ещё довольно долго использовались в качестве передвижных наблюдательных и командных пунктов. Боевые слоны использовались в Юго-Восточной Азии вплоть до 19 столетия из-за сложной проходимости рельефа данного региона, что делало его практически непригодным для использования кавалерии. Сиамская армия оснащала боевых слонов артиллерийскими орудиями малого калибра вплоть до франко-сиамской войны (1893).

В 1767 году жители сиамской столицы напрасно надеялись на наводнение, которое могло остановить нападавших. Бирманцы учли нрав природной стихии и в результате длительной осады взяли город и разграбили. В огне погибли исторические летописи и архивы Аюттхаи. Были уничтожены великолепные дворцы правителей Сиама и многочисленные пагоды. Завоеватели расплавили золотые статуи Будды, разрушили и ограбили реликварии с драгоценностями. Со временем руины столицы были преданы полному забвению. Власть не стала восстанавливать Аюттхаю, король перенёс столицу в Тхонбури (1772 -1782), а позже в Бангкок. Аюттхая так и не смогла оправиться от разгрома. Стихия реки и жаркий влажный климат разрушает древние памятники.

О былом величии столицы Сиама свидетельствуют панорамы частично реставрированных с 1956 года храмовых ансамблей. Многочисленные руины реликвариев (ступ) можно видеть в каждом храмовом комплексе Аюттхаи. Ступа также воплощает собой космическое начало вселенной, состоящей из основания, полусферы, шеста на ее вершине с нанизанными на него кругами, символизирующими небо. В Сиаме этот тип культового сооружения несколько изменился в пропорциях и получил название пранг. Эти сооружения возводили для хранения реликвий Будды и захоронения пепла членов королевских династий.

Руины старого города находятся на территории Исторического парка Аюттхая, включённого ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. Здесь расположен Центр изучения истории Аюттхаи. В 1961 году открыт Национальный Музей Чао Сам Пхрая на деньги, полученные от продажи некоторых наименее ценных экспонатов из храма Ват Ратчабурана. Он является вторым по величине историческим музеем Таиланда. Новый город построили в нескольких километрах к востоку от разрушенной средневековой столицы, он расположен в 70 км к северу от Бангкока.

Действующие буддийские монастыри в Таиланде играют заметную роль в обществе. До сих пор во многих семьях принято на сезон дождей отправлять туда сыновей, особенно непутевых. Тайцы говорят, что многие из них возвращаются преображёнными.
image004.png

Подробно: Виктория Шишкина Аюттая — средневековая столица Сиама

Один из впечатляющих архитектурных комплексов Аюттхаи Ват (храм) Чай Ваттанарам основан в 1630 году на правом берегу реки Чаупхрайя (см. фото в начале статьи) и принадлежал королевской династии. В 2011 году произошло катастрофическое наводнение, и стационарная дамба не смогла спасти храм от подтопления.

Ансамбль воспроизводит буддийскую версию модели Вселенной. 35-метровая Центральная башня символизирует легендарную гору Меру. Согласно легенде в этом центре Вселенной находится обитель богов, а вокруг вращаются солнце, луна и планеты. Четыре меньших башни олицетворяют четыре континента. Ват предназначался для культовых церемоний с участием членов королевской семьи, на его территории также проходила их кремация. Здесь было установлено более ста статуй Будды, обезглавленных бирманцами в 1767 году.

***
Ват Пхра-Сисанпхет был основан в 1448 году на территории, занятой с 1350 года (основание Аюттхаи) царским дворцом. Храм был сооружен царем по образцу Ват-Махатхат в Сукхотаи. Его сын в 1492 году построил две чеди (ступы), в которых хранился прах его отца и брата, царя. Третья чеди была выстроена в 1592 году царём Боромарачей IV, и туда помещён прах самого Раматхибоди II. Три построенных в линию чеди составляют одну из наиболее известных достопримечательностей Аюттхаи. Ват принадлежал непосредственно царской семье, и в нём не жили монахи. Ват использовался исключительно для церемоний с участием царя.

В 1479 году по приказу Раматхибоди II была построена вихара, в которой находилась золотая 16-метровая статуя Будды, являвшаяся объектом почитания и паломничества. В 1740-х годах была осуществлена реставрацию храма, на территории вата были также построены несколько десятков чеди меньшего размера, нежели основные три, и в них помещен прах членов царской семьи.

После занятия Аюттхаи бирманцами в 1767 году ват был разграблен и начал приходить в упадок. Король Рама I приказал перенести остатки статуи Будды в Бангкок и поместил их в специально построенную чеди.

С 1927 года комплекс находится в ведении Министерства искусства Таиланда, осуществившего частичную реставрацию храма. Основной достопримечательностью вата являются три отреставрированные чеди, сооружённые для хранения праха трех королей. Как часть исторической Аюттхаи, ват входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория обнесена высокой оградой с воротами.
image006.jpg

При входе наглядная иллюстрация, как правильно носить рюкзаки, чтобы содержимое было целым в местах скопления народа (туристов).
image008.jpg

Ступа (субурган, «макушка, куча земли, камней, земляной холм») — буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме, менее распространены ступы с внутренним помещением.

Первоначально представляла собой реликварий, затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.
Буддийская традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что в ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так, постепенно, они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.

Выделяют мемориальные и реликварные ступы. Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям. Реликварные ступы строят над телесными останками или служат для хранения предметов, которыми просветлённые пользовались при жизни.

В Таиланде и других странах ЮВА, где распространён буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храм—пагода. Обычно формы тайских ступ — конусообразные, с более скошенными углами.

image010.jpg

image012.jpg

image014.jpg

Всего за 500 батов можно укрыть золотистым покрывалом многометровую белоснежную статую Лежащего Будды и решить этим обрядом личные финансовые проблемы. Миниатюрные фигурки буддийских святых продаются совершенно свободно, но их вывоз из страны не поощряется. Исключение делается только для фигурок высотой не более 8 сантиметров.
image016.jpg

Будда думает о чем-то вечном
image018.jpg

Паломники ставят свечи и молятся
image020.jpg

image022.jpg

image024.jpg

Я никогда не был внутри пагоды-ступы и не поленился подняться по крутой лестнице. Внутри в центре — глубокий колодец с пеплом умерших?
image026.jpg

image028.jpg

image030.jpg

image032.jpg

В храме Yai Chai Mongkol в 14 веке медитировал король Раматхибоди I. В 16 веке была воздвигнута большая пагода в честь долгожданной победы над бирманцами. На территории находятся фигуры Будды, укутанные в шафрановые одежды. Все статуи изображены медитирующими и расположены рядом друг с другом, однако между ними имеются углубления, в которых можно просто посидеть или помедитировать вместе с фигурами.
image034.jpg

image036.jpg

image038.jpg

image040.jpg

image042.jpg

image044.jpg

image046.jpg

image048.jpg

image050.jpg

image052.jpg

image054.jpg

image056.jpg

image058.jpg

image060.jpg

image062.jpg

image064.jpg

image066.jpg

image068.jpg

Любителям истории для сравнения: Виджаянагар. Великая империя, поглощённая царством обезьян

Таиланд. Великий король Рама IX. Символ единства страны
Таиланд. Королевский летний дворец. Версаль и Петергоф в одном флаконе
Таиланд. Главные морские ворота. Дорога в  средневековую сиамскую столицу

Сиамская империя Аюттхая
Сиам. Аюттхая. Голова Будды, явившаяся миру через века

Таиланд. Райский остров Самуй под гнетом туристического бума

Предыдущие публикации серии «Великий час Южных морей»:
Великий час Южных морей. Путешествие в Индокитай

Сингапур. Прагматизм диктатуры интеллектуального Дракона
Ли Куан Ю. Отец сингапурского «экономического чуда»
Сингапур. Морской Дракон на Великом Шелковом пути
Сингапур. Воздушный Дракон Чанги с закалдованным садом
Сингапур. Вид с высоты «космической лодки»
Сингапур. Раффлз-плейс. Деловой и финансовый центр страны
Сингапур. Исторический центр. Зеленый луг как символ непорочной демократии

Малайзия. Успешная страна, без скоропортящихся западных марионеток во власти
Малайзия. Успешная страна, без скоропортящихся западных марионеток во власти
Махатхир Мохамад. Лидер Малайзии, не предавший народ ради собственной наживы
Северное Борнео. Малайзийский  штат Сабах
Малайзия. Северное Борнео. Кота-Кинабалу. Столица штата Сабах
Северное Борнео. Визит к предку человека — орангутангу
Когда туристы-папуасы посетят умирающие деревни «братьев славян»?

Вьетнам. Успешная страна, где национальные интересы превыше всего
Вьетнам. Непобеждённая страна
Вьетнам. Дельта Меконга
Хошимин. Сайгон. «Париж Востока»
Хошимин лицом к Сайгону
Хошимин. Музей истории Вьетнама

Камбоджа. Медленное возрождение после национальной трагедии
Великая Кхмерская империя, поглощённая джунглями, царством змей и обезьян
Кхмерская империя. Ангкор. Крупнейший город мира доиндустриальной эпохи
Камбоджа. Сиануквиль. Морские ворота и курорт страны
Камбоджа. Сиануквиль. Русский змеелов, спасающих кхмеров
Родные Нью-Васюки в Сиамском заливе и священный кхмерский водопад