?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Сиам. Аюттхая. Голова Будды, явившаяся миру через века
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg

Каменные статуи Будды, украшавшие храмовые комплексы средневековой тайской столицы Аюттхаи, утратили свои головы в результате варварской акции бирманцев в 1767 году. До настоящего времени дошли аллеи обезглавленных священных статуй в ансамбле королевского монастыря Ват Махатхат. Чудом сохранилась единственная голова Будды, срубленная и погребённая под обломками. Она явилась миру через века. Корни дерева оплели и постепенно подняли на поверхность земли спокойный и медитирующий лик святого с полуприкрытыми глазами. Средневековый образ Будды стал одной из главных святынь Аюттхаи.

Знаменитый храм Пхра-Махатхат (Phra Mahathat ,«Храм Великой Реликвии») возводится с 1374 по 1384 годы. Здесь хранилась необычная статуя Будды, сидящего на троне, сделанного из зеленого камня. Королевский монастырь служил резиденцией главы местного сообщества (братства) буддистских монахов.

Ключевая особенность буддийского монашества является сложный набор правил поведения, в том числе полное целомудрие и еду только до полудня. Между полуднем и следующим днем, строгий порядок изучения Священных Писаний, пение, медитации. Нарушение правил влечёт за собой наказание вплоть до постоянного исключения из братства.

Через три века, когда Аюттхая была разрушена бирманцами, этот храм был сожжен и с того времени остаётся в том же состоянии. Но и руины храма неоднократно подвергались осквернению. Приблизительно в 1911 году главный пранг (башня) монастыря рухнул и любители лёгкой наживы попытались найти зарытые сокровища. Только в 1956 году Департамент изобразительных искусств Таиланда в поисках реликвий предпринимает раскопки вокруг центрального пранга. Реликвии Будды были найдены в ступе (семиэтажной гробницей). Были обнаружены также статуи Будды, шкатулки в форме рыб с отделкой и золотые мемориальные доски в форме животных. Антиквариат хранится в Национальном историческом музее Чао Сам Прайя.

У входа в Ват Махатхат (Wat Phra Mahathat) оборудованы стоянки не только для автобусов и автомобилей, но и для велосипедов.
image003.jpg

image005.jpg

В публикациях обращают внимание, что на фотографиях с конца 1990-х годов у Будды видна только одна раскрытая щека, а фотографии, сделанные до 1980-х годов, показывают обе щеки.
image007.jpg

Макет королевского монастыря с центральным пранга (храмом-башней).
image009.jpg

image011.jpg

Руины центрального храма-башни Махатхат
image013.jpg

image015.jpg

image019.jpg

image021.jpg

Будда с воспроизведенной во время реставрации головой в храмовом комплексе Махатхат
image023.jpg

Буддийский храмовый комплекс Ват Пхра Си Санпхет был возведен к 1448 году по образцу храма Махатхат в Сукхотаи на территории, занятой царским дворцом с 1350 года, разрушен при захвате бирманцами Аюттхаи в 1767 году. Главной достопримечательностью святыни являются три недавно отреставрированные чеди, расположенные в центре храма на высоком постаменте. Они предназначались для праха короля Бороматраилоканата и его двух сыновей, тоже королей.

Храм получил свое название от большой статуи Будды установленной здесь в 1503 году по приказу Раматхибоди II. Статуя высотой 16 метров была покрыта более чем 150 кг чистого золота. Когда бирманцы разграбили город, статуя Будды была разбита. Король Рама I приказал перенести остатки статуи Будды в Бангкок и поместил их в специально построенную чеди.

В 18 веке на территории вата были также построены несколько десятков чеди меньшего размера, и в них помещен прах членов царской семьи. Ват принадлежал непосредственно царской семье, и в нём не жили монахи. Ват использовался исключительно для церемоний с участием царя.
image027.jpg

image029.jpg

image031.jpg

Гид с желтым флажком в ожидании группы туристов перед храмом
image033.jpg

image035.jpg

Вблизи храма Пхра-Махатхат западнее реки Лопбури  расположен еще один крупный  буддийский комплекс — Wat Ratchaburana (15 век). Согласно «Королевским хроникам Аютайи» (1680), храм был построен в 1424 году, когда после смерти тайского короля осталось три сына. Старшие братья направили свои армии к столице, чтобы взять престол и погибли, сражаясь друг с другом на боевых слонах.  На престол взошел младший брат, под тронным именем Боромморачатхират II (годы правления 1424—1448), который повелел выстроить храм на месте кремации его старших братьев. Король Боромморачатхират III (годы правление 1733—1758), до вступления на трон много лет проведший в монашестве, перестроил храм и добавил еще одну ступу.

Центральный пранг храма богато украшен изображениями гаруд и наг и выполнен в кхмерском стиле.  В 1957 году храмовый комплекс был разграблен. Воры вынесли золотые реликвии, общим весом в  75 кг, большую часть из похищенного найти не удалось. После инцидента  храм подвергся реставрации. Археологи вскрыли крипту, в которой обнаружили 2 121 артефакт, большая часть которых также была из золота. Во время реставрации в храме были найдены монеты, королевские золотые регалии, относящиеся к началу 15 века, и три изображения Будды, выполненные сингальскими мастерами и датирующиеся 1424 годом. Найденные артефакты, включали в себя золотые королевские реликвии, украшения и монеты. Среди артефактов был также золотой королевский меч, по всей видимости, изготовленный для церемонии погребения. Во время работы археологи обнаружили три комнаты, заполненные табличками из Тайланда, Индии, Бирмы, Индонезии, Непала и других стран. Среди них было найдено несколько табличек с текстом на китайском языке и золотая бляжка с надписями на китайском. Были найдены три каменные статуи Будды из Шри-Ланки, Индии и Непала. Все найденные артефакты сейчас находятся в Национальном историческом  музее им. Чао Сам Пхраяа, построенном в 1961 году на деньги, вырученные с продажи некоторых предметов  из крипты храма, и названным в честь короля Боромморачатхирата II.

В 1991 году храм внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время катастрофического наводнения 2011 года храм сильно пострадал. Поэтому был осуществлён совместный международный проект Германии и Тайланда по сохранению и восстановлению храма «German Wat Ratchaburana Safeguarding Project» (GRASP). Партнером со стороны Тайланда являлся Департамент Изобразительных Искусств, со стороны Германии — Технический институт Кельна.
image037.jpg

image039.jpg

image041.jpg

image043.jpg

image045.jpg

image047.jpg

image049.jpg

Будда в руинах храма
image051.jpg

image053.jpg

Предупреждение слишком активным туристам, что нельзя делать при фотосессиях в буддийском монастыре. Особенно велико стремление забраться на скульптуры обезглавленного Будды, чтобы изобразить себя для потомков. Нельзя фотографироваться на память с Буддой.
image055.jpg

image057.jpg

image059.jpg

Буддийский монастырь Wat Phra Ram был построен на месте кремации первого аюттхаянского монарха, короля Раматибоди I (годы правления 1351-1369), основавшего новую сиамскую столицу. Храм возведён приблизительно в конце 14 и начале 15 веков.
image061.jpg

image063.jpg

image065.jpg

У многих посетителей наряд с восхищение от увиденного, возникает вопрос о необходимости в строителе такого количества храмов. Австрийский археолог и историк Роберт Гейне-Гелдерн объясняет в труде «Государства и царства в Юго-Восточной Азии (1956), что средневековые монархи во имя власти обязаны были обладать великим религиозным достоинством.

Постройка храма считалась наибольшей заслугой для монарха. Особенно, когда он проявлял свое почтение к своему предшественнику или царственному предку, поместить останки бывшего короля в пранг или чеди. Достоинство определялось и количеством ценностей, помещенных в подземных криптах храмов. Со временем накапливались такие богатства или можно сказать золото-валютные запасы, что они становились привлекательными для агрессии соседнего государства. Грабанул чужие могилы и становишься еще богаче. В средневековье буддийские монастыри возводились на месте королевского погребального костра и бывших королевских резиденций, что то же увеличивало шанс на добычу из потаенных кладовых.

Тайская религиозная архитектура следует за кхмерской традицией строительства храмовых комплексов с центральной башней (храмовой горой), окруженной четырьмя угловыми башнями.

В средневековой сиамской столице популярны индивидуальные экскурсии на слонах
image067.jpg

image069.jpg

image071.jpg

Wiharn Phra Mongkhonbophit является одним из главных буддийских храмов в Аюттхае, построенный примерно 16 веке. Сюда в 1610 году была перенесена огромная статуя Будды, которая ранее находилась под открытым небом. Однажды от удара молнии рухнула крыша храма и статуя почти два века простояла под воздействием атмосферных осадков, пока в 20 столетии здесь по указу короля Рамы VI не начались реставрационные работы.

Многочисленные изображения Будды, найденные в храме, были отданы на хранение в Национальный музей, а саму статую покрыли золотом к 60-летию ее Величества Королевы. Сохранившееся здание храма всегда наполнено туристами. Их привлекают красочные стены и статуи Будды, а также возможность принять участие в молитве. В настоящее время здесь ведутся реставрационные работы.
image073.jpg
https://static.thousandwonders.net/Wat.Phra.Mongkhon.Bophit.original.32277.jpg

Таиланд. Великий король Рама IX. Символ единства страны
Таиланд. Королевский летний дворец. Версаль и Петергоф в одном флаконе
Таиланд. Главные морские ворота. Дорога в  средневековую сиамскую столицу

Сиамская империя Аюттхая
Сиам. Аюттхая. Голова Будды, явившаяся миру через века

Таиланд. Райский остров Самуй под гнетом туристического бума

Предыдущие публикации серии «Великий час Южных морей»:
Великий час Южных морей. Путешествие в Индокитай

Сингапур. Прагматизм диктатуры интеллектуального Дракона
Ли Куан Ю. Отец сингапурского «экономического чуда»
Сингапур. Морской Дракон на Великом Шелковом пути
Сингапур. Воздушный Дракон Чанги с закалдованным садом
Сингапур. Вид с высоты «космической лодки»
Сингапур. Раффлз-плейс. Деловой и финансовый центр страны
Сингапур. Исторический центр. Зеленый луг как символ непорочной демократии

Малайзия. Успешная страна, без скоропортящихся западных марионеток во власти
Малайзия. Успешная страна, без скоропортящихся западных марионеток во власти
Махатхир Мохамад. Лидер Малайзии, не предавший народ ради собственной наживы
Северное Борнео. Малайзийский  штат Сабах
Малайзия. Северное Борнео. Кота-Кинабалу. Столица штата Сабах
Северное Борнео. Визит к предку человека — орангутангу
Когда туристы-папуасы посетят умирающие деревни «братьев славян»?

Вьетнам. Успешная страна, где национальные интересы превыше всего
Вьетнам. Непобеждённая страна
Вьетнам. Дельта Меконга
Хошимин. Сайгон. «Париж Востока»
Хошимин лицом к Сайгону
Хошимин. Музей истории Вьетнама

Камбоджа. Медленное возрождение после национальной трагедии
Великая Кхмерская империя, поглощённая джунглями, царством змей и обезьян
Кхмерская империя. Ангкор. Крупнейший город мира доиндустриальной эпохи
Камбоджа. Сиануквиль. Морские ворота и курорт страны
Камбоджа. Сиануквиль. Русский змеелов, спасающих кхмеров
Родные Нью-Васюки в Сиамском заливе и священный кхмерский водопад