?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Российские высокоскоростные «Сапсаны» ходят от Москвы до Санкт-Петербурга и от СПб к варягам в Хельсинки.

Регулярные мониторинговые путешествия организуются в целях уточнения геополитических прогнозов. Несмотря на обилие разнообразной информации во Всемирных Сетях, хотя бы и временное погружение в повседневную среду той или иной страны чрезвычайно ценно для аналитических исследований.
«Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия» проходило по маршруту европейского 9-го международного транспортного коридора «из варяг в греки», мечте о котором исполнилось четверть века. Одесса – Москва (Россия) – Санкт-Петербург – Турку (Финляндия) – Аландские острова – Хельсинки – Санкт-Петербург — Минск (Беларусь) – Одесса.

Мониторинговая поездка включала посещение трех восточнославянских государств, участие в Конференции Международного географического союза и посещение уникального полугосударственного образования — Аландских островов, сохраняющих полтора века статус демилитаризованной зоны.
Для геополитических прогнозов важен анализ современного состояния науки, школьного и высшего образования, от которого зависит качество нового поколения, а значит и будущее государств. Поэтому в планах было посещение университета, академических учреждений, школы, контакты с учеными и педагогами.

Согласно официальной терминологии украинской власти после второго Майдана страна провозглашена «форпостом цивилизованного мира против варваров». Поэтому и путешествие проходило через «варваров» к варягам. Варяги то же варвары в прошлом, только современный уровень (по ВВП на душу населения) и качество жизни у них в 35 раз выше, чем в «цивилизованной» Украине. В 2017 году папуасы из государства «Папуа – Новая Гвинея», мало информированные об успехах украинской «революции достоинства», бесцеремонно опередили Украину по ВВП на душу населения (по валютному курсу). Но чтобы не делалось, все к лучшему. Самолеты из «цивилизованной» Украины к «варварам» не летают, поэтому наземным транспортом можно увидеть повседневную жизнь бывших братьев славян.

Каждое путешествие не может быть бесконечным и лимитируется временем и финансами. Поэтому, чтобы выполнить намеченную программу, каждый рабочий день длился до 12 часов, а ночи использовались не только для отдыха, но и переездов. Из 15 суток поездки 5 ночей прошло в пути.

Цикл «Путешествие из славян к варягам в поисках мира и благоденствия» продолжает традицию летних публикации на портале «Институт геополитики» и журнале «Ландшафты жизни», в том числе: Путешествие из славян в греки в поисках демократии. Этюды по геофилософии античности (15 статей). Летом 2017 года опубликован цикл статей «Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства». Несколько лет назад было совершено «Путешествие из Тавриды в Санкт-Петербург в поисках утраченной империи и славянского единства».

Впервые полностью логистику мониторингового путешествия я рассчитывал самостоятельно, включая покупку электронных билетов и бронирование места в гостинице в Москве. Поездка в Финляндию на Аландские острова была организована Валентиной Балакиревой (моей родной сестрой), включившей меня в группу питерских учителей.

В связи с Чемпионатом мира в России по футболу наблюдалась повышенная система безопасности по всему маршруту. Было осуществлено 24 проверки паспортов, в том числе прохождение 8 таможенных и 8 пограничных пунктов, 4 проверки полицейскими, прохождение металлоискателей на Ленинградском вокзале Москвы (целых два), финской границы, при посадке на морские паромы, прохождения в МГУ и Президиум АН РАН.

Аккредитационная карта евро журналиста, выданная Международной федерацией журналистов (Брюссель), помогла решить при прохождении государственных границ некоторые непредусмотренные проблемы. Кредитная карточка в гривне Адьфа Банка без проблем принималась к оплате в России, Финляндии и Белоруссии.

***
2 июня 2018 года. Скорый поезд Одесса — Москва, всего 9 вагонов, плацкартные вагоны полностью заполнены пассажирами, а купейные полупустые — 3955 гривен (141 $) в одну сторону неподъёмная сумма для многих украинских граждан.
image003.jpg

Новый Одесский железнодорожный вокзал был сооружен после Великой Отечественной войны вместо разрушенного Главным управлением лагерей железнодорожного строительства ГУЛАГа (сокращённо ГУЛЖДС). Строительство с привлечением труда немецких пленных велось с ноября 1950 по июль 1952 года. Как многие писали, в том числе и я, что это был личный подарок начальника ГУЛЖДС генерал-лейтенанта Нафталия Френкеля любимом городу.

Подробно: Нафталий Френкель. Архитектор лагерной экономики. От контрабандиста до строителя коммунизма

Но вот незадача, в 1947 году Френкель уволен из органов НКВД по состоянию здоровья и в 1950 году лагерным главком руководил другой начальник. В марте 1953 года после смерти Сталина ГУЛЖДС был передан Министерству путей сообщения СССР, а в составе ГУЛАГа остались исправительно-трудовые лагеря железнодорожных строителей. Поэтому было бы более правильным считать, что в бытность Френкеля во главе ГУЛЖДС, строительство одесского вокзала было включено в пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР наряду со многими другими разрушенными железнодорожными станциями. Новый вокзал построен в рекордно короткие сроки по проекту архитектора Чуприна. В строительстве вокзала участвовали многие предприятия города и специалисты из других регионов страны. Был завезен отделочный дымчатый и серый мрамор с Кавказа и Средней Азии.

***
Независимо от смены общественного строя на международных линиях традиционным занятием украинских проводников остается бизнес. Купейные вагоны украинского производства скрипят в пути, спальные места заужены и не удобны для пассажиров в теле, окна наглухо закрыты, естественная вентиляции не предусмотрена. При неработающих кондиционерах в жаркое летнее время они превращаются в душегубки. Но мне повезло, летняя жара еще не ощущалась, поэтому без работающих кондиционеров было относительно комфортно в купе.
image005.jpg

Лесопосадки вдоль железнодорожного полотна неухоженные, много сухих деревьев, санитарная вырубка не ведётся. На это нет средств, да и с сухого дерева коррупционная прибыль как с козла молока. Да что там лесопосадки, из многих сотен городов, который я посетил, Одесса может претендовать на лидерство по числу сухих деревьев, «украшающих» Жемчужину у моря. И после скоропостижной гибели Черноморского пароходства пора объявить новый конкурс на герб города, отражающий два новых символа — морской якорь, висящий на засохшем дереве в окружении мусора. Благодаря «революции достоинства» и туристического безвиза одесские дворники выехали убирать мусор в зарубежных городах и одновременно с помощью метлы приобщаются к европейским ценностям и культуре, как таджики в России — к культуре славянской.

Информациям для размышления: У бедуинов из Аравийской пустыни сухое дерево оскорбляет душу араба.

Станция Подольск (бывший Котовск) традиционно встречает толпой местных жителей, продающих пироги с картохой и капустой, беляши, холодное пиво и воду, черешню, клубнику, малину и другие дары природы в зависимости от сезона. Подольск, возможно, со Жмеринкой может претендовать на лидерство в Восточной Европе по количеству людей, зарабатывающих на жизнь таким образом.

Старое здание вокзала Брянск-Орловский построено в 1952 году тоже ГУЛЖДС МВД СССР с использованием немецкий военнопленных.
image007.jpg

image009.jpg

Примерно в этих местах под Брянском 13 сентября 1943 году погиб мой дядя Михаил Батаев в 19 лет. Подробно: Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил Батаев
image011.jpg

На протяжении 90-х годов железнодорожный вокзал Сухиничи Главный боролся с украинскими и белорусскими станциями за звание народного базара. Местные жители продавили пассажирам проходящих поездов хрустальные вазы, сушеную рыбу и многое другое. Сегодня коробейники исчезли, значит, появилась работа.
image013.jpg

image015.jpg

image017.jpg

Москва встречает новостройками в районе Раменки.
image019.jpg

image021.jpg

Учитывая предстоящий чемпионат мира по футболу и повышение цен в московских отелях Оргкомитет Конференции Международного географического союза предложил забронировать номер по специальной цене в отели Холидей Инн Экспресс Москва - Павелецкая ***, который согласно рекламе находится всего в 10 минутах ходьбы от станции метро «Павелецкая», Павелецкого железнодорожного вокзала и прямого поезда «Аэроэкспресс» до международного аэропорта Домодедово. Льготное для участников конференции одноместное размещение (завтрак включён) стоил в эквиваленте 85 $ в сутки.

Однако с учетом моих целей пребывания в Москве кроме участия в Конференции, местоположение отеля оказалось не совсем удачным. Я забронировал на сайте гостиницы «Университетская» номер за четверо суток (завтрак включен), который оплатил кредитной карточкой по приезду 15 200 российских рублей с НДС (250 $).

Пришлось отказаться от предлагаемой Оргкомитетом 4-х дневной экскурсии по «Золотому кольцу», которое оказалось «золотым» по цене (она могла обойтись примерно в 750$). Для ученых предлагалась обычная познавательная экскурсия, организованная турфирмой, а не поездка с профессиональным географом в качестве гида. Кроме того, в молодости я неоднократно совершал поездки по «Золотому кольцу».

В результате тщательной логистики стоимость мониторинговой поездки (без Финляндии) уменьшилась в 1,5 раза, в том числе железнодорожный маршрут Одесса – Москва – Санкт-Петербург – Минск – Одесса и московский отель обошлись, соответственной в 426$ + 250$.

7 июня после участия в Конференции МГС я продолжил путь. На Ленинградском вокзале меня ждал сюрприз – табло на китайском языке, который сменился надписями на английском и затем русском языке. На Чемпионат мира по футболу ожидается больше число болельщиков из Китая. На вокзале повышенные меры безопасности, через раму металлоискателя пассажиры проходят дважды – при входе в вокзал и выходе на посадку. Кроме полиции патрулируют военные моряки.
image023.jpg

image025.jpg

Высокоскоростной поезд Москва – СПб отправляется в 13:30, прибывает в северную столицу в 17:25, время в пути 3:55. Цена билета эконом класса 3 864.30 RUR (62 $).

Сдвоенный «Сапсан» состоит и из двадцати вагонов. Чтобы не было излишней суеты при посадке, при выходе на перрон табло указывает расположение вагонов по секторам.
image027.jpg

image029.jpg

Поехали! В пути две остановки — Тверь и Бологое по 1 минуте.
image031.jpg

Высокоскоростной железнодорожный транспорт обеспечивает движение скоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специально выделенным путям, либо со скоростью более 200 км/ч по существующим путям. Современные высокоскоростные поезда в штатной эксплуатации развивают скорости до 350—400 км/ч. Благодаря быстроте обслуживания и высокой скорости движения они составляют серьёзную конкуренцию авиации, сохраняя при этом относительно низкую себестоимость перевозок при большом объёме пассажиропотока.

Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии.
В 1981 году такие поезда стали курсировать и во Франции, а в настоящее время Западная Европа связана единой высокоскоростной железнодорожной сетью. В начале XXI века мировым лидером по развитию сети высокоскоростных линий стал Китай.

В России регулярная эксплуатация скоростных поездов «Сапсан» по существующим путям с обычными поездами, началась в 2009 году. Высокоскоростные электропоезда «Сапсан» производства немецкой компании Siemens, приобретены ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских скоростных железных дорогах с учетом суровых зим.

Общая стоимость организации скоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом составила более 700 млн. евро. Затем было организовано движение скоростных поездов в направлении Нижнего Новгорода, Сочи и Курска, а в перспективе Казань, Самара, а так же между Новосибирском, Красноярском и Омском.

Японская металлургическая компания Nippon Steel осуществила поставку рельсов в объёме 20 тыс. тонн для организации высокоскоростного движения на Октябрьской железной дороге.

Конструкционная скорость поезда составляет 250 км/ч, эксплуатационная скорость ограничена 230 км/ч. Большую часть пути Москва — Санкт-Петербург поезд следует с максимальной скоростью 200 км/ч.
Один рейс «Сапсана» обслуживает бригада из 24 человек: машинист и помощник машиниста, бортинженер, начальник поезда, 9 проводников, 7 стюардов, 2 официанта вагона-бистро и один бармен, кассир. Некоторые из них прошли специальное обучение с аспектами психологии, включая знание иностранных языков, оказание первой медицинской помощи и сервиса на борту высокоскоростного поезда. Всего укомплектовано 40 локомотивных бригад.

В 2014 году по маршруту Москва — Санкт-Петербург запущен первый рейс сдвоенного поезда «Сапсан», состоящего из 20 вагонов, вместимостью 1050 пассажиров. Общая длина состава более 500 метров.

***
После посещения Санкт-Петербурга и Финляндии 15 июня я отправился в 18:23 с Витебского вокзала СПб скорым поездом Белорусской железной дороги СПб – Брест до Минска. В пути 12 часов 52 минуты и прибытие в Минск 16 июня в 07:15. Стоимость проезда в купейном вагоне — 5759 российских рублей (96$).
image033.jpg

В независимой Белоруссии пограничники, таможенники, летчики, стюардессы международных авиалиний и проводники международных железнодорожных маршрутов выглядят безукоризненно. Они — лицо страны за рубежом. На первом месте обслуживание пассажиров, а не личный бизнес.

Белорусские купейные вагоны, эксплуатируемые на международных линиях, закуплены батькой Лукашенко в Германии и исключительно комфортны, передвигаются без скрипа даже по старой железнодорожной колее. Все окна имеют форточки на случай отказа кондиционера. Инструкцией установлена температура воздуха в купейном вагоне в летнее время при наружной температуре ниже 30 градусов – от 22º до 26º С, а в зимний и переходный период — от 20º до 24º С. В июньский прохладный день температура была немного ниже нормы и кондиционер согласно инструкции работал на повышение температуры до установленной нормы.

В поезде работает радиоузел, в программе музыкальные передачи, включая советские песни. В каждом вагоне весит график уборки (2 раза за сутки) и график обхода вагонов начальником поезда (4 раза за сутки).

В каждом купе предлагается список из 40 наименований продуктов в ценах в российских, белорусских рублях и украинской гривны. Набор питания стоит 12.35 белорусских рублей (6$), чай – 0,53 бр, кофе — 1,22 бр (16 грн, 38 рр). Можно заказать мороженое, пива в ассортименте отсутствует.
Постельное белье в поездах новое. В туалете в наличии жидкое мыло, туалетная бумага и даже освежитель воздуха.

В столице Белоруссии я находился 7 часов, что было достаточно для намеченных фотоссесий в городе, где я жил полвека назад. В 14:30 отправлялся поезд на Одессу и на всякий случай прибыл на вокзал за час до его отправления. На вокзале я обратил внимание, что железнодорожная касса, где меняют электронные билеты на обычные проездные — закрыта. В другой кассе мне объяснили, что с электронным билетом в вагон проводница не пустит, и рекомендовали его обменять на обычный проездной билет в России, то есть на Витебском вокале СПб. Пришлось обращаться к администратору вокзала. С помощью моей аккредитационной карты Международного союза журналистов проблему удалось частично решить.

Внимание, для будущих путешественников! Электронные билеты, купленные через сайт российских железных дорог www.tutu.ru действительны только на территории России. Как показала практика, проводнику на российских станциях требуется показать только паспорт. Если электронный билет приобретен на сайте РЖД для поездки, например из Белоруссии или Украины, необходимо на территории России в железнодорожных вокзальных кассах обменять на специальный бланк на посадки в поезд. То есть, я должен был выполнить эту процедуру на Витебском вокзале СПб только для электронного билета Минск – Одесса. В противном случае придётся покупать еще один билет в кассе вокзала Минска (если будут места). Одним словом, не теряйте бдительность и внимательно читайте, что написано на распечатанном электронном билете, чтобы своевременно решать проблемы.

Роскошный железнодорожный вокзал белорусской столицы
image035.jpg

Для обмена валют на Минском железнодорожном вокзале установлены специальные будки, куда можно входить по одному.
image037.jpg

Курсы обмена валют на 16 июня 2018 года.
image039.jpg

Кроме российского рубля, евро и американского доллара, можно обменять английский фунт, украинские гривны и польский злотый.
image041.jpg

16 июня я продолжил железнодорожный маршрут на скором поезде Минск - Одесса и на следующий день в 12:38 прибыл в Жемчужину у моря. Время в пути – 22 часа, стоимость проезда в купейном вагоне – 6835 российских рублей (113 $). Белорусской семье из двух человек поездка из Минска в Одессу на отдых в купейном вагоне (туда и обратно) обойдется примерно в 450 американских долларов. Очень дорого.

Гомель. Железнодорожный вокзал
image043.jpg

Мост через Сож
image045.jpg

Горбатый мост (путепровод) в Одессе
image047.jpg

При подъезде к Одесскому железнодорожному вокзалу можно наглядно увидеть торжество «революции достоинства» и последствия генерального курса на создание аграрной сверхдержавы, или светлого аграрного будущего вместо темного промышленного прошлого.

На снимках — руины завода Тяжелого краностроения. Одно из первых советских совместных предприятий с капиталистической фирмой было создано в 1987 году на базе Одесского ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения тяжелого краностроения имени Январского восстания с участием западногерманским (швейцарским по месту регистрации) машиностроительным концерном «Либхерр Интернационал АГ». «Январка» была одним и ведущих предприятий отрасли. К 70-летию со дня рождения Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, ему в 1976 году была подарена уменьшенная модель-копия нового крана грузоподъемностью 40 тонн, и поныне хранящаяся в запасниках Ленинского мемориала в Ульяновске. В 1985 году завод изготовил и испытал кран грузоподъемностью 250 т.

Подробно: Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма

image049.jpg

image051.jpg

image053.jpg

image055.jpg

Поездка по маршрутам 9-го международного транспортного коридора показала, что за четверть века проект не реализован не только для пассажиров, но и грузов. Разрушено единое геоэкономическое пространство Восточной Европы, что наносит существенный ущерб для экономики восточнославянских государств.

Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год
Конференция Международного географического союза
Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата
Круиз по Москва-реке. Речной фасад столицы
Московское центральное кольцо

Москва. Воробьевы горы. «Там хорошо рассвет встречать вдвоем»
Главное здание МГУ. Июнь 2018 года
Географический факультет МГУ. Выше всех
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями