?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
https://kuda-spb.ru/uploads/fc5eddb3c588ca42bda005cd9c4a0c0b.jpg

Разведённый центральный двукрылый пролёт Дворцового моста — один из символов Северной Пальмиры.

Круиз по Неве, Фонтанке и Мойке с Сенатской пристани стоит для взрослых 1200 рублей, для детей и пенсионеров — 600 рублей. Реклама не успевает за ценами.
image003.jpg

image005.jpg

image007.jpg
http://spb-gid.ru/wp-content/uploads/2014/08/brown-ship.jpg

Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра Великого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова. Строительство первого каменного здания столицы продолжалось с 1710 по 1714 год, однако отделка интерьеров велась до 1727 года. Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня и кузница. Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну и в 1731 году перестроен для Сухопутного Шляхетского корпуса. В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище. С 1966 по 1981 год осуществилась реставрация дворца, и он стал филиалом Эрмитажа. До нашего времени от усадьбы светлейшего князя Меньшикова сохранился только дворец.
image009.jpg

Императорская Академия художеств существовала в Российской Империи в период с 1757 до его упразднения в 1918 году. За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Это петровское начинание было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук. В середине 18 века граф Иван Шувалов представил императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию» при задуманном им университете в Москве, но в результате академия художеств была учреждена в 1757 году в Санкт-Петербурге.

С 1760 года лучших выпускников на казённые средства стали отправлять на стажировку за границу. В 1764 году Екатерина II утвердила Устав и штаты Академии художеств и увеличила бюджет. На Васильевском острове началось строительство для академии специального здания, завершенное в 1788 году, отделка интерьеров затянулась до 1817 года. В начале XIX века в училище поступали в восемь-девять лет, а срок обучения составлял в среднем двенадцати лет.

В 1800 году академию возглавил богатый меценат А. С. Строганов, поднявший её на новый уровень. При нём появились медальерный и реставрационный классы, в качестве вольноприходящих слушателей в академию стали допускать крепостных. В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Президентом академии стал А. Н. Оленин, при нем учреждение становится бастионом эстетики академизма.

Молодой Пушкин часто посещал усадьбу Олениных в Приютино. Первое издание поэмы «Руслан и Людмила» было оформлено по проекту А. Н. Оленина. Любовь к младшей дочери Олениных Анне вдохновила Пушкина на создание цикла лирических стихотворений. Анне Олениной в альбом Пушкин вписал знаменитое «Я вас любил…»

Финансовое положение академии упрочилось после её передачи в ведение министерства императорского двора. Это позволило более регулярно отправлять пансионеров за границу, где (в Риме) для них было устроено попечительство.

Отступление от догм академизма началось в России с так называемого «бунта четырнадцати», покинувших Академию и организовавших «Санкт-Петербургскую артель художников», которая позже (в 1870) была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

В 1870-е педагог академик живописи П. П. Чистяков создал условия для воспитания нового поколения блестящих художников. Среди его учеников — В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов, В. Д. Поленов и М. А. Врубель. В дальнейшем преподавательский состав пополнился такими мастерами реалистического направления, как И. Е. Репин, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и В. Е. Маковский.

В 1818 году Академия художеств была упразднена, но воссоздана в 1921 году. После череды преобразований в здании разместился Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
image011.jpg

Быстроходный экскурсионный катер премиум класса «VanDutch 40» легко развивает скорость более 40 узлов (70 км/в час). Катер рассчитан на комфортный отдых компании до 10 человек.
image013.jpg

Теплоход «Корюшка – паб» предназначен для настоящих ценителей живой музыки и хорошего пива, любителей выбираться с друзьями на свежий воздух. Корюшка – одновременно и ресторан, и теплоход, и гастрономический символ Петербурга.
image015.jpg

Кунсткамера (кабинет редкостей) — первый музей Российской империи, учреждённый императором Петром Великим. В настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт народов. Многим музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является историческим символом Российской Академии наук. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера. Это астрономический инструмент, употреблявшийся в прошлом для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил.
image017.jpg

Адмиралтейство
image019.jpg

Дворцовый разводной мост через Неву (Большую Неву) соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. Длина места — 250 метров, ширина — 27,7 метра.
image021.jpg

Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове, историческое ядро города. Крепость была заложена в мае 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера. Заячий остров соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом. В 1712 — 1732 годах построен Петропавловский собор, усыпальница российских императоров от Петра I до Александра III.

В 1762 — 1766 годах в крепости построен дом для ботика Петра I — «Дедушки русского флота» (бот был перевезён из Москвы в 1723 году). В 1798—1806 годах построены здания Монетного двора. Справа от Петровских ворот в 1801—1802 годах был построен склад оружия (артиллерийский цейхгауз).

Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году). Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова. В 1790-х годах в крепости содержался Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Подробно: Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину

В «Секретном доме» Алексеевского равелина содержались декабристы, петрашевцы и народовольцы. С 24 апреля по 24 декабря 1849 года здесь был заключён Ф. М. Достоевский, а с 1851 по 1854 годы отбывал наказание М. А. Бакунин. С 1862 по 1864 годы в равелине содержался Н. Г. Чернышевский. В 1872 году построена тюрьма Трубецкого бастиона, через которую до 1917 года прошли около 1500 политических заключённых.

Во время Октябрьской революции 1917 года гарнизон крепости поддержал большевиков, выступивших против Временного правительства, со стен крепости были произведены холостые артиллерийские выстрелы во время штурма Зимнего дворца, в тюрьму Трубецкого бастиона были заключены арестованные министры Временного правительства. Тюрьма и гауптвахты крепости вошли в систему тюрем ВЧК. В 1919 году в крепости были расстреляны четыре великих князя (братья Николай Михайлович и Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович). В годы Красного террора (1917—1921) расстрелы на территории Петропавловской крепости производились регулярно, и в 2009 году были обнаружены массовые захоронения жертв красного террора. В 1924 году крепость стала музеем, хотя в следующем году Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион, но это решение было вскоре отменено. В настоящее время крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга.

С 1925 по 1933 годы в крепости находилась Газодинамическая лаборатория, в которой сложился научный и практический костяк отечественной космонавтики и военной ракетной техники. В 1973 году на месте Лаборатории открыт Музей космонавтики и ракетной техники (ныне — им. В. П. Глушко).
image023.jpg

В 1731 году на Нарышкине бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг (гюйс) с утренней зарёй и опускать с вечерним закатом. С 1917 г. флаг не поднимался, но в 1990-е годы эту традицию возродили (впоследствии флаг стали постоянно держать на мачте).

С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. Ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки.
image025.jpg

Зимний дворец (в 1918–1943 гг. — Дворец Искусств) — в прошлом главный императорский дворец России. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. С советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Во время Первой мировой войны во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство.
image027.jpg

image029.jpg

Дворцовая пристань у Большого Эрмитажа.
image031.jpg

Большой (Старый) Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1771—1787 годах и предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля.
image033.jpg

Здание Биржи является центром архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея. Биржа будет передана Государственному Эрмитажу для создания музея Русской гвардии и геральдики.
image035.jpg

Две Ростральные колонны расположены на стрелке Васильевского острова перед зданием биржи. Обычно ростральные колонны воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны. Во время особых торжеств зажигаются газовые факелы.
image037.jpg

Ресторан на «сухопутном» корабле на Петроградской стороне
image039.jpg

Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. При строительстве использовались различные сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный камень, но от времени он потускнел. Мрамор использовался и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал (открыт после реставрации в мае 2010 года), стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.

Дворец построен в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор. Площадка, ставшая продолжением Марсова поля, довольно долго пустовала и по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца предназначавшегося в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.

Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, внезапно умерший здесь же в 1798 году.

В XIX—XX веках дворец был родовым домом великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей. В 1919—36 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры, а после её ликвидации — филиал Центрального музея Ленина. В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века». В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.
image041.jpg

image043.jpg

Троицкий разводной мост через Неву (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост) соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), один из красивейших петербургских мостов. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м). Северную часть моста пересекает Пулковский меридиан.

Мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона). Выше по течению находится Литейный мост, ниже — Дворцовый мост (через Большую Неву и Биржевой мост через Малую Неву).

В 1827 году перестроенный плашкоутный мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 году). В конце XIX века возникла потребность создать вместо плашкоутного моста постоянный. В разработке окончательного проекта и в строительстве моста активно участвовали многие петербургские инженеры и архитекторы. Мост был заложен 12 августа 1897 года, на торжественной церемонии присутствовали император Николай II и президент Французской республики. Визит французского президента носил ответный характер: в октябре 1896 года Николай II присутствовал при закладке моста Александра III в Париже. Император, члены царской семьи и французский президент положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете. Торжественное открытие моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга. 16 мая 1903 года мост был открыт в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Состоялся первый торжественный развод моста: Николай II, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, возникла потребность в модернизации моста. Для движения мост был открыт в 1967 году. В период с 1997 по 1999 годы проведены работы по обследованию Троицкого моста, его состояние было признано крайне неудовлетворительным. 20 февраля 2001 года мост был закрыт для движения транспорта. В ходе капитального ремонта была полностью заменена проезжая часть моста и выполнен ремонт металлоконструкций. Произведено восстановление всей архитектурной части моста, воссозданы и отреставрированы утраченные элементы декора (трёхсторонние двуглавые орлы, короны, монограммы, перильное ограждение). 29 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, мост был открыт после реконструкции. Кульминацией церемонии явилось включение художественной подсветки и разводка моста.

Существует легенда, что именно под Троицким мостом Валерий Чкалов осуществил свой пролёт. Никаких документальных подтверждений этому нет. Повторение этого полёта было осуществлено в 1940 году лётчиком Евгением Борисенко для фильма «Валерий Чкалов»
image045.jpg

image047.jpg

Корабль-ресторан «Благодать» расположен на реконструированном линейном трехпалубном фрегате XVIII века. Во времена Петра Первого на таких парусниках проводились ассамблеи. Русские ассамблеи стали аналогом французских балов, это были общественно-увеселительные мероприятия, на которые собиралась знатная публика, чтобы пообщаться и отдохнуть. Ассамблеи отличались от балов менее строгими правилами этикета. Петр Первый не любил карты и запрещал их на ассамблеях, но часто играл в шашки и шахматы. Специальная комната отводилась для мужских бесед и курения. На ассамблеях танцевали менуэт и полонез, и сам царь придумывал танцы-игры, например танец с поцелуями.
image049.jpg

Гостиница «Санкт-Петербург» («Ленинград» в 1966-1970). Первая очередь гостиницы была завершена в 1970 году. Она имела комфортабельные номера на 1312 человек, бары и ресторан на 1300 посадочных мест. Слева от отеля распложен банк «Санкт-Петербург» и бизнес-центр «Петровский форт».
image051.jpg

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова — первое высшее медицинское учреждение России для подготовки классных чинов военного ведомства. Академия занимает историческое здание, построенное в конце XVIII века в стиле высокого классицизма.
image053.jpg

Прачечный мост, откуда начинается круиз по Фонтанке, слева дом, в котором жила Анна Ахматова в 1924 году.
image055.jpg

Эрмитажный мост через Зимнюю канавку — старейший каменный мост Санкт-Петербурга. Здесь заканчивается круиз по Фонтанке и Мойке.
image057.jpg

Исаакиевский собор
image059.jpg

***
Самый представительный парад в истории отечественного флота прошел 30 июля 2017 года в ознаменование Дня ВМФ России на Неве в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В параде, который возрождает исторические традиции, заложенные еще Петром I, приняли участие корабли и морская авиация Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Среди участников парада был тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» и большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков».
image061.jpg
https://cityguide-spb.ru/wp-content/uploads/2017/06/parad.jpg

***
Белые ночи на Неве стали важным официальным символом Северной Пальмиры. Во время белых ночей естественное освещение остаётся достаточно высоким, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него. В Санкт-Петербурге существует так называемый «официальный» период белых ночей — с 11 июня по 2 июля. В эти дни солнце опускается за горизонт примерно на 9°. Северные ночи Санкт-Петербурга превращаются в «белые», поскольку в это время на поверхность земли падает отраженный от верхних слоев атмосферы свет солнца, ушедшего за линию горизонта. Так география подарила Петербургу роскошное природно-климатическое явление. С началом 90-х годов, с возвратом своего исторического названия, Санкт-Петербург стал по-императорски щедро открывать в белы ночи свои сокровища всем желающим. Проводятся общегородские праздники: в конце мая – День города, затем Фестиваль белых ночей (классическая музыка, опера, балет). Ежегодно проходят «Алые паруса» - феерическое зрелище для выпускников школ.
image063.jpg
http://skaut-tur.ru/wp-content/uploads/2017/06/tury-v-piter9.jpg

Российский праздник выпускников средних общеобразовательных школ «Алые паруса» отмечается в Санкт-Петербурге, как правило, в ближайшую к самой светлой белой ночи субботу (ориентировочно 18—25 июня). Впервые праздник проведён 27 июня 1968 года, но в 1979 году традиция была прервана и возрождена в 2005 году по инициативе акционерного банка «Россия», Правительства Санкт-Петербурга и «Пятого телеканала».

Сегодня «Алые паруса» представляют собой большой мультимедийный спектакль на открытой воде с применением всех самых современных технологий. Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде.

Появление в акватории Невы парусника с алыми парусами стал самым романтичным моментом праздника, кульминацией водно-пиротехнического шоу. С 2009 года с этой задачей с блеском справляются шведский бриг «Тре Крунур». Алые паруса сделаны по технологии настоящих морских парусов, предназначенных для выхода в открытое море. Чтобы обеспечить безопасность и чёткость прохождения бригантины с алыми парусами, в акватории Невы «спрятана» целая флотилия, невидимая публике (1 охранный буксир, 2 мощных скоростных спасательных катера и до 6 малых катеров обеспечения).

«Тре Крунур» — копия брига «Gladan», первый шведский корабль со времён Петра I, зашедший во внутренние воды Санкт-Петербурга. «Gladan» был учебным кораблём, но кроме того дважды участвовал в экспедициях известного полярного исследователя Адольфа Норденшельда (к Шпицбергену и Гренландии). Строительство «Tre Kronor of Stockholm» (три короны) было осуществлено на одной из шведских верфей в 1997 – 2008 годы. Крёстной матерью стала кронпринцесса Виктория, Её Королевское Высочество. Основными материалами послужили дуб, сосна и сибирская лиственница. Основные характеристики корабля «Tre Kronor»: полное водоизмещение 330 тонн, максимальная скорость под 16-ю парусами 17 узлов, штатный экипаж 8—12 человек, максимальное число пассажиров на борту 68 человек.

«Tre Kronor» называют иногда «парусником мира», поскольку он строился на деньги благотворителей и волонтёров из самых разных стран. Изначально «Три короны» создавались как учебное судно для интернациональной команды моряков. «Tre Kronor» регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества. В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races» (на этапе Гданьск-Санкт-Петербург). Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» обратили внимание на корабль и его команду.

В 2010 году праздник «Алые паруса» посетили 3,5 млн. человек, в 2018 году во время проведения Чемпионата мира по футболу —1,2 млн. человек. В 2016 году «Алые Паруса» вошли в число финалистов единственной европейской премии событийного маркетинга — European Best Event Awards — в пяти номинациях. По итогам проект был признан лучшим событием в номинации «Лучшее городское событие» и занял второе место в номинации «Лучшее культурное событие».

Александр Грин написал произведение «Алые паруса» в Петрограде в 1923 году, черпая романтические настроения и идеи именно на невских берегах. Считается, что портрет Ассоль он «списал» с незнакомки из сверкающего (ещё дореволюционного) магазина на Невском проспекте, сохранив его в памяти в свой первый визит в Петербург в 1906 году, а с капитаном Греем отождествлял себя. По теме: Александр Грин. Алые паруса любви и надежды

Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия  (продолжение)

Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года
Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры
Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке
Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут
Санкт-Петербург. Купчино. Самый крупный спальный район
Санкт-Петербург. Школа. Дорога к спортивному Олимпу начинается  здесь

Кронштадт. Военно-морской форпост России

Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год
Конференция Международного географического союза
Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата
Круиз по Москва-реке. Речной фасад столицы
Московское центральное кольцо

Москва. Воробьевы горы. «Там хорошо рассвет встречать вдвоем»
Главное здание МГУ. Июнь 2018 года
Географический факультет МГУ. Выше всех
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями