?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Аланды. Демилитаризованный рай для жизни людей и природы
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Фотография Владимир Дергачева

Архипелаг Аландские острова (Аланды) расположен в Балтийском море на входе в Ботнический залив. Существует насколько вариантов перевода названия с шведского и финского языка на русский, наиболее распространённые – «водная земля» и «земля окуней».

Аланды – автономная территория в составе Финляндии, населённая финскими шведами и имеющая особый демилитаризованный статус. Аландские острова имеют свой парламент и флаг, являются самым зажиточным регионом Финляндии. Авиарейсы в аландскую столицу Мариехамн из Хельсинки отправляются из международного терминала.

Численность населения архипелага составляет 29,2 тыс. человек (2016). Официальный язык — шведский, это родной язык для 91 % населения (в быту используется аландский диалект шведского языка), для 5 % населения родным языком является финский. Большинство верующих — лютеране. Официальная валюта — евро, но в свободном обращении и шведская крона.

Столица Аландских островов Мариехамн (швед. Mariehamn), Маарианхамина (фин. Maarianhamina) с населением 11,5 тыс. человек (2015) — единственный город архипелага и один из главных портов Архипелагового моря. Название города со шведского и финского языков переводится как «Гавань Марии» и происходит от имени супруги императора России Александра II — Марии Александровны (1824—1880). Город основан русскими в 1861 году и назван в честь императрицы.

***
Непосредственно в Аландский архипелаг входит примерно 6,7 тыс. островов (из них только 60 обитаемы) и шхер, а его протяжённость с севера на юг — 130 км. Этот архипелаг является самым большим скоплением островов и шхер на Земле. Шхеры (швед., sker — скала в море) сами по себе являются архипелагом, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть приморской зоны, окаймляя берега фиордового типа. Каждый из таких островков в отдельности называется «шхера». Шхеры, как правило, пригодны для прохождения кораблей, однако судоходство в них сопряжено со многими опасностями. Шхерные фарватеры узки, сложны и извилисты. Районы финских и Турку-Аландских шхер считаются самыми трудными акваториями в мире. Ошибка в судоходном курсе может привести к катастрофе.

Архипелаг выполняет важную геостратегическую роль как природного бастиона против кораблей противника, защищая подступы к Стокгольму, Турку и всему Ботническому заливу. В связи с этим Аланды были укреплены Шведской империей в течение средних веков. Во время Первой мировой войны русские корабли выходили в Балтику финскими шхерами, минуя немецкие засады на открытой воде. Во время советско-финской войны 1941 – 1944 годов финны перевели своё судоходство в шхеры и, тем самым, минимизировали урон со стороны советского флота.

Территория архипелага с реками и озерами составляет 1,5 тыс. км², из которых почти половину занимает самый крупный остров Аланд. Самая высокая точка архипелага — холм Оррдальсклинт (129 м.), лесами занято до 60 % территории.

На востоке Аландские острова отделены от материковой Финляндии изобилующим шхерами Архипелаговым морем, на западе от Швеции — проливом Сёдра-Кваркен. В проливе находится небольшой остров Меркет (около 3 га), на котором есть сухопутный участок границы между соседними государствами. Местные жители называют территориальные воды вокруг архипелага Аландским морем.

История. В раннем средневековье фиорды Аландских островов были идеальным прибежищем для викингов (скандинавских мореходов), совершавших дальние морские походы.

В средневековье здесь проходила Королевская дорога между Швецией и Финляндией (Суоми), на которой Аланды служили западными воротами. На этом пути с 14 века до 1634 года замок-крепость Кастельхольм служил резиденцией наместника Аландов, то есть был столицей Архипелага.
image003.jpg
Фотография Валентины Балакиревой

Несколько столетий Аландский архипелаг не раз становились ареной боевых действий между государствами Балтики. Так в 1714—1721 годах Аланды были почти полностью разгромлены войсками Петра Великого, а население архипелага мигрировало в соседнюю Швецию, которая до начала XIX века осуществляла власть над архипелагом.

Аландские острова играли важную роль в военных действиях на море в ходе Северной войны. В июле 1720 года у острова Гренгам произошёл морской бой между русским и шведским флотами. Победа русских значительно ускорила заключение Ништадтского мирного договора 1721 года. 18 марта 1809 года во время русско-шведской войны русский корпус под командованием князя Багратиона занял Аландские острова, которые после окончания войны в составе Великого княжества Финляндского были присоединены к Российской империи.

В 1832 году начата постройка русской крепости Бомарсунд, вокруг которой вырос первый город. Во время Крымской войны 1853—1856 годов англо-французские войска захватили, а позже взорвали недостроенную крепость. По Парижскому мирному договору 1856 года Аландские острова получили особый статус демилитаризованной (точнее, дефортифицированной) зоны. Русские воинские части оставались на островах до 1917 года.

В XVIII — начале XX века через Аланды проходил важный почтовый путь из Петербурга в Стокгольм. С 1809 по 1917 году в Эккерё, на западной оконечности Главного острова, располагалось самое западное почтовое и таможенное отделение Российской Империи (в настоящее время музей).

После Первой мировой войны и провозглашения независимости Финляндии Аландские острова предпринимают неудачные попытки войти в состав Швеции, здесь высаживаются шведские войска. Впоследствии, после политического кризиса 1917—1921 годов по вопросу государственной принадлежности и статуса островов особый автономный демилитаризованный статус был подтверждён в 1921 году решением Лиги Наций, принявшей Аландскую конвенцию.

Между двумя мировыми войнами острова сохраняют демилитаризованный статус. После зимней советско-финской войны 1939—1940 годов 11 октября 1940 года в Москве председателем Совнаркома СССР Вячеславом Молотовым и послом Финляндии в СССР Юхо Кусти Паасикиви подписан международный договор. Соглашение СССР и Финляндии об Аландских островах объявляло их демилитаризованной зоной. СССР получил право иметь дипломатическое консульство в Мариехамне, в задачи которого входил контроль за соблюдением Финляндией условий соглашения о демилитаризации.

Соглашение было разорвано 25 июня 1941 после начала новой войны между СССР и Финляндией. Однако после окончания Второй Мировой войны и подписания на Парижской мирной конференции 10 февраля 1947 года Соглашения о перемирии СССР и Великобритании с Финляндией действие Конвенции об Аландских островах полностью возобновлено. Неприкосновенным остается и демилитаризованный статус островов. Даже финские военные корабли, чтобы зайти на Аланды, должны иметь на то разрешение парламента (лагтинга). Недавно было отказано на заход российского парусника «Крузенштерн» с курсантами-моряками на борту.
image005.jpg

В 1954 году утверждается современный флаг Аландских островов, созданный на основе шведского флага – поверх золотого шведского креста наложен красный, символизирующий собственно Аланды.

В настоящее время Аландские острова являются одним из самых богатых и благополучных в социально-экономическом отношении регионов Финляндии и Европейского Союза, занимают 10 место в Европе по уровню и качеству жизни. Экономическое развитие островов определяется главным образом уникальным геостратегическим и транспортно-географическим положением на север Балтийского моря у входа в Ботнический залив, а также действующим преференциальным режимом свободной (оффшорной) зоны.

На Аландских демилитаризованных островах мирно сосуществуют девственная природа с изумрудно зелеными лесами и полями, глубокими скалистыми фиордами и высокие технологии. Местный высокоскоростной интернет среди мировых лидеров, а архипелагу присвоен собственный домен .ax. Миллионеры здесь ездят по дорогам на велосипедах, а большинство островитян имеют машины, катера и яхты.
image007.jpg

Основные отрасли островной экономики: судоходство, банковский бизнес, рыболовство и туризм. Аландцы — потомки викингов — всегда слыли профессиональными мореходами. Здесь зарегистрированы крупные судоходные компании, их прибыль даёт одну треть местного ВВП, который составлял свыше 990 млн.€ или 33 тыс.€ на душу населения, что выше, чем в Финляндии и Швеции. Банковские операции и страхование являются важным источником доходов Аланд. Аландские собственные монеты «далеры» 90-х годов были законным платежным средством на островах и принимаются банками к обмену. На территории Аландских островов большинство зарегистрированных фирм занято в сфере торговли и туризма. Ежегодно архипелаг посещает 2 млн. туристов.

На каменистых и скалистых островах жители преуспели и в сельском хозяйстве. Местный аграрный бизнес базируется на производстве и переработке фруктов (яблок), грибов и ягод, продукции растениеводства (сахарная свекла, картофель, пшеница, ячмень, овёс) и молочного животноводства. Успешно работают предприятия по производству чипсов из местного картофеля, сока и кальвадоса из яблок. Пользуется спросом пиво местного производства.

Около 15 % ВВП Аландских островов составляют ассигнования из государственного бюджета Финляндии. Данная мера принимается в качестве компенсации за налоговые сборы, таможенные пошлины и акцизы, отчисляемые аландцами в государственную казну.

Транспорт. Из материковой части Финляндии на Аландских островах в Мариехамне и Лонгнесе делают остановку паромы компаний Viking Line и Silja Line на маршрутах Таллин-Стокгольм, Хельсинки-Стокгольм и Турку-Стокгольм (заходят или в Мариехамн, или в Лонгнес).

Регулярно курсируют небольшие паромы двумя путями. «Северный маршрут» начинается из гавани Оснэс, расположенного в 70 км к западу от города Турку. Отсюда можно попасть на пароме на остров Брандё, откуда ходит паром через Кумлинге в порт Хуммельвик, отсюда до Мариехамна — всего около 40 км.

«Южный маршрут» начинается из гавани Галтби на острове Корппоо (80 км к юго-западу от Турку), чтобы добраться до этой гавани, нужно преодолеть несколько паромных переправ, все они бесплатны. Из Галтби на пароме с заходами на острова Чёкар и Фёглё можно добраться до порта Лонгнес, откуда до Мариехамна — всего около 35 км.

Самый дешевый комбинированный вариант (примерно 15 евро) добраться до Аланд из Стокгольма автобусом до городка Гриссельхамн и далее морским паромом, идущим 2,5 часа до архипелага (местечко Эккерё), далее вновь автобусом до Марианхамина. Шведы и финны любят пользоваться этим маршрутом не только из-за дешевизны, но и возможности затовариться на пароме в Duty Free алкоголем. Сделать это можно и на паромах, следующих из Стокгольма через Мариехамн до Турку, Хельсинки и Таллина, но за более высокую плату.

В Мариехамне имеется международный аэропорт, откуда выполняются рейсы в Стокгольм, Хельсинки, Турку и другие города.

Туризм. В начале двадцатого столетия Аланды обрели славу модного международного курорта. В Мариехамне и на островах архипелага располагалась множество отелей с бассейнами и ресторанами, пансионатов и гостевых домов для туристов. Острова стали популярным местом отдыха русской знати. Бывали здесь и русские императоры, царская яхта «Штандарт» неоднократно гостила в гавани Мариехамна.

Сегодня цены в многочисленных отелях и кемпингах начинаются с 20 евро в сутки. Можно за 600 евро в неделю снять на компанию коттедж с сауной на берегу залива или опушке леса.

Но прежде, чем «братья славяне» отправятся покорять Аланды, желательно внимательно ознакомится с Правилами природопользования на архипелаге. Они не только более жесткие, чем в сибирской тайге, но даже в Швеции и Финляндии:

  • Можно свободно передвигаться пешком, на велосипеде, плавать на байдарке, но нельзя заходить на земельные участки и причалы, которые находятся в частном владении, а также на обрабатываемые поля.

  • Ночевать рекомендуется в кемпингах, коттеджных поселках и на гостевых пристанях. В других местах можно останавливаться только для короткого отдыха.

  • Если нет возможности спросить разрешения у владельца земли, то можно разбить одну палатку на одни сутки, не нарушая при этом покой окружающих. Это значит, что выбранное место должно подходить для ночлега, а ближайшие постройки — находиться на достаточном расстоянии.

  • Запрещено наносить урон природе, нарушать покой владельцев и шуметь. Такие же правила действуют и в том случае, если вы решите переночевать в лодке.

  • Не оставляйте после себя мусор, отнесите его в ближайший мусорный контейнер. Если вы живёте в туристическом кемпинге, где есть место утилизации отходов, то необходимо сортировать отходы.

  • Ягоды и грибы можно собирать для собственного потребления, однако запрещается рвать растения, которые занесены в Красную книгу, например, орхидеи.

  • Нужно обязательно приобрести рыболовную лицензию, дающую право на ловлю рыбы на спиннинг в определенном месте. Рыболовную лицензию можно купить в магазинах, у хозяев коттеджей и по Интернету. С 15 апреля по 15 июня запрещена рыбная ловля с берега спиннингом или на блесну.

  • Не разрешается разводить костры без разрешения владельцев земли.

  • Для подводного плавания с кислородными баллонами необходимо получить специально разрешение в администрации  Аландских островов.

На Аландских островах имеется 53 природных заповедника,  на территории которых  право всеобщего природопользования частично ограничено.

Подробную информацию можно получить на местном сайте Агентства по окружающей среде, в том числе правила, действующие в каждом заповеднике, и список территорий, которые посещать запрещено.
Среди главных достопримечательностей Аланд — средневековый замок Кастельхольм в коммуне Сунд, руины русской крепости Бомарсунд (19 век), самая западная почта Российской Империи в 1809—1917 годы в Эккерё.

В «Северной повести» Константина Паустовского Аланды предстают как Богом забытый, скованный лютыми морозами архипелаг. Но это не так, писатель был под впечатлением воспоминаний участников военного похода русский войск на Аланды в суровую зиму 1809 года.

Сегодня главной причиной для посещения архипелага является уникальная девственная природа. Это идеальное место для любителей отдыха на природе, включая пешие или велосипедные прогулки, греблю на каяках или каноэ, занятие дайвингом, наблюдение за тюленями или птицами, а зимой – катание на коньках. Рыболовы будут удовлетворены обилием в прибрежных водах и озерах щук, окуней, судаков, сигов, морской форели и лососей.

Рыбные блюда являются главными в местной кухне. Попробуйте копченого лосося или окуня с молодым картофелем, луковый крем с холодным пивом местного производства. Есть шанс продегустировать блюда из мяса косули. Некоторые рестораны также предлагают экзотическое блюдо — мясо страуса с местной фермы. Славятся и местные овечьи сыры: сливочный, сливочный с травами и чесноком и сыр фета в масле.

На островах есть собственная пивоварня. Виноградник Тьюдо производит вина, ликёры и другие крепкие алкогольные напитки из собственных фруктов и ягод, включая яблочную водку Ålvados, ром из сахарной свёклы Kobba Libre, яблочный ликёр Appleaud и другие. Если Вы посетите Аландскую пивоварню (Åland Bryggeri), то сможете попробовать пять разных сортов местного пива, которое варят по традиционным технологиям.

Я не знаю, что нужно для полного счастья местным дамам, но для мужчин-островитян не хватает дешёвого крепкого алкоголя. Но если это «счастье» будет литься рекой, то оно быстро закончится.
Сохранился на Аландах и русский дух, не только из-за пушек с двуглавыми орлами, но и благодаря вкладу российских строителей, предпринимателей и купцов в развитие архипелага. В аландском диалекте шведского языка сохранились русские слова: чуть-чуть, будка (кутузка), дача и сарай, бочка, пирог и дурак (хитрец). В местной кухне почетное место занимают настоящий русский ржаной хлеб, бублики, огурцы домашнего посола. В кафе и ресторанах вам предложат аппетитные русские блины, пироги с яблоками и капустой.

Вид Мариехамна с высоты птичьего полета
image009.jpg
https://yandex.ru/images/search?text=%2F1353%2F15774.jpg&pos=1&rpt=simage

***
С моря Аланды выглядят дикими и неприступными ¬— красные скалы выходят из-под воды и плоскими «бараньими лбами», и высокими отвесными обрывами. Но за многие столетия жители островов создали уютные ландшафты, где сосновые и березовые леса чередуются с аккуратно возделанными полями. Обилие в лесах, грибов, ягод брусники и черники, а в озерах и море – рыбы. Обитаемые острова соединены мостами или паромами. Маленькие аккуратные деревянные домики не выдают достатка своих хозяев, местные жители не привыкли выставлять напоказ свое богатство.

Аландский берег
image011.jpg

Красный гранит (раапа-киви), торговые марки которого Eagle Red и другие известны в Европе.
image013.jpg

Аландская ферма поражает миниатюрностью и порядком. Хозяин скромного усадебного дома может быть и миллионером. Но выставлять напоказ свое богатство у местных шведов не принято.
image015.jpg

Заготовка зелёного корма в вакуумной упаковке обеспечивает качественный корм для крупного рогатого скота. Отсюда и качество филейного мяса. Соломой эта Европа скот не кормит.
image017.jpg

Перед мостом Finstrom через пролив Фьерсундет следует остановиться и подняться на скалу, откуда открываются неповторимые ландшафты архипелага, а заодно пообедать.
image019.jpg

Кафе Уффе расположено на скале над единственным туннелем на Аландах. Рядом находится смотровая вышка, с которой открывается обзорная панорама Аланд. Доброжелательные хозяева кафе встретят и накормят вкусно и сытно. Здесь подают настоящую аландскую запеканку, приготовленную по старинным рецептам (манная или рисовая крупа, соус из чернослива со сбитыми натуральными сливками). В меню так же серия блюд «Бомарсунд» из русской кухни — щи, солянка, котлеты, бефстроганов, гуляш, пирог с мясом и чай из самовара. Можно уложиться в 10-15 евро с напитками.
image021.jpg

Мост Finstrom через пролив Фьерсундет смогли построить только в XX веке, предварительно проложив туннель в скале. А раньше преодолевать пролив приходилось вплавь, распрягая лошадей. Берега настолько крутые, что спускать лошадей к воде было очень сложно.
image023.jpg

Туннель под скалой
image025.jpg

Красота!
image027.jpg
Фотография Валентины Балакиревой

Виды с вышки на скале, внутри которой прорублен туннель.
image029.jpg

image031.jpg

image033.jpg

Внизу на стоянке - автобусы с питерскими туристами.
image035.jpg

image037.jpg

image039.jpg

image041.jpg

***
В пригородном лесопарке (природном заказнике) Рамшолмен мы оказались случайно. До отхода ночного парома на Хельсинки оставалось время, и мы его провели под покровом белой ночи на природе в 4.5 км от центра Мариехамна.

Небольшой полуостров Рамшолмен покрыт лесистыми лугами. Лесные луга были распространены на Аландских островах до конца 19-го века, но развитие сельского хозяйства за последнее столетие привели к их исчезновению. Сегодня сохранились лишь некоторые из этих сочных лугов, где весной и летом цветочное великолепие поражает. Прогулка по лесному лугу через лабиринт кустов лесного ореха и ясени доставляет несказанное удовольствие. Ramsholmen также может похвастаться богатой жизнью птиц.
image043.jpg

image045.jpg

Цветет черемша или Лук медвежий. Ценный медонос, дает нектар. Черемша — лекарственное растение, известное ещё древним германцам, кельтам и римлянам
image047.jpg

К востоку от Рамшолмена находится большой залив Torpfjärden. Так он выглядит в белую ночь.
image049.jpg

Рекомендую:
Мария Пузанкова Аландские острова - храм природы. http://reports.travel.ru/reports/2007/140807.html
Никита Кривцов Острова скромных миллионеров http://www.yachting.su/article/3075

Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия (продолжение)
Балтийская геополитика. Аланды. Демилитаризованный на благо соседних государств архипелаг
Меркета. Остров-лилипут, разделённый государственной границей Аланды

Аланды. Демилитаризованный рай для жизни людей и природы
Аланды. Мариехамн. Столица островной морской державы
Аланды. Мариехамн. Лицом к морю
Аланды. Воспоминания о русской крепости Бомарсунд
Аланды. Деревня викингов. Средневековый замок Кастельхольм. Ферма
Аланды. Западный почтово-таможенный форпост Российской империи
Балтийский ночной круиз Мариехамн - Хельсинки. «Северный Гибралтар»
Хельсинки. Столица международного мира
Порвоо. У истоков Великого княжества Финляндского, а так же роль женского веера в истории

Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год
Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата
Главное здание МГУ. Июнь 2018 года
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями

Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года
Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры
Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке
Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут

Кронштадт. Военно-морской форпост России

Финляндия. Путь от Санкт-Петербурга до Турку. И закаты здесь тихие
Турку. Бывшая столица Финляндии
Вождь всемирного пролетариата в кустах. По тонкому льду на Запад
Финляндия. Турку. Ворота на Запад и путь на Восток. Мировая столица круизного судостроения