?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Аланды. Мариехамн. Лицом к морю
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image070.jpg
На Аландах, которых стороной прошли две мировых войны, нет мемориала погибшим островитянам на полях сражений. В качестве компенсации вначале Norra Esplanadgatan установлена скульптурная композиция «Люди моря». На постаменте надписи на шведском языке ″HAVETS FOLK″ (Люди моря) и ″VÅR VÄG ÄR HAVET″ (Наш путь - море).

Мариехамн расположен на полуострове с двумя гаванями на западном и восточном побережье. Западный порт имеет большое международное значение, так как через него осуществляется интенсивное паромное сообщение на пути в Швецию и континентальную Финляндию. На восточном побережье расположена яхтенная гавань, одна из крупнейших на Балтийском море.

Миниатюрность города особенно бросается в глаза, когда в его гавани швартуются огромные паромы Viking Line и Silja Line. Столица архипелага принимает по несколько пассажирских паромов в день, а также в летний сезон многочисленные маломерные суда и яхты.
image072.jpg
https://4.bp.blogspot.com/006.jpg

Аландский морской музей. Здесь частью экспозиции является коллекция фотографий моряка Питера Карни, сделанных в 1933 году и отражающих драматизм жизни команды парусного судна, огибающего мыс Горн.
image074.jpg

Памятник аландскому моряку-рулевому у морского музея
image076.jpg

Дорога к шхуне-музею Pommern, слева — флаги яхт-клуба Alandska Segel Sallskapet (ASS Guestharbour) расположенного в Западной гавани.
image078.jpg

Флаг яхт-клуба
image080.jpg

image082.jpg

Парусник, четырёхмачтовый барк Pommern (Померания) построен в 1903 году на верфи в Глазго. Это один из знаменитых парусных судов германской судоходной компании F. Laeisz. К этой типу относится барк «Крузенштерн», при постройке названный «Padua» («Падуя»). Длина 95 м, ширина 13 м, высота главной мачты 50 м, общая площадь парусов 3420 м², команда 26 человек.

Со временем парусник перешёл к Густаву Эриксону из Мариехамна. Использовался для перевозки зерна из Австралии в Англию и Ирландию до начала Второй мировой войны, 60 раз пересекал экватор.

Последние парусники были самыми большими в истории. Если водоизмещение «чайных клиперов» редко превышало 600 тонн, то у парусников конца 19 века – 4000 тонн. Именно на это время приходится последний бум строительства парусных судов – к 1905 году в мире насчитывалось более 3500 больших парусников. «Выжиматели ветра» возили в Европу гуано и медную руду из Чили, древесину из Бразилии, копру из Полинезии. В обратном направлении транспортировался цемент, а так же уголь. Но самым доходным грузом была чилийская селитра. В преддверии надвигающейся Первой мировой войны Европа наращивала закупки селитры – основного сырья для изготовления пороха и взрывчатых веществ. Корабли, обслуживавшие «нитратную» линию, шли из Европы в Чили, огибая мыс Горн с востока – это один из наиболее опасных и сложных для парусного судна маршрутов. Здесь постоянные ураганные ветры дуют во встречном направлении, что требовало от команды искусства в управлении парусами и непрерывной тяжёлой работы на пути в 1300 морских миль.

Pommern имел репутацию «судна-счастливчика». Он пережил две мировые войны, потеряв лишь несколько членов команды. Дважды, в 1930 и 1937 годы выигрывал «Большие зерновые гонки». Сейчас это одна из главных достопримечательностей Аландских островов, один из немногих в мире кораблей такого типа, сохранившийся до наших дней. После войны парусник поставлен на стоянку в Мариехамне в качестве судна-музея, принадлежащего Аландскому морскому музею.

Сегодня любой желающий может подняться на парусник, осмотреть палубы, трюмы, каюты капитана, помощников, кока и стюарда, а также побывать в камбузе и напоследок увидеть небольшое кино об истории судна. Мы этого удовольствия были лишены – в воскресенье музей-парусник не работал.
image084.jpg


image086.jpgГустав Эриксон (1872 – 1947), уроженец Аландских островов впервые вышел в море юнгой в возрасте 10 (!) лет, последний свой рейс совершил в 1913 году в качестве капитана барка «Lochee». Став судовладельцем Эриксон посвятил остаток дней попыткам доказать возможность использования больших парусников в коммерческих рейсах. Он скупал простаивающие в портах суда, часто почти по цене металлолома, ремонтировал их, набирал команды и оправлял в дальние рейсы с коммерческими грузами. Его флот насчитывал до 40 парусников общим водоизмещением более 100 тыс. тонн. Постоянно находясь на грани разорения, Эриксон был вынужден сокращать команды – его большие четырёхмачтовые барки уходили в дальние рейсы с экипажем менее 30 моряков. Вторая мировая война положила конец эпохи парусников. Одни корабли были торпедированы в море, другие погибли в портах под бомбами, уцелевшие ржавели у причалов. Густав Эриксон умер в 1947 году, сказав перед смертью, что жизнь в мире без парусников лишена для него смысла. Так история океанского парусного флота, начавшаяся в портах Португалии и Кастилии, закончится на далеких Аландах. Компания Эриксона существует в настоящее время и владеет флотом судов-рефрижераторов. Уцелевшие парусники были распроданы, а один из них – «Поммерн» передан в дар муниципалитету Мариехамна для создания морского музея.

В небольшом городе и его окрестностях ¬— с десяток марин и причалов для яхт. Архипелаговое море – находка для яхтсменов. Когда идешь под парусом из Турку на запад, невозможно понять, когда начинается открытое море – по маршруту сотни островов и шхер.

В Восточной гавани Мариехамна расположен один из крупнейших яхт-клубов Скандинавии.
image088.jpg


Здесь стоит голландский пароход Jan Nieveen (носящий также название F.P. von Knorring), переоборудованный под ресторан.
image090.jpg

У причала яхта серьезных размеров
image092.jpg

Западная гавань перед дождем
image094.jpg

image096.jpg

image098.jpg

Новый жилой микрорайон в Мариехамне на берегу залива
image100.jpg

Музей судоходства
image102.jpg

image104.jpg

image106.jpg

Парусник Albanus Åland (2017 года постройки) организует по два вечерних плавания для группы (минимум 10 персон) в пятницу и в субботу. Взрослый билет стоит 30 € , детский (3-12 лет) – 15 € . За наличные на борту предлагают кофе, сок и булочки.
image108.jpg

image110.jpg

Сувенирная лавка и мастерская местного ювелира
image112.jpg

Часовня
image114.jpg

Лодочные сараи
image116.jpg

Это, вероятно, стоится сауна.
image118.jpg

Дикие утки дополняют экспозицию музея судоходства
image120.jpg

Незатейливая герань
image122.jpg

Островитяне придвигаются преимущественно на личных автомобилях, но можно встретить и трёхколёсный мотоцикл.
image124.jpg

Аландах славятся отличной рыбалкой. Хотя в переводе с финского языка Аландские острова это «Земля окуней», главным местным трофеем считается щука. Благодаря малой солёности морской воды, местные шхеры изобилуют пресноводным хищником. В аландских водах кроме окуня и щуки, в изобилии водится судак. На архипелаге выделено 80 рыболовных зон. Рыбалка здесь разрешена только по лицензии на ловлю в конкретной зоне. Действующие ограничения весьма жесткие ¬— рыбу меньше определенных размеров необходимо отпускать, а ловля крупной рыбы ограничена. На Аландах чаще всего ловят рыбу из спортивного интереса по принципу «поймал ¬— отпусти». Потому здешние воды и богаты рыбой, и успех любой рыбалки у берегов Аландов всегда гарантирован.

Обычное «вооружение» рыболовов-любителей. Даже самые маленькие рыболовные катера здесь оборудованы по последнему слову техники ¬— эхолот, радар, датчики температуры воды, набор спиннингов и блесен.
image126.jpg

Номера местных автомобилей с гербом и флагом Аландских островов
image128.jpg

Если хорошо присмотреть, то можно увидеть и другие достопримечательности.
image130.jpg

image132.jpg

Герань
image134.jpg

image136.jpg

Пассажирский терминал в Западной гавани. Судоходная компания Birka Cruises, основанная в 1971 году, в настоящее время является дочерним предприятием финской судоходной компании Eckerö Line. Владеет одним пассажирским лайнером Birka Stockholm, который постоянно базируется в Стокгольме и выполняет ежедневно 22-х часовые круизы в Мариехамн (Аландские острова). Летом проводятся 2-4 дневные круизы с посещением Копенгагена, островов Готланд, Сааремаа, Борнхольм. Питание на борту «шведский стол» разнообразное и отличного качества, но не входит в стоимость круиза, оплачивается дополнительно. Компания ориентирована, прежде всего, на шведский рынок.

Лайнер Birka Stockholm отходит от пассажирского терминала Мариехамна.
image138.jpg

Мы на пассажирском пароме «Gabriella» отправляемся в полночь курсом на Хельсинки. Этот паром судоходной линии Викинг-лайн построен в 1992 году на верфи в Сплите (Югославия), курсирует по маршруту Хельсинки–Мариехамн–Стокгольм, а в летнее время и по маршруту Таллин–Мариехамн–Стокгольм. Прибытие непосредственно в центр Стокгольма. Лайнеры Викинг-лайн приписаны к Таллину и Мариехамну.
image140.jpg
http://naparome.ru/d/092.jpg

Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия (продолжение)
Балтийская геополитика. Аланды. Демилитаризованный на благо соседних государств архипелаг
Меркета. Остров-лилипут, разделённый государственной границей Аланды

Аланды. Демилитаризованный рай для жизни людей и природы
Аланды. Мариехамн. Столица островной морской державы
Аланды. Мариехамн. Лицом к морю
Аланды. Воспоминания о русской крепости Бомарсунд
Аланды. Деревня викингов. Средневековый замок Кастельхольм. Ферма
Аланды. Западный почтово-таможенный форпост Российской империи
Балтийский ночной круиз Мариехамн - Хельсинки. «Северный Гибралтар»
Хельсинки. Столица международного мира
Порвоо. У истоков Великого княжества Финляндского, а так же роль женского веера в истории

Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год
Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата
Главное здание МГУ. Июнь 2018 года
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями

Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года
Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры
Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке
Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут

Кронштадт. Военно-морской форпост России

Финляндия. Путь от Санкт-Петербурга до Турку. И закаты здесь тихие
Турку. Бывшая столица Финляндии
Вождь всемирного пролетариата в кустах. По тонкому льду на Запад
Финляндия. Турку. Ворота на Запад и путь на Восток. Мировая столица круизного судостроения