?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Балтийский ночной круиз Мариехамн - Хельсинки. Загадки падения «Северного Гибралтара»
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://naparome.ru/d/092.jpg
Мы на пассажирском пароме «Gabriella» отправляемся в полночь из Мариехамна (Аландские острова) курсом на Хельсинки. Этот паром судоходной линии Викинг-лайн построен в 1992 году на верфи в Сплите (Югославия), курсирует по маршруту Хельсинки–Мариехамн–Стокгольм, а в летнее время и по маршруту Таллин–Мариехамн–Стокгольм. Лайнеры Викинг-лайн приписаны к Таллину и Марианхамине. Прибытие непосредственно в центр Стокгольма. Но перед этим утром будет возможность увидеть «Северный Гибралтар» – неприступную крепость Свеаборг и познакомиться с её загадочной историей падения.

Пассажирская палуба парома в полночь
image003.jpg

Четырёхместная каюта с окном
image005.jpg
https://baloo.by/wp-content/uploads/2016/07/baloo-travel-kruiz-VIKING-LINE-kauta.jpg

Четырёхместная внутренняя каюта с имитацией иллюминатора и поднятыми спальными местами.
image007.jpg

На паром можно веселиться всю ночь. Что и делает преимущественно шведская и финская молодёжь. Для самых активных пассажиров открыты ночные клубы, бары и дискотеки на верхних палубах. В шоу-программах выступают профессиональные артисты, а в караоке — смелые любители. Пиво на борту в баре 8 евро/ пинта. Дорого, но смотря для кого. По паритету покупательной способности, это примерно цена кружки кваса у «братьев славян».
image009.jpg

Белая июньская ночь, бар на палубе не работает.
image011.jpg

За кормой холодные воды Балтийского моря
image013.jpg

Первые шхеры в районе Хельсинки. Остров чаек
image015.jpg

image017.jpg

image019.jpg

Так выглядит балтийское побережье с шхерами в районе Хельсинки.
image021.jpg

Проходим пролив Кустаанмиекка (Меч Густава) — самое глубокое место в местных шхерах, паромы из Стокгольма и Таллинна идут здесь между бастионов крепости Свеаборг.
image023.jpg

Мы в территориальных водах Финляндии, на корме поднят финский флаг.
image025.jpg

Морская крепость Суоменлинна (финск. Suomenlinna — «Финская крепость») или Свеаборг (швед. Sveaborg — «Шведская крепость»), защищала с моря Гельсингфорс (Хельсинки). Бастионы цитадели сооружены на семи скалистых островах Wargskaren (Волчьих шхерах), прикрывающих город от неприятеля с моря.

«Северный Гибралтар». Крепость Свеаборг. Справа пролив Кустаанмиекка (Меч Густава) с глубоководным судоходным фарватером для пассажиских паромов.
image027.jpg
https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/media.agentika.com/user/fdff580f-d087-420f-806b-a9a5948a569d.jpeg

Строительство Свеаборга началось в 1748 году и продолжалось сорок лет. Шведская цитадель должна была сдержать русские войска от вторжения на территорию Финляндии, которая входила в те времена в состав Шведского королевства. Военно-политическая обстановка на севере Европы была напряженной. Очередная война между Швецией и Россией могла начаться в любой момент, и он наступил. В 1808 году началась война, ставшая судьбоносной для Финляндии. Шведы и финны возлагали большие надежды на Свеаборг. Неприступную цитадель из-за военной мощи современники называли «Северным Гибралтаром». Уникальность Свеаборга в том, что гигантский форт предназначался и для флота, и для пехоты. Гавань была в состоянии принимать крупные корабли.

Последняя русско-шведская война 1808—1809 годов позволила избежать жертв среди мирного населения и разорения территорий. Одним из самых знаковых и ключевых событий этой войны историки называют «Свеаборгскую катастрофу» — капитуляцию крепости Свеаборг в мае 1808 года. Построенная по последнему слову фортификационной науки, крепость считалась неприступной. Ее гарнизон насчитывал более 7500 человек, на вооружении было более 700 орудий. Поэтому сдача крепости без единого выстрела после непродолжительной осады до сих пор является одной из загадок финской истории. До настоящего времени обсуждаются разные версии, перечислим некоторые из них:

  • Адмирала-коменданта крепости русские подкупили золотом.

  • Адмирал-комендант был морским, а не фортификационным офицером, устрашенный превосходством Российской империи над Швецией проявил слабость духом, несмотря на свои прошлые боевые заслуги.

  • Советские историки объясняли успехи русских войск, в том числе и капитуляцию Свеаборга, не только их высокими боевыми  качествами, но и пораженческими настроениями в шведской армии, состоявшей в основном из уроженцев Финляндии, и прорусскими симпатиями  части местной финской элиты.

  • Командование русской армии, понимая,  что взять крепость штурмом невозможно, решило вести психологическую войну. При штабе была создана особая группа, работа которой была направлена  на ослабление боевого духа гарнизона Свеаборга и его воли к сопротивлению. Для этого использовались не только засылаемые в крепость иностранные  газеты с известиями об успехах русского оружия, но женская «пятая колонна» в Гельсингфорсе, которую составили супруги офицеров крепости. Они в черных красках описывала положение эвакуированных женщин, лишившихся своих кормильцев и живших под угрозой бомбардировок. И часть офицеров считало,  что при заключении в 1807 году Тильзитского мирного договора  между Российской империй и Францией Финляндия была подарена России, и  нет возможности противостоять воле Бонапарта.

.21 марта 1808 года русское командование предложило коменданту крепости объявить Хельсинки нейтральной территорией, и к их удивлению шведы легко согласились. Следующим шагом стало подписанное 7 апреля соглашение о перемирии и сдачи русским Свеаборга. 3 мая Свеаборг капитулировал и 8 мая над крепостью был поднят русский флаг.

Адмирал-комендант оправдывал сдачу крепости, бастионы которой неприступны с моря, но в зимнее время уязвимы с суши, кроме того запасы пороха были ограничены. Бывший комендант крепости окончил свои дни в Финляндии, «всеми забытый и презираемый соотечественниками», многие из которых считали, что его русские подкупили золотом.

Шведский Свеаборг пал, но финны по Фридрихсгамскому мирному договору 1809 года получили мир на выгодных условиях, а так же автономию в составе Российской империи, ставшей предпосылкой для формирования собственной государственности.

В российской истории крепости есть славные страницы доблестного отпора русских войск англо-французской эскадре во время Крымской войны (1855 год), когда силы противника значительно превосходили крепостную артиллерию.

Джон Уилсон Кармайкл Бомбардировка крепости Свеаборг 9 августа 1855 года
image029.jpg

Русский гарнизон находился в крепости до 1918 года. После провозглашения независимости Финляндии «Свеаборг» был переименован в «Суоменлинну» («Финская крепость»). Финские войска находились в цитадели до 1973 года, здесь располагались подразделения береговой артиллерии, зенитные батареи и база подводных лодок. После крепость перешла под управление гражданской администрации. В настоящее время крепость Свеаборг является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По проекту российского архитектора Константина Тона в Свеаборге к 1854 году на скалистой возвышенности комендантского острова был возведен большой православный собор, освященный во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. После провозглашения Финляндией независимости собор стал лютеранским, был перестроен и стал выполнять и функции маяка. С 2000 года в соборе проходят и лютеранские, и православные службы. Маяк, оборудованный электроприводом, продолжает работать на высоте 52 метров над уровнем моря. Собор занимает господствующее положение среди сооружений крепости. С колокольни собора открывается красивый и живописный вид на море и финляндскую столицу. Собор является символом крепости, огонь его маяка виден отовсюду.

Вот так с борта парома выглядит собор-маяк сегодня.
image031.jpg

Мост, перекинутый через узкий пролив, соединяет Комендантский остров с Волчьим островом. Перед мостом находится Музей истории крепости и информационный центр. Попасть в крепость с материка можно паромом, совершающим регулярные рейсы к причалу, у парадного входа в цитадель (на снимке слева).
image033.jpg

На острове Сусисаари находится самый старый сухой док в Европе, где корабли на верфи строят с середины XVII века. На стыке с островом Кустаанмиекка в бывшем пороховом складе размещается экспозиция береговой артиллерии, рядом у причала стоит подлодка с музеем на борту.
image035.jpg

image037.jpg

image039.jpg

Рекомендую: Крепость Свеаборг, которую русские взяли уговорами. https://deletant.livejournal.com/91996.html

Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия (продолжение)
Балтийская геополитика. Аланды. Демилитаризованный на благо соседних государств архипелаг
Меркета. Остров-лилипут, разделённый государственной границей Аланды

Аланды. Демилитаризованный рай для жизни людей и природы
Аланды. Мариехамн. Столица островной морской державы
Аланды. Мариехамн. Лицом к морю
Аланды. Воспоминания о русской крепости Бомарсунд
Аланды. Деревня викингов. Средневековый замок Кастельхольм. Ферма
Аланды. Западный почтово-таможенный форпост Российской империи
Балтийский ночной круиз Мариехамн - Хельсинки. «Северный Гибралтар»
Хельсинки. Столица международного мира
Порвоо. У истоков Великого княжества Финляндского, а так же роль женского веера в истории

Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год
Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата
Главное здание МГУ. Июнь 2018 года
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями

Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года
Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры
Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке
Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут

Кронштадт. Военно-морской форпост России

Финляндия. Путь от Санкт-Петербурга до Турку. И закаты здесь тихие
Турку. Бывшая столица Финляндии
Вождь всемирного пролетариата в кустах. По тонкому льду на Запад
Финляндия. Турку. Ворота на Запад и путь на Восток. Мировая столица круизного судостроения