?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Щучин. Военная авиационная база. Секретный атомный бункер
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://авиару.рф/wp-content/uploads/2015/10/10.YAk-28R-v-polete..jpg

В конце 60-х годов полк самолетов фронтовой разведки ЯК-28Р базировался на Щучинском аэродроме.

В советское время в Щучине (Гродненская область) располагалась крупнейшая авиабаза Белорусского военного округа. В 2016 году в Щучине отметили 75-летнюю годовщину образования 10-го отдельного разведывательного авиационного полка, дислоцировавшегося в прошлом на местной авиабазе. Празднования начались с открытия, перенесенного на новое место, памятника самолету МиГ-19. Этот самолет в 60-е годы поднимался с щучинского аэродрома в небо.

Впервые военный грунтовой аэродром был создан после включения Западной Белоруссии в состав СССР осенью 1939 года. Перед началом войны на военном аэродроме в Щучине дислоцировался 127-й истребительный полк 11-й смешанной авиационной дивизии. На вооружении были преимущественно самолеты И-16, часть из них находилась в первый день войны на полевом аэродроме в Лесище близ деревни Прудцы Щучинского района.

В 3:25 утра 22 июня 1941 года в полку была объявлена тревога. Как мне рассказывали сослуживцы, по дороге машины с летчиками в центре городка Щучин были обстреляны с крыши домов. В 9:20 самолёты вылетели на перехват бомбардировщиков противника. В первый день войны истребительный полк под командование подполковника Андрея Гордиенко совершил 172 боевых вылета, потерял 13 самолётов и 14 лётчиков, из них 5 раненными. Советские летчики уничтожили в воздушных боях 20 самолётов противника, что явилось лучшим результатом для истребительных полков Западного фронта.

В первый день войны заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук Александр Артёмов совершил девять боевых вылетов и в воздушном бою сбил три самолета противника. Летчик стал первым кавалером ордена Красного Знамени в Красной Армии во время Великой Отечественной войны. 28 июня 1941 года полк после больших потерь был выведен на доукомплектование.

11-й смешанная авиационная дивизия была сформирована в августе 1940 года, в неё входили 16-й бомбардировочный полк, 122-й и 127-й истребительные полки. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось в городе Лиде, а полки — на аэродромах Щучин, Желудок, Черлена, Скидель и Лесище. В дивизии насчитывалось 208 самолётов: пикирующие бомбардировщики Пе-2, скоростные фронтовые бомбардировщики АНТ-40 ( СБ), истребители И-16, И-15, И-15 бис, И-153, из них 19 неисправных.
На 22 июня 1941 года полки дивизии согласно распоряжению Генерального штаба от 18.06.1941 года «О боевой готовности» были передислоцированы на полевые аэродромы. С началом войны аэродромы дивизии подверглись бомбардировкам и полки понесли значительные потери в материальной части. Тем не менее, дивизия сумела в первые дни войны сбить 28 мессершмиттов и 7 юнкерсов.

За первый день войны дивизия потеряла 127 самолётов, из них в воздухе только 20, погиб командир дивизии, его сменивший офицер был тяжело ранен, а следующий убит. После гибели руководства 11-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта 22 июня 1941 года командиром был назначен дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Григорий Кравченко. За второй день войны дивизия полностью утратила материальную часть, и 23 июня 1941 года управление с оставшимся личным составом было выведено в тыл.

Летчик-ас, генерал-лейтенант авиации Григорий Пантелеевич Кравченко (1912 —1943, посёлок Синявино, Ленинградская область) 23 февраля 1943 года в воздушном бою сбил «Фокке-Вульф 190», однако его самолёт Ла-5 загорелся. Перелетев через линию фронта, Кравченко не дотянул до аэродрома и покинул самолёт, но парашют не раскрылся, — вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком. Летчик погиб. Вместе с С.И. Грицевцом он первый дважды Герой Советского Союза.

Командующий ВВС Западного Особого Военного Округа генерал-майор авиации, Герой Советского Союза И. И. Ко́пец, узнав о потерях ВВС округа в течение первого дня войны, застрелился, ему было 32 года. Командир 9-й смешанной авиационной дивизии, потерявшей в первый день войны 347 самолетов из 409, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации С. А. Черных 8 июля 1941 года был арестован и расстрелян, ему было 29 лет. Общие потери ВВС Западного фронта 22 июня составили 738 самолётов, в том числе 528 уничтожено противником на земле.

Из трех первых дважды Героев Советского Союза, майор С. И. Грицевец трагически погиб до начала войны, Григорий Кравченко – на войне, а генерал-лейтенант авиации Яков Смушкевич (1902 – 1941), генеральный инспектор ВВС РККА, был арестован и расстрелян 28 октября 1941 года. Он первый советский еврей – Герой Советского Союза и первый дважды Герой Советского Союза, расстрелянный, как «враг народа».

Уже много десятилетий после окончания Великой Отечественной войны аналитики пишут о причинах трагических потерь авиации в первые дни войны. В жесткое время войны главными виновниками были названы и расстреляны авиационные командиры и командующие. Перед войной в результате репрессий командного состава, многие герои (летчики-асы) из старших лейтенантов за короткое время становились полковниками и генералами, и назначались на высокие командные должности, не имею управленческого опыта. Кроме того, авиационные части не имели единого командования. Командующему ВВС Западного округа подчинялась только часть авиации, а остальная находилась в подчинении командующих армий. 9-я смешанная авиационная дивизия (штаб в Белостоке) располагалась в непосредственной близости к границе. Армия к началу войны получила 262 самолета новейших типов (МиГ-1 и МиГ-3), большинство их которых было уничтожено. Командующий Западным военных округом Герой Советского Союза генерал-полковник Павлов вечером перед войной находился в театре оперетты, а не на полевом командном пункте, как было предписано директивой Генерального Штаба от 18.06.1941. Генеральный инспектор ВВС РККА дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Смушкевич не проконтролировал выполнения этой директивы в авиационных частях.

***
Военный историк Дмитрий Киенко издал книгу по истории щучинского аэродрома «Гром ночного неба». В книге рассказывается о базировании в Щучине штаба бомбардировочной авиадивизии дальнего действия, боевых вылетах и потерях в период с сентября 1944 по март 1945 года.

***

image003.jpg
https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=6851307

В 1969 году меня как офицера запаса призвали в армию и направили в распоряжении штаба 26-й воздушной армии Белорусского военного округа (1-я советская воздушная армия в 1942 – 1949 годы). Армией командовал бывший летчик 127-го истребительного полка, базирующегося в 1941 году в городе Щучине, генерал-полковник авиации Сергей Яковлевич Жуковский (1918 — 1980). Первый день войны он встретил в звании младшего лейтенанта, командиром звена, на вооружении полка были и устаревшие бипланы И-153 «Чайка». За день 22 июня 1941 года под Гродно провёл 9 воздушных боёв, сбил лично 1 и в группе 4 самолётов противника. За день 29 июля 1941 года одержал ещё 3 групповые победы, а 2 сентября сбил в составе группы ещё 1 самолёт. К 20 октября 1941 года совершил 120 боевых вылетов. За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза, но командующий Западного фронта генерал Жуков наградил его своим приказом орденом Ленина.

image005.jpg

***
Из штаба 26-й воздушной армии меня направили на службу в Щучин в 10-й Краснознаменный ордена Суворова третьей степени Московско-Кенигсбергский отдельный разведывательный авиационный полк.

Начальником Щучинского военного гарнизона был молодой 37-летинй командир 95–й истребительной дивизии, полковник, с 1970 года генерал-майор Игорь Сергеевич Трофимов — пионер высшего пилотажа на истребителях в ночных (!) условиях, кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды, золотой медалист Академии Генерального штаба, в будущем генерал-лейтенант авиации. В 43 года генерал стал командармом 5–ой воздушной армии (штаб-квартира в Одессе). Трофимов был инициатором установления самолета-памятника МиГ–19С в Щучине, который после реставрации двора Друцких-Любецких перемещен на другом месте.

Штаб 95-й авиационной дивизии располагался в Щучине в здании бывшей школы (коллегии) пиаров при монастыре Католического ордена пиаристов.
image007.jpg
https://schuchin.info/wp-content/uploads/2015/12/945121_original-750x354.jpg

***
Свою историю 10-й Краснознаменный ордена Суворова третьей степени Московско-Кенигсбергский отдельный разведывательный авиационный полк ведёт от 38-й разведывательной эскадрильи, сформированной в Монино под Москвой 6-го августа 1941 года. После войны базировался в городе Щучин Гродненской области. В 1968 года одна из эскадрилий принимала участие в операции «Дунай» (интервенция в Чехословакию). В 1983—1984 гг. 2-я эскадрилья выполняла боевые задачи в Афганистане. Полк расформирован в 1994 году.


Командование Краснознаменного ордена Суворова третьей степени Московско-Кенигсбергского отдельного разведывательного авиационного полка на фоне боевого пути воинской части. В центре — команидр полка, заслуженый военный летчик СССР, полковник Алятин Владимир Алексеевич. Снимок до 1969 года.
image009.jpg
С сайта «Щучин – город авиаторов». http://scucin-avia.narod.ru/units/10orap/10orap.htm


Командование Краснознаменного ордена Суворова третьей степени Московско-Кенигсбергского отдельного разведывательного авиационного полка после 1970 года. Слева направо: участник Великой Отечественной войны, кавалер четырех орденов Красного Звезды, заместитель командира полка А.М. Шаурин, начальник штаба полка, подполковник А. Роль, командир полка, подполковник М.А. Григоренко, заместитель командира полка по политической части, подполковник С.М. Ермаков.
image011.jpg
С сайта «Щучин – город авиаторов». http://scucin-avia.narod.ru/units/10orap/10orap.htm

Разведывательный полк был укомплектован скоростными современными самолетами ЯК-28Р.
На старых самолетах ИЛ-28 («Сараях») летчики выводили на высоту мишени, по которым стреляли ракетчики.
image013.jpg

image015.jpg Полк был одним из лучших в советских ВВС, и фотография с его построением попала на поздравительную открытку (День Советской армии, 23 февраля), изданной большим тиражом.


Щучин, 7 ноября 1971 года. Офицеры полка выдвигаются на парад. Во главе колонны - командир полка подполковник М.А. Григоренко
image017.jpg
С сайта «Щучин – город авиаторов». http://scucin-avia.narod.ru/units/10orap/10orap.htm

image019.jpg
***
Командиром 979-го истребительного авиационного полка (1968—1970) 95-й истребительной авиационной дивизии, дислоцированной в Щучине, был подполковник Игорь Михайлович Дмитриев (1929 — 2007). Он закончил службу в звании генерал-полковника на должности командующего ВВС Московского военного округа (1983—1990). Заслуженный военный лётчик СССР (1971). Родился в семье будущего генерал-полковника артиллерии М. П. Дмитриева (1898—1984). На снимке 1980 года в звании генерал-лейтенанта. В деловом общении был исключительно корректен, не использовал возможности ненормативной лексики великого и могучего русского языка (по крайне мере в отношении меня, когда я, лейтенант, дежурил на КДП, и возникали проблемы в оценки состояния погоды). У каждого полка был план налета в простых и сложных метеорологических условиях. Погода не всегда с этим считалась. И у моих коллег встречались командиры, которые пытались корректировать погоду с помощью мата.


Старый (справа) и новый командно-диспетчерский пункт управления полетами Щучинской авиабазы.
image021.jpg
Фотография Владимира Дергачева, 1970 год.

Щучинский гарнизонный Дома офицеров (бывший дворец князей Друцких-Любецких). Участники совещания командного состава Военно-Воздушных Сил СССР. 1970 год. В первом ряду второй слева — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Леонид Беда, первый заместитель командующего 26 воздушной армии Белорусского военного округа. В центре первого ряда — Герой Советского Союза, главком ВВС Маршал авиации Павел Кутахов, крайний справа — генерал-майор Игорь Трофимов.
image023.jpg

***
Секретная марля. Когда меня начальник штаба представил командиру полка, то он в частности задал вопрос:
— Лейтенант, что самое дорогое у человека?
— «самое дорогое у человека — это жизнь».
— Правильно, знаешь завещание Павки Корчагина. А теперь запомни, что самое дорогое у офицера метеослужбы — кусок марли, который требуется ежедневое отсылать по указанному адресу.

Дежурные офицеры метеослужбы ежедневно должны были отправлять через особый отдел в конверте в секретный почтовый ящик обыкновенную марлю, размером примерно 80 на 80 см. Кусок марли предварительно вывешивался на специальной растяжке у командно-диспетчерского пункта аэродрома. Загадочный почтовый ящик был расположен в Арзамас – 16 (советский ядерный центр). Задержка на сутки отправление почтой марли грозило служебным расследованием сотрудниками особого отдела.

Только после распада СССР и ликвидации Щучинского гарнизона стала известно, что скрывалось за этой нехитрой операцией. На территории Белорусского военного округа в 50-е и 60-е годы были созданы секретные базы хранения ядерного оружия в окрестностях городов Щучин, Лепель, Осиповичи и аэродромов базирования стратегической авиации (вблизи Минска и Барановичей). Здесь хранились атомные авиабомбы и атомные боеголовки для тактических ракет. Поэтому по марле специалисты ядерного центра определяли радиационную обстановку в районах базирования.

Расположение в Западной Белоруссии бывшей военной авиабазы «Щучин» и двух секретных атомных бункеров.
image025.jpg
https://www.youtube.com/watch?v=cN5BSNasm7E&feature=player_embedded

В районе Щучина располагалась подземная база хранения ядерного оружия в лесном массиве, вблизи запасного аэродрома Желудок. Как пишут на сайте об авиационном прошлом Щучина http://scucin-avia.narod.ru/ в случае атомной войны стратегическая авиация, базирующаяся на аэродроме в Тарту (Эстония), должна была нанести удар по указанным объектам НАТО в Западной Европе (в Дании). Уцелевшие самолеты возвращались уже в Желудок для дозаправки и вооружения новым комплектом ядерного оружия. Предполагалось, что основной аэродром их базирования уже будет уничтожен. Для охраны аэродрома Щучин и ядерных баз в местных лесах были размещены три зенитно-ракетных части. Их офицеры носили летную форму и жили в гарнизоне Щучин. О том, что вблизи хранится ядерное оружие, офицеры (по крайней мере, младшие) не знали. За два года службы я ни разу не слышал разговор о ядерных базах. После ликвидации Советского Союза ядерное оружие было вывезено с территории Белоруссии в Россию.

По теме: Я уже писал о крупнейшем советском подземном хранилище ядерного оружия:
Восточный Крым. Сверхсекретный подземный атомный «вулкан»

Гарнизон «Дальний», под названием которого скрывалась 3363-я подвижная ремонтно-техническая база по хранению и содержанию ядерного оружия, был расположен в 9 км от аэродрома Щучин. Здесь располагалась воинская часть № 96695 численностью более 300 военнослужащих. Секретная база включала подземные ядерные хранилища и сборные цеха ракет, штаб, узел связи, солдатскую казарму, столовую, клуб, санчасть, котельную и склады. Военнослужащие гарнизона в целях маскировки носили повседневную форму ВВС. Все офицеры и прапорщики жили в военном городке Щучина.

Основу гарнизона составляли сборочные бригады боевых частей тактических ракетных комплексов, боевых частей оперативно-тактических ракетных комплексов, артиллерийских снарядов и мин. В военное время они должны были обеспечить приём ядерных боеприпасов с арсеналов, приведение их в высшую степень готовности и передачу их в ракетные части. В последние годы существования базы здесь обслуживались тактические ракеты 9К79 «Точка». В конце 80-х и начале 90-х годов хранилище было переполнено. Сюда доставлялись ядерные боеприпасы из Восточной Европы во время вывода советских войск. С развалом СССР в 1992 году база была полностью расформирована, а боеприпасы вывезены.

Подробно: Ядерный гарнизон "Дальний" 3363-я ПРТБСмотрите видеоролик: Заботливая охрана ядерного гарнизона "Дальний". 

Некоторое время в ядерном бункере местные предприниматели хранили картофель и лук.
image027.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/15570/129976944.62/0_10c0ee_e2aca9db_orig

image029.jpg
https://swalker.org/uploads/posts/2015-05/1431750714_swalker.org_010.jpg

Здание казармы
image031.jpg
http://meridian28.com/report/photo/garnizon_dalny/10.jpg

***
PS. Прошли годы. Распался Советский Союз, и военный аэродром Щучин стал не нужен суверенной Белоруссии. Сверхсекретный объект — запасной подземный командный бункер 95-й истребительной авиационной дивизии вблизи бывшего аэродрома Щучин, построенный на случай ядерного удара, — превратили в туристический объект. Здесь сохранились почти все системы жизнеобеспечения, которые позволяли бункеру автономно существовать длительное время. Подземный командный пункт с пятиметровым слоем бетона, способного выдержать ядерный удар, возвели в 1977 году. При помощи мощных насосов воздух подавался на все уровни объекта, а специальные фильтры были способны очистить даже радиоактивную пыль. Когда военные передали бункер местным властям, они безуспешно пытались его продать с аукциона, и со временем передали местной туристической фирме для организации проведения экскурсий.

Памятник летчикам подполковнику Александру Новокрещинову и капитану Пивовару, погибшим 21 октября 1992 года на «спарке» МиГ – 25У во время последнего прощального полета над аэродромом Щучин. Самолеты расформированного авиационного полка радиоэлектронной борьбы перегонялись на авиаремонтный завод в Барановичи для разделки на металлолом. Выполняя прощальный пилотаж над городом, экипаж не смог (не захотел?) вывести самолет из пикирования.
image033.jpg
Источник: http://www.vaul.ru/074/novokr.htm

Остатки бетонных капониров на бывшем военной аэродроме Щучин, засеянном зерновыми и бывший командно-диспетчерский пункт. На этом история военной авиации в Щучине закончилась.
image034.jpg
Фотография Ивана Летохина http://letohin.livejournal.com/21848.html

image036.jpg
https://schuchin.info/wp-content/uploads/2016/05/FO8q44N27p-750x354.jpg

Беларусь, сохранившая и приумножившая советское наследие
Минск. Столица Белоруссии. Полвека спустя
Минск. Самая Коммунистическая улица в мире. Прогулка с воспоминаниями
Минск. Эксперимент с драниками полвека спустя
Коммунистическая деревня. Последняя зона коммунизма
Щучин. Малый Версаль. Дворец Друцких-Любецких. Белорусский пример инвестиций в культуру
Щучин. Военная авиационная база. Секретный атомный бункер
Оперативный офицер метеослужбы ВВС. Зеленая гостиница
Беларусь. Путешествия по белорусским жемчужинам
Беларусь. Республика Вилия
Беларусь. Мирский замок
Беларусь. Память о Великой Отечественной войне. Хатынь



  • 1
спасибо за интересный рассказ!

Спасибо и Вам за внимание к публикации.

  • 1