?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Фландрия. Антверпен. Морские ворота и бриллиант Бельгии
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева
image001.jpg
Центральная площадь Гроте Маркт. Один из главных символов Антверпена — фонтан Брабо (1887). Согласно легенде, о мифическом великане Дрюоне Антигоне, жившем у моста через Шельду и бравшим плату за проезд, он отрывал руку тем, кто отказывался платить, и бросал её в воду. Но однажды великан был побеждён римским воином Сильвио Брабо, который отрубил ему руку и выбросил её в Шельду. Это событие предопределило название города. В переводе с нидерландского «hand werpen» — «бросать руку». Фонтан Брабо расположен перед ратушей Антверпена (на снимке слева в строительных лесах).

Из Южной Голландии мы отправляемся в Бельгию в крупные города Фландрии (Антверпен, Гент и Брюгге), но прежде чем их посетить, можно ознакомиться с предыдущими статьями:
Антвеерпен (521 тыс., жителей, 2017) — самый большой город Фландрии и второй по величине в Бельгии после Брюсселя, административный центр одноименной провинции, расположен на берегах реки Шельды.
Город (точнее замок Стен) предположительно возник не ранее 7 века. С момента упадка Брюгге в 12 веке и до Восьмидесятилетней войны (Нидерландской революции) Антверпен оставался самым богатым торговым городом Нидерландов и всей Северной Европы. В 13 веке городу-порту Антверпену были пожалованы городские права, а в 1315 году он вступил в торговый Ганзейский союз. В 15 веке, когда Нидерландами правил Бургундский дом, почти все иностранные купеческие представительства переместились из Брюгге в Антверпен, ставшим одним из важнейших торговых центров Ганзы.

Ганзейский союз вольных торговых городов (13 – 17 вв.) существовал в Северной Европе для защиты купцов и торговли от феодалов и пиратства. В Союз входили преимущественно вольные (самоуправляемые) города с населением бюргеров (свободных граждан) Священной Римской или Германской империи. Здесь действовали собственные законы на основе Любекского права и других местных юридических норм, ганзейские купцы пользовались определёнными привилегиями. Подробно: Ганза. Сверхдержава торговых городов

С открытием Америки и переходом бургундского наследства к испанским Габсбургам в Антверпен хлынуло золото Нового света. Во Фландрии появились первые биржи. В Брюгге вексельные торги проходили на площади, где находился дом старинного семейства Ван Дер Бурсе, на гербе которого были изображены три кожаных мешка (кошелька, на нидерландском языке —«Borsa»). Именно там, в 1406 году была основана первая биржа, а в 1460 году открылась в Антверпене. Началась золотая эпоха нидерландского Возрождения, население города превысило 100 тыс. жителей. С развитием капиталистических отношений к середине 16 века Антверпен достиг наибольшего расцвета, став экономической и финансовой столицей Европы в области торговли и кредита, опередив старые экономические центры (Брюгге и Гент). Антверпен был главным портом, через который проходили транзитные потоки колониальных товаров из заморских владений Испании и Португалии.

Во время Нидерландской революции Антверпен выступил на стороне восставших, так как среди его купеческого сословия преобладали протестанты. В 1585 году город был осаждён и взят испанскими войсками. В ответ северные провинции перекрыли судоходство по Шельде, заблокировав выход к морю. Это привело к бегству капитала и местных купцов на север в Республику Соединённых Провинций Нидерландов. Экономическая активность переместилась на север, наступил звёздный час портового Амстердама. К 1589 году население Антверпена сократилось до 42 тыс. жителей. Несмотря на падение экономической мощи, Антверпен сохранил свое значение как культурный центр Южных Нидерландов.

Мюнстерский мир 1648 года даровал Республике Соединённых провинций Нидерландов землю по обоим берегам устья реки Шельды, а за испанцами оставил город Антверпен, закрепив морскую блокаду Антверпена, что означало закрытие судоходства по Шельде и уничтожение торговли. Это позволило перенаправить торговые маршруты из Антверпена в порты Амстердама и Мидделбурга. В 1715 года в Антверпене был заключен Барьерный договор между Австрией, Республикой Соединённых провинций и Великобританией. Голландии разрешалось держать свои гарнизоны в ряде городов и укрепленных пунктов в Австрийских Нидерландах с целью защиты южной части Республики семи провинций от возможного вторжения Франции. «Барьерный договор» действовал до конца 18 века. В 1785 года представители Голландии и Австрии подписали очередной мирный договор — в результате Шельда осталась по-прежнему во власти голландцев, не пропускавших чужих кораблей в устье реки.

Возрождение города началось с приходом к власти во Франции Наполеона, его Декретом 1803 года Антверпен был объявлен главным военно-морским портом на севере Франции, и до 1813 года французы занимались постройкой в его гавани верфи и двух больших доков, а также расширением Шельды для обеспечения прохода крупных торговых судов и кораблей. Французский император считал, что «Антверпен — это пистолет, направленный в английскую грудь». Он был уверен, что создание лучшей европейской гавани Антверпена, лежащей против устья Темзы и на торговом пути Великобритании с Балтийским морем, будет серьёзным конкурентом для Лондона. Но Наполеон не успел осуществить эти планы.

Судооборот Антверпенского порта составлял в 1829 году 1028 судов и 129 тысяч тонн груза, в два раза больше, чем Роттердам и Амстердам вместе взятые. В 1830 году, во время бельгийской революции, Антверпен после долгой осады сдался маршалу Жерару, командовавшему французскими войсками. В 1831 году в порт вошли лишь 398 судов, торговля голландской Ост-Индской компании полностью была прекращена.

В 1834 году Бельгия отделилась от Нидерландов. При определении её государственной границы министр иностранных дел Франции Талейран за взятку, полученную от короля Нидерландов, предложил сделать Антверпен «вольным городом» под протекторатом Англии. Из-за последующего скандала дипломат был вынужден уйти в отставку, а Антверпен впоследствии вошёл в состав Бельгии.

В 1839 году Зеландская Фландрия по договору была отделена от Бельгии и вошла в состав нидерландской провинции Зеландия, так как голландцы не желали, чтобы бельгийцы могли контролировать устье Шельды, но взамен им пришлось гарантировать свободу навигации по Шельде до Антверпена и Гента.

Значительная торговля, которую Антверпен под владычеством Нидерландов вел с её колониями, перешла к Амстердаму и Роттердаму. Несмотря на падение экономической роли Антверпена, он продолжал оставаться крупным культурным центром Южных Нидерландов. Имена живописцев Рубенса, Ван Дейка и Йорданса в 17 веке принесли европейскую славу местной школе художников.

В 1863 году Бельгия выкупила у Нидерландов право торговли по Шельде, начался новый экономический подъём, связанный с расширением порта. Во время Первой и Второй мировой войны Антверпен подвергался немецкой оккупации. В 1920 году в городе прошли летние Олимпийские игры.

***
В настоящее время Антверпен крупный портовый, финансовый, промышленный, университетский и культурный центр Бельгии. Грузооборот морского и речного порта Антверпен составляет 223 млн. тонн (2017), он занимает второе место в Европе после Роттердама по общим объемам грузооборота и контейнерообороту (10,5 млн. TEU, 14 место в мире). Порт расположен на реке Шельда в 90 км от Северного моря, способен принимать суда валовой вместимостью до 100 тыс. тонн. Порт может вместить одновременно до 400 судов, причальный фронт достигает 100 км, глубины у причалов составляют от 5 до 17,5 м. Глубина дельты реки позволяет крупнотоннажным судам проходить на 80 км вглубь страны.
image003.jpg
http://belgium-art.org/wp-content/uploads/Antwerp-port.jpg

В городе развита нефтехимия, машиностроение и другие отрасли промышленности, атомная энергетика. Здесь находится мировой центр обработки и торговли бриллиантами.
image005.jpg

Городская ратуша (1561/65) — исторический архитектурный памятник эпохи нидерландского Возрождения, когда Антверпен был торговой столицей Европы.
image007.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/Antwerpen_Stadhuis_crop1_2006-05-28.jpg/1920px-Antwerpen_Stadhuis_crop1_2006-05-28.jpg


image009.jpgКрепостной замок Стен в центре Антверпена был сооружен в 13 веке и контролировал судоходство на реке Шельда, между 1303 и 1827 годами использовался в качестве тюрьмы. В 1890 году замок становится музеем археологии. В настоящее время здесь расположен Национальный музей мореплавания. В 1963 году перед входом в замок был поставлен памятник Длинному Вапперу — великану, согласно легенде живущего в Антверпене и пугающего горожан. Также здесь расположен памятник канадским солдатам, погибшим во Второй мировой войне.

image011.jpg

Католический готический собор Антверпенской Богоматери заложен в 1352 году, но его строительство по сей день считается «незавершённым». Содержит ряд значительных работ известнейшего художника в стиле барокко Питера Пауля Рубенса, а также картины других мастеров. Здание сильно пострадало во время пожаров 1434 и 1533 годов, иконоборческого восстания 1566 года, а также от обстрелов в годы Великой Французской революции. В настоящее время ведется его реставрация. Соборная колокольня-беффруа (123 метра) в числе многих подобных памятников входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
image013.jpg

Гильдейские дома с резными ступенчатыми фронтонами и изящными золочеными фигурками на остроконечных крышах. По ним легко определить, какой гильдии в прошлом принадлежал тот или иной дом.
image015.jpg

image017.jpg

Антверпен начинается с Центрального железнодорожного вокзала. Здание сооружено к 1905 году, выполнено в эклектическом стиле, с куполом высотой 75 метров и восемью готическими башнями. По версии американского журнала Newsweek здание признано четвертым в списке красивейших вокзалов мира. Неудивительно, что жители Антверпена называют эту достопримечательность «железнодорожным собором». Поезда прибывают на один из четырех уровней.
image019.jpg

image021.jpg

image023.jpg

image025.jpg

image027.jpg

Сетка ограждает памятник-распятье с Иисусом Христом от варварства любителей граффити, о чем напоминает специальный знак (руками или лапами не трогать).
image029.jpg

Австрийский дворец
image031.jpg

Отель Hilton**** располагается непосредственно в сердце исторического центра Антверпена на Зеленой площади, недалеко от кафедрального собора.
image033.jpg

image035.jpg

Шоколад и пиво — частые соседи на улицах Антверпена
image037.jpg

image039.jpg

Первый в Европе небоскреб
image041.jpg

Статуя римской богини мудрости Менервы возвышается на южной террасе набережной Шельды. Минерва олицетворяет божественную силу разума, изобретательности, человеческого духа. Эта скульптура появилась после Второй мировой войны.
image043.jpg

Набережная реки Шельды напротив замка Стен. Возможно здесь, в 1911 году гулял по набережной реки знаменитый русский поэт Серебряного века Александр Блок, посвятивший городу стихотворение

«Антверпен», где есть такие строчки:
«Пусть это время далеко,
Антверпен! — И за морем крови
Ты памятен мне глубоко...
Речной туман ползет с верховий
Широкой, как Нева, Эско.

И над спокойною рекой
В тумане теплом и глубоком,
Как взор фламандки молодой,
Нет счета мачтам, верфям, докам,
И пахнет снастью и смолой» ...

image045.jpg

Полноводная широкая Шельда играла исключительную роль для процветания ганзейского города и одновременно всегда была большой проблемой для развития Антверпена. Из-за судоходства в городе отказались от строительства мостов в пользу паромных переправ. В 1933 году был построен первый пешеходный туннель св. Анны длиной более полукилометра и глубиной 37 метров. К1969 году создана транспортная система, состоящая из одного железнодорожного, двух параллельных автомобильных туннелей для встречного движения и туннеля для велосипедистов и мотороллеров. Эта транспортная система названа в честь президента США Джона Ф. Кеннеди. Длина каждого туннеля составляла 590 метров, глубина 15 метров ниже уровня моря.
image047.jpg

Станция антверпенского метро или точнее «метротрампа» (подземного трамвая), первый участок открылся в 1975 года. На 2013 год эксплуатировались подземные линии длиной 8,1 км с 11 станциями.
image049.jpg

image051.jpg

image053.jpg

image055.jpg

image057.jpg

image059.jpg

Верфи для малых судов около замка Стен.
image061.jpg

image063.jpg

Ресторан, открытый балканскими беженцами из Герцеговины.
image065.jpg

Будете в Антверпене, обязательно посетите один из лучших ресторан Mercado с умеренными ценами (расположен в этом здании).
image067.jpg

image069.jpg
https://scontent-frt3-2.xx.fbcdn.net/v/

Литература: Михаил Герман Антверпен. Гент. Брюгге. — М.: Искусство, 1974.
Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook