?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
От Северного полюса до Кубы. Майор Евгений Офутин
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Почтовый коверт с гашением на полярной станции «Северный полюс - 5».


image002.jpgЕвгений Алексадрович Офутин родился 16 декабря 1928 года в поселке Красный Текстильщик Саратовской области. С 1945 по 1949 годы — слесарь, мастер и техник Балтийского военного морского завода (Балтийск, Калининградской области). С 1950 по апрель 1952 года – служба в советской армии, помошник командира взвода полковой связи. С апреля 1952 по май 1953 — курсант Лениградского, затем Горьковского училища связи, закончил курсы младших лейтенатов. С июня 1953 по окябрь 1959 года —радиотехник, начальник передающего центра воинской части (Львов).



image004.jpg***
В 1956 году Евгений Офутин участвовал в высокоширотной экспедиции «Северный полюс -5» (СП-5). Советская научно-исследовательская дрейфующая станция была открыта 21 апреля 1955 года и эвакуирована 5 октября 1956 года. «СП-5» пришла на смену закончивший дрейф станции «СП-3». Высадка на льдину производилась самолетами из Тикси. Торжественное открытие станции состоялось 1 мая 1955 года.

В программу научных работ в дополнение к регулярным океанографическим и гидробеологическим станциям, были включены выносные станции на вертолете Ми-4. С помощью автоматических самописцев велась непрерывная регистрация течений на различных горизонтах до глубины 1000 метров. Аэрометеорологические наблюдения включали температурное и ветровое зондирование атмосферы посредством ежедневного выпуска метеозондов до предельной высоты (20-30 км). Для изучения физических особенностей атмосферных процессов два раза в месяц производились серии учащенных выпусков радиозондов и шаров-пилотов. Также проводились магнитные и специальные наблюдения за состоянием ионосферы, за прохождением радиоволн.

Начальником арктической экспедиции был начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР, заместитель Министра морского флота СССР, контр-адмирал Василий Бурханов.

Подробно: Ландшафты памяти. Адмирал Бурханов

Экспедиция была укомплектована в основном опытными полярниками, сотрудниками Арктического научно-исследовательского института (Ленинград), а так же молодыми специалистами, окончившими Высшее арктическое училище имени адмирала С. О. Макарова. Начальник дрейфующей станции — кандидат географических наук Николай Волков. В состав станции вошли радисты, механики, гидрологи, терапевт и повар.

В первом составе «СП 5» с 21 апреля 1955 года по 20 апреля 1956 года было 22 зимовщика. В октябре вертолет Ми-4 заменили самолетом Ан-2 с четырьмя членами экипажа. Вторая смена работа на льдине с 20 апреля по 8 октября 1956 года в составе 10 человек.
image006.jpg

На дрейфующей станции впервые была сооружена дизельная электростанция, позволившая непрерывно обеспечивать током все объекты и значительно уменьшить затраты на её создание за счет сокращения перевозок горючего и топлива.

В известном советском общественно-политическом и литературно-художественном иллюстрированном еженедельнике — журнале «Огонек» — в октябре 1955 года был опубликован очерк корреспондента Саввы Морозова (внука российского предпринимателя и мецената Саввы Морозова) о работе станции СП 5. Одна из цветных фотографий была помещена на титульной обложке журнала. Полярники расчищают снег, в целях безопасности на стене сборного домика (балка) висят ружье (защита от белых медведей) и огнетушитель.
image008.jpg
Фотография полярников у вертолета М-4 на память о зимовке
image010.jpg

Редкий день полярников обходился без неожиданностей. Часто это было связано с подвижками и торошением льда на окраине ледового поля, с трудностями в производстве наблюдений и с появлением белых медведей. Скучать не приходилось – на это не было времени.

На полярной станции зимовали четвероногие друзья Мамай, Пингвин и Малыш. Однажды полярники были вынуждены убить белую медведицу, поймали медвежонка, который быстро освоился в новой обстановке и даже подружился с Малышом. Он не только брал пищу из рук, но и позволял себя гладить. Вскоре медвежонок Пятерка стал общим любимцем полярников. Каждый старался угостить его чем-нибудь вкусным из кают-компании. Однажды медвежонок убежал, но изголодавшись, вернулся назад. Под Новый год его отправили самолетом на Большую Землю. От директора Ленинградского зоопарка пришла телеграмма с благодарностью за подарок.

На снимке с полярниками — пес Мамай, дрейфовавший ранее на СП 3. На СП 5 его взяли с сыном Малышом.
image012.jpg

Полярники СП- 5 внесли существенный вклад в изучение подводного хребта Ломоносова. Когда летом 1955 года станция пересекла 84-ю параллель, льдина начала описывать большую петлю. 16 июля глубина за сутки внезапно уменьшилась с 2780 до 1500 метров, станция оказалась над подводным хребтом.
Подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане пересекает центральную часть океана, проходит почти через Северный полюс и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага. Минимальная глубина над хребтом — 954 метра. Хребет был открыт в 1948 году советскими высокоширотными экспедициями. Если удастся доказать, что подводные хребты Ломоносова, Менделеева и Гаккеля являются продолжением континентального шельфа, Россия сможет вновь поставить вопрос о пересмотре северной границы экономической зоны.

На льдине за время существования СП-5 было принято 396 самолетов и вертолетов (Ли -12, Ил-2, Ан – 2, вертолет Ми-4), завезено свыше 300 тонн грузов.

***
В список первой смены зимовщиков не вошли пятеро (?) военных моряков-гидрологов и один шифровальщик. Их пребывание на станции было связано с проведением подводного взрыва атомной бомбы в районе Новой Земли. Как вспоминали впоследствии полярники, по штатному списку зимовщиков числился метеоролог, который был шифровальщиком, сотрудником Комитета государственной безопасности. В конце года 1955 года на станцию был доставлен военные радист Евгений Офутин и врач. Присутствие новых военных объясняется подготовкой к испытанию в Арктике термоядерной бомбы.


image014.jpgПолярная станция имела надежный воздушный мост с Большой землей, правда зависимый от капризов арктической погоды. Летом 1955 года начальник полярной станции СП-5 Николай Волков был вызван на совещание в Тикси. Здесь от начальника Севморпути адмирала Бурханова он получил секретную информацию, которую нельзя было передавать по рации, и инструкции об особой подготовке к предстоящей зимовке. Советская власть умела хранить тайны, а рядовые участники тех событий давали подписку о неразглашении информации до конца жизни. Поэтому предлагает реконструкция событий в связи с предстоящим зимой 1956 года испытанием сверхмощной термоядерной бомбы на Новой Земле.


Осенью 1955 года на полярной станции возникла катастрофическая обстановка. Разбился вертолет и доставлять грузы с дальнего ледового аэродрома было нечем, а также эвакуировать полярников при нештатной ситуации, включая возможное радиционное облучение. С Большой земли вертолет Ми-2 мог достигнутть полярной станции только на бреющем полете в сопровождении Ан-2 с промежуточными посадками для дозаправки.

Тяжелые самолеты садиться на льдину с полярниками не могли, поэтому оборудовали «дальний аэродром» примерно в 100 км от СП-5. Сюда из Тикси по воздушному мосту доставили 80 тонн грузов, предназначенных для жизнедеятельности станции в полярную ночь (газ, уголь, продукты и оборудование). Вместо разбитого вертолета на станцию решили отправить Ан-2, но не оказалось опытного экипажа и из Москвы из штаба полярной авиации прислали опытного летчика Каминского. Осенью Ан-2 мог долететь до дрейфующей станции только с тремя промежуточными посадками с ночевками, так как световой день уже был короток. Каминский перебросил груз на льдину с полярниками, совершая в некоторые дни по 10 – 12 рейсов. Одним из рейсов был доставлен на СП-5 военный радист Евгений Офутин, которому некоторое время пришлось жить в палатке на «дальнем аэродроме». В короткий срок на льдине были собраны новые домики, установлена электростанция, оборудованы новые склады.

Дальний аэродром изредка принимал тяжёлые самолеты и в полярную лунную ночь. Одним из рейсов перед Новым 1956 годов были доставлены с материка письма, посылки, газеты и даже новогодняя елка.

***
17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон «Южная зона» с центром в Белушьей Губе. В 1956 году началось создание «Северной зоны» атомного полигона в районе пролива Маточкин Шар с поселком Северный, здесь проводились основные испытания в 60-70-е годы. Если первый полигон создавался для испытаний атомного оружия, то целью создания «Северной зоны» были испытания более мощных термоядерных зарядов.

Носитель термоядерной авиационной «супербомбы» был создан к 1956 году, но его реальные испытания пришлось отложить. Взрыв сверхмощной термоядерной бомбы («кузькиной матери») должен был приурочен к работе XX съезда КПСС, который состоялся 14—25 февраля 1956 года. Съезд вошел в историю секретным докладом для членов ЦК, осуждающим культ личности Сталина, что привело к расколу в коммунистическом лагере. Съезд подтвердил ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем, поэтому демонстрировать после этого возможности термоядерной «кузькиной матери» советское руководство посчитали нецелесообразным по политическим причинам.

Только в 1961 году над Северным островом Новой Земли был произведен самый мощный в мире взрыв термоядерного устройства. Испытание в лучших советских традициях было приурочено к работе XXII съезда КПСС. В том году на льдине, располагавшейся к северу от острова Врангеля, 17 октября была открыта советская научно-исследовательская дрейфующая станция Северный полюс-10. Полярники были доставлены на льдину атомным ледоколом «Ленин» из Мурманска. Руководителю станции Николаю Корнилову, вероятно с учетом зимовок в Антарктиде, в 1970 году было присвоено звание Героя Социалистического труда (1970).

***
Многие годы оборудование для полярных станции доставлялось в порт Тикси Северным морским путем из Мурманска на ледокольном пароходе «Дежнёв». Корабль был построен в 1938 году на судостроительном и судоремонтном заводе №194 им. А. Марти (Ленинград) и плавал в арктических водах до 1969 года. В августе 1942 года «Дежнёв» принял бой с тяжёлым германским крейсером «Адмирал Шеер» у острова Диксон.

image016.jpgЛитература о полярной станции СП 5:

Николай Волков На льдине через океан. Воспоминания. Двенадцать подвигов. Сборник.— Л., Гидрометиздат, 1964.
Полярная почта СП-5 http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=2669&start=15
Фильм об экспедиции Северный полюс-5 https://www.net-film.ru/film-4545

***
В 1958 году Евгнеий Офутин окончил Харьковское военное авиационное училище связи по спциальности командир радиозвода и с окября 1959 по декабрь 1960 года в звании техник-лейтенант был команирован в Тирану (Албания) в качестве военного советника-связзиста.

Изначально Народная республика Албания во внешней политике ориентировалась на Белград, но когда маршал Тито выступил с идеей «Балканской федерации» и попытался включить Албанию в Югославию, «дружба» закончилась. После советско-югославского раскола 1948 года албанский лидер Энвер Ходжа, как верный и преданный последователь Сталина, провёл партийную чистку, многие коммунисты были подвергнуты репрессиям или расстреляны. По всей стране воздвигались памятники Сталину, а когда советский вождь умер, был объявлен четырнадцатидневный траур.

В 1956 году доклад Никиты Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде КПСС сделал неизбежным острый политико-идеологический конфликт в албано-советских отношениях. Визит Хрущёва в Албанию 1959 года усугубил разногласия. В 1961 году были разорваны дипломатические отношения и экономические связи между Албанией и СССР. Тирана в ультимативной форме потребовала немедленно вывести военнослужащих с базы во Влёре, в результате чего несколько советских подводных лодок, вооружение и боеприпасы достались Албании. Потеря этой балканской страны обернулась для Советского Союза серьезными экономическими и геополитическими проблемами. Албания отказалась из-за «изменника, предателя социализма и болтуна» Хрущева выплачивать Советскому Союзу долги. В результате разрыва албано-советских отношений, Военно-морской флот лишился стратегической военно-морской базы на Адриатике.

Подробно: Албания. Страна горных орлов, победившая тоталитаризм и отсталость

***
Практичеси срау после возвращения из Албании Евгений Офутин был комнадирован с февраля по декабрь 1961 года в качестве военного советника-связиста на Кубу.

Придя к власти, кубинский лидер Фидель Кастро объявил о национализации крупных предприятий и банков, в основном принадлежавших американцам. В ответ на это США разорвали дипломатические отношения с Кубой и ввели экономические санкции. После американской попытки свергнуть революционное правительство Кубы, Фидель Кастро объявил о переходе страны на социалистический путь развития и встал во главе Коммунистической партии Кубы. На рассвете 17 апреля 1961 года в районе Плайя-Хирон с американских судов высадились свыше полутора тысяч кубинских эмигрантов, обученных и вооружённых ЦРУ США. Однако ожидавшегося народного бунта не произошло, и к вечеру 19 апреля силы эмигрантов были полностью разгромлены.

Фидель Кастро среди советских военных советников. Евгений Офутин на снимке слева.
image018.jpg

По теме: Куба. Изощрённая месть Империи Добра Острову Свободы
http://dergachev.ru/Landscapes-of-life/Caribean-region/02.html#.XBZ6qMRS-Mo

***
География зарубежных командировок Евгения Офутина свидетельствует о его мастерстве в обеспечении спецсвязи.

С 1961 по 1968 годы Евгнеий Офутин служит начальником ОТК на военном заводе (Бережаны, Тернопольская обасть), а затем до окября 1973 год – в Группе советских войск в Германии.

С 1973 по 1975 годы он препадает в Одесском высшем военном объединенном командно-инженерном училище ПВО, в котором учили кадровых командиров пехоты, артиллерии, танковых и саперных войск. Всего в городских военных ВУЗах с 1963 года по 1995 год прошли военную подготовку более 5 тысяч офицеров и сержантов из армий 35 стран мира.

После отставки Евгнеий Офутин много лет работа главным инженером - диспетчером в Облуправлении связи (ныне Укртелеком). Общий стаж службы в армии и трудовой — 57 лет.

Награжден орденом Красной Звезды и многочисленными медалями.

Евгнений Алексадрович с супругой Антониной Ивановной вырастили и воспитали сына и двух дочерей. На снимке супруги с внуками.
image020.jpg

Умер Евгнеий Алексадрович Офутин 18 сентября 2018 года в Одессе, недожив до 90-летнего юбилея три месяца.


Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook