?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Будапешт. Гордая мадьярская столица на берегах Дуная
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/travelguide/hu/bud/1-orsagaz-zdanie-vengerskogo-parlamenta.jpg

Величественное здание венгерского парламента (1906) строилось по образу и подобию Вестминстерского дворца в Лондоне.

Столица Венгрии Будапешт (1,7 млн. человек, 2014) — самый крупный город страны, численность населения в границах агломерации — 3,3 млн. человек. Город образовался в 1873 году в результате объединения Пешта, расположенного на восточном берегу Дуная, Буды и Обуды на западном берегу.

Будапешт — один из красивейших городов Европы, где, несмотря на разрушения во время Второй мировой войны, сохранилось множество памятников от эпохи античности, средневековья, барокко и неоготики, включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно город посещают свыше 2,5 млн. туристов.

Будапешт расположен на границе европейского Запада и Востока, на северо-западе Средне-дунайской низменности на берегах судоходного Дуная, простирается на 29 км с севера на юг, и на 24 км с запада на восток. Река Дунай в самой широком месте в пределах города достигает 230 метра и делит его на холмистую и зелёную Буду (правый берег) и равнинный Пешт, куда выходит Средне-дунайская равнина (Альфёльд). Высшая точка Будапешта — гора Яноша высотой 527 метра. Будапешт находится на месте геотектонического разлома, чем объясняется наличие многочисленных термальных источников, принёсших городу славу курорта.

В границах города на Дунае расположено семь островов. Остров Маргит назван в честь дочери венгерского короля Белы IV — Маргариты, имеет длину 2,5 км и площадь 0,96 км². Основную часть острова занимает парк с японским садом, развалины доминиканского монастыря и оздоровительные заведения. В средневековье на острове был основан монастырь доминиканского ордена, где служила Маргит, канонизированная под именем святой Маргариты. Напротив острова на западном берегу Дуная лежит самый старый район столицы — Обуда, здесь сохранились руины древнего Аквинкума — остатки римских храмов, бань и двух амфитеатров. На небольшом острове Обуда в прошлом находилась судостроительная верфь, а сегодня ежегодно проходит крупный музыкальный фестиваль. В южной части Будапешта расположен остров Чепель — самый крупный по площади (257 км²) и длине (48 км) из островов на Дунае, здесь расположен торговый порт.
image003.jpg

История. В I веке до н. э. на месте Будапешта существовало кельтское торгово-ремесленное поселение Ак-Инк, которое в 89 году н. э. было включено в римскую провинцию Паннония. В 106 году поселение переименовали в Аквинкум и сделали административным центром. Здесь размещался римский гарнизон, насчитывалось около 20 тыс. жителей. До настоящего времени сохранились античные развалины общественных зданий, частные дома и акведук. К 450 году римляне были вытеснены остготами и гуннами под предводительством Аттилы, и Паннония стала центром гуннской империи. На месте современного Пешта вырос небольшой населённый пункт, который называли Contra Aquincum (Против Аквинкума). После гуннов город оказался во власти аваров, а затем Великой Моравии.

Примерно в 895 году на Дунай пришли венгерские племена, Аквинкум был переименован в Буду (позднее в Обуду — Старую Буду) и стал первым политическим центром Венгрии. Столетием позже было провозглашено Венгерское государство. В Пеште начали появляться переселенцы из Германского королевства и Королевства Франции.

В результате монгольского нашествия в 1241 году Буда и Пешт были разорены. После этого в 1247 году венгерский король Бела IV на Крепостной горе выстроил укреплённый королевский замок — Буду. В 1361 Буда была провозглашена столицей Венгерского королевства. В 1473 году здесь отпечатали первую «Венгерскую летопись».

В 1541 году Буда и Пешт были оккупированы Османской империей, что привело к уменьшению городского населения. В Буде находилась резиденция турецкого паши, город был столицей вилайета. Только в 1686 году Будайскую крепость удалось взять штурмом австрийскими войсками после почти 40 дней осады. Город был освобождён из-под власти Османской империи и присоединен к владениям могущественной европейской империи Габсбургов. В 18 веке началось бурное развитие Пешта как торгового центра. К 1800 году население Пешта превышало население Буды и Обуды, вместе взятых и через век выросло в 20 раз до 600 тыс. человек. За это время население Буды и Обуды выросло лишь в 5 раз. Объединение трёх городов впервые было предпринято во время Венгерской революции 1848/49 годов. Окончательное объединение произошло 17 ноября 1873 года после образования двуединой Австро-Венгерской монархии и отдельного венгерского королевского правительства. Город начал бурно развиваться, а в 1896 году в Будапеште прошло широкомасштабное празднование 1000-летия обретения венграми Родины. В 1900 году население объединённого города составляло 730 тыс. человек.

Буда. Королевский дворец.
image005.jpg
Фотография Валентины Балакиревой

С середины 19 века начали строиться венгерские железные дороги, которые от Буды и Пешта расходились в направлении Северной Европы, Вены, Балкан и Карпат. В 1873 году городские улицы стали освещать электрическими фонарями, в 1885/87 годы появились трамваи и телефон, а в 1896 году — первое метро на Европейском континенте.

Первая мировая война положила конец правлению австрийской династии Габсбургов, но за независимость Венгерской Республике пришлось заплатить обширной территорией, которая по Трианонскому договору отошла Чехословакии, Румынии и Югославии. Многие венгры, не желавшие жить под чужой властью, переехали в Будапешт.

В 1918 году была провозглашена Венгерская республика (в 1919 – советская). Затем к власти пришёл адмирал Миклош Хорти. К 1930 году население города составляло около 1 млн. человек, а с пригородами 1,4 млн. жителей. После отстранения Хорти от власти, в марте 1944 года Будапешт был оккупирован германскими войсками.

Большая часть еврейского населения Будапешта (250 тыс. чел. до оккупации) была уничтожена во время Второй мировой войны. Известна история шведского дипломата Рауля Валенберга, спасшего в Будапеште множество евреев.

В конце 1944 года к Будапешту подошла Красная армия, осада продолжалась 102 дня, и 13 февраля 1945 года город был взят штурмом. Немцы взорваны все мосты, многие здания превратились в руины. За освобождение Будапешта погибло 80 тыс. советских воинов.

В 1950 году площадь города была существенно расширена и образован Большой Будапешт. Восстановление города продолжалось до 60-х годов.

В октябре 1956 года в Будапеште вспыхнуло широкомасштабное восстание против коммунистического режима, которое было подавлено советскими войсками. Имре Надь и другие вожди венгерской революции были казнены. В 1989 году Венгрия во главе с Будапештом отказалась от социалистического пути развития, но вместе с приходом капитализма и желанной свободы стали заметнее социальные контрасты.

***
Будапешт – крупный европейский транспортный узел, здесь расположены три железнодорожных вокзала. Здание вокзала «Ньюгати» построено по проекту Густава Эйфеля, создателя знаменитой башни в Париже. В столицу ведут основные автомагистрали Венгрии. Международный аэропорт имени Ференца Листа был реконструирован в 1985 году, здесь открыт новый терминал и построена вторая взлётная полоса длиной 3706 метра. Будапештское метро является старейшим в континентальной Европе. Загруженные трамвайные линии города используют длинные (53,9 метра) сочленённые низкопольные трамваи.

Будапешт благодаря многочисленным горячим минеральным источникам является единственной столицей европейского государства — курортом. Здесь найдены остатки римских купален 2 века. Культура купален начала вновь развиваться во время турецкой оккупации в 16 —17 веках. В настоящее время в Будапеште действуют 26 купален, в том числе «Сеченьи», «Геллерт», «Кирай» и «Рудаш».

У Будапешта — 35 городов-побратимов, в том числе Киев и Львов.

***
Я был в Будапеште много раз, но в основном транзитом. Благодаря директору измаильской фирмы Вега-тур Людмиле Козловой я читал лекции о свободном предпринимательстве в популярных в начале 90-х годов бизнес-турах практически на всех пассажирских судах Советского (Украинского) - Дунайского пароходства, в том числе по маршруту Измаил – Будапешт – Вена. В сентябре 1992 года мы возвращались на теплоходе из Вены и из-за низкого уровня воды в Дунае на участке под Комарно (Словакия) туристы автобусами были доставлены с теплохода в Будапешт, а «облегченное» судно смогло пройти опасный участок реки. Тогда повезло и удалось задержаться в Будапеште.

Будапешт. Сентябрь 1992 года. Теплоход «Дунай» на стоянке у Цепного моста.
image007.jpg
Здесь и далее фотографии Владимира Дергачева

Директор туристической фирмы Вега-тур Людмила Козлова на горе Геллерт.
image009.jpg

Комфортабельный теплоход «Молдова» совершал круизы по Дунаю, в основном от Будапешта до Вены и Пассау (длина 115,6 метра, ширина 17 метров, пассажировместимость 232 места). Из-за низкой посадки моста у города Нови-Сад (Сербия) пассажирские суда имели разборные капитанские рубки, которые складывались при прохождении моста в высокую воду.
image011.jpg


Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook