?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Воспоминания о древнем Великом Шелковом пути
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Николай Рерих «Майтрея Победитель» (1925). По Великому шёлковому пути в Поднебесную пришел буддизм. Еще по дороге в китайский Хотан художник слышал на горных стоянках и перевалах легенды о Владыке Майтрейе — Будде грядущего, о Заповедной стране счастья Шамбале, укрытой за отрогами Гималаев.

Великий Шелковый путь (ВШП) — величайшая мировая торговая коммуникация на Евразийском континенте в древнем мире и средневековье. Это самая протяженная трансконтинентальная торговая коммуникация (более 7 тыс. км) до капиталистической эпохи, крупнейший материальный памятник открытости цивилизации к внешнему миру и международным экономическим отношениям. Шелковый путь обеспечивал не только торговый, информационный и культурный обмен, но и служил гарантом мира на рубежах евразийских цивилизаций. В зависимости от геополитической обстановки межцивилизационный диалог то возрастал, то затухал. Встречая политические и экономические препятствия, торговый путь, созданный волей целеустремленного человека, подобно реке, выбирал новый маршрут. ВШП нельзя отобразить в виде единственного торгового маршрута, это, прежде всего, разветвленный коммуникационный каркас, соединявший цивилизации. Благодаря гению человека, был изобретен конвертируемый товар, способный преодолевать экономические издержки долгого и опасного пути. Китайский шелк, приравниваемый по цене к золоту, являлся международной валютой, выкачивающей из Римской империи огромные средства. В средневековье имелось два генеральных направления из Китая через Балх и Самарканд в Индию и Византию (южнее и севернее Каспия). За всю историю ВШП только Монгольской империи удалось получить контроль над трансконтинентальной трассой.

image003.jpg

Карта государств Таримского бассейна, 3 век н.э.

image005.png
Автор: User:Schreiber

Оазис и городской уезд Хотан (390 тыс. жителей,2016) расположен в одноименном округе на юго-западе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, южнее пустыни Такла-Макан. Климат в Хотане крайне засушливый. Реки Каракаш и Юрункаш, при слиянии дающие начало реке Хотан, пересыхают с весны по осень. В Хотанском оазисе развито сельское хозяйство (злаки, хлопчатник, шелковица, овцеводство). Хотан славится шерстью и особенно коврами, которые долгое время считались лучшими к востоку от Самарканда. В долинах рек добывают золото и нефрит.

Центральная площадь Хотана
image007.jpg
http://wokolfaktu.pl/wp-content/uploads/2015/10/000061-874x580.jpg

История Хотана неразрывно связана с Великим шёлковым путем, который отсюда шел из Поднебесной на запад, через ущелья Памира и в Индию. По этой торговой дороге в Китай пришёл буддизм, а к императорскому двору доставлялся высоко ценившейся поделочный камень (нефрит). Его добывали в реке при полной луне, когда можно было разглядеть блеск нефритовых вкраплений в речных камнях.

Древний Хотан
image009.jpg
https://www.natgeomedia.com/wp-content/uploads/2019/01/02-ancient-kingdoms-gallery.adapt_.1190.1.jpg

Приблизительно со II века до н. э. оазис заселяется сакскими ираноязычными племенами, основавшими город и оставившими многочисленные памятники буддийской литературы. В первой половине I века Хотан был аннексирован правителем Яркенда, но быстро восстановил независимость и стал центром преуспевающей страны, покорившей 13 других княжеств. С того времени к востоку от Памира на Великом шёлковом пути было всего два крупных государства — Шаньшань и Хотан. В конце I века Хотан был покорён китайским полководцем Бань Чао. В начале II века «Западный край» вновь обрёл независимость, однако в 127 году восстановлен китайский сюзеренитет. Но центральные власти были далеко, и местные княжества продолжали жить полунезависимой жизнью.

К концу 4 века в Хотане и окрестностях было 14 крупных и множество мелких буддийских монастырей. В раннесредневековых китайских хрониках отмечалось, что хотанцы большие приверженцы буддизма, но вместе с тем много воровства и распутства.

По преданию, в 5 веке китайская царевна, выданная замуж за хотанского князя, тайком вывезла из Поднебесной в своей пышной причёске куколки тутового шелкопряда. Таким образом, Хотан стал первым центром шелководства за пределами Китая и отсюда секрет его производства проник в Персию и Византию.
В 632 году, когда в Китае, после нескольких веков анархии, вновь образовалось единое государство — империя Тан, Хотан стал его вассалом. Хотанский оазис обозначал предел распространения китайских границ в эпохи империй Хань и Тан (1 – 7 века н.э.). Китайцы считали Хотан водоразделом между двумя океанами — Тихим и Индийским, расположенным на рубеже китайской и европеоидной расы. В 670 году Хотан был завоёван достигшими наивысшего могущества тибетцами, но в 692 году Поднебесная отвоевала город и сделала его китайским протекторатом.

С 9 -10 веков хотаносакский язык постепенно вытесняется тюркским. В 10 веке в Хотане господствовали кашгарские князья, а в 1006 году оазис покорён государством Караханидов, простиравшимся от Балхаша на севере до границ с Тибетом на юге. Население быстро исламизировалось. Посетивший город в 1274 году Марко Поло описывал его уже как мусульманский город и восхищался качеством местных тканей.

Китайцы окончательно утвердились в мусульманском Хотане в середине 18 века, установив здесь в 1759 году пограничный административный центр Цинской империи. В 1862-78 годы город был одним из эпицентров дунганского восстания.

После образования КНР в 1984 году городской уезд Хотан был выделен из уезда Хотан в отдельную административную единицу. В 2011 году группа уйгурских экстремистов захватила полицейский участок в Хотане, в результате боёв погибло 18 человек.

***
Русский художник и путешественник Николай Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928) посетил Хотан, где вынужден был задержаться от продолжения маршрута. Здесь художник создал серию картин, посвящённых Владыке Майтрее, будде будущего — грядущего Учителя человечества, дающего нового Учения и являющегося выразителем нового Учения Будды.

Живописная серия «Майтрейя» («Красный всадник») написана в 1925-1926 годы в Западном Китае (Хотане). В неё вошли картины: «Шамбала идёт», «Конь счастья», «Твердыня стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шёпоты пустыни», «Красные кони», «Майтрейя Победитель». Серия объединяет прошлое, настоящее и будущее народов Центральной Азии, являя удивительный сплав реальности и мифа. Буддийская Майтрея для азиатских народов символизирует приближение Новой Эры справедливости и добра.

Центрально-Азиатская экспедиция была предпринята Николаем Рерихом с супругой Еленой и старшим сыном Юрием по маршруту: Индия, Китай, Алтай, Монголия, Тибет, Индия с целью изучения «тайн философии и культуры безмерного материка». В Хотанском оазисе, крупнейшем торговом центре Великого Шелкового пути, соединявшем средневековый Китай с Западом, путешественники были задержаны местными властями. Потянулись четыре долгих и томительных месяца оскорбительных запретов, «несказанного безобразия» и «мрачного средневековья», что не помешало художнику создать одну из лучших его живописных серий.

Вдоль Великого торгового пути художнику встречались буддистские пещерные храмы, напоминающие орлиные гнезда. Николай Рерих Мощь пещер (1925).
image011.jpg

Рерих знал из средневековых источников о богатстве этого края на пути «великой китайской императорской дороги» (Шелкового пути) и был поражен полнейшим запустением Хотанского оазиса, где на 200 тыс. жителей не было ни одного врача.

Завершив первый этап экспедиции, Рерихи пересекли границы советской России и в июне 1926 года прибыли в Москву. Выполняя Высокое Поручение, художник передал Советскому правительству Послание Махатм, ларец со священной землей «на могилу В.И. Ленина», а от себя несколько картин, написанных во время путешествия, в том числе и серию «Майтрейя», символизирующую для Востока приближение Новой Эры. Акт передачи «Майтрейи» стране, провозгласившей целью построение общества социальной справедливости, имел глубокое символическое значение. В конце лета Рерихи выехали на Алтай, затем отправились в Монголию и оттуда караванными тропами через Трансгималаи в Сикким (Индия).

Оставленная в Москве серия «Майтрейя» была подарена пролетарскому писателю Алексею Горькому, а с 1936 года, согласно завещанию писателя, она находится в собрании Горьковского (ныне Нижегородского) художественного музея. Картина «Майтрейя Победитель» представлена в постоянной экспозиции Международного Центра-Музея им. Н. К. Рериха.

***
Древний оазис и царство в пустыне Такла-Макан близ озера Лоб-Нор Лоулань (Шаньшань), в настоящее время полностью засыпанный песками, являлся важным пунктом на Великом шёлковом пути между Хотаном и Дуньхуаном. Лоулань впервые упоминается в письме хуннского князя к ханьскому императору в 126 г. до н. э. Оазис был центром царства Шаньшань, за который шла упорная борьба между степняками и китайцами. Лоуланьцы, устав от дипломатической активности Китая в регионе, ввиду возросших расходов на содержание посольств, ограбили посла. Также они вступили в союз с хунну и помогали им ловить китайских послов. В 77 г. до н. э. местный князь был убит, а его голову отправили Императору. Лоулань получило китайское наименование Шаншань, здесь был размещён китайский гарнизон из офицера и 40 солдат-поселенцев.

По ханьской переписи в княжестве проживало 14 тыс. человек и располагалось 2912 воинов. До следующего оазиса Чеши было 1890 ли на северо-запад. Почва в оазисе была плохая, песчаная и солончаковая, полей мало, зерно местные жители докупали из соседних земель, велась добыча яшмы. Налажено производство оружия. Жители, главным образом, кочевники, имели много верблюдов, ослов и лошадей. В начале V века местный князь покровительствовал буддизму, здесь жило около 400 хинаянских монахов.

В середине 5 века Северная Лян захватил Дуньхуан, а затем княжество Лоулань (Шаншань). Здесь вновь был размещен китайский гарнизон для сбора дани. Однако из-за прогрессирующего опустынивания во времена династии Тан местность была окончательно заброшена. Руины раннесредневекового города Лоуланя были обнаружены в 1899 году шведским путешественником, в дальнейшем здесь нашли фрагменты шёлковых тканей.

Китайская археологическая экспедиция 1980 года установила наличие в Лоулане сложной ирригационной системы, включавшей глубокий канал и ряд культовых сооружений, таких как буддийская ступа. Из Лоуланя происходят так называемая Лоуланьская красавица и другие таримские мумии европеоидной расы, возраст которых составляет 3800 лет. Это свидетельствует о глубокой древности поселения.

***
Дуньхуан - колыбель буддизма в Китае. Оазис и городской уезд Дуньхуан («Сердечный, сверкающий», 200 тыс. жителей), расположенный в провинции Ганьсу, в древности служил западными воротами в Китай на Великом шёлковом пути. Через него в третьем веке в Китай пришли буддийские монахи.

Современный город Дуньхуан основан лишь в 1725 году невдалеке от старого городища, возникшего ещё до прихода буддизма в Китай, где был перекрёсток торговых путей и место отдыха торговых караванов. История древнего Дуньхуана неразрывно связана с буддийским пещерным монастырём Цяньфодун так как караванная торговля была делом крайне опасным, возникла необходимость в святилище, в котором можно было обратиться с мольбой о защите к высшим силам. Здесь располагался китайский военный форпост на границе со среднеазиатскими государствами, с которыми велась взаимовыгодная торговля.

Пещерный храм Цяньфодун в районе Дуньхуана. На снимке виден девятиярусный павильон, выстроенный вокруг 33-метровой статуи Будды для её защиты и осмотра.
image013.jpg
https://www.advantour.com/img/china/dunhuang/dunhuang2.jpg

В 174 году до н. э. эти места захватили степняки (кочевой народ сюнну). В 139 году до н. э. император ханьского Китая послал на запад разведывательную миссию во главе с Чжан Цянем (умер в 114 году до н.э.), чтобы заручиться поддержкой западных народов в борьбе с степняками. Китайский путешественник и дипломат провёл десять лет в плену у сюнну, и вернулся в Китай только в 126 году до н. э. Его донесение о новых странах — Бактрии, Персии и Фергане, послужило важной предпосылкой для открытия безопасного торгового пути на Запад. Поэтому в 121 году до н. э. китайцы изгнали племена сюнну и обустроили крепостной форпост, получивший название «Дуньхуан» («сверкающий»), так как огни сторожевой вышки в ночи издали были видны караванам.

Историческое значение путешествий Чжан Цяня трудно переоценить. Ему удалось собрать сведения о Парфии и Индии, установить дипломатические связи между Китаем и эллинистическими государствами Азии, заимствовать культуры винограда и люцерны. Благодаря его миссии, со временем установилась торговля по Великому шёлковому пути.

Форпост Дуньхуан начал полноценно функционировать только в 111 году до н. э., а в 88 году до н. э. был официально создан одноименный округ, включающий 6 уездов, с обей чисеностью населения 38,3 тыс. человек.
В 220 году империя Хань в Китае пала, после чего в Дуньхуанском оазисе стали возникать разные княжества, а в 336 году он вошёл во владения государства Ранняя Лян. Это было время усиленного проникновения и распространения в Китае буддизма. В 366 году монах выдолбил в местной горе первую пещеру для медитаций, затем появилась вторая пещера. Так было положено начало знаменитому храму «Цяньфодун» (Пещера тысячи будд). В 376 году Раннюю Лян завоевала Ранняя Цинь, и для усиления форпоста в 385 году в Дуньхуан были переселены более тысячи семей из южного Китая. Затем местность оказались в составе государства Поздняя Лян. В 400 году Дуньхуан стал столицей государства Западная Лян, которое в 421 году захвачено государством Северная Лян (одно из 16 варварских государств, на которые распался в 4 веке Северный Китай). В 439 году Северная Лян была завоёвана империей Северная Вэй, сумевшей объединить земли всего северного Китая. При этих империях продолжилось строительство буддийских храмовых пещер.

К 589 году после долгой раздробленности Поднебесная стала вновь единой, и для укрепления империи нужна была единая вера. В 601 году император послал буддийских монахов в тридцать китайских округов с дарами в виде благовоний и священных реликвий, одним из адресатов был Дуньхуан, ставший для объединённого Китая важными западными воротами, через которые в страну поступали не только разные «экзотические» товары, но и иноземная культура и проникали религии. Этим путём в Китай пришли буддизм, манихейство и несторианство.
В 618 году в Китае установилась империя Тан, во время правления которой китайские культура и искусство достигли высочайшего расцвета. В горном храме Дуньхуана было создано и украшено более сотни буддийских пещер, в том числе с колоссальной статуей Будды высотой 33 метра. К 8 веку Дуньхуан стал процветающим буддийским центром, столицей религии в Китае. В 758 году население уезда составляло 16 тыс. человек.

Местная буддийская община разрослась примерно до 1400 человек и составляла 5 % местного населения. В Поднебесной империей буддистами в первую очередь становились представители зажиточной и влиятельной верхушки общества. Многие из них интересовались религиозно-культовой и философской стороной учения.
Тем временем в Гималаях набирало мощь тибетское государство, и в 760 году его армия двинулась по торговым путям на север. В 781 году тибетцы захватили Дуньхуан и правили им до 848 года, когда их изгнали местные правители. Их почти 70-летнее владычество ознаменовалось строительством более чем пятидесяти буддийских пещер в храме Цяньфодун.

В 907 году пала империя Тан и север страны захватила киданьская империи Ляо. Местный правитель, узнав о произошедшем, основал княжество в Дуньхуане. В 1006 году исламские армии, продвинувшись далеко на восток, разгромили буддийское государство Хотан. В 1072 году тангутское государство Западное Ся, исповедовавшее буддизм, установило контроль над Дуньхуаном и продолжило строительство пещер. В 1227 году монголы разбили войска Западной Ся, после чего захватили и разрушили город. В течение последующих 130 лет в храме Цяньфодун было построено всего несколько пещер.

После того, как в 1279 году в Китае окончательно установила власть монгольская империя Юань, хан Хубилай, принявший тибетский буддизм, и понимавший важную роль торговли, восстановил Дуньхуан. Несмотря на это, город так и не оправился и потерял значение важного центра в торговле с западными странами. Монголы имели свой собственный трансазиатский путь в Европу — через юг Сибири и южнорусские степи, и когда к власти в Китае пришла империя Мин (1368), Великий Шёлковый путь был официально закрыт, поскольку торговля стала осуществляться преимущественно морским путём. После этого Дуньхуан, а вслед за ним и другие оазисы, расположенные вдоль Великого Шёлкового пути, пришли в упадок. В 1404 году Китай держал там только один военный гарнизон для охраны западных рубежей. По мере ослабления минского Китая Дуньхуан вновь оказался в руках Тибета (1516) и постепенно вымирал.

В 1644 году в Китае установилась империя Цин, распространившая власть и на район Дуньхуана. Тем не менее, святые буддийские места всё более приходили в запустение. В начале 20 века в находящихся храмовых пещерах была обнаружена библиотека, содержащая рукописи 406—995 годов. Это открытие принесло городу всемирную славу. В 1914—1915 годах здесь работала русская экспедиция под руководством профессора Ольденбурга. В результате в Россию из Дуньхуана прибыли различные артефакты, снятые со стен росписи, манускрипты и живопись на шелку.

В конце гражданской войны в России, в Дуньхуане в 1920—1921 годах оказались остатки Белой гвардии в количестве примерно 900 человек, которые использовали храмовые пещеры в качестве жилищ. В 1939 году в Дуньхуане стояла армия Гоминьдана, в результате чего было повреждено множество буддийских росписей и статуй. В 1942 году место археологических работ посетил Чан Кайши, а в 1944 году был основан Институт исследований Дуньхуана.

После установления коммунистической власти в Китае (1949) был основан «Институт исследования культурных древностей Дуньхуана» (1951). В 1961 году Дуньхуану был придан статус «Китайской культурной сокровищницы национального значения». В 1987 году основана «Академия Дуньхуана», а ЮНЕСКО внесла крупнейшую храмовую пещеру Могао в список Мирового культурного наследия. В 1993 году в Дуньхуане прошла Международная конференция, посвящённая сохранению храмовых пещер и других древних мест вдоль Великого шёлкового пути.

***
В оазисе Дуньхуан, в 5 км к юго-западу от одноименного города расположено озеро Юэяцюань в форме полумесяца. Дюны защищают озеро от песчаных бурь и ветров. В 1960-х годах глубина озера составляла от четырёх до семи метров в самом глубоком месте. Из-за строительства плотины на реке Данг были нарушены течения подземных вод, и к началу 1990-х годов озеро обмелело до 90 см. В 2006 году китайские власти совместно с экологами разработали план восстановления уникального озера. Запрет на бурение скважин и любую сельскохозяйственную деятельность оказались результативными.

Обмелевшее озеро
image015.jpg
https://visitchina.ru/thumb/upload/iblock/33d/1.jpg-thumb_big.jpg

Озеро Юэяцюань после восстановительных работ стало Всемирным наследием ЮНЕСКО и с окружающей пустыней пользуются большой популярностью среди туристов, которым предлагают поездки на верблюдах или джипах.
image017.jpg
http://sam.dp.ua/wp-content/uploads/2015/04/oy4.jpg



Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook




  • 1
Если выйти за рамки Википедии, то:
Был и другой путь распространения буддизма в Китае, и он тоже был связан с торговлей. Это путь из Северного Вьетнама (тогда китайская провинция Цзочжи или Цзяочжоу) на север через территорию современной китайской провинции Гуандун. Этот важный торговый путь связывал Южный Китай с индуистским государством Тямпа, располагавшимся до XV в. на территории современного Южного Вьетнама, другими государствами южных морей и Индией. Интересно, что этим путем в Китай также приходили монахи центральноазиатского происхождения. Так, на юге Китае во второй половине III в. проповедовал монах согдийского происхождения Кан Сэнхуэй, пришедший в Китай южным путем.
См. http://anthropology.ru/ru/text/torchinov-ea/lekciya-9-buddizm-v-kitae-i-na-dalnem-vostoke

  • 1