dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Безымянная страна любви. Турфан

Владимир Дергачев
image001.jpg
http://images.china.cn/attachement/jpg/site1005/20130701/001ec949f797133b817463.jpg
Турфанский оазис и Огненные горы (на снимке справа) со следами пещерных буддийских монастырей.
К 70-й годовщине образования Китайской Народной Республики

Турфанский оазис, расположенный на северо-западе Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, может гордиться своей историей. В 43 км к юго-востоку от Турфана на древнем кладбище в 2011 на останках двух мужчин 40-летнего возраста обнаружены самые древние штаны (брюки), изготовленные примерно более чем за тысячу лет до нашей эры. Европейцы тогда ходили без этого предмета верхней одежды, прикрывающей атрибуты мужской гордости.

Через пустыни и оазисы Синьцзяна в древности шли торговые караваны, ураганом проходили кочевые народы. Безымянная страна уже дважды в евразийской истории была одним из крупнейших перекрестков народов, товаров, религий и культур. Она чем-то напоминает Древнюю Грецию, только здесь вместо разбросанных по эгейскому побережью античных полисов вокруг бескрайнего песчаного моря расположены оазисы. Местное население создало блистательную средневековую культуру хозяйства на стыке тюркской, китайской и индийской цивилизаций, включая письменность и литературу с богатейшим фольклором и разнообразием жанров.

У этой страны нет имени собственного. Она то возрождалась, то гибла на рубежах цивилизаций, каждая из которых давала ей свое географическое название (Западный край, Уйгурия, Восточный Туркестан и др.). Звездные часы безымянной страны связаны с Великим Шелковым путем древнего мира и средневековья. Здесь по «берегам» пустыни Такла-Макан в трех направлениях - южнее и севернее Тянь-Шаня и вдоль северных склонов Куньлуня шли караваны на Запад, груженные китайским шелком, и на Восток - с предметами роскоши.
В Турфане Великий Шелковый торговый путь на Запад раздваивался. Одна его ветвь пролегала по южным склонам Тянь-Шаня через Карашар, Кучу, Аксу и далее мимо Иссык-Куля в Чуйскую долину или другие высокогорные пути через Фергану и Пяндж. Северная ветвь торгового пути шла через Урумчи и Манас через Джунгарские ворота в долину реки Или и далее к Самарканду и другим цивилизациям Центральной Азии.

Турфанский оазис, занимающий особенно выгодное положение на главной евразийской коммуникации, расположен в глубокой, второй по величине после Мертвого моря, впадине (154 м ниже уровня моря), отгороженной горными хребтами от холодных северных ветров. Колебание температур здесь достигает 85° (летом до + 48°С, зимой - 37°С), поэтому Турфан называют «огненной землей». Как при этих контрастах население занималось земледелием, науками и искусством?

Турфанский оазис выделялся сказочным богатством и культурой хозяйства. Здесь была внедрена иранская система подземного водоснабжения (кяризы) протяжённостью в 2,5 тыс. километров, её называют Величайшим сооружением, равным Великой Китайской стене. Она позволяла в местном климате на ограниченных орошаемых площадях собирать два урожая и кормить большое население. Своими вкусовыми качествами славились местные дыни, арбузы, персики и абрикосы, а турфанский зеленый виноград без косточек (кишмиш) считался лучшим в мире.

Посевы длинноволокнистого хлопчатника были защищены от сильных ветров пирамидальными тополями и шелковичными деревьями. После изнуренных и долгих переходов через пустыни с свирепствующими песчаными бурями в Турфанском оазисе отдыхали караванщики, откармливая своих верблюдов и лошадей. Купцы дегустировали турфанские вина, а у местных женщин весьма прибыльной была древнейшая профессия.

По караванным путям вместе с купцами навстречу друг друга шли разные культуры и религии. В Турфане встретились христианство (несторианство), манихейство, буддизм и позднее — ислам. Пришедшие из Западной Маньчжурии уйгуры исповедовали манихейство, а местные турфанцы - буддизм. В результате контактов в Турфане была создана рубежная культура, открытая к внешнему миру. «Поднебесная» империя, претендующая на мировую гегемонию, длительное время поддерживала приходящие с запада религии, однако веротерпимые китайцы все же были осторожны.

Каждая религия на рубежах цивилизаций встречает социопсихологический барьер, преодолеть который удается не всем. Деловая активность людей вынуждала искать вероучения, не препятствующие жить и работать. Купцы, независимо от национальности, в большинстве своем не могли проникнуться буддистским учением, запрещавшим «ставшим на путь» прикосновение к золоту, серебру (деньгам) и женщинам. Не прижилось в Китае манихейство, поощряющее распутство и разрушающее социальный институт семьи. Это грозило гибели крупнейшего океана людей с конфуцианским культом семейного клана, вынужденного заботиться о демографическом факторе (ограничении воспроизводства). Христиане (несториане) с присущей им нетерпимостью могли посеять бурю в «людском океане», поэтому на рубеже второго тысячелетия произошло их изгнание из Китая.

Турфанский оазис
image003.jpg

Характер женщин Турфана слагался веками и выделялся высшей степенью гостеприимства тела и души. Еще за три столетия до Марко Поло арабский писатель Абу-Долеф так описывал местные обычаи: «Прелюбодеяние между ними — дело вполне позволительное. Игроки они страстные: играют на жен, сыновей, дочерей, матерей. Пока играющие находятся на игорном сборище, проигравшему предоставляется выкупить проигранное, но, если он, не сделав этого, уйдет, то выигравший считается владельцем проигранного и продает его купцам, как полную свою собственность. Женщины их славятся красотой и развратом, и мужчины не знают, что такое ревность. Когда приходят караваны в эту страну, то жены, дочери, сестры знатных и иных людей отправляются им навстречу; и, если женщина понравится гостю, то ведет его в свое жилище, помещает там, угождает ему, а мужа своего, детей, братьев заставляет исполнять все его надобности. И пока гость в доме, муж не подходит к жене, разве по какому делу, которое ему поручено. Затем жена и гость едят, пьют и другим занимаются на глазах у мужа, а тот и не думает ревновать или мешать». (Василий Григорьев Восточный, или Китайский Туркестан, l,1869, стр. 243).

Знаменитый путешественник Марко Поло, как истинный итальянец так же оценил местных прелестниц: «Предоставляя таким образом женщин (жен, сестер, дочерей) всем случайным путешественникам, имеющим над ними все права настоящих мужей, этот народ думает, что этим он возвышает себя, так как гостеприимство считается у них делом, угодным богам» (Путешествие по Татарии и другим странам Востока. 1873,стр. 55.).
image005.jpg
https://znews-photo.zadn.vn/Uploaded/lce_qjrwv/2017_06_28/mainslider71900x12001.jpg

Огненные горы из песчаника в окрестностях города Турфан. Когда летом вдоль склонов поднимается горячий воздух, кажется, что горы полыхают.
image007.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/ivanromanov/10221503/321152/321152_original.jpg

image009.jpg
https://visitchina.ru/upload/medialibrary/da7/IMG_1856.jpg

В Турфанской впадине расположено пересыхающее бессточное солёное озеро Айдынкёль на абсолютной высоте −154 метра, что делает впадину третьей по глубине в мире (после Мёртвого моря и африканского озера Ассаль). В настоящее время озеро почти полностью сухое, очень грязное и солёное. По берегам озера и временных водотоков растут саксаулы и тамариск, известный на юге России как жидови́льник и астраханская сирень.
image011.jpg
Автор: Meneerke bloem - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10440941

По окраинам впадины расположены редкие оазисы, орошаемые с помощью сети подземных каналов. С близлежащих горных хребтов вода поступает в кяризную систему орошения, состоящую из сети колодцев, подземных тоннелей, каналов и водохранилищ, построенных с учётом рельефа для поддержания тока воды и минимизации испарения.

Традиционная подземная гидротехническая кяризная система орошения известна в Азии с глубокой древности, представляет собой подземный канал из водоносного слоя, совмещающий водопровод и систему орошения. Появление в Турфане кяризов относят к эпохи династии Хань.
image013.jpg
http://images.china.cn/attachement/jpg/site1005/20130701/001ec949f797133b817403.jpg

Турфан знаменит своими фруктами с высоким содержанием сахара. В местных оазисах культивируются: шелковица, персик и инжир, абрикос и яблоко, гранат, груша, грецкий орех, арбуз и дыня, а также более сотни видов винограда.
image015.jpg
http://www.chinatrips.ru/fileupload/guide/picture/110801133649100.jpg

image017.jpg
http://img2.zhytuku.china.com/images/zhycms_russian/20180120/

В Турфане производят 75% всего изюма Китая, сушат его в глинобитных домиках.
image019.jpg
https://www.saporedicina.com/english/wp-content/uploads/2014/12/turpangrapes.jpg

Расположенный в Турфанской впадине античный город Гаочан («Высшее процветание»), основанный в I веке до н. э., являлся одним из ключевых торговых пунктов Великого шёлкового пути. Поселение, основанное хуннскими правителями, стало одним из первых центров буддизма на территории Китая. Здесь в Огненных горах обнаружена Безекликская пещера тысячи будд.

При династии Хань, в I—II веке н. э. Гаочан был процветающей западной колонией Китая, до другого пограничного форпоста в Дуньхуане было 13 дней пути. Этот путь был опасным и по свидетельству летописей усыпан костями. Купцы боялись нечистой силы и плача, идущего из-под земли (поющие пески). К концу VI века Гаочан стал столицей княжества, включающего 18 соседних городов (поселений). В 590 году тюрки разграбили четыре города и 2 тыс. человек переселились в Китай.

Успешная китайская кампания 604 года против Гаочана, по оценке Льва Гумилёва, стала возможной благодаря широкому привлечению на службу в танскую армию кочевников, что ускорило переходы через степи и пустыни. Имперские войска подошли к столице, засыпали крепостной ров и забросали город камнями из осадных орудий, с Гаочаном было покончено. Это произвело огромное впечатление на местных жители, и другие города предпочли сдаться без боя. Разорённый Гаочан был обращён в пограничную крепость Танской империи. В последующие века в связи с наступлением пустыни оазис обезлюдел, окончательно покинут жителями в 14 веке.

***
Другой известный древний город оазис Цзяохэ (Междуречье) находится в 10 км от Турфана на небольшом острове, образованном рекой Яр. Здесь люди жили еще в неолите, но первые письменные упоминания о нем относятся к эпохе династии Хань, когда в 138 году до н. э. китайцы послали на запад разведывательный отряд в неизвестный Западный край во главе с дипломатом Чжан Цянь. В одном из древних китайских манускриптов сохранилась запись по отчетам экспедиции: «Потоки реки разделяются и огибают стены города, поэтому они зовут его Цзяохэ, или «переплетение рек». Здесь проживает 700 семей, 6050 жителей и 1865 солдат». В средневековье возрождается Шелковый путь, и население города возрастает до 30 тыс. жителей.

Макет города в междуречье, что способствовало природной защите от врага.
image021.jpg
Источник: Сергей Лахардов Поездка из Урумчи в Турфан. https://photo-and-travels.ru/puteshestvie-po-kitaiu-iz-urumchi-v-turfan/

Руины древнего города Цзяохэ внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 108 года до н.э. по 450 год н.э. он был столицей царства Чэши, а затем государства Гаочан.
image023.jpg
http://a3.att.hudong.com/88/84/01300542667193141076848998111.jpg

image025.jpg
http://www.chinatourguide.com/china_photos/xinjiang/attractions/ancient_city_of_mallikurwatur_xinjiang_t.jpg

Уйгурские девушки из Турфана всегда славились красотой
image026.jpg
https://i.pinimg.com/736x/5b/60/c4/5b60c405d648c65d3cbba792f07a3ec0.jpg

Рекомендую:
Иван Романов Турфан - изюминка Китая

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Китай, Путешествия, Синьцзян, Шелковый путь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments