dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно. Новгородская земля (продолжение)

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://fotki.yandex.ru/users/iveron-valdai/albums/
Валдай. Иверский монастырь

Путешествие с «Автостопом» по Новгородской земле плавно переходит в «Путешествие между блистательным Петербургом и богатой Москвой в русскую умирающую провинцию». Посетим мы и Тверскую землю. Поездки состоялись в разные годы на протяжении полувека и закончились в 2018 году на скоростном «Сапсане». Кроме моих немногочисленных старых фотографий используются новые фотоснимки.

За последние годы совершено множество путешествий между двумя российскими столицами. Рекомендую посмотреть в Ютубе телевизионный фильм Андрея Лошака «Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь». Предупреждаю, что если бы сериал снимала правящая партия «Единая Россия», то получился бы гимн во славу российской власти. Но так как видные партийные деятели летают преимущественно в облаках, на грешную землю им некогда спускаться.

***
13 июля 1968 года. При выходе из Новгорода взгляд путешественника споткнулся о рекламу, советующую пока не поздно зайти в подвальчик и выпить кружку пива за 24 копейки. На стенах новгородского пивного бара размалевана картина, на которой плавает каменная вобла с откусанными боками. Немного повеселев и прибодрившись, Вова плавно вышел на улицу. Накрапывал дождь. Путешественник мужественно ждал на федеральной трассе попутный автофургон, пока не превратился в мокрую курицу. С опущенными крылышками инженер доплелся до автовокзала и договорился вместе с другими попутчиками с водителем такси. Дорога в Валдай (140 км) стоила 8 рублей 48 копеек.

Мимо проносились деревни, где время давно остановилось, и в хмурый дождливый день они выглядели как картинки из прошлого, а не на пути к обещанному партией светлому коммунистическому будущему.

***
Новгородская земля особенно пострадала во время Великой Отечественной войны. На севере области вблизи деревни Мясной Бор (155 жителей, 2010), расположенной на федеральной дороге Москва – Ленинград, находится «Долина смерти», где погибло 146,5 тыс. советских солдат и офицеров и свыше 200 тыс. было ранено. За время операции выжил, не погиб, не попал в плен или не был ранен только один из двадцати военнослужащих (5,3 %). В декабре 1941 года в болотах вблизи Мясного Бора тяжёлые потери понесла воевавшая на стороне гитлеровцев испанская Голубая дивизия. Здесь с января по апрель 1942 года велись кровопролитные бои в ходе Любанской наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда. В окружение попала 2-я ударная армия Волховского фронта. В мае — июне 1942 года в результате неудачной попытки вывести её из окружения армия понесла огромные потери, убитыми и пленными, а командующий генерал Власов добровольно сдался в плен.

В послевоенные годы в результате поисковых мероприятий ежегодно проводятся массовые перезахоронения останков военнослужащих. Советская пропаганда намеренно перекладывала на генерала Власова всю вину за неудачу операции, тогда как определяющими были просчёты высшего командования плюс огромное техническое превосходство врага.

Мемориал на месте боев в Мясном Бору (Долине смерти).
image003.jpg
http://static.esosedi.org/fiber/182797/fit/900x600/

***
По дороге на Валдай остановились на трассе для «перекура» в рабочем поселке Крестцы, население которого уже в демократической России сократилось с 10,6 до 7,5 тыс. жителей (2019). А когда-то, с 1776 по 1926 годы это был город. Полвека назад Крестцы встретили меня серостью, омраченной хмурой ветреной погодой с дождем.

Впервые древнее поселение упоминается в летописи в 1393 году. Название произошло от пересечения дорог из Новгорода на Москву и из Пскова на Вологду. Здесь многие годы была почтовая станция (ям), где путники меняли лошадей.

Поселение неоднократно подвергалось разрушению (в 1569 году опричниками Ивана Грозного, в начале XVII века — польско-шведскими интервентами). Крестецкий Ям в конце XVII столетия стал центром возникновения федосеевцев, одного из направлений старообрядчества беспоповского толка, потомки его живут здесь и сегодня.

Близи Крестец в деревне Санталово умер поэт Велимир Хлебников (незадолго до смерти его привозили в Крестцы в больницу). В деревне Ручьи, где в 1922 году он был похоронен, в 1986 году был открыт его музей. Там проходят ежегодные литературные чтения.
Еще недавно в Крестце была конечная товарная железнодорожная станция Октябрьской железной дороги на ветке от станции Валдай (линия Бологое — Дно), но железнодорожное полото частично, но успешно расхищено. Железнодорожная ветка Валдай – Крестцы являлась осколком не реализованных до конца проектов времён Первой Мировой Войны – строительства железных дорог «Петроград – Орёл» и «Нарва – Валдай», которые должны были пересекаться в Новгороде.

Сегодня по случаю массовой безработицы многие жители вышли на большую дорогу со своими самоварами и предлагают путникам чай с пирожками. Вдоль федеральной трассы Москва – Петербург расположено множество торговцев пирожками домашнего приготовления и мест общественного питания. Только безграничная демократия в России предоставила им эту возможность, при советской власти они об этом они даже мечтать не могли.
image005.jpg
https://a.d-cd.net/6f661804k16b-1920.jpg

Новгородские власти много раз тупо пытались закрыть этот пирожковый торг, но всякий раз не могли ответить на вопрос, а где здесь еще можно заработать до 10 тыс. рублей в месяц. Современные придорожные кафе на федерально трассе — пока редкость.

***
Но мы продолжаем путь — вот и щит, извещающий, что впереди Валдайский район. В стороне от федерально трассы, примерно в восьми километрах к западу от Яжелбиц на территории Валдайского национального парка находится знаменательное историческое место. Здесь у так называемого «Игнач Креста» измотанное многочисленными осадами войско хана Батыя повернуло, отказавшись от наступления на Новгород, до которого оставалась всего сто верст. В 2003 году установлен памятный знак древнему кресту с надписью «В память о мужестве защитников земли Русской».
image007.jpg
http://valday.nov.ru/images/uploads/%D0%B0%D0%B2%D1%80.jpg

***
В валдайских лесах начался беспримерный подвиг военного летчика-истребителя Алексея Маресьева (1916, Саратовская губерния — 2001, Москва) Из истинных героев Великой Отечественной войны его подвиг занимает особое место. Его не смогли оклеветать даже современные российские либералы.

Из-за тяжёлого ранения у летчика ампутированы обе ноги, однако, несмотря на инвалидность, он вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после. Стал прототипом героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
image009.png

Родился будущий герой в бедной семье, его отец вернулся домой с фронта Первой мировой войны и умер от ран в 1919 году, когда Алексею было три года. Мать работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе в Камышине и воспитывала троих сыновей. После окончания 8 классов, а затем фабрично-заводского училища Алексей в 1932 году начал трудовую деятельность токарем на лесозаводе. Мечтал о небе, как и многие его сверстники. Дважды безрезультатно подавал документы в лётное училище, но из-за здоровья (в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, приведшей к ревматизму) ему отказывали. Но целеустремленный юноша поступил на заочный рабфак Московского авиационного института и совмещал работу с учебой. В 1934 году он комсомольцем-добровольцем (по путевке) отправился на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, где без отрыва от производства занимался в аэроклубе.


В 1937 году Маресьев был призван на срочную службу в пограничные войска на Сахалине, где обслуживал стоявшие на вооружении отряда самолёты. В 1939 года направлен в Читинскую школу военных пилотов, которую перевели в Батайск под Ростовом на Дону в авиационное училище, которое он окончил в 1940 году и получив звание младшего лейтенанта, был оставлен инструктором.

В июле 1941 года Маресьев направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк Северо-Западного фронта и назначен командиром звена. В апреле 1942 года открыл свой боевой счет, сбив в двух боях три бомбардировщика Ю-52 в районе «Демьянского котла» (Новгородская область). Но во время операции по прикрытию советских бомбардировщиков его Як-1 был подбит. Летчик сумел дотянуть самолет через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа (0 жителей, 2010) при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители из деревни Плав. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопрос «Ты немец?», они из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого его обнаружили мальчишки из той же деревни. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в округе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, и Маресьева отправили в Москву в госпиталь.

Деревня Плав (16 жителей без дачников, 2010) расположена на берегу озера Шлино в 70 км от Валдая, но автобус из райцентра ходит раз в неделю, по заказу. В деревне нет ни школы, ни сельсовета, ни магазина. Несколько раз в году, как правило, 9 и 20 мая, сюда приезжают автобусы со школьниками.
image011.jpg
http://valday.com/forum/album_pic.php?pic_id=9595

Как вспоминал впоследствии сын лётчика, Виктор Маресьев, в интервью, данному корреспонденту газеты «Аргументы и факты»: «В госпитале он, с заражением крови, с гангреной, лежал на каталке уже по пути в морг. Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шёл профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!».

Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта летчик награжден орденом Красного Знамени.
В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев в специализированный госпиталь для больных с ампутированными конечностями. Здесь ему выдали протезы — грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги, и он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.

В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашия). В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет и добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, но после нескольких удачных вылетов в паре доверие к Маресьеву возросло.

В июле 1943 года он одерживает первые победы после возвращения в строй, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87 и два вражеских истребителя Fw.190. Во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был писатель Борис Полевой, будущий автор «Повести о настоящем человеке». В августе 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и трех сбитых немецких самолетов заместитель командира эскадрильи авиационного полка, старший лейтенант Алексей Маресьев удостоен звания Герой Советского Союза.

В марте 1945 года Алексей Маресьев после настойчивых пожеланий вышестоящего командования (имя героя было известно всей стране и гибель лётчика была нежелательна) согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. С июля 1946 года в запасе, но постоянно поддерживал себя в отличной физической форме. Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном По-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, был очень известен, его приглашали на многие торжества, часто организовывали встречи со школьниками. Пример Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер начался с минуты молчания. Легендарный летчик был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В мае 2016 года в четырех километрах от деревни Плав Валдайского района появился новый памятник легендарному летчику Алексею Маресьеву. Двухметровый монумент с копией винта самолета ЯК-1 установили в лесу, на том самом месте, где местные жители в 1942 году обнаружили еле живого героя.
image013.jpg
https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/4a1b6947/11_93ec48fe.jpg

***
Но пока дорога не кончается, обратимся к истории государственного мужа, чья жизнь была связана с Новгородской землей.

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно. Новгородская земля
Великий Новгород. Древний Свято-Юрьев монастырь
Рюриково городище. Резиденция легендарных князей
Господин Великий Новгород в тени Москвы и Петербурга
Великий Новгород. Кремль
Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России»
Музей деревянного зодчества «Витославлицы» и отель «Юрьевское подворье»
Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно. Новгородская земля (продолжение)
Граф Алексей Аракчеев. Без лести предан
Валдай. Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Валдай. О самой востребованной профессии и государственной резиденции под звон колокольчиков

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Автостоп, История, Новгородская земля, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments