dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Валдай. Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Владимир Дергачев
image001.jpg
http://znaika-spb.ru/d/159781/d/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B9_2.jpg
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский православный мужской монастырь

14 июля 1968 года. Турбаза «Валдай». Дождь, дождь, дождь. Катер, зарываясь в волнах, плывет по сказочному Валдайскому озеру. Сиверка. Сквозь мглу проявляется древность. Иверский монастырь – дань патриарху Никону. После Октября монахи образовали коммуну и прилежно трудились, пока их не разогнали. Сейчас в монастыре детский туберкулезный санаторий. Невдалеке отсюда остров Муравьиный или Пыточный, куда свозили богоотступников, привязывали к столбам на съедение муравьям.

История. «В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте царь Алексей Михайлович приносил покаяние за своего «прадеда» Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к его мученической смерти. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае. Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон»[1].

Московский патриарх Никон (мирское имя Никита Минин, 1605 – 1681) имел полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх». Церковные реформы патриарха Никона были направлены на изменение существовавшей в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что повлекло возникновение старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом, но его реформы были продолжены.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. К осени 1653 года построены две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицино, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранились письменные свидетельства о чудесных исцелениях различных болезней. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и других.

Царской грамотой за обителью закреплялись Валдайское озеро с островами, земельные вотчины и монастырские угодья близ лежащих обителей, села Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы (почтовые станции) Выдропужск, Едрово и Яжелбицы. Иверская обитель стала одним из немногих русских монастырей, так быстро обогащенная и возведенная на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря из-за притеснения православных верующих со стороны униатов. В дальнейшем выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили местное братство, среди них монах Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого, духовного писателя, богослова, наставника детей русского царя Алексея Михайловича. Иноки перевезли вместе с имуществом и типографию. В обители начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было важным событием, так как до этого в России существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая и первая провинциальная типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за восьмилетнее существования его в монастыре издать «Часослова» (1657,1658), «Рай мысленный» (1659), «Брашно духовное» (1661 г.), грамоту царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю (1665). С 1665 года по повелению Никона типография была переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

С приездом в Иверский монастырь иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера по изготовлению цветных изразцов и в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы.

В 1656 году завершилось сооружение Успенского собора. К торжеству его освещения был вылит специальный колокол весом 1000 пудов с изображением Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Могучий белоснежный собор украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы.

Из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Удивительна история пришествие этой святыни в обитель. Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах, источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с просьбой к Афонскому архимандриту, и икона была доставлена монахами в Россию в 1648 году. В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икону доставили в 1656 году на освящение Успенского собора.

Монастырь получает статус первоклассного, а число его братии возросло до 200 человек. Но пришла беда, на Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель Никон был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время его опалы все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулась братия, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главное сооружение Иверского монастыря является кафедральный Успенский собор, отличающийся простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись собора до наших дней не сохранилась, новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко. От первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Успенский собор после современной реконструкции
image003.jpg
https://i.ytimg.com/vi/IEY4GODWPng/maxresdefault.jpg

Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда в Санкт-Петербурге Александро-Невской Лавре. Монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом. В 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

Несмотря на материальное оскудение, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни. Тогда жители Валдая прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, с торжественным крестным ходом обнес ее народ вокруг города.

Молитвы об избавления от холеры были услышаны, болезнь стала ослабевать, а затем прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники. В них принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 15 тысяч человек. Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел тщательный отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

После событий 1917 года началась трагическая история монастыря. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Осенью 1918 года советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. Были отобраны у монастыря золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные богослужебные вещи. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Но кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет, и монастырь будет разграблен полностью.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, состоящую из 70 человек. Она имела 5 га монастырских угодий и 200 га занятых садами, огородами, пахотой и пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря размещались историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на территории монастыря была открыта база отдыха.

Владимир Дергачев. Фотографии 1968 года. Надвратная церковь во имя архангела Михаила и монастырская башня
image007.jpgimage005.jpg

image009.jpg

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, возвращён Новгородской епархии. В 1998 году новгородский архиепископ Лев освятил церковь Богоявления, были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась капитальная реставрация монастыря и 12 января 2008 года Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме и молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин.

После многих десятилетий запустения Иверскому монастырю вновь повезло. Рядом расположена государственная резиденция российского президента, вокруг когортой обосновались «придворные бояре» демократической России. Сегодня некоторые паломники монастыря отмечают, неоднозначное впечатление от реконструкции обители. «Ощущение такое, что монастырю дали огромный мешок денег и они не знают, на что бы их еще потратить… Все блестит и сверкает, рабочие из южных стран СНГ шлейфмашинкой чистят камни фундамента. Но вот ощущения чего-то тихого и таинственного, какое возникает в какой-либо деревенской полуразвалившейся церкви — нет. Свяшеннослужители с мобильниками разгуливают по территории, громогласно обсуждают какие-то финансовые вопросы…». Такие настали времена, когда многие служат мамоне, а не Богу.

Валдай. Иверский монастырь после реконструкции
image011.jpg
https://fotki.yandex.ru/users/iveron-valdai/albums/

image013.jpg
http://valday.com/img/newivershutovtim5.jpg

image015.jpg
Автор: A.Savin (Wikimedia Commons • WikiPhotoSpace) - собственная работа, FAL, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72287956

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно. Новгородская земля
Великий Новгород. Древний Свято-Юрьев монастырь
Рюриково городище. Резиденция легендарных князей
Господин Великий Новгород в тени Москвы и Петербурга
Великий Новгород. Кремль
Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России»
Музей деревянного зодчества «Витославлицы» и отель «Юрьевское подворье»
Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно. Новгородская земля (продолжение)
Граф Алексей Аракчеев. Без лести предан
Валдай. Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Валдай. О самой востребованной профессии и государственной резиденции под звон колокольчиков



[1] История создания Иверской обители на Валдае. https://iveron.ru/istoriya-sozdaniya-iverskoj-obiteli-na-valdae/



Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Валдай, История, Новгородская земля, Православные монастыри, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments