dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Провинция. Удомля. Озерный край. Ландшафты, насыщенные исторической памятью

Владимир Дергачев
image001.jpg
Фотография Светланы Петровой https://img.lookmytrips.com/images/look807p/image-5700b94eff93671cb606d3f6-570357160a258-1bg6lom.jpg

На Земле есть уникальные природные ландшафты, ставшие источником вдохновения творческих людей — мыслителей, писателей, поэтов, художников. Например, в античную эпоху таким местом была малоазийская Ривьера, известная в Древней Греции как историческая область Иония.

И в России среди многочисленных достопримечательностей имеются природные ландшафты, с которыми связано творчество художников, писателей и поэтов – Михайловское, Абрамцево, Таруса и Поленово, русское Подстепье и другие. На Тверской земле у живописцев выделяются Удомельский озерный край, где создал свои шедевры Исаак Левитан, Домотканово, прославленное гением художника Валентина Серова, и другие места.
Природная красота русского пейзажа – неисчерпаемый источник вдохновения. Природный ландшафт особо уникален, если он насыщен исторической памятью, то есть это природно-исторический ландшафт или местность, передающая во времени информацию кристаллизованной пассионарности.

Ландшафты кристаллизованной пассионарности — коммуникативные местности, насыщенные историческим временем (событиями), энергетические поля страстной ностальгии. Это кристаллизованная в природе духовная пассионарность, форма объединения человека и природы, наполненная историческими воспоминаниями и поэтическими ассоциациями.
Ландшафты затерянного в лесах озерного края в Вышеволоцком уезде Тверской губернии стали источником вдохновения для художников и писателя Антона Чехова в конце девятнадцатого столетия. Природу края увековечил на своих полотнах Исаак Левитан и другие живописцы. Это был заповедник уходящей патриархальной усадебной старины, оказавшийся между двух российских столиц в стороне от набирающего мощь российского капитализма, не жалевшего вишневые сады, созданные не ради прибыли (мамоны), а для наслаждения. Сердцем этого заповедного края, завораживающего и древними названиями, было озеро Удомля.
image003.jpg
Фотография Светланы Петровой https://img.lookmytrips.com/images/look807p/big-5700b94eff93671cb606d3f6-5701468b3b850-1bg2hkb.jpg

image005.jpg
https://img4.goodfon.ru/original/1920x1080/b/e0/priroda-voda-nebo-derevia.jpg

image007.jpgТатьяна Байбара https://1.bp.blogspot.com/-2U0ThkIrlZI/WdttNbDkd7I/AAAAAAAAB0I/x7C4iQsUIUIqtT6OyvrVbFDiEYx1ydsvgCEwYBhgL/s1600/41.jpg

Озеро Удомля раскинулось с север на юг на 7,5 км, поэтому при сильном южном ветре высота волны в северной части острова может достигать метра. Наибольшая ширина с запада на восток - 3,2 км, средняя глубина – 10 м, максимальная глубина – 38 м. это одно из самых глубоких озер Тверского края. У южного берега озера расположен город Удомля (28,1 тыс. человек. 2018) и гигант энергетики — Калининская АЭС. Этот индустриальный объект нарушил девственную природу, хотя благодаря использованию озерной воды для охлаждения реакторов здесь не стало зимних заморов рыбы. В озеро впадают три реки, ручьи и вытекает только река Съежа (перегороженная плотиной возле деревни Стан из-за чего уровень воды в озере искусственно повышен примерно на 1-1,5 метра). На озере несколько остров, включая самый крупный остров Двинов. Вблизи озера Удомля имеются небольшие озера, самое крупное из них озеро Песьво расположено юго-западнее и отделено болотистой перемычкой, имеющей в самом узком месте ширину не более 100 метров. В этом месте раньше протекала небольшая речка, соединявшая два озера. В 1920-х годах для лесосплава речка была спрямлена в виде канала шириной до 10 метров и длиной до 100 метров, а при строительстве АЭС этот канал расширили земснарядом и превратили в протоку.

Высокой насыщенности местных ландшафтов исторической памятью способствовала и другие важные местные особенности. Впервые местность Удомля упомянута в новгородской Симеоновской летописи в 1478 году. Через озеро Песьво, соединенное с Удомлей протокой, проходил один из древних новгородских волоков на Бежецк и далее в Поволжье, за хлебом.

Путь из Мологи лежал в её приток Волчину, далее - в озеро Кубыча, а из него — в ныне заболоченную речку Светлицу, откуда начинался короткий волок до озера Песьво. Далее по протоке выходили в озеро Удомля, а из него сплавлялись вниз по реке Съежа (название происходит от слова «съезжать»), по которой через реку Уверь попадали в реку Мста, и по ней - в Ильмень-озеро[1] Озёрный край издавна привлекал охотников и рыболовов. Здесь гнездились дикие утки, в лесах изобилие грибов, земляники, малины и черной смородины. В озёрах водились щуки, лещи, окуни, язи, ряпушка, плотва и ерши. Столетиями велась заготовка лесом.

***
Большую роль в привлечении живописцев в эти края сыграли художественная школа живописца Алексея Венецианова, жившего здесь в своем имении в первой половине 19 века, и особенно Академическая дача. Она открылась в 1884 году, как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств, неподалёку от Вышнего Волочка в живописном месте на берегу реки Мсты и озера Мстино. Художники селились и в окрестных деревнях, а до озера Удомля отсюда примерно 40 верст. Дача, которой присвоено имя Ильи Репина, и сегодня является старейшей творческой базой Союза художников России. В 1885 году на территории приюта был возведён восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля «Академической дачи».

Автор: Artem Landyshev - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53016100

До революции здесь работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, И. Левитан, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. В 30-е годы был пионерский лагерь, а в 1948 году дача возвращена Академии. Академическую дачу за сохранение и развитие традиций русского реалистического искусства называют «русским Барбизоном». Лесная местность у деревни Барбизон явилась ландшафтом вдохновения для французских художников-пейзажистов.

***
Необыкновенную природную красоту озерного края Удомля и очарование старых помещичьих усадьб открыли художники, в первую очередь, Венецианов и Левитан. За ними потянулись и другие живописцы, привлеченные пейзажами, патриархальной деревенской стариной и охотой. На берегах или вблизи озера жили и работали С.Ю.Жуковский, В.К.Бялыницкий-Бируля, Н.П.Богданов-Бельский, А.В.Моравов, В.В.Рождественский, А.С.Степанов, А.Е.Архипов, К.А.Коровин, И.Э.Грабарь и другие.

В селе Млево в крестьянской семье родился художник Николай Борисов (1873 – 1942). В 1896 – 1899 годах он учился в Тенешевской художественной студии в Санкт-Петербурге, которой руководил художник Илья Ефимович Репин (1844 – 1930). Денег на дальнейшее образование у Борисова не было. Репин, обративший внимание на способности юноши, взял его в свою семью на проживание и оказал помощь в получении высшего образования в Императорской Академии художеств (1899 -1907).

На даче «Чайка», принадлежавшей художнику В. К. Бялыницкому-Бируля, на берегу озера Удомля работали художники И. Э. Грабарь и советский театральный художник, лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1949, 1951, 1952) Б. И. Волков. Туда же, и позднее в усадьбу Гарусово на озере Удомля неоднократно по приглашению А. В. Моравова приезжал художник Н. П. Богданов-Бельский.

На берегу озера Удомля в сельце Гарусово родился и провёл свои детские годы граф Алексей Аракчеев. Дед великого ученого Дмитрия Ивановича Менделеева по отцовской линии, Павел Максимович Соколов (1751—1808), был священником села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда, находившегося в 2 км к северу от озера Удомля. Как было принято в те времена у духовенства, по окончании семинарии трём сыновьям Соколова были даны разные фамилии. Иван, отец Дмитрия Ивановича, в виде прозвания получил фамилию соседних помещиков Менделеевых.

В селе Тихомандрицы родился и был похоронен георгиевский кавалер, контр-адмирал Николай Александрович Колокольцев (1832 — 1891), участник и герой Синопского сражения (1853). За свой подвиг мичман был произведен в лейтенанты, награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с бантом и годовым окладом жалования. Его имя увековечено на одной из мемориальных плит во Владимирском соборе Севастополя среди имён 57 адмиралов и офицеров Российского флота, удостоенных ордена Св. Георгия за участие в Крымской войне 1853-1856 гг.

Имением в деревне Лайково в сосновом бору на берегу озера Кубыча владел выдающийся ученый-электротехник, изобретатель радио Александр Попов (1859 – 1905). Усадьба была приобретена на премии за научно-технические достижения. Эта деревня теперь носит его имя и называется Лайково-Попово (218 жителей, 2010).

Окрестности Удомли посещал писатель Антон Павлович Чехов (1860—1904). По местным впечатлениям им был написан рассказ «Дом с мезонином» и знаменитая пьеса «Чайка». Композитор виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев (1861—1918) провёл в родовом поместье Марьино молодые годы.

С озерным краем связаны имена двух святых Русской Православной Церкви. Русский публицист, духовный писатель Михаил Александрович Новосёлов (1864, село Бабье, Вышневолоцкий уезд, Тверская губерния —1938, Вологда) окончил гимназию в Москве с золотой медалью (1882) и историко-филологический факультет Московского университета (1886). После 1927 года стал видным деятелем (идеологом) «иосифлянского» движения, сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. В марте 1929 года впервые арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение». Озерный край на Удомле он или посещал, или нелегально жил (информация скудная). В 1937 году получил очередной тюремный срок, приговорён к трём годам заключения, отбывал срок в Вологодской тюрьме, где был расстрелян 20 января 1938 года. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Протоиерей Дмитрий Михайлович Беневоленский (1883, Вышний Волочёк, Тверская губерния —1937) — святой Русской православной церкви причислен к лику святых как священномученик в 1999 году. Родился в 1883 году в семье священнослужителя. В 1911 году рукоположён в священники и служил в храме великомученика Димитрия Солунского в селе Островно, а в 1919 году — в храме Всех Скорбящих Радости в селе Паношино (ныне — часть города Удомли). За свою верность пастырскому долгу несколько раз арестовывался, расстрелян в 1937 году.

Посещали усадьбу «Горки» писатель-натуралист Николай Зворыкин и философ Борис Вышеславцев (1877 – 1954), высланный в 1922 году на «философском пароходе» на Запад. В селе Островно Удомельского района в последние годы жизни после освобождения из ГУЛАГа по болезни жила и умерла в 1942 году историк и филолог Анна Хоментовская, автор работ в области итальянского гуманизма эпохи Возрождения.

Более подробно можно познакомиться с историей края в Удомельском краеведческом музее и в филиале Тверской областной картинной галереи на даче «Чайка» (усадьбе художника В. К. Бялыницкого-Бируля).
image011.jpg

image013.jpg

На берегах озера Удомля люди молились языческим богам еще задолго до появления христианства. На мысу, образованном протокой между озерами Песьво и Удомля и истоком реки Съежа, находилось языческое святилище (капище), где люди в древности совершали свои религиозные ритуалы. Именно вокруг этого капища впоследствии были построены два монастыря с тремя храмами, две церкви в селе Николо-Стан. Здесь существовал Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский монастырь, предположительно основанный в XV веке учениками Сергия Радонежского[2]










Храм Иоанна Богослова
image014.jpg
http://miraclelake.blogspot.com/2015/01/blog-post_99.html

image016.jpg
Фото Татьяны Байбары. 2014 год. https://4.bp.blogspot.com/-xzauz2014.jpg

***
В 1860-х годах рядом с Удомлей прошла Виндаво-Рыбинская железная дорога (участок Бологое — Ярославль), облегчившая путь из российских столиц. Со временем воспетый художниками озёрный край начал привлекать новых, но уже богатых владельцев усадеб. С 1904 года ближайшая к озеру станция Троица, именовавшаяся так по располагавшемуся здесь древнему и упраздненному еще при Екатерине II Удомельскому Троицкому Иоанно-Богословскому монастырю, стала называться «Удомля».

Особо место в озерном крае занимает усадьба Лубенькино[3]. В «Алфавите к Генеральному плану межевания Вышневолоцкого уезда» за 1779 год впервые встречается «Пустошь Лубенкина подпоручика Давыдова», владельца усадьбы Акулово. В 1782 году его жена остается вдовой и к 1795 году переселяет 19 крестьян в Лубенькино, где появляется деревня. В 1820 году, будучи в преклонном возрасте, оставив усадьбу Акулово своим детям и внукам, Марья Васильевна Давыдова сама переселяется в Лубенькино. Так появляется новая усадьба, которой после смерти матери распоряжается дочь. В начале ХХ века усадьба принадлежала дочери удомельского лесопромышленника И.П. Аксакова.

Еще во второй половине XIX века земли около озера вошли в обширные владения старообрядческой династии промышленников и банкиров Рябушинских, построивших под Вышним Волочком текстильную фабрику. По аналогии с протестантской этикой капитализма в Европе, старообрядческие общины стали фундаментом развития российского капитализма (о чем молчала советская историография).

Усадьбу «Лубенькино» на берегу озера Удомля Сергей Рябушинский купил у местных купцов Аксаковых примерно в 1910 года. На обширном полуострове между озерами Песьво и Удомля появился новый усадебный ансамбль. Рябушинский, пребывая в Лубенькино, активно общался с художниками, покупал их картины. Владелец имения покровительствовал живописцам, здесь в 1906–1914 годах жил художник А.С.Степанов (1858–1923). В Тверской картинной галерее находятся картины из усадьбы Лубенькино и из дома Рябушинского в Вышнем Волочке.

Лубенькино. Усадьба Рябушинского, июль 1992 года, незадолго до пожара.
image018.jpg
http://of.putnik.ru/of/download/file.php?id=5205

Сергей Павлович Рябушинский (1872 – 1936) – предприниматель, коллекционер и деятель культуры. Родился в большой семье основателя «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями». Окончил Московскую Практическую академию коммерческих наук. Изучал ткацкое и красильное дело в Германии. По возвращении в Россию стал управляющим семейной текстильной фабрикой в селе под Вышним Волочком. В 1916 году — основатель (вместе с братом) первого Московского автомобильного завода («АМО»). После революции эмигрировал во Францию. Умер во Франции в 1936 году.

Автором проекта усадебного ансамбля стал один из столпов архитектуры русского неоклассицизма Серебряного века, а впоследствии сталинской архитектуры (ампира) Иван Владиславович Жолтовский (1867–1959). Лауреат Сталинской премии, награжден высшим советским орденом Ленина. Ему принадлежат проекты зданий Московского ипподрома (1950—1955), Дома на Моховой (1932—1934), Дома на Калужской улице (Ленинском проспекте,1940 - 1949). Жолтовский был связан с Рябушинскими семейными узами. В 1910 году его второй женой стала Елизавета Павловна Рябушинская (1878–1936), в первом браке бывшая замужем за хлопчатобумажным фабрикантом, двоюродным братом Саввы Морозова, и в 1920 году эмигрировавшая с двумя детьми из страны Советов. Память о ней мастер хранил всю жизнь, но родственные связи в советские времена лишний раз не афишировал.

В усадьбе Лубенькино после революции в 1919 году была организована коммуна, которая через два с лишним года перестала существовать. В господском доме оставалось немало произведений искусства. Затем в усадьбе был Дом инвалидов Гражданской войны, Дом инвалидов Отечественной войны, Дом престарелых и психоневрологический интернат. В 1973 году усадьба Лубенькино была поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения. После постройки Калининской АЭС она оказалась на острове. До 1990-х годов здесь сохранялись усадебный дом, остатки хозяйственных построек и регулярный липовый парк с прудом. Но по сложившейся традиции в демократической России успешно горят не только леса, но и старые усадьбы. В августе 1992 году господский дом успешно сгорел, а парк окончательно пришел в запустение. В 2014 году появилась информация о том, что судьбой усадьбы «Лубенькино» заинтересовалось руководство Калининской АЭС, вышедшее с инициативой восстановить господский дом, природный и культурно-исторический ландшафт парка. С этого обнадёживающего заявления прошло уже пять лет. Сегодня в Вышнем Волочке власть решает гамлетовский вопрос быть или не быть — сносить другую усадьбу (дачу) Рябушинских в городе или пусть гниет.

***
Почти напротив Лубенькина, на берегу соседнего озера Песьво располагалась усадьба Бережок, в которой с 1903 года подолгу жил художник Станислав Жуковский, часто изображавший на своих полотнах «Белый дом» первой половины XIX века и парк.

Северная сторона усадьбы Бережок. С.Ю.Жуковский "Усадьба", 1900.
image020.jpg
http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?t=98

Парк у Бережка Фото Андрея Львова, 70-е годы
image022.jpg
http://of.putnik.ru/of/download/file.php?id=4785

По исповедальной ведомости 1737 года можно узнать о проживавших тогда на удомельских берегах помещиках[4]. Бывшая деревня Вакарино располагалась на восточном берегу озера Удомля, впервые упоминается в 1478 году в Списке передачи волости Удомля от новгородского владыки в личную собственность Великого князя московского Ивана III. В 1859 году деревня имела 29 дворов с 224 крепостными местного помещика. В 1931 году здесь организовали колхоз, а в 70-е годы из-за строительства Калининской АЭС жители были переселены в деревню Ряд, или переехали в город Удомля.

Среди местных помещиков на удомельских землях и вокруг со второй половине 17 века обосновались дворянские мелкопоместные роды Аракчеевых и Давыдовых. В Бежецкой пятине было пять семей Аракчеевых со 107 крестьянами мужского пола в поместьях.

Усадьбе Ванюнькино на восточном берегу озера с 1737 по 1753 годы принадлежала квартирмейстеру Санкт-Петербургского пехотного полка Александру Аракчееву. В усадьбе Щебарино в 1750 году проживали три помещичьих семьи Аракчеевых, впоследствии ей владел и граф Алексей Аракчеев. Рядом находилась усадьба Акулово (Окулово), где проживали отставной вахмистр Тобольского драгунского полка Кондратий Аракчеев и генерал-лейтенант Василий Аракчеев с семьей. В 1763 году усадьба Окулово уже является собственностью находящегося на службе сержанта Дмитрия Давыдова. В дальнейшем усадьба Акулово переходила по наследству детям и внукам Давыдовых, а к концу XIX века перестала существовать.

Владельцами одной из древних небогатых помещичьих усадеб в деревне Гарусово, расположенной к северу от Щебарино, с 1607 года до 1917 года были помещики из рода Аракчеевых. Здесь жили отставной драгун Новотроицкого полка Богдан Аракчеев, вдова Параскева Аракчеева и ее невестка, при них 17 человек дворовых. С 1745 по 1759 годы другая вдова Ирина Аракчеева с двумя детьми становится полновластной хозяйкой имения. Её сын, вышедший в отставку поручик Андрей Аракчеев, здесь женится, у него родятся дети, среди них и будущий граф Алексей Аракчеев (1769 – 1835).

Вот как описано сельцо Гарусово начала ХIХ века в «Экономических примечаниях к атласам Вышневолоцкого уезда»: «Сельцо Гарусово подпоручика Андрея Андреева сына Аракчеева. Селением и дачею при озере Удомле. В сельце два дома господских, деревянные. Земля иловатая с песком, урожай всякого хлеба и сенные покосы средственны, лес дровяной березовый и ольховый, крестьяне на пашне зажитком средственны».

К 1850 году в усадьбе Гарусово проживают губернский секретарь Николай Аракчеев. В 1890-х годах усадьбу, где жили сёстры Надежда и Екатерина и их брат Михаил Аракчеевы, посещал художник Исаак Левитан. Михаил Аракчеев возил Левитана к острову на озере, где у художника родился замысел картины «Над вечным покоем». Основным занятием Михаила Аракчеева была рыбалка, его рыболовные сети можно увидеть картине Левитана «На озере»(1893).
image024.jpg

С тех пор усадьба стала приютом и вдохновением для многих русских художников. Позже у Надежды Михайловны жили художники В.К.Бялыницкий-Бируля, Н.П. Богданов-Бельский, А.С. Степанов и А.В. Моравов. «В гарусовском доме, где поселились художники, имелось восемь комнат: шесть внизу и две наверху, в мезонине.... В Гарусово художники жили по зимам, обычно приезжали к рождественским праздникам, устраивали елку, на которую приходили крестьянские дети и взрослые» (Е.А. Бируля). Воспоминания о Гарусово оставил сын художника А.В. Моравова: «Гарусовский дом был уютный и теплый. С одной стороны к нему примыкал старый запущенный парк с огромными липами и елями, посаженными еще крепостными Аракчеевых, с другой, засаженный молодыми березами двор, переходящий в заросшие ольхою бескрайние холмистые пустоши, поля, низинные, сырые луга»[5]
.

Господский дом и другие постройки в Гарусово изображены на картинах многих художников.
Вскоре после революции 1917 года А.В. Моравов берет в аренду большую часть господского дома и участок земли и переселяется с семьей в Гарусово. Семья занималась обычным крестьянским трудом, а сам художник, как один из немногих грамотных людей в округе, принимал активное участие в становлении новой жизни в деревне, что нашло отражение в его картинах.

В 1918-1922 годы усадьба становится одним из мест проживания художников Государственных свободных художественных мастерских. Затем там размещались детский дом, школа для глухонемых, пионерский лагерь, летняя дача художественной школы (1972-1974) и общежитие рабочих-строителей Калининской АЭС. Подробнее о Гарусово, Аракчееве и Левитане можно прочитать на сайте блогера Татьяны «Озеро Удомля».

image026.jpg

Гарусово. Так выглядел усадебный дом в начале 90-х годов.
image028.jpg
Фото В.Лобашова http://of.putnik.ru/download/file.php?id=520

При советской власти на господском доме была установлена охранительная доска.
image030.jpg
http://of.putnik.ru/download/file.php?id=2592

Усадебный дом Аракчеевых (постройки середины 19 век) начал успешно разрушаться в современной России. Спасти усадьбу в 1990-х годах пытался депутат Удомельского районного совета А. Б. Крючков. Он заказал необходимые документы и сделал фотографии (http://of.putnik.ru/viewtopic.php?f=24&t=656). Но спасти дом Аракчеевых не удалась, власть занималась более важными для себя делами. Но руины усадьбы продолжают оставаться объектом культурного наследия регионального значения.
image032.jpg
http://tversvod.ru/page461/?full=1

Озеро Удомля у деревни Гарусово

http://mycoweb.narod.ru/Submitted/CHEPOLSHEVO/Chepolshevo-0245.jpg

***
Дача художника В.К. Бялыницкого-Бируля «Чайка» (центр культуры и искусства) расположена в 14 км к северу от Удомля (8 км по асфальтированной дороге, затем 6 км по грунтовой дороге).

https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/06/de/6d/d6/caption.jpg

Центр культуры и искусства «Дача «Чайка» открылся в 2003 году. В 1912-1971 годы здесь была творческая дача живописца, академика, народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бирули (1872-1957). Название дачи происходит из образа белой птицы, свободно парящей над водной гладью.

Деревянное здание построено в 1912 году в стиле модерн по проекту В.К. Бялыницкого-Бирули. и недавно отреставрирован. В гости к художнику на этюды, рыбалку и охоту приезжали многие художники К.А. Коровин, Н.П. Богданов-Бельский, А.С. Степанов, С.Ю. Жуковский, А.В. Моравов, И.Э. Грабарь, А. Архипов, Н.М. Ромадин, П.Д. Корин и другие. Среди известных людей — актёры МХАТа В.Я. Станицын и Н.Д. Мордвинов, государственный и военный деятель М.В. Фрунзе, чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский.

В 1971-1996 годы «Дача «Чайка» находилась в ведении частных лиц и различных организаций, в 1996-2003 годы являлась муниципальным историко-культурным центром «Дача «Чайка», а затем стала филиалом Тверской областной картинной галереи. Здесь проводятся художественные выставки, вновь приезжают в гости художники, оставляя свои полотна в дар музею. В музее проводятся экскурсии: «Художники Дачи «Чайка», «Исторический парк», «По местам пребывания И.И. Левитана и А.П. Чехова на Удомельской земле», «Творчество А.Г. Венецианова и его художественная школа», читается цикл лекций «Художники Удомельского края».

В окрестностях «Чайки» находятся руины дома Аракчеева и место пребывания И.И. Левитана в деревне Гарусово; Красильникова Гора, где Левитан писал этюды к картине «Над вечным покоем»; Тихомандрицкий погост с могилой священника П.М. Соколова, деда Д.И. Менделеева, могилой вице-адмирала Н.А. Колокольцова, героя Синопского сражения; побережье озера Островно с бывшими несохранившимися усадьбами Ушаковых («Островно») и Турчаниновых («Горка»), где жил и работал И.И. Левитан и приезжал к другу А.П. Чехов.

***
Следует отметить подвижническую работу во Всемирных сетях по сохранению исторического наследия озерного края. В 2019 году красота природы Удомельского края стала источником вдохновения для участников проекта «Объективный мир-2019» (мастеров художественной фотографии). В текущем году произошло, можно сказать, знаменательное событие, начался капитальный ремонт местных разбитых временем и бесхозяйственностью дорог. В том числе местные власти обещают отремонтировать 28 км дороги от Вышнего Волочка в направлении на Бежецк и Удомлю. Здесь на рытвинах «дороги к прекрасному» за последние десятилетия не один водитель вспоминал вещие гоголевские слова об одной из двух главных российских бед.

Удомля. Калининская АЭС является градообразующим предприятием, дает 98 % объёма промышленного производства Удомельского района, 70 % электроэнергии, производимой в Тверской области. За счёт финансирования сооружения АЭС построен современный город с развитой инфраструктурой, системой образования и медицинского обслуживания, сетью культурных и просветительских учреждений. АЭС снабжает город теплом и горячей водой. Осуществляется теплоснабжение и близлежащих деревень — Ряд, Мишнево и Лайково-Попово.

https://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2019/06/IMG_3913.jpg

В Удомле расположены также предприятия пищевой и деревообрабатывающей промышленности. В городе имели место серьезные конфликты на национальной почве в 1997 году, когда в результате столкновений и погромов в городе вводили комендантский час. Летом 2013 года произошел очередной межнациональный конфликт между двумя группировками.

Удомля. Современный Князь-Владимирский собор сооружён в 2003 и освещен в следующем году архиепископом Тверским и Кашинским.

http://www.udomlya.ru/modules/bamagalerie3/galerie/dscf2663.jpg.jpg

Местные земли не были царской вотчиной, здесь нет крупных сохранившихся усадеб крепостнической России. Но в целях сохранения историко-культурного и природного ландшафта, связанного с жизнью известных художников и других творческих личностей, Удомльский озерный край необходимо отнести к объектам культурного наследия федерального значения и создать национальный парк. Он объединит городища, старинные усадьбы (увы, и их руины), озера, поймы рек и природные ландшафты с богатой исторической памятью, с хмурыми лесами и серебристыми озерами, зелеными лугами и северным небом.

Тверская земля старины далекой и дворянских усадеб
Провинция. Удомля. Озерный край. Ландшафты, насыщенные исторической памятью
Ландшафты вдохновения для художников
Любовь-измена, смертельная как жизнь, бессмертная в искусстве
Тверская земля. Бежецк. Отчизна Льва Гумилёва. «Некрасивых мест на земле нет»

Другие публика в ЛЖ о художниках:
Иван Айвазовский. Гений морских пейзажных симфоний
Илья Репин. Как письмо запорожцев турецкому султану помогло живописцу стать владельцем поместья
Витебск. Некоронованная столица культуры и русского авангарда в эпоху революционного романизма. Марк Шагал
Борис Кустодиев. Самый жизнерадостный «богатырь русской живописи», прикованный недугом
Что общего между царем Николаем II, вождем всемирного пролетариата и академиком Петром Капицей?
Константин Богаевский. Гений пассионарного героико-романтического пейзажа
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем
Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду

[1] Мария Нащокина «Что имеем — не храним…». Усадьба Лубенькино на озере Удомля. — "Наше Наследие" № 100, 2011 http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10005.php
[2] Аксёнов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко-художественное издание. - Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008. Блогер Татьяна Языческое святилище на берегу озера Удомля. http://miraclelake.blogspot.com/2018/05/blog-post_16.html; Николо-Стан. —  http://miraclelake.blogspot.com/2015/01/blog-post_32.html; К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря http://miraclelake.blogspot.com/2015/11/blog-post.html
[3] Блогер Татьяна Усадьба Лубенькино https://miraclelake.blogspot.com/2015/01/blog-post_18.html.
[4] Блогер Татьяна Озеро Удомля. –  http://miraclelake.blogspot.com/
[5] http://starina.tverlib.ru/us-0081.htm


Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Россия, Тверская земля, Удомля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments