dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Любовь-измена, смертельная как жизнь, бессмертная в искусстве

Владимир Дергачев
image001.jpg
Автор: Исаак Левитан - http://lj.rossia.org/users/john_petrov/7112.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3782503

У моего поколения школьников 50-х годов на обложке учебника «Родная речь» для второго класса была изображена репродукция с картины Исаака Левитана «Золотая осень». Более чем через полвека она осталась в памяти, и только недавно я узнал реальную географию этого места.

Русский художник, академик Императорской академии художеств (1898), мастер «пейзажа настроения» Исаак Ильич Левитан (1860 —1900) написал на озере Удомля и на соседнем озере Островно несколько работ, в том числе знаменитые «Март» и «Золотая осень», этюды к картине «Над вечным покоем».

Для вдохновения творческому человеку нужны женщины. Современная наука пока не установила – сколько их должно быть у художника. Бывают редкие случаи, когда достаточно одной любимой женщины. Например, Марк Шагал в Витебске, некоронованной столицы культуры и русского авангарда в эпоху революционного романизма.

Но чаще требуется дюжина любимых и не очень. Левитан как настоящий художник не мог творить без вдохновения. Обделенный материнской лаской в детстве он тяготел к женщинам «бальзаковского возраста».
Одна из драматических любовных историй, имевшая последствия для русской культуры, произошла в Тверской губернии в озерном крае Удомля.

Деревня Островно (37 жителей, 2008) ныне расположена в Удомельском районе на 17-м километре дороги к северо-западу от Удомли на берегу Островенского озера. В прошлом здесь в усадьбе у дворян Корсаковых в возрасте одиннадцати лет бывал граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769—1834). В конце XIX — начале XX века в Островно жили и творили многие знаменитые художники и писатели. Первым в усадьбу Ушаковых летом 1893 года, после работы в деревне Гирино на реке Мсте, приехал Исаак Левитан вместе со своей спутницей Софьей Кувшинниковой.

Русская художница Софья Петровна Кувшинникова (урождённая Сафонова, 1847—1907) была ученицей и возлюбленной Исаака Левитана (на 13 лет старше), прототипом главной героини рассказа Антона Чехова «Попрыгунья».

Вот как описывает господский дом художник В.К. Бялыницкий-Бируля: «Старинный дом Ушаковых в стиле ампир, с зеленовато-голубыми от древности стёклами в окнах и широкой лестницей, спускающейся несколькими маршами и площадками балкона в сад, весь утопал в сирени». Хозяева усадьбы радушно приняли Левитана и Кувшинникову, снявших две комнаты на втором этаже дома с видом на озеро: «Комнаты в доме были очень светлые, белые, без обоев, окна одной комнаты выходили на запад, откуда Левитан мог наблюдать закат солнца, а другая с балконом и чудесным видом на озеро. В этой комнате стоял старинный клавесин. Вот с этого-то балкона и вела маршами лестница в сказочно красивый сиреневый сад».

***
Летом 1893 года на озере Удомля и Островенском озере Левитан начал работу над ставшей одной из известнейших картин «Над вечным покоем» (1894). Имеется несколько версий написания эпического полотна. Одни исследователи считают, что церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», другие — ассоциируют её со старой деревянной церковью на бугре у Островитянского озера с забытым и заброшенным кладбищем. Этот старый храм изображен на картине Левитана «Осенний пейзаж с церковью». А в гостиной усадьбы Чехова в Мелихово висит картина Левитана «Озеро Островно» (1895), на которой изображено село и церковь.
В картине «Над вечным покоем» свинцовые облака тяжело нависают над землёй и широким мрачным озером. Вода и небо поражают зрителя, будят мысль о быстротечности жизни. На крутом высоком утесе стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья и гонит облака. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.

Исаак Левитан Над вечным покоем. 1894.
image003.jpg
Исаак Левитан - http://lj.rossia.org/users/john_petrov/8839.html?nc=1

***
Летом 1894 года художник вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в усадьбу «Островно». Здесь им была написана картина «Осень. Усадьба» и сформировался сюжет картины «Над вечным покоем». В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем стала Татьяна Щепкина-Куперник, приглашённая Софьей Петровной. В соседнее имение Турчаниновых «Горка» приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова (1856— 1930), с которой у Левитана завязался роман (то же была старше художника, но всего на 4 года). Оскорбленная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

Имение «Горка» принадлежало помощнику санкт-петербургского градоначальника, сенатору Ивану Турчанинову (1840 – 1910), находилось на возвышенности (отсюда и название) на южной стороне озера Островно, в двух верстах от усадьбы Ушаковых. Его жене Анне Николаевне в 1895 году было 39 лет. У Турчаниновых было три дочери («цыпочки»): Варвара (около 1875), Софья (1877) и Анна (1880).

Исаак Левитан переселился в имение Турчаниновых, где для него был построен двухэтажный дом под мастерскую, которую в шутку называли «синагогой». В последствие, в 1904 году мастерская сгорела.
Летний сезон 1894 года оказался очень плодотворным для Левитана. Художник пишет пастелью «Букет васильков», подаренный Варваре Турчаниновой и «Осень. Усадьба» и другие картины. Впрочем, рисунки цветов (розы, астры, сирень) подарены всем женщинам Турчаниновым.
image005.png

Исаак Левитан Осень. Усадьба.1894.
image007.jpg

В середине марта 1895 года Левитан снова приехал в усадьбу «Горки». Именно тогда за несколько сеансов он написал с господского дома Турчаниновых одну из лучших пейзажных картин «Март». Картины купил для художественной галереи П. М. Третьяков.
image009.jpg

Новый любовный роман Левитана не был счастлив. Он осложнился тем, что старшая дочь Анны Николаевны влюбилась в него без памяти. Образовался треугольник, в котором мать и дочь вели глухую борьбу за особое внимание художника.

В результате сильнейшая меланхолия довела Левитана до ужасного состояния. 21 июня 1895 года художник сымитировал попытку самоубийства (стрелялся). По просьбе художника и Анны Турчаниновой в Горки в июле 1895 года приехал и навестил друга Антон Павлович Чехов. Писатель, врач по профессии, убедился, что опасности для жизни нет, погостил неделю и вернулся в Москву, потрясённый происшедшим. В Островно Левитана навещали актер Александринского театра Владимир Давыдов и солист московского Большого театра Лаврентий Донской.

В разгар осени 1895 года Левитан на реке Съеже в полукилометре от усадьбы «Горки» пишет одну из самых хрестоматийных русских пейзажных картин — «Золотую осень» (смотрите в начале статьи). Сегодня на фотографии, примерно это место всего в полукилометре от усадьбы Горка, на реке Съежа. В средневековье по реке проходил новгородский волок из Ильмень-озера к Волге к хлебному Поволжью.
image011.jpg
https://farm1.staticflickr.com/825/40348464790_f4948c474c_b.jpg

Чехов оставил лаконичное описание деревни Островно: «Имение Турчаниновой. Холодно. Местность болотистая. Пахнет половцами и печенегами». По мотивам увиденной в Островно любовной драмы Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана. В январе 1895 года благодаря Щепкиной-Куперник Левитан помирился с Чеховым. Она заехала в московскую мастерскую Левитана и уговорила его ехать вместе в усадьбу Мелихово к Чеховым. Друзья встретились и дружба возобновилась.

Усадьба Горка была продана в 1914 году зажиточному крестьянину Агею Маркову, но в 1923 году её сожгли. Анна Николаевна Турчанинова эмигрировала в 1927 году, умерла в Париже в 1930 году.

Владелец усадьбы Островно, Николай Владимирович Ушаков, умер от голода в 1918 году. Его сестры вначале 1920-х были арестованы и следы их затерялись. Усадьбу Островно купил в 1920-х Агей Марков, разобрал дом на дрова. Множество картин, хранящихся в доме, были отстираны от краски и розданы мужикам на портянки. Был вишневый сад, да весь вышел вслед за домом с мезонином.

В пьесе Антона Павловича Чехова Чайка является символ выросшей на берегу озера девушки, и символ разбитого сердца. И финал жизни Левитана, умершего на руках Анны Турчаниновой, ассоциируется с финалом пьесы «Чайки». Чехов, по существу, в своей пьесе стал пророком для своего друга. Как врач и тонкий знаток человеческих душ, он понимал, что больное сердце Левитана не выдержит накала постоянный страстей.

***
Великий художник не получил в детстве материнской любви и всю жизнь искал ее у разных женщин, преимущественно бальзаковского возраста. Антон Павлович Чехов, близкий друг Левитана, называл его необычным «алкоголиком», которому было необходимо средство, помогающее забыться, абстрагироваться от будничной повседневной жизни. И таким средством для него стали постоянные увлечения женщинами. Левитану было всего 26 лет, когда Чехов сказал: «Это лучший русский пейзажист, но, представьте, … его истаскали бабы».
Вскоре он встретил свою «женщину бальзаковского возраста». Софья Кувшинникова была на тринадцать лет старше Левитана, а ее муж, полицейский врач, был погружен в работу. Софья от скуки пробовала писать этюды. Она не была красавицей, но обладала великолепной фигурой, умела отлично одеваться, играла на фортепиано, имела «счастливый дар придать красоту и уют даже самому унылому жилищу…» и устроила дома салон, где принимала известных художников.
image013.jpg

Она родилась в Москве в 1847 году в семье крупного чиновника, ценившего литературу и искусство. С детства занималась музыкой и живописью, участвовала в любительских спектаклях. Вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Кувшинникова, который был намного старше ее. Их дом частенько посещали Антон Чехов и его брат Михаил, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, А. И. Южин, другие актеры и художники. В августе 1886 года братья Чеховы привели сюда Левитана, и гостю удалось надолго снискать расположение сердобольной Софьи Петровны…

Увлечение живописью привело её к Левитану, она стала одаренной ученицей. Исааку Ильич вначале полюбил часы, когда Кувшинникова играла на фортепиано, а он иногда писал картины под музыкальное сопровождение. Уже в следующем году она стала выставлять свои пейзажи и натюрморты на выставках, в том числе Товарищества передвижников, а одну её работу приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Лето обычно Софья проводила на этюдах, выезжая на них вместе с Левитаном. Взаимное творчество на фоне изумительных природных ландшафтов, а также под музыку, переросло, как казалось обоим, в большую любовь, о которой вскоре стали говорить в московских салонах. Софья Петровна открыто бросала вызов обществу, связывая себя с художником. Деятельная и энергичная, она окружила художника любовью и заботой. Это было самое счастливое время в жизни Левитана. Но как женщина, находящаяся в рассудительном возрасте, она не забывала исполнять супружеский долг. Так проведя все лето с Левитаном на Волге, она по приезду бросалась к мужу, и навешала на его уши столько ласковых слов, что тот вынужден был растаять от ненужных никому догадок.

Антон Павлович Чехов, будучи мужчиной, относительно строгих моральных правил, осуждал в душе Софью Петровну и, в конце концов, не удержался и написал рассказ «Попрыгунья». Появление этого рассказа в печати вызвало большие толки, одни осуждали писателя за слишком прозрачные намеки, другие злорадствовали. На писателя посыпались обоснованные обвинения, больше всех обиделись Левитан и Кувшинникова. Художник стал даже думать о дуэли, но его удалось отговорить. Кувшинникова перестала принимать Чехова у себя. Антон Павлович вынужден был оправдываться.

Исааком Левитаном овладели очередной приступы тоски, и он ничего лучшего не придумал, и влюбился в младшую дочь Анны Николаевны Турчаниновой — Варю, с пылкими признаниями и объяснениями. Ужас юного создания и гнев матери…Левитан вновь в глубокой депрессии, стреляется, но остается жив. Анна Николаевна заботливо ухаживает за раненым, их чувства крепнут. Эти отношения продолжились до смерти художника. Но красота и невероятный талант счастья ему не принесли…

22 июля (4 августа) 1900 года Исаак Левитан умер в Москве на руках Анны Николаевны Турчаниновой. Он не дожил немного до своего сорокалетнего юбилея. В его мастерской осталось несколько десятков неоконченных картин и около трёхсот этюдов. Могила его находится рядом с могилой Чехова. 22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище и захоронен рядом с могилами его друзей писателя Антона Чехова и художника Михаила Нестерова.

***
Последним крупным произведение художника стала картина «Озеро», другое название «Озеро. Русь». Художник писал её незадолго до своей смерти. И хотя она осталась незаконченной, полотно считается «лебединой песнью» живописца. Озеро с парящими над ним чайками стало образом России, по крайне мере для двух друзей — Исаака Левитана и Антона Чехова. Впервые эта картина, под названием «Солнечный день», была выставлена на посмертной выставке Левитана, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. «Озеро» перекликается по сюжету с картиной «Над вечным покоем» (1894).
image015.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/Levitan_ozero28.JPG

Картины художника и пьесы друга, писателя стали бессмертными, оставив в прошлом любовные страсти

Литература:
Д.Л. Подушков Чехов и Левитан на Удомельской земле. – Тверь, 2010.
Блогер Татьяна Удомельский край на картинах Левитана http://miraclelake.blogspot.com/2015/01/blog-post_6.html
Александра Смолич У дома с мезонином https://amsmolich.livejournal.com/291192.html
Исаак Левитан. Передвижники https://www.youtube.com/watch?v=BKN5BM3jpTI

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Антон Чехов, Исаак Левитан, Ландшафты вдохновения, Ландшафты живописи, Удомля, про Это
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments