dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Селигер. Православные монастыри Николо-Рожок и Нилова пустынь

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://r-ak.bstatic.com/data/xphoto/1182x887/296/29611416.jpg?size=S

В настоящее время Селигер наряду с традиционным туризмом становится центром паломничества и религиозного туризма. Паломничество связано с духовными поездками к святыням, чтобы помолиться. В Верхневолжье паломники традиционно приезжают в Нилову Пустынь, Оковцы и Торжок.

Деревня Никола Рожок (погост Никола Рог) — одно из самых красивых, исторических мест на Селигере. В средневековье здесь проходил знаменитый Селигерский путь, связывающий Новгород со Смоленским, Полоцким, Тверским и Владимиро-Суздальским княжествами. По этому пути ходили приглашать на княжение в Новгород сына Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Татары, во главе с Батыем, шли этим путём на Новгород в 1238 году и, не дойдя до него, то ли потому, что испугались лесов и бескормицы, то ли потому, что попали в засады у Игнач-креста и Залучья, повернули назад.

В ХІ- начале XIII вв. на месте Никола Рожка было городище, окруженное деревянной стеной, частоколом из вертикальных столбов. При археологических раскопках были найдены наконечники стрел, копьё, ножи, ключи, браслеты, перстни сердоликовые, бусы стеклянные и янтарные, подвеска и кресала. Некоторые ювелирные изделия имеют формы, распространённые только вокруг Селигер. Найдено много предметов из Скандинавии и Прибалтики, изделия из янтаря, перстни и подвеска ярко-красного цвета своеобразной формы. Одна из обнаруженных печей служила, видимо, для меднолитейного производства[1]


С 1421 года слободка Рожок, стоявшая близ нынешнего погоста с деревянной церковью св. Николая Чудотворца, принадлежала вместе с Ржевом и Ржевским уездом одному из сыновей Дмитрия Донского — Константину, который впоследствии стал монахом Московского Симонова монастыря и закончил там жизнь в 1434 году. Старший брат его Василий Дмитриевич (Василий I) подарил слободку Симонову монастырю. В 1460 году его сын Василий II (Темный), освободил Рожок от дани в великокняжескую казну сроком на десять лет, подчинив его по гражданским делам архимандриту Симонова монастыря, а по уголовным делам — великокняжескому суду. Поверенные Симонова монастыря могли ездить на Кличну (ныне часть города Осташкова) торговать и покупать беспошлинно. Власти Симонова монастыря устроили в Рожке мужской Николаевский Рожковский монастырь, первый в Ржевском уезде.

Монастырь Николо-Рожок
image003.jpg
https://img-b.photosight.ru/a2a/5765788_xlarge.jpg

Монастырь в Рожке имел для края огромное просветительное значение. В Симоновом монастыре в XVI веке жил инок Вассиан (в миру — князь Василий Иванович Патрикеев; 1470 — после 1531) — русский духовный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского, соавтор преподобного Максима Грека. Там же жил и Максим Грек (Михаил Триволис) - публицист, писатель, переводчик, филолог, которого Дмитрий Лихачёв называл «первым интеллигентом на Руси». В 1531 году в Отроч Успенский православный монастырь в Твери был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. В XVI веке на Рожке жил духовный отец Нила Столобного - игумен Сергий, настоятель Никола Рожковского монастыря. После смерти Нила инок Рожковского монастыря иеромонах Герман стал основателем монастырской обители на Столобном острове при мощах преподобного Нила и первым её настоятелем.

При Иване Грозном Кличенская волость с Рожковской вотчиной считалась в опричнине. Царь грамотой от 1567 года дал крестьянам Рожковской вотчины свободу от царских податей «кроме яма (подушный налог на извоз) и посошные службы (дорожная повинность, наряд для исправления дорог) и городового дела (стройка и рытьё)». Грамота эта подтверждена затем подписями царя Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича Годунова. В 1764 году крестьяне были взяты от монастырей с землями и окончательно поступили в ведение коллегии экономии. Монастырям взамен крестьян было положено на содержание денежное жалование. Рожковская церковь вышла из-под ведения Симонова монастыря и поступила в ведомство Тверской епархии. Но Рожковский приход того времени был мал, поэтому приходские и помещики стали объединяться. В 1757 - 1765 гг. была построена в погосте Никола Рог пятиглавая каменная церковь во имя Успения Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца (вместо сгоревшей деревянной церкви св. Николая) и с каменной колокольней. В Рожковской церкви хранились иконы: Смоленской Божьей Матери (Тобольская) 1638 года, икона Николая Чудотворца, перенесённая из деревянной церкви, а также Напрестольное евангелие 1735 года. Рожковский приход с 1764 года по 1887 год увеличился с 302 до 1252 душ.

В 1849 году в Рожке родился Дмитрий Алексеевич Лебедев, ставший в 1898 году городским головой Осташкова, он добился строительства железной дороги Бологое - Осташков. Под его руководством была сделана новая гавань, расчищена река Селижаровка, разведены ценные породы рыб, построены училища и новый бульвар, постоянно получали поддержку театр и библиотека.

В 1870 году в Рожке на средства земства при церкви погоста открыто приходское училище, для которого на средства прихожан был построен новый каменный дом с мезонином. Эти дома сгорели осенью 1941 года «благодаря» самоотверженной деятельности диверсионной партизанской группы Сони Тарелкиной, а немцы так и не заняли Рожок. После войны постепенно выросла небольшая деревня. В последние десятилетия здесь вновь возник современный дачный поселок.

Погост Никола Рожок и прилегающая территория является памятником археологии. Городище Никола Рожок XI - XII вв. находится на государственной охране. В 2007 году утвержден перечень объектов культурного наследия федерального значения — архитектурный ансамбль Никола Рожка (церковь Успения с фрагментами живописи, колокольня надвратная и ограда с башнями) .

***
Православный мужской монастырь Нило-Столобенская пу́стынь (Нилова пустынь) расположен на селигерском острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица в 10 км по прямой или 25 км по дороге севернее Осташкова. Относительно названия острова существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище, стоял языческий жертвенный столб. Начало постройки Богоявленского собора датируется 1671 годом, работ по отделке завершены в 1833 году.
image005.jpg

Преподобный Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина —1555 год, остров Столобный на озере Селигер) — святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный.

Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало тысячи человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты, монастырь действовал до 1927 года. В дальнейшем здесь размещались: трудовая коммуна, колония для малолетних преступников (1927—1939), лагерь для польских военнопленных (1939—1940), госпиталь (1941—1945), снова колония (1945—1960), дом для престарелых (1960—1971) и турбаза (1971—1990).
image007.jpg
http://www.ostashkov.ru/foto/big-95438.jpeg

image009.jpg
https://magput.ru/pics/large/baadd2b8-fad6-4942-bc58-111ea05bbfbc.JPG

В 1990 году Нило-Столобенская пустынь передана Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила. В последние два десятилетия осуществлена масштабная реставрация. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.

В монастыре около 50 насельников, в том числе около 20-ти в священном сане. Обитель имеет несколько подворий, в том числе в Торжке. На территории обители работают ювелирная мастерская; свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня. У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед. Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве. В обители действует гостиница для паломников.

В 2010 году на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.


[1] Юрий Киселёв Красота Селигерского края. Никола. Рожок.  https://www.livemaster.ru/topic/1919727-krasota-seligerskogo-kraya-nikola-rozhok
.

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Православные монастыри, Россия, Селигер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments