dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Царское Село. Екатерининский парк. «Любви все возрасты покорны»

Владимир Дергачев, фотографии Валентины Балакиревой
image001.jpg
http://www.obmendomami.ru/upload2/281/32c7b8ad0d9fe75277b6e40d720d501b3051.jpg

Екатерининский парк (площадь 107 га) состоит из регулярного Старого сада (1717—1720-е годы) и пейзажного Английского парка (1760—1796 годы), разделённых Большим прудом. Парк назван в честь императрицы Екатерины I. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Голландские мастера садово-паркового дела распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед императорским дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный. В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурами. Архитектор Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору. Большой пруд с расположенным на острове Люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника. Наконец, в 1770-х годах построили в саду здания Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.

Тогда же на территории к югу от дворца, вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный Английский парк. Большой пруд подвергся перепланировке и был превращен в озеро, прямоугольные очертания Нижних прудов также были смягчены. «Летом, по 1825 год, посреди Большого пруда стояли на якоре двенадцатипушечная яхта и большой бот, а у пристани большого каскада всегда стоит готовых, в значительном числе двувесельных малых яликов, для желающих кататься…».

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе созданный для удовольствий и отдыха парк, украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад. Были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки.
Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской индустрии. В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». Наконец, в 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и верандой в итальянском стиле.
image003.jpg

Павильон Грот с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике (1749—1761, архитектор Растрелли) расположен на северном берегу Большого пруда. Павильон сооружен по повелению императрицы Елизаветы Петровны, чтобы «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту».
image005.jpg

image007.jpg

image009.jpg

Парковый двухэтажный восьмигранный павильон Эрмитаж в стиле барокко в Екатерининском парке служил для приема царских гостей и увеселительных собраний узкого круга придворных. Павильон сооружён в 1743—1753 годах одновременно со строительством Екатерининского дворца, окончательное оформление принадлежит Бартоломео Растрелли. Павильон находится на искусственном острове, выложенном чёрно-белыми мраморными плитами, окружён со всех сторон водой и ограждён балюстрадой. Попасть на остров можно только по подъёмным мостам через ров. Купол раньше венчала покрытая позолотой скульптура.
image011.jpg

image013.jpg

Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села. В 1808–1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы. Уже тогда возникла идея украсить это место скульптурами, однако фигура Молочницы появилась здесь лишь летом 1816 года.

Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, бежит струя ключевой воды, поступающая в соединенный с фонтаном бассейн.

В начале Великой Отечественной войны, перед немецкой оккупацией статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Анна Ахматова Царскосельская статуя
Н. В. Н.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Осень 1916
image015.jpg
Великий русский поэт Александр Пушкин жил в эпоху необыкновенных красавиц и не мог не уделить им внимание.

Мать поэта Надежда Осиповна Пушкина — дочь Осипа Абрамовича Ганнибала, одного из сыновей генерал-аншефа Абрама Петровича Ганнибала — сына африканского владетельного князя. Во втором браке у Ганнибала родился Осип Абрамович Ганнибал — дед Александра Пушкина по материнской линии. Своему прадеду поэт посвятил неоконченный роман «Арап Петра Великого».

Надежда Осиповна вышла замуж за своего троюродного дядю Сергея Львовича Пушкина и родила восемь детей, из которых до взрослых лет дожили трое. С детьми Надежда Осиповна была строга, любимцем стал сын Лев, а вот Александр не получил достаточной материнской теплоты. Правда, мать и отец гордились талантом старшего сына. Это, вероятно, сыграло не последнюю роль, что юный и любвеобильный Пушкин, влюбился в женщину, которая могла быть для него матерью.

***
«Она была прекрасна, как статуя в древности, умна и образована».
Ф.Ф. Вигель

Вторая жена историка и писателя Николая Михайловича Карамзина — Екатерина Андреевна Карамзина (1780—1851) была внебрачной дочерью князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы Карловны Сиверс, единокровной сестрой поэта П. А. Вяземского. В 1816 году Пушкин познакомился с Екатериной Андреевной в Царском Селе. Юному поклоннику лицеисту исполнилось семнадцать лет, а ей уже тридцать шесть, мать шестерых детей (всего подарила мужу 9 детей, плюс воспитывала падчерицу). В молодости Екатерина Андреевна была необыкновенно красива. При первой встречи с Пушкиным она была в том возрасте зрелой женственной красоты, которая притягивала юного лицеиста. Она с достоинством, была ровна и любезна, не давая ни малейшего повода для флирта. Но что греха таить, в ней проснулись, казалось бы, полузабытые, дремавшие чувства. Её, естественно, волновали чувства мужавшего юноши. Оны была моложе мужа всего на 14 лет, но вечно занятый профессор был погружен в свой главный исторический труд, и не уделял супруге того мужского внимания, которого она заслуживала. Екатерина Андреевна вспомнила и свою пылкую любовь к поручику, после которой её поспешили выдать замуж.

Что и говорить, спокойная и размеренная жизнь была нарушена. А юный поэт, забросив ходить на застолья к гусарам, при каждом случае читал Екатерине Андреевне свои стихи на тему, затем отраженную в поэме «Евгений Онегин» — «Любви все возрасты покорны…»:
«Душа лишь только разгоралась.
И сердцу женщина являлась
Каким-то чистым божеством,
Владея чувствами, умом -
Она сияла совершенством».

Влюбленный лицеист вынужден был завязать мимолетные романы, чтобы утолить печаль от безответной любви к недосягаемому идеалу женщины. В конце концов, он своего добьется, но это уже другая история, когда великий историк и супруг Карамзин вознесется в царство небесное.

При жизни отношения Пушкина с великим историком складывались непростые, да и Николай Михайлович был раздражен лицеистом, посылающим стрелы Амура в его супругу. И поэт, не разделявший политические взгляды Карамзина, его восхваление единовластья и крепостничества, не удержался от едкой эпиграммы:
«В его “Истории” изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута».
После смерти мужа в 1826 году Екатерина Андреевна выдала замуж свою дочь, тоже Екатерину, за князя П. И. Мещерского, который в свете считался женихом Натальи Гончаровой. Самой Екатерине Андреевне было в это время уже под 50. Современники признавали ее одной из самых выдающихся женщин своего времени. В своем столичном доме Екатерина Карамзина устраивала литературные вечера, постоянным посетителем которого, «чуть ли не ежедневно», был Пушкин. Карамзина окружила поэта такой «материнской» заботой и любовью, которых он не знал никогда. Поэт всю свою жизнь проявлял к ней взаимную прочную и глубокую привязанность. Не удивительно, что именно у Карамзиной Пушкин просил совета и разрешения на брак с Натальей Гончаровой. Именно Екатерину Андреевну поэт хотел видеть в последние минуты своей жизни. Она тут же примчалась к нему: «…Он сам этого пожелал… Он протянул мне руку, я ее пожала, и он мне также, а потом махнул, чтобы я вышла. Я, уходя, осенила его издали крестом, он опять протянул мне руку и сказал тихо: „Перекрестите еще“, тогда я опять, пожавши еще раз его руку, я уже перекрестила, прикладывая пальцы на лоб, и приложила руку к щеке; он ее тихонько поцеловал и опять махнул».

После гибели поэта она весь день проплакала, а после бессонной ночи написала в письме к сыну, лечившемуся за границей: «...Закатилась звезда светлая. Россия потеряла Пушкина! Он дрался на дуэли с Дантесом... Пушкин бессмертный жил два дня, а вчера отлетел от нас. Я имела горькую сладость проститься с ним, он сам этого пожелал».
***
Улица Садовая идет вдоль границ с Екатерининским парком и обводного канала к Лицею, она сменила несколько названий: Передняя (1730- е — 1770-е) — Садовая (1770-е — 1919) — Пушкина (1919 — 1923) — Комсомольская (1923 — 1993) и вновь Садовая (с 1993).
image017.jpg

Царское Село.
«Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминания прежних лет»

Царскосельский лицей. Пушкин. Юность и становление поэта
Царское Село. Екатерининский парк. «Любви все возрасты покорны»
Царское Село. Екатерининский парк. Камеронова галерея. Царство цветов
Царское Село. Александровский парк. Последний дворец царской семьи

Михаил Сперанский. Гений из народа, государственный муж и реформатор
Михаил Сперанский. На вершине власти, опала и возвращение в бессмертие
Михаил Сперанский. Черкутино. Малая родина. Русская деревня

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Музеи мира, Российская империя, Россия, Санкт-Петербург, Царское Село
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments