dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Монте-Карло. Русский балет и благотворительность по-русски

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://www.google.com/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&ved=2ahUKEwiMs6z6-4nmAhUE2aYKHTSPDbIQjRx6BAgBEAQ&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org
Опера Монте-Карло

Оперный театр Монте-Карло построен по проекту архитектора Шарля Гарнье (автора Гранд-опера́ в Париже) в 1870-х годах по заказу князя Карла III. Это увеличило туристическую привлекательность княжества, особенно после прокладки железной дороги. Возведение театра рядом с казино было гениальным решением, так как привлекало еще больше клиентов игорного бизнеса. Об этом пойдет речь в другой статье о Монте-Карло.

Оперный театр Монте-Карло, рассчитанный на 524 места, был открыт 25 января 1879 года. Его сцена был предназначена не только для оперных и балетных спектаклей. Здесь организовывались концерты инструментальной музыки и художественного чтения, с которым на открытии театра выступила знаменитая актриса и куртизанка Сара Бернар. Всего на сцене театра состоялось более 80 мировых премьер опер, в том числе «Ласточка» Джакомо Пуччини (1917) и «Дитя и волшебство» Мориса Равеля (1925).

История театра связана с русским балетом за рубежом. Русская балетная школа заслужено считается одной из лучших в мире, оказала огромное влияние на развитие балета во многих странах, включая Австралию. Самым знаменитым балетом двадцатого столетия «Ballets Russes» под руководством Сергея Дягилева (1872 – 1929) восхищались зрители по всему миру.

Начало «Русскому балету» положили гастрольные выступления артистов оперы и балеты под названием «Русские сезоны» в Париже после триумфальной выставки во французской столице картин русских художников (А. Н. Бенуа, И. Е. Репина, В. А. Серова и И. Э. Грабаря). В 1907 году в Гранд-Опера прошли первые концерты с участием Ф. И. Шаляпина, С. В. Рахманинова и Н. А. Римского-Корсакова.

В 1909 году состоялись первые балетные концерты труппы Дягилева в Париже. Балетная труппа, состоявшая из танцовщиков Мариинского театра Петербурга и Большого театра Москвы (прославленные Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский, Вера Каралли и др.). Дягилев привлекал к оформлению спектаклей известных художников Пабло Пикассо, Анри Матисса и Наталью Гончарову. Модельер Коко Шанель была костюмером труппы, а Рихард Штраус и Клод Дебюсси — композиторами.

В 1911 году Дягилев создает «Ballets Russes» и успешно гастролирует в Европе, США и Южной Америке с постановками «Петрушка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и многими другими. Вдохновившись успехом, некоторые танцовщики решили создать собственные труппы. Анна Павлова со своим коллективом удачно гастролировала около двух десятилетий, дала 9 тыс. спектаклей на всех континентах, включая Австралию.

С 1911 по 1929 годы с перерывом во время Первой мировой войны городом, в Монте-Карло обосновался «Ballets Russes» Сергея Дягилева, здесь проходили его спектакли и репетиции будущих постановок. В 1932 году после его смерти основан «Русский балет Монте-Карло» на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже. Директором труппы стал полковник де Базиль (один из псевдонимов Василия Воскресенского), художественным руководителем — Рене Блюм. Труппа позиционировала себя в качестве преемника Русских балетов Дягилева, выезжала до 1935 года на гастроли в Бельгию, Нидерланды, Париж, Лондон и Нью-Йорк.

В «Русском балете Монте-Карло» участвовали такие известные артисты как Александра Данилова, Валентина Блинова, Леон Войциковский, Игорь Юшкевич, Тамара Туманова, Ирина Баронова и Татьяна Рябушинская. Главным балетмейстером был Леонид Мясин, поставивший восемь балетов.

В 1935 году между Рене Блюмом и полковником де Базилем произошёл конфликт. После судебного процесса труппа разделилась на «Балет Монте-Карло» (1936—1938) под руководством Рене Блюма, с которым работал Леонид Мясин и «Русский балет полковника де Базиля», выступавшая под различными названиями (после 1939 года — «Оригинальный Русский балет»), с которым работали Михаил Фокин и Бронислава Нижинская.

В 1938 году на основе «Балета Монте-Карло» была создана труппа, которую возглавил Серж Дэнем (настоящее имя Сергей Докучаев) а главным балетмейстером был Леонид Мясин. Ведущей солисткой труппы на выступлениях в США в 1938—1952 годах была Александра Данилова. С 1939 по 1944 год с балетом сотрудничал художник Сальвадор Дали, создавший декорации и костюмы к некоторым постановкам. В начале 1960-х годов труппа прекратила существование.

Ведущие русские артисты впоследствии основали танцевальные школы в Соединенных Штатах и Европе, внесли огромный вклад в развитие балетного искусства во многих странах мира. См., например, Русские корни австралийского балета https://www.unification.com.au/articles/2341/

***
За длительную историю своего существования театр трижды служил местом проведения особо важных событий. В 1966 году театр послужил местом торжественного празднования столетия Монте-Карло, организованного Грейс Келли и князем Ренье III.

В 2011 году театр принял гостей по случаю королевской свадьбы князя Монако Альбера II и Шарлен Уиттсток. В 2013 году здесь прошел бал Love Ball под патронажем княжеской семьи, на вечере лично присутствовали князь Монако Альбер, княгиня Шарлен и принцесса Каролина. На благотворительном аукционе Фонду «Обнаженные сердца» удалось собрать 3,2 млн. евро на программы поддержки детей с особенностями развития и строительства игровых парков и площадок. Некоммерческий Фонд создан российской супермоделью и филантропом Натальей Водяновой (37 лет), которая входит в третью сотню самых богатых людей Великобритании. Основные направления работы Фонда – создание системы бесплатных услуг для уязвимых семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и строительство инклюзивных детских игровых площадок. На счету Фонда более 100 игровых объектов в России, поддержка проектов, работающих с детьми с особенностями развития, программа обучения школьных педагогов работе с детьми с аутизмом. Фонд построил «Центр поддержки семьи» в Нижнем Новгороде, ликотеку в Тульской области, детский городок в Нефтекамске, Башкортостан и многие другие объекты.

Об истории Русского балета Монте-Карло в 2005 году в США снят документальный фильм «Русские балеты» с участием Ирины Бароновой, Натальи Красовской, Алисии Марковой, Татьяны Рябушинской и др.

Афиша Русского балета Монте-Карло
image003.jpg

Когда я готовил статью о русских на Лазурном берегу, то обнаружил неизвестную для меня фамилию.

Ольга Александровна Морозова родилась в 1914 года в китайском городе Ханькоу, где у ее отца были чайные плантации. С детских лет у Ольги (так же как у старшей сестры Нины) обнаружились балетные способности. Впоследствии из переполненного русскими беженцами Китая отец Ольги, Александр Вершинин, перевез всю семью в Париж — балетную столицу той эпохи. Мама отвела Нину и Ольгу в знаменитую балетную школу петербургского балетного педагога Ольги Преображенской, у которой в те годы учились юные Тамара Туманова и Ирина Баронова. Чтобы не путать на сцене имена будущих балерин, старшая сестра Нина оставила фамилию отца Вершинина, а младшая Ольга взяла фамилию матери — Морозова.

Ольга Морозова де Базиль
image005.jpg
https://scontent-yyz1-1.cdninstagram.com/vp.cdninstagram.com

Имя балерины Ольги Морозовой вывело меня на её мужа, хранителя традиции русской оперы и балета за границей, — Василия Григорьевича Воскресенского, больше известного почитателям балета под именем полковника де Базиля.

Балет полковника де Базиля еще двадцать лет после смерти великого Дягилева продолжал замечательные традиции настоящего русского балета. Будучи одним из директоров «Русской оперы Елисейских Полей», а затем и директором балета, де Базиль собрал у себя лучшие силы русской артистической эмиграции, седи них была и его жена — Ольга Морозова-де Базиль.

В 1932 году он вместе с Рене Блюмом был директором только открывшегося «Русского балета Монте-Карло», пригласил в труппу лучших русских молодых балерин, в том числе восемнадцатилетнюю Ольгу Морозову.
Перед началом Второй мировой войны Морозова и де Базиль подолгу жили в горном местечке Соспель на франко-итальянской границе. Когда я готовил публикации о Лазурном береге, то впервые встретил эти фамилии в истории горной деревушки.

Спасаясь от войны, Русский балет полковника де Базиля в 1940 году отправилась в Австралию (в Сидней и Мельбурн). Затем труппа отбыла в США, где гастролировала более чем в 80 городах, в Калифорнии и Флориде. С 1942 по 1946 год Русский балет гастролировал в Латинской Америке, где дал тысячу спектаклей. После внезапной кончины мужа Ольга Морозова стала исполнительным директором труппы. С 1951 года под новым названием «Универсальный балет» она начала гастроли в Уимблдоне, в Англии. Но прежнего успеха уже не было, труппа прекратила свое существование в 1952 году.

Последние годы жизни Ольга Морозова провела в русском доме для престарелых под Парижем, где после тяжелой мучительной болезни, парализованная, она скончалась 9 октября 1993 года. Ольга Морозова-де Базиль нашла последний приют в могиле своего мужа на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Подробно: Александр Васильев, (искусствовед) Судьбы моды https://culture.wikireading.ru/45429.

Василий Григорьевич Воскресенский (1888, Каунас —1951, Париж) — русский военный, театральный деятель, антрепренёр, один из директоров «Русской Оперы в Париже», организатор и генеральный директор трупп Русский балет Монте-Карло (1932—1936), Оригинальный русский балет, под псевдонимом Полковник В. де Базиль.

Участник Русско-японской и Первой мировой войн. В 1904 году в 16 лет, будучи ещё несовершеннолетним, ушёл на фронт добровольцем. Войну 1914 года начинает в чине прапорщика. Сражался на Кавказском фронте в составе Кубанского казачьего войска, с 1915 года — в русском экспедиционном корпусе в Персии. В 1918 году в Баку Воскресенский был уже в чине полковника, командовал военной флотилии белых, участвовал в обороне Баку и Порт-Петровска от турецких и азербайджанских войск. В 1919 году полковник эмигрирует во Францию, работает водителем грузовика. С 1925 года под псевдонимом Colonel W. de Bazil становится одним из организаторов сезонов «Русской оперы в Париже». Образовал с Рене Блюмом «Русский балет Монте-Карло» (1931–1936). Затем руководил «Русским балетом полковника де Базиля».
image007.jpg

Балетные труппы, возглавляемые полковником де Базилем, внесли немалый вклад в развитие балета по всему миру, включая кроме Франции Англию, США, Южную Америку, Австралию и Новой Зеландии, посетив с гастролями 600 городов в 70 странах и дав в турне более 4 тыс. спектаклей.

Ольга Морозова де Базиль (1938—1951)была третьей женой полковника, единственный сын от первого брака погиб в 1943 году на фронте.

Василий Григорьевич Воскресенский награжден шестью российскими орденами, в том числе: Орденом Святого Георгия IV степени, Георгиевскими Крестами с лавровой ветвью I и II степеней, а так же британским Военным крестом. Посмертно он награжден Орденом Сергея Дягилева I степенью и Медалью Вацлава Нижинского (2003).

Прах покоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На могиле, под православным крестом написано по-русски «Полковник Василий Григорьевич Воскресенский» и по-французски — «Colonel de Basil». Выше обеих надписей строчка, которая была смыслом его жизни: «Да здравствует Матушка Россия!».
image009.jpg
https://cdn.iz.ru/sites/default/files/Content/media/3/news/2013/09/556381/535408bffd77368e68e129daa39a9fde.jpg

В 2011 года Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына (Москва) провёл выставку, посвящённую 60-летию со дня его смерти. В 2013 года Театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва) провёл выставку «Русские балеты полковника де Базиля», посвящённую 125-летию со дня его рождения. Внук легендарного антрепренера Василия Воскресенского до 2011 года не подозревал, чьим потомком является – «Бабушка скрывала, что ее муж — белогвардейский полковник». https://iz.ru/news/556381.

Франция. Лазурный берег олигархов, художников и музыкантов
Русские на Лазурном берегу
Ницца. Крупнейший город французской Ривьеры
Канны. Курорт и Мекка мирового кинематографа
Канны. Яхт-клуб для олигархов. Россия может ими гордиться

Княжество Монако. Здесь деньги пахнут сильнее моря
Княжество Монако. Грейс Келли и Ренье III. Они были счастливы, пока не устали от счастья
Монте-Карло. Здесь правит Фортуна с закрытыми глазами. Куртизанки Прекрасной эпохи
Монте-Карло. Русский балет и благотворительность по-русски

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Искусство, История, Княжество Монако, Ландшафты музыки, Монте-Карло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments