dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Деловой круиз на «плавучей клинике» «Пётр Первый»

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://imgprx.livejournal.net/
Гибралтар, 1994 год. Теплоход «Петр Первый», принадлежащий клинике микрохирургии глаза академика Федорова, а точнее фирме «FLOKS».

В 1992 году не только «новые русские» но и коллективы государственных предприятий учились жить при капитализме. Дирекция Производственного объединения тяжелого краностроения «Краян» (Одесса) организовала для заводских управленцев семинар с 10 января по 3 февраля 1992 года во время средиземноморского круиза на теплоходе «Петр Первый» по маршруту Одесса — Пирей (Греция)– Неаполь — Ла-Валетта (Мальта) — Порт-Саид (Египет) — Стамбул (Турция) — Одесса. Я в те времена часто читал цикл лекций «Основы свободного предпринимательства» в бизнес-турах вокруг Европы, в Средиземноморье, Черноморье и на Дунае. Но впервые бизнес-тур был организован на борту единственного в мире судна — глазной клиники.

Автомобильно-пассажирский паром Ocean Jewel of St. Petersburg (ранее Михаил Суслов (1982—1989), Петр Первый (1989—2001), Ocean Empress (2001—2003)) был построен в 1981 году на судоверфи в Щецине в Польской Народной Республике по заказу СССР и использовался первоначально преимущественно в качестве круизного судна. По сложившейся традиции гражданские пассажирские суда имели двойного назначения. При пассажировместимости 400 человек и 189 моряков экипажа судно могло перевозить 150 автомобилей и или много танков или другой бронетехники. Паром мог быть использован не только для переброски военной техники, но и высадки десанта. Уникальность парома была и в том, что за относительно короткую историю, судно дважды было переоборудовано вначале в «плавучую клинику», а затем — «плавучее казино».

При закладке паром назывался «Василий Соловьёв-Седой», затем переименован в «Михаил Суслов» в память скончавшегося в 1982 году советского политического деятеля, идеолога коммунистической партии. Всего для СССР было построено семь судов класса Дмитрий Шостакович, включая модифицированное судно «Георг Отс». В ходе эксплуатации у головного судна были выявлены недостатки, связанные с неудовлетворительными мореходными качествами и переутяжеленностью корпуса. У первых судов серии неоптимальные носовые обводы корпуса снижали мореходные качества, и их при реконструкции пришлось заменить.

С 1983 по 1988 год паром «Михаил Суслов» работал на Крымско-Кавказской линии, иногда совершая круизы вокруг Европы с немецкими и польскими туристами на борту.
image003.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/ac/Suslov_%28teplohod%29.jpg

Во время советской Перестройки и рыночного романтизма энергичный директор Всесоюзного центра «Микрохирургия глаза» Святослав Федоров решил создать несколько мобильных клиник, в том числе для иностранных пациентов. Министерство морского флота пошло навстречу знаменитому офтальмологу и поддержало проект создания плавучей клиники на базе одного из судов Черноморского пароходства, хотя его руководство сомневалось в экономической целесообразности этого проекта.

В 1989 году пассажирское судно «Михаил Суслов» было переоборудовано в Германии в Бремерхафене на судостроительном заводе «Ллойд Верфт». На автомобильной палубе был размещен новейший медицинский комплекс, оборудованный хирургическими модулями стоимостью 1 млн. немецких марок каждый. Всего переоборудование судна обошлось примерно в 27 млн. марок. Министерство морского флота переименовало прибывшее в Одессу судно в «Петр Первый», более привлекательное для иностранцев и известное в мире имя, чем фамилия советского коммунистического идеолога[1]. Круизный лайнер «Петр Первый» стал первой в мире плавающей глазной клиникой. В истории русского и советского флота до этого именем Петра назывались многие военные и гражданские корабли и суда.

Планировалось, что судно будет курсировать по Черному и Средиземному морям, предоставляя комфорт круизного плавания, а четыре бригады врачей на стоянках судна в портах будут проводить платные операции. Фирма по эксплуатации судна получила название «ФЛОКС» (флот + око + сервис).

В конце 1989 года «Петр Первый» направился к берегам Объединённых Арабских Республик в порт Джебель-Али, где простояло в качестве глазной клиники до апреля 1990 года. СМИ писали о потрясающем успехе, в очередь на операции записалось десять тысяч человек. Офтальмологи из многих стран прибыли в Джебель-Али, чтобы убедиться в мастерстве советских специалистов. Но вмешалась война в Персидском заливе и «Петр Первый» перешел в Ларнаку (Кипр), где проработал до января 1991 года. В этот последний год существования Советского Союза. возникли экономические проблемы, и Совкомфлот ММФ в одностороннем порядке ликвидировал фирму «ФЛОКС».

При опломбированном медицинском блоке «Петр Первый» в течение двух лет работал как обычное круизное судно. В одном из рейсов и был организован деловой семинар на борту законсервированной плавающей клиники для заводских управленцев Производственного объединения тяжелого краностроения «Краян».


Паром во время рейса попал в настоящий зимний средиземноморский шторм. За многие годы морских путешествий я нескольку раз испытал на борту судна штормовую погоду — в Тихом океане у берегов Чили, в тылу тайфунов в Японском и Южно-Китайском морях, но особенно мне запомнился зимний шторм в Средиземноморье.

При шторме автомобильно-пассажирский паром и без машин на автомобильной палубе (трюме) швыряло, как пустую консервную банку, на крышке которой пассажиры и экипаж. Пассажиры из кают, расположенных на носу судна, вынуждены были ночевать на диванах в холлах судна. С Мальты в Порт-Саид мы пришли с опозданием почти на сутки.


Настойчивый Святослав Федоров в 1993 году вновь договорился с руководством ЧМП уже из самостийной Украины и работа плавучей клиники, оборудованной новейшей лазерной установкой, вновь возобновлялась сначала в Гибралтаре, затем в ОАЭ.

В октябре 1995 года судно было отдано во фрахт компании «Parkdale Int. Inc.» (США), созданной днепропетровским банком «Славянский». Осенью 1997 года в связи с убыточностью бизнеса плавучая клиника закрылась окончательно. Растущие долги и последовавший вслед за этим кризис (разворовывание) «Черноморского пароходства» привели к аресту судна в декабре 1997 года в порту Джебель-Али (ОАЭ). Иск на сумму в $11 млн. в отношении государственной судоходной компании ЧМП выставила египетская компания «Bancomar». Несмотря на то, что «Петр Первый» за год до этого был де-юре продан либерийской компании, суд ОАЭ признал сделку купли-продажи незаконной, и наложил на судно арест. Начались сбои в снабжении судна, экипажу перестали выплачивать зарплату. Последовавший кризис Черноморского пароходства, неспособность оплачивать текущие эксплуатационные расходы на топливо, воду, продукты, запчасти, растущие долги привели к банкротству.

Летом 1999 года Кабинет Министров Украины выделил сумму эквивалентную $1,4 млрд. для финансирования затрат по погашению задолженностей по зарплате экипажам арестованных судов ЧМП за счёт резервного фонда правительства. Как пишут СМИ, судьба этих денег в отношении теплохода осталась неизвестна. В 2001 году в Дубае «Пётр Первый» был продан, переименован в «Ocean Empress», а затем в 2003 году в «Ocean Jewel of St. Petersburg» и переоборудован в казино. Находясь за пределами территориальных вод США, судно служило плавучей платформой для залов игровых автоматов вблизи города Сент-Питерсберг (Флорида, США). В 2005 году фирма, владелец судна, обанкротилась и при отсутствии покупательского спроса на лайнер, было принято решение о его разделке на американской судоверфи.

Плавающее казино «Ocean Jewel of St. Petersburg» у Багамских островов.
image004.jpg
https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/01/79/b5/28/ocean-jewel-pulling-out.jpg

За свою относительно короткую историю эксплуатации паром поменял три порта приписки:
Одесса, Кингстаун и Сент-Питерсберг (США). Кингстаун — столица карибского островного государства Сент-Винсент и Гренадины.

Единственное судно-паром данного класса, остававшееся на постсоветском пространстве – российский теплоход «Георг Отс» был тайно угнан из Владивостока руководителем фирмы «Техномарин», незаконно разделан в 2014 году в Китае на металлолом, а вырученные денежные средства присвоены.
После распада Советского Союза и торжества безграничной демократии сложилась традиция у новых русских, украинцев и других бывших братских советских народов банкротить успешные государственные предприятия, которые затем власть продавала за бесценок, а активы выводились на частные счета в оффшоры.




[1] Олег Булович «Петр Первый» — «глазной» теплоход. — http://www.vo.od.ua/rubrics/more/33465.php

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Круизы, Морской паром
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment