dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Американский линкор «Айова». Торпедная атака на президента Рузвельта

Владимир Дергачев, фотографии Антона и Владимира Дергачева
image001.jpg
Линкор «Айова» (USS Iowa (BB-61)) — головной корабль серии из 4 линкоров, назван в честь штата Айова. Основные характеристики: водоизмещение 58 тыс. тонн, длина 270 м и ширина 33 метра, осадка 10 метров, скорость хода 33 узла (61 км/ч), экипаж 2800 человек. Тактическое ударное вооружение КР BGM-109 Tomahawk, артиллерия 9 × 406-мм АУ и 20 × 127-мм АУ, зенитная артиллерия и ракетное вооружение ПКР RGM-84 «Гарпун». В авиационную группу были включены противолодочные вертолёты.

Линкор вступил в строй в годы Второй мировой войны, участвовал в войне с Японией на Тихом океане и в Корейской войне. Дважды (в 1951 и 1984 году) был реактивирован после вывода в резерв. Выведен из состава боевых кораблей в 1990 году и долгое время находился на стоянке резервного флота в Суисун-Бей (штат Калифорния). Исключён из списка ВМФ в 2012 году и после реставрации открыт в порту Сан-Педро для доступа в качестве корабля-музея. Последний в истории флота линейный корабль, находившийся в строю.

Нарукавная нашивка экипажа «Айовы»
image003.jpg
История службы. После вступления США во Вторую мировую войну, одним из главных приоритетов для Соединенных Штатов, стало усиление военно-морского флота. За время войны в США было построено около 1200 военных кораблей или 70% всех боевых кораблей в мире водоизмещением более 1000 тонн. Линейный корабль «Айова», третий корабль ВМФ США с этим названием, был заложен на Нью-Йоркской военно-морской верфи в 1940 года, вступил в строй 22» февраля 1943 года.
image004.jpg

2 января 1944 года в качестве флагманского корабля 7-го линейного дивизиона «Айова» отправилась на Тихий океан, где получила боевое крещение во время операции на Маршалловых островах. Линкор нанес удар по японской базе и 19 февраля потопил японский легкий крейсер «Катори». Летом «Айова» патрулировал у Марианских островов, и участвовала в поддержке авиаударов по островам Палау и высадки на остров Гуам. Затем она прикрывала авианосцы во время авиаударов по центральным Филиппинам с целью нейтрализации японской авиации накануне американского вторжения.

10 октября 1944 года «Айова» отбыла к берегам Окинавы для серии авиаударов по островам Рюкю и Тайваню. Затем она участвовала в поддержке авиаударов по Филиппинским островам и высадки генерала Макартура.

Фотография «Айовы» на титульной обложке американского еженедельного новостного журнала «Лайф» (30 октября 1944 года).
image006.jpg

15 января 1945 года «Айова» прибыла в Сан-Франциско для капитального ремонта. 19 марта она отбыла на Окинаву, где участвовала в поддержке авианосцев, обеспечивавших воздушное прикрытие высадки американских войск. Затем до самого прекращения боевых действий 15 августа 1945 года «Айова» поддерживала у других Японских островов действия авианосных соединений.

29 августа 1945 года в составе оккупационных сил «Айова» вошла в Токийскую бухту и в качестве флагманского корабля и 2 сентября участвовала в церемонии подписания японской капитуляции. 20 сентября линкор отбыл из Токийской бухты в США.
image008.jpg

15 октября 1945 года «Айова» прибыла в Сиэтл, а в январе 1946 года вернулась в японские воды в качестве флагманского корабля 5-го флота. С марта 1946 года до сентября 1948 года «Айова» действовала у западного побережья США, участвуя в тренировках, учениях и стрельбах в составе Тихоокеанского флота. 24 марта 1949 года она была выведена из состава флота.

После начала боевых действий в Корее, «Айова» 25 августа 1951 года вернулась в состав флота. До марта 1952 года она действовала у западного побережья США, а затем отбыла на Ближний Восток.

1 апреля 1952 года «Айова» стала флагманским кораблём командующего 7-м флотом и отбыла в Йокосуку для поддержки сил ООН в Корее. С 8 апреля по 16 октября участвовала в боевых операциях у восточного побережья Кореи. Она осуществляла поддержку сухопутных войск артиллерийскими ударами по Северной Корее.

19 октября 1952 года линкор отбыл в Норфолк для капитального ремонта. В 1953 года «Айова» приняла участие в учениях НАТО под названием «Операция Маринер» в качестве флагманского корабля командующего 2-м флотом. В 1954 года она стала флагманским кораблём командующего линейными и крейсерскими силами Атлантического флота.

С января по апрель 1955 года «Айова» совершила длительное плавание по Средиземному морю в качестве первого линейного корабля, постоянно приписанного к 6-му флоту США. 1 июня 1955 года она отбыла в мичманский круиз, а после него прошла в Норфолке капитальный ремонт и вновь вернулась в Средиземноморье. Затем «Айова» совершила мичманский круиз в Южную Америку, а 13 июня 1957 года участвовала в международном военно-морском ревю в Хэмптон-Роудс.

В 1957 года «Айова» участвовала в учениях НАТО у берегов Шотландии («Операция Ответный удар»). Затем корабль отбыл на военно-морскую верфь в Филадельфии, здесь он в начале 1958 года был выведен в состав Атлантического резервного флота.
image010.jpg

image012.jpg

Огонь главного калибра линкора «Айова» (1984).
image014.jpg

В 1989 году во время стрельб на учениях «FLEETEX 3-89» произошло возгорание порохового заряда одного из орудий главного калибра, погибли 47 моряков. Причины возгорания так и не были достоверно установлены.

Мемориальная доска с перечислением адмиралов и старших офицеров линкора.
image016.jpg

«Айова» получила 9 боевых звёзд во время Второй мировой войны и две во время войны в Корее. Походы «Айовы» в Тихом океане, Атлантике и Индийском океане.
image018.jpg

image020.jpg

image022.jpg

Снаряд орудий главного калибра (9 × 406-мм АУ).
image024.jpg

Капитанская рубка
image026.jpg

Один из люков
image028.jpg

Капитанская каюта
image030.jpg

image032.jpg

image034.jpg

Вице-президент США Генри Уоллес (в команде Рузвельта) с супругой на борту линкора «Айова». Он был активным сторонником развития сотрудничества между СССР и США в годы Второй мировой войны и после ее окончания. Уоллес даже требовал, чтобы США поделились с СССР секретом атомного оружия как с бывшим союзником, способным эволюционировать в сторону демократии. Он решительно выступал против холодной войны: «Мы должны заложить основы для установления подлинного мира с Россией. Идеологический конфликт будет существовать всегда, но это не может служить причиной того, чтобы дипломаты не могли создать основы для безопасного существования обеих систем рядом друг с другом». Уоллес был приверженцем русского художника Николая Рериха и активно лоббировал в Конгрессе США Пакт Рериха, который был подписан в Вашингтоне в 1935 году.
image036.jpg

image038.jpg

Command Master Chief Petty Officer Роберт Л Скотт (1934 – 1992) Бобби

Фирменная морская куртка членов экипажа «Айовы»
image040.jpg

Колокол «Айовы»
image042.jpg

Матросский кубрик. Во время Второй мировой войны матросы спали в пять уровней.
image044.jpg

image046.jpg

Камбуз
image048.jpg

Столовая для матросов
image050.jpg

image052.jpg

«Plankowner» (владелец планки) – в данном случае собака, которая была членом экипажа корабля ВМС США.
image054.jpg

image056.jpg

Матрос встречается с любимой девушкой после дальнего похода
image058.jpg

21 сентября 2012 года произошло, можно сказать, историческое событие, над «Айовой» пролетел на спине «Боинга» космический корабль. В мае 2002 года американский миллиардер Илон Маск основал компанию SpaceX, производственные мощности которой расположены на юго-западе округа Лос-Анджелес в Хоторне. В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму $1,6 млрд. на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.
image060.jpg

Паркинг у круизного терминала порта Лос-Анджелес и у корабля-музея (на переднем плане).
image062.jpg

Вид с линкора на подвесной мост Винсента Томаса, зерновой и нефтяной терминалы порта Лос-Анджелеса.
image064.jpg

***
Торпедная атака на американского президента Франклина Рузвельта. За время войны в составе ВМС США несли службу более 3,5 млн. человек. Но, к сожалению, необходимость в большом количестве кораблей, не всегда позволяла должным образом профессионально подготовить экипажи. Это нашло своё отражение в невезучей истории эсминца «Вильяма Д Портера» («Вилли Ди»). Эсминец вошёл в строй ВМФ США в июле 1943 года. Через четыре месяца эсминец вместе с «зелёным» экипажем, успев поучаствовать лишь в небольших учебных маневрах, получил свое первое боевое задание и срочно покинул военно-морскую базу «Норфолк». При этом, не подняв якорь полностью, «Вилли Ди» своей якорной цепью снёс с палубы рядом стоявшего эсминца, леерное ограждение, спасательные плотики, шлюпку и другое оборудование.

Первым боевым заданием «Виллли Ди» было сопровождение линкора «Айова», на борту которого в условиях строжайшей секретности президент США Франклин Рузвельт должен был пересечь Атлантику, направляясь в Каир, а затем Тегеран, для первой за время Второй мировой войны встречи между лидерами антигитлеровской коалиции. Президента сопровождала делегация из 80 человек, в которую входили госсекретарь, высшие офицеры объединенного комитета начальников штабов и другие руководители высокого ранга.

Экипаж линкора «Айовы» до последней минуты не знал о своей тайной миссии. Когда 12 ноября 1943 года на его борт поднялся президент США Франклин Рузвельт, линкор покинул порт и, в сопровождении двух авианосцев и трёх эсминцев, взял курс на Северную Африку. Одним из этих эсминцев был «Вилли Ди».

Несмотря на перелом в битве за Атлантику, немецкие подлодки всё ещё представляли большую опасность, поэтому корабли двигались, соблюдая полное радиомолчание. И вдруг произошло чрезвычайное происшествие.

Адмирал Уильям Леги в своей книге «Я там был. Воспоминания начальника штаба президентов Рузвельта и Трумэна, основанные на его заметках и дневниках того времени»[1] так описал чрезвычайное происшествие:
«Президент Рузвельт не имел суеверных предубеждений против числа 13, которое многие люди считают роковым, но разделял суеверие моряков, что пятница является несчастливым днем для выхода корабля в море. Поэтому огромный линейный корабль «Айова» оставался вечером в пятницу 12 ноября 1943 года на своей стоянке в порту Хэмптон-Роудз, Вирджиния, и тронулся в путь только в 24.01 в субботу, 13 ноября, держа курс на Оран (Алжир)...

Были предприняты все меры по обеспечению секретности экспедиции. Никакая связь с берегом не разрешалась. Надеялись, что президент и его штаб смогут достичь Орана в Африке прежде, чем противник узнает о его местопребывании и планах… Рузвельт был в приподнятом настроении. Он с интересом ждал своей первой встречи с премьером Сталиным...

Рузвельт всегда любил военные маневры, и на второй или третий день нашего путешествия на «Айове» были проведены артиллерийские учения, в которых учувствовали все зенитные орудия корабля. Эскортирующие эсминцы маневрировали, отражали «воздушную атаку». Президент находился на палубе около своей каюты, где он часто сидел в кресле в течение дня. Мы обсуждали какие-то детали, связанные с этими маневрами, когда внезапно из громкоговорителя донеслась следующая команда, отданная орудийным расчетам.
- Это не учеба, повторяю - это не учеба!

Мгновенно стволы зенитных орудий опустились вниз и открыли ураганный огонь, стреляя в водное пространство между нами и одним из эсминцев. Мощные турбины корабля прибавили обороты, линкор резко изменил курс и стал быстро набирать скорость. Нам тут же сообщили, что один из эскортирующих нас эсминцев, совершая учебную атаку на «Айову», случайно выпустил торпеду.

Канонада (по торпеде) продолжалась, как нам показалось, довольно долго, а затем мы услышали взрыв…, торпеда взорвалась поблизости от «Айовы».

Корабль вернулся на прежний курс... Нам сообщили, что эсминец, обнаружив, что произошло, тут же радировал «Айове». К счастью, времени оказалось достаточно, чтобы линкор мог предпринять противоторпедный маневр и тем самым уменьшить потенциальную опасность для президента».

Рузвельт позже сделал об этом запись в своём дневнике: «В понедельник были учебные стрельбы. «Портер» по ошибке выпустил по нам торпеду. Мы видели её - промазали на 300 метров».

Рузвельт прибыл в алжирский порт Оран на линкоре «Айова», затем встретился с Черчиллем в Каире. 28 ноября делегации трёх держав прибыли в Тегеран. После Тегеранской конференции американский президент вновь пересек Атлантику на борту линкора «Айовы», возможно из Касабланки.

У американских моряков за «Вилли Ди» закрепилась репутация корабля, чуть-чуть не торпедировавшая президента Рузвельта. В апреле 1945 года эсминец в битве за Окинаву одержал, наконец, первую боевую победу – сбил самолет с камикадзе. Но упавший в море самолет по инерции врезался в борт эсминца и последовавший взрыв отправил его на дно океана[2].

Линкор «Айова» на вечной стоянке в порту Лос-Анджелеса
image066.jpg

image068.jpg

Путешествие в Америку с Изумрудной принцессой.
Часть первая. Через Атлантику туда и обратно

Калифорния. Великий подвиг мигрантов
Лос-Анджелес. Город ангелов на Тихоокеанском огненном кольце
Лос-Анджелес. Звездный и другой Голливуд
Лос-Анджелес. Восхождение к всемирно известному знаку HOLLYWOOD
Лос-Анджелес. Американская Мекка бомжей
Лос-Анджелес. Порт Америка. Всемирный круизный центр
Американский линкор «Айова». Торпедная атака на президента Рузвельта
Лонг-Бич. От ранчо до аэрокосмической промышленности и Олимпийским игр
Легендарный трансатлантический лайнер «Куин Мэри», потопивший английский эсминец
Тихоокеанский курорт Санта-Моника. Самолёты «Дуглас» и «фабрика мысли» у пляжа
Американская РЭНД Корпорэйшн. Крупнейшая в мире «фабрика мысли» в поисках внешних врагов
Джозеф Дэвис. Американский посол в Москве в 1937 году. Правда об СССР и два удачных брака
Сколько в Мировом океана океанов?

Америка. Другое небо. Индейцы. Судьба коренных жителей
Америка. Империя ацтеков. Великий подвиг индейцев

Путешествие с Изумрудной принцессой в  Мексику, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму,  Колумбию и Флориду (США), цикл статей 



[1] Leahy W.D. I was There. The Personal Story of Chef of Staff to Presidents Roosevelt and Truman Based on Notes and Diaries Made at the Time,1950.
[2] Самый невезучий корабль ВМС США | История эсминца «Вильям Д Портер». https://pikabu.ru/story/samyiy_nevezuchiy_korabl_vms_ssha__istoriya_yesmintsa_vilyam_d_porter_6916394


Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook
Tags: История, Калифорния, Корабли, Лос-Анджелес, Музеи мира, Путешествия, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments