dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Легендарный трансатлантический лайнер «Куин Мэри», потопивший английский крейсер

Владимир Дергачев, фотографии Антона и Владимира Дергачевых
image001.jpg
В Лонг-Бич мы посетили легендарный трансатлантический лайнер «Куин Мэри», ставший отелем и музеем. С его историей предварительно ознакомились в Сети[1].

Трансатлантический лайнер «Куин Мэри» (Queen Mary, Королева Мэри) был спущен на воду в Клайдбанке (Большой Глазго) со стапелей верфи Джона Брауна 26 сентября 1934 года. Технические данные: длина - 310,7 м при ширине - 36,1 м, осадка - 11,9 м и водоизмещение - 81237 тонн. Судовая силовая установка - шесть паровых турбин мощностью 160 тыс. л. с., скорость - 31 узел. Количество пассажиров - 2139 человек (первый класс - 776, второй - 784, третий - 579), экипаж - 1101 человек.

История. После долгих переговоров о строительстве пристани в Нью-Йорке длиной 1000 футов, способной пришвартовать гигантский лайнер, и урегулирования вопросов между пароходством «Кунард Лайн» и судостроительной компании Джона Брауна в 193о году был подписан контракт на строительство лайнера с рабочим названием «Проект № 534». Британское правительство брало на себя обязательства за страховку в 2,7 млн. фунтов стерлингов при общей стоимости лайнера 4 млн. фунтов стерлингов. 1 декабря 1930 года на шотландской судоверфи Джона Брауна состоялась торжественная закладка судна.

Лайнер «Queen Mary» строили с целью престижа – завоевать «Голубую ленту Атлантики» — наивысшую награду, присуждаемую за самый быстрый переход через Атлантический океан. В судоходной компании были увеждены, что путешествие на самом роскошном и быстроходном корабле в мире будет особо востребовано.

Строительство лайнера «Queen Mary» стало демонстрацией промышленной мощи Шотландии и Великобритании. Однако мировой экономический кризис (Великая депрессия) внес коррективы. Банки перестали финансировать строительство дорогостоящего океанского лайнера, тысячи рабочих и служащих были уволены.

Но когда в 1932 году французский трансатлантический лайнер «Normandie» был спущен на воду, англичане возмутились, у граждан «Владычицы морей» проснулся дух соперничества. В конце концов, кабинет министров пошел навстречу общественному мнению и согласился субсидировать завершение постройки лайнера «Queen Mary» и кредит с условием был предоставлен. Для этого компания «Cunard Line» объединилась с круизной компанией «White Star Line», терпящей убытки.
image003.jpg

На линиях объединённой компании «Кунард Лайн» все корабли назывались женскими именами и заканчивались на «ия», а в «Уайт Стар Лайн» — мужскими именами и с окончанием «ик». Кто-то предложил назвать новый лайнер именем королевы Викторию — «самой выдающейся женщины Англии». Но король Георга V не страдал излишней скромностью, и объявил, что судно будет названо в честь его жены, Марии. 26 сентября 1934 года тысячи людей присутствовали при спуске лайнера на воду. Королева Мария в торжественной обстановке назвала корабль своим именем. После спуска на воду на лайнере еще полтора года шли отделочные работы.

Британские конструкторы не могли превзойти французов в роскоши, поэтому они решили побить рекорды лайнера «Normandie» в скорости. Судостроители, чтобы перехитрить волны, скорректировали длину корпуса так, чтобы идущие от носа судна волны достигали кормы и накладывались своими гребнями на «подошвы» кормовых малых волн и гасили друг друга. Благодаря этому скорость лайнера «Queen Mary» возросла.

Многим хотелось отправиться в путешествие на роскошном лайнере, что в те годы было сравнимо с путешествием на Луну. 27 мая 1936 года «Куин Мэри» ушла в свой первый рейс с 1849 пассажирами на борту.

Интерьер, включая отделку салонов и кают «Queen Mary», был произведен из лучших материалов из красного дерева, других ценных пород, шелка и бархата. Главный ресторан по размерам и великолепию не уступал дворцовому залу, пассажирам предлагался прекрасный выбор блюд. Дополняли интерьер изящная мебель, огромные люстры и современные светильники. Для оснащения лайнера ушло 4 тыс. миль электрического кабеля (расстояние от Нью-Йорка до Сан-Франциско) и понадобилось более 30 тыс. лампочек. К услугам пассажиров был крытый плавательный бассейн, библиотека, салоны, бары и теннисный корт.

Лайнер имел мощную электростанцию (семь турбогенераторов по 10 тыс. киловатт каждый), достаточную для обеспечения электроэнергией небольшого города.

Лайнер прибыл в порт назначения Нью-Йорк 1 июня 1936 года, преодолев Северную Атлантику за 3 дня 23 часа 57 минут со средней скоростью 30,63 узла (56,72 км/ч). По прибытии каждому пассажиру торжественно вручили специальный именной сертификат за подписью капитана, который удостоверял участие обладателя в первом трансатлантическом рейсе лайнера «Куин Мэри».

В первом рейсе из-за тумана маршрут был пройден за 4 суток 5 часов и 46 минут, почти на 3 часа позже лайнера «Normandie». Но в Нью-йоркской гавани «Queen Mary» встречали с большим энтузиазмом. Через 3 месяца, совершая шестой рейс, лайнер развил полную мощность машин и пересек Атлантику за 3 дня 20 часов и 42 минуты со скоростью 30,63 узла (56,72 км/ч). Он установил рекорд скорости и стал обладателем приза «Голубая лента Атлантики», выиграв 3 часа у французской «Нормандии». Это достижение было побито только в 1952 году американским лайнером «Юнайтед стейтс» (35,59 узла).

Лайнер «Куин Мэри» входит в порт Нью-Йорка.
image005.jpg

В марте 1940 года лайнер «Куин Мэри» был призван на военную службу, его корпус перекрашен в серый цвет. 21 марта 1940 года «Серый Призрак» (так в народе стали называть судно) покинул порт Нью-Йорка и взял курс на Австралию. Порт Сидней наряду с Сингапуром имел причалы, способные обеспечить его стоянку у причала. В апреле 1940 года начался демонтаж парадной роскоши, все снятые предметы снабдили бирками, упаковали в ящики и отправили на склад. За две недели комфортабельный лайнер превратили в огромный военный транспорт вместимостью 5,5 тыс. военнослужащих (вместо 2139 пассажиров). В помещениях установили портативные койки и прикрепили к переборкам гамаки. 5 мая 1940 года «Серый Призрак» принял на борт первые 5 тыс. человек и взял курс на Англию.

За последующие пять лет транспорт перевёз 1,5 млн. человек и покрыл расстояние в 916 тыс. км, доставляя военнослужащих из Австралии и Америки в Европу и забирая раненых в обратные рейсы. Лайнер стал последней надеждой тысяч евреев, бегущих из нацистской Европы. В бортовой синагоге они благодарили за свое спасение.

Скорость судна давала возможность легко уходить от вражеских субмарин, при этом «Серый призрак» всегда шёл зигзагами, остерегаясь торпед. Для отражения атак с воздуха на палубе были смонтированы 40-миллиметровые зенитные установки. Существовал строжайший приказ командования, не останавливаться ни при каких обстоятельствах, даже для спасения терпящих бедствие.

В конце 1941 года, во время визита Уинстона Черчилля в Вашингтон, генерал Джордж Маршалл отдал приказ о реконструкции всех имеющихся в Англии транспортов для увеличения их вместимости. На «Сером призраке» были установлены специально изготовленные из трубчатой стали подвесные койки. Салон первого класса был переоборудован в госпиталь, громадная гостиная и офицерская кают-компания заполнились спальными местами. Во всех свободных помещениях разместили 12,5 тыс. коек. И, тем не менее, ещё 2,5 тыс. человек, оставшиеся без спальных мест, вынуждены были находиться во время рейса (естественно, только летом) на палубе. Сидели вплотную друг к другу, так что повернуться было почти невозможно, спали по очереди. В августе 1942 года «Серый Призрак» принял на борт 15 125 человек, имея 863 члена экипажа. Лайнеру принадлежит своеобразный рекорд, совершённый при переходе через Атлантику с 16683 военнослужащими на борту. Обычная загрузка лайнера в трансатлантических рейсах составляла около 12 тыс. чел, при 6-дневном переходе. За годы войны лайнер перевез около миллиона союзнических войск на европейские фронты, которые участвовали и в знаменитой высадке в Нормандии 6 июня 1944 года.
image007.jpg

Трагедия в океане. В конце сентября — начале октября 1942 года англий¬ский лайнер «Куин Мэри» со¬вершал рейс из Нью-Йорка в Клайд (Англия), имея на борту около 11 тысяч американских военнослужащих. Основную часть пути он проделал самостоятельно, и лишь заключительный этап должен был пройти в сопровождении английского крейсера «Кюрасао» (1917 года постройки, скорость 29 узлов, длина 137 метров). Встреча лайнера с крейсером произошла 2 октября в 9 ч 00 мин у северного побережья Ирландии, после чего первый продолжал идти полным ходом, применяя противолодочный зигзаг. Крейсер занял место с правого борта судна. Пять часов совместного плавания в усло¬виях ясной погоды и полной видимости при умеренном северо-западном ветре и сильном волнении моря прошли без осложнений. В 14 ч 04 мин «Куин Мэри» начал поворот на следующий курс зигзага. На «Кюрасао» на это не обратили внимания и лишь в 14 ч 10 мин, когда судно уже лежало на новом курсе, заметили, что оно быстро сближается с крейсером.

Капитан лайнера почти одновременно с командиром крей¬сера скомандовал: «Лево на борт!». Однако действия ока¬зались запоздалыми: в 14 ч 12 мин «Куин Мэри» врезался в левый борт «Кюрасао». В результате столкновения крей¬сер был разрезан на две части и затонул, из 430 членов экипажа погиб 331 человек. Среди 26 спасённых членов команды был командир корабля. Лайнер получил незначительные повреждения носовой части и после наложения аварийного пластыря своим ходом прибыл в порт Клайд, где был отремонтирован .
image009.jpg
https://bloximages.newyork1.vip.townnews.com/news-daily.com/content/tncms/assets/v3/editorial/4/16/41661c25-ec9a-59e3-9985-598c58114d48/5c6c47b32337a.image.jpg?resize=400%2C255

Англичане в течение нескольких лет не предавали огласке катастрофу «Кюрасао» и только после войны начался суд. Английское адмирал¬тейство предъявило иск владельцам лайнера на сумму в 1,5 млн. фунтов стер¬лингов за причиненные убытки, а владельцы «Куин Мэри» считали, что в катастрофе повинно командование «Кюрасао». Дело рассматривалось в раз¬личных судебных инстанциях, и разбирательство было завершено лишь в 1947 году. Первоначальные инстанции признали вину полностью за «Кюрасао», на конечном же этапе Верховный суд палаты лордов определил степень виновности «Кюрасао» в 2/3, а «Куин Мэри» — 1/3.

***
На лайнере «Куин Мэри» британский премьер-министр Уинстон Черчилль пересек Атлантику для участия в Первой квебекской конференции. Встреча на высшем уровне между США и Великобританией проходила в Квебеке с 17 по 24 августа 1943 года. На встрече присутствовали президент США Франклин Рузвельт, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, начальники штабов, а также представитель Китая.
На конференции было подтверждено намерение США и Великобритании открыть второй фронт в Европе не ранее мая 1944 года. Переговоры руководителей штабов касались войны против Японии и оказания эффективной помощи Китаю.

Участниками конференции был выработан текст декларации о создании международной Организации Объединённых Наций и ответственности четырёх великих держав (США, Великобритания, СССР, Китай) за сохранение мира после окончания войны. Также в ходе конференции было заключено секретное соглашение об англо-американском сотрудничестве в области создания атомной бомбы, которое сохраняло за США преобладающие позиции в области разработки и производства ядерного оружия.

Послевоенная служба лайнера
Прибытие в гавань Нью-Йорка 20 июня 1945 года с тысячами американских солдат.
image010.jpg

***
Лайнеру после военной службы вернули довоенную роскошь и он вновь стал совершать пассажирские рейсы между Европой и Америкой. Им воспользовался отрекшийся от престола британский король Эдуард VIII и его супруга Уоллис Симпсон. Марлен Дитрих, Кларк Гейбл, Элизабет Тейлор – весь Голливуд плавал на «Куин Мэри». Среди известных людей, побывавших на лайнере — Одри Хёпберн.
image012.jpg

В течение двадцати лет после окончания Второй мировой войны лайнер исправно продолжал обслуживать трансатлантическую линию. Но конкурировать с авиакомпаниями становилось всё труднее, и ставшее со временем нерентабельным судно пришлось вывести из эксплуатации. «Куин Мэри» за 31 год плавания прошла 3,750 млн. миль и перевезла более 2 млн. 115 тыс. платных пассажиров.

Трансатлантическая пароходная компания «Кунард Лайн» продала лайнер Соединённым Штатам за 3 млн. 450 тыс. долларов (1,5 млн. фунтов стерлингов). 31 октября 1967 года «Куин Мэри» с 1040 американскими пассажирами на борту отправилась в свой последний рейс из английского порта Саутгемптон в новый порт приписки Лонг-Бич (Калифорния). Для этого лайнеру пришлось огибать Южную Америку и мыс Горн, так как ширина лайнера на целый метр превышала ширину шлюзов Панамского канала. Судно посетило Рио-де-Жанейро (Бразилия), Вальпараисо (Чили), Кальяо (Перу) и Акапулько (Мексика).

9 декабря 1967 года океанский пассажирский лайнер «Куин Мэри», завершив последний рейс, вошёл в бухту калифорнийского города Лонг-Бич. В апреле 1968 года лайнер поставили в сухой док, чтобы очистить от многолетнего слоя водорослей и перекрасить. Затем вернули на достроечную пристань для демонтажа оборудования, занимавшего значительное место в машинном отделении, оставив для обозрения туристов лишь привод гребного вала. Ходовая рубка судна сохранилась в первоначальном виде. Была установлена новая система кондиционирования, проведена замена системы канализации, модернизированы пожарная, электронная, телефонная связь. Корпус защитили специальной катодной противокоррозионной системой. На переоборудование лайнера затратили 20 миллионов долларов, ещё 10 миллионов ушли на строительство подъездных путей к пристани и автостоянок. Город нанял поваров и официантов для нового ресторана, гостиничную прислугу, продавцов магазинов, а также работников для Морского музея.

В 1971 году в порту Лонг-Бич судно находясь на вечной стоянке, стало развлекательной и туристической достопримечательностью. Это единственный из великих довоенных трансатлантических лайнеров, доживший до наших дней. Лайнер «Queen Mary» сумел сохранить свое былое великолепие и королевскую гордость. Здесь оборудованы залы для проведения презентаций, собраний и съездов, а так же для шоу и выставок. На борту имеются 16 салонов с возможностью разместить до 2 тыс. человек одновременно и гостиница на 365 мест. Для желающих вступить в брак на лайнере имеется свадебная часовня и церковь. Свободный доступ в музей на борт лайнера обеспечен для посетителей за $35.

Лайнер «Queen Mary2» уже смог пройти Панамским каналом после его реконструкции и часто навещает своего предшественника в Лонг-Бич.

Трансатлантический пассажирский лайнер «Queen Mary» в родном порту
image014.jpg

Трансатлантический пассажирский лайнер «Queen Mary» на вечной стоянки в Лонг-Бич.
image016.jpg
Фотография из Интернета

Отель«Queen Mary»
image018.jpg

Советская подводная лодка, проданная в лихие 90-е годы в Америку в качестве туристического экспоната. В настоящее время успешно ржавеет на фоне «Куин Мэри».
image020.jpg

image022.jpg

image024.jpg

Во время войны на палубе лайнера «Queen Mary» были установлены 40-миллиметровые зенитные установки
image026.jpg

Ресторан - главная достопримечательность лайнера «Queen Mary»
image028.jpg

Одна из кают-апартаментов лайнера (ныне номер в отеле)
image030.jpg
https://q-cf.bstatic.com/images/hotel/max1024x768/126/126119610.jpg

Бар «Куин Мэри», в котором мы встретили Новый 2020 год.
image032.jpg

image034.jpg

image036.jpg

Макет трансатлантического лайнера «RMS» «Британия» судоходной компании «Кунард Лайн». Первый лайнер этой компании был спущен на воду в 1840 году и провёл успешные ходовые испытания. Приставка перед названием означает «Королевское почтовое судно». «Британия» перевозила почту в одном почтовом отделении в носовой части. Первый рейс «Британия» совершила в 1840 году. Британцы были в восторге от этого лайнера. «Британия» вышла из Ливерпуля и направлялась в Нью-Йорк через Атлантический океан. Некоторое время спустя, заполучила «Голубую Ленту Атлантики», преодолев расстояние Галифакс — Ливерпуль за 10 дней 4 часа, при средней скорости 10,72 узлов. Лайнер служил компании 9 лет, пока не был продан в Германию как учебное судно, затонул, как мишень для торпед.
image038.jpg

Американский лайнер «Юнайтед Стейтс» 3 июля 1952 года впервые покинул пирс в Нью-Йорке, направившись в Гавр и Саутгемптон. Он шел со скоростью 35.59 узлов, и таким образом побил рекорд 14-летней давности «Куин Мэри» на десять часов и две минуты.
image040.jpg

Макет «Куин Мэри»
image042.jpg

Портрет Королевы Марии
image044.jpg

Колокол лайнера
image046.jpg

Фрагмент ресепшн на борту лайнера
image048.jpg

Спортивный зал
image050.jpg

Детская комната
image052.jpg

Набор фирменных открыток и конвертов
image054.jpg

Машинное отделение
image056.jpg

image058.jpg

На судне был установлен самый большой в истории винт весом 150 тонн.
image060.jpg

image062.jpg

image064.jpg

Напротив лайнера установлена елка на искусственном катке
image066.jpg

Лайнер «Queen Mary» в кинематографе: «Пуаро Агаты Кристи», «Ограбление в миллион долларов, «Пёрл-Харбор», «Титаник 2» (сыграл роль "Титаника II" благодаря схожей внешности) и других.

***
Как уже отмечалось выше, на лайнере «Queen Mary» британский премьер-министр Уинстон Черчилль пересек Атлантику для участия в Первой квебекской конференции. На борту он не отказывался от своей привычки и, вероятно в сохранившемся баре, принимал порцию виски три раза в день. В бытность он был морским министром, и в его высказываниях присутствовала морская тематика:

«Почему корабль побеждает волны, хотя их много, а он — один? Потому, что у корабля есть цель, а у волн — нет».

«Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на Титанике все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!».

Надоедливым журналистам он часто отвечал «Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался».

И наконец, в конце жизни в ответ на постоянные упреки жены, сформулировал формулу жизни: «Нужно ублажать свое тело, чтобы душа не расхотела в ней жить».


Путешествие в Америку с Изумрудной принцессой.
Часть первая. Через Атлантику туда и обратно

Калифорния. Великий подвиг мигрантов
Лос-Анджелес. Город ангелов на Тихоокеанском огненном кольце
Лос-Анджелес. Звездный и другой Голливуд
Лос-Анджелес. Восхождение к всемирно известному знаку HOLLYWOOD
Лос-Анджелес. Американская Мекка бомжей
Лос-Анджелес. Порт Америка. Всемирный круизный центр
Американский линкор «Айова». Торпедная атака на президента Рузвельта
Лонг-Бич. От ранчо до аэрокосмической промышленности и Олимпийским игр
Легендарный трансатлантический лайнер «Куин Мэри», потопивший английский эсминец
Тихоокеанский курорт Санта-Моника. Самолёты «Дуглас» и «Фабрика мысли» у пляжа

РЭНД Корпорэйшн. Крупнейшая в мире «фабрика мысли»
Джозеф Дэвис. Американский посол в Москве об СССР и Сталине
Сколько океанов на американских картах?

Америка. Другое небо. Индейцы. Судьба коренных жителей
Америка. Империя ацтеков. Великий подвиг индейцев

Путешествие с Изумрудной принцессой в Мексику, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму, Колумбию и Флориду (США), цикл статей


[1] RMS Queen Mary - история проекта №534 https://masterok.livejournal.com/1845871.html
Легендарный океанский лайнер «Queen Mary» компании «Cunard White Star» http://korabley.net/news/legendarnii_ocean_cruise_liner_queen_mary_company_cunard_white_star/2009-01-31-152

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Калифорния, Лонг-Бич, Музеи мира, Путешествия, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments