dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Панамериканское шоссе. Вклад шоссе «Аляска» и трассы «Аляска – Сибирь» в победу над фашизмом

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://www.orangesmile.com/extreme/img/main/pan-american-highway_1.jpg

Панамериканское шоссе (Pan-American Highway) — крупнейшая автомагистраль или сеть дорог в Америке, суммарная протяжённостью 30 тыс. километров. Если не учитывать 87-километровый Дарьенский пробел, располагающийся в джунглях, на границе Панамы и Колумбии, то Панамериканское шоссе объединяет национальные сети дорог континентальных государств Америки в единую систему. Панамериканское шоссе внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная автомобильная трасса в мире.

Идея строительства дороги возникла на Пятой международной конференции Американских штатов в 1923 году. Среди стран Латинской Америки первой свою часть дороги завершила Мексика в 1950 году. Панамериканское шоссе начинается в посёлке нефтяников Прадхо-Бей на Аляске и заканчивается в Южной Америке на Огненной Земле. Шоссе проходит через разные климатически зоны.

На территории США и Канады положение шоссе официально не определено, хотя несколько межштатных автомагистралей называются «Панамериканскими». Шоссе «Аляска» и Интерамериканское шоссе (участок между США и Панамским каналом) были построены в годы Второй мировой войны для снабжения важных регионов, не опасаясь атак со стороны немецких подводных лодок.

Дарьенский пробел представляет собой 87-километровый участок сельвы между Панамой и северо-западной частью Колумбии. По официальной версии протесты местного населения, опасающегося за самобытность своей культуры, экологов и правительств являются причиной незавершённости шоссе на данном участке. Экологи опасаются за сохранность национального парка, входящего во Всемирное наследие ЮНЕСКО, а США не хотят допустить увеличения наркотрафика из Колумбии. Если отбросить политкорректность, то власти Колумбии опасаются повторения истории с Панамой. Это бывшая территория Колумбии, бесцеремонно отторгнутая самой правильной и справедливо страной мира (США).

В 1821 году Панама объявила независимость от Испании и вошла в состав Великой Колумбии Симона Боливара. Экономика была отсталой, но заинтересованность в перевозках через Панаму возросла в 1850-х, после обнаружения золота в Калифорнии. Была проложена железная дорога. Французская компания в 1879 году начинается строительство Панамского канала, который должен был связать Тихий и Атлантический океаны. Банкротство компании приостановило строительство канала в 1889 году. По инициативе и при непосредственной поддержке США в северо-западных областях Колумбии вспыхнули беспорядки, и провинция Панама провозгласила независимость от Колумбии в 1903 году. В дальнейшем зона Панамского канала отдаётся под контроль США.

В настоящее время автомобили, следующие транзитным маршрутом по Панамериканскому шоссе, доставляются по Тихому океану морскими паромами из столицы Панама в порт Буэнавентура в Колумбии.
image003.png
Автор: Created by en:User:Seaweege and released to PD - собственная работа, Copyrighted free use,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1503793


Участок Панамериканского шоссе в Коста-Рике
image005.jpg
Фотография Владимира Дергачева

Вклад шоссе «Аляска» и трассы «Аляска – Сибирь» (Фэрбенкс — Красноярск) в победу над фашизмом. Необходимо напомнить, что с 1867 года Аляска находилась в ведении военного министерства США и называлась в 1912—1959 годы «территория» и только с 1959 года — штат США.

Во время Второй мировой войны США осуществляли поставки в СССР по ленд-лизу американских самолётов, военно-технического оборудования и материалов по аляскинско-сибирскому маршруту. Но менее известна в России проблема доставки авиационной техники с американских предприятий на Аляску. Для ускорения доставки авиационной техники в Фэрбенкс (Аляска) американцам пришлось достраивать в спешном порядке начатую ещё до войны Аляскинско-Канадскую транспортную магистраль (ALCAN), соорудить вдоль этой трассы промежуточные аэродромы, проложить нефтепровод (CANOL) до Уайтхорса, где был смонтирован завод для производства авиабензина[1].

С ноября 1941 года США стали поставлять в СССР военную технику и оборудование через Архангельск, Мурманск, Владивосток и территорию Ирана. Все эти маршруты были длинными и опасными, и столь необходимая Красной армии военная авиационная и другая техника шла к потребителю слишком долго, и часто не доходила совсем. Альтернативой могли стать только воздушный и наземный пути через Канаду и Аляску.
8 марта 1942 года инженерно-строительный корпус армии США приступил к выполнению работ на Аляскинско-Канадской военной автомагистрали. Строительство было завершено в 1943 году. Длина трассы составляла 2237 км. Военное использование автомагистрали началось еще 1 декабря 1942 года. В работе были задействованы 1400 автомобилей десятитонной грузоподъёмностью, они круглосуточно доставляли грузы в Фэрбенкс. В январе 1943 года в Уайтхорсе, а затем в Доусон Крик и Фэрбенксе, размещался специальный штаб «Шоссе Аляски», который отвечал за охрану и патрулирование трассы, распределение нефтепродуктов (кроме авиационного бензина), техническое обслуживание транспортных средств, работу ретрансляционных станций. За 9 месяцев первого года эксплуатации дороги по ней в Фэрбенкс доставили 137 тыс. т грузов, 42 тыс. пассажиров, а так же почту.

Не дожидаясь окончания строительных работ и создания вдоль трассы благоустроенных посадочных площадок, американский президент Рузвельт принял решение об открытии перегоночного маршрута для авиатехники через Аляску. Первые 12 бомбардировщиков «Дуглас» по маршруту Фэрбенкс — Красноярск — фронт провела группа советских лётчиков. В октябре 1942 года Франклин Рузвельт сообщал Иосифу Сталину, об отправке ещё 276 самолётов.

Общая протяжённость трассы от Фэрбанкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км. За время существования трассе Аляска – Сибирь (Алсиб) с октября 1942 по октябрь 1945 года было доставлено 7908 самолётов, в том числе 729 бомбардировщиков Б-25 и 1355 Дуглас А-20 и 5015 истребители, из них 2616 «Аэрокобр». По авиатрассе были перевезены 128 тыс. пассажир, из них 17 тыс. платных, 18,7 тыс. тонны грузов, в том числе 9,1 тыс. т платных и 319 тонн почты. По трассе перевозили военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, дипломатическую почту и другие грузы. По трассе Алсиба летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.

Аляска. Фэрбенкс. Мемориал участникам поставок авиатехники по маршруту Алсиб
image007.jpg
http://acc.libfl.ru/wp-content/uploads/2016/07/lend-lease-picture.jpg




[1] Илья Соков Ленд-лиз и аляскинско-канадская транспортная магистраль. http://history.ric.mil.ru/Stati/item/117586/

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Вторая мировая война, История, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment