dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Забайкалье. Даурия. История села Алтан

Владимир Дергачев
image012.jpg
Фотография из Интернета

Даурия. Сохондинский государственный природный биосферный заповедник, расположенный вблизи села Алтан.

Как свидетельствуют археологические раскопки академика Алексея Окладникова, земли Даурии, включая Нерчинскую Даурию, территорию к востоку от Яблонового хребта, были освоены людьми еще в глубокой древности. Эти земли в 10 веке входили в состав железной империи киданей Ляо – третьей военной силы в мире после Византии и Поднебесной, частично ими покорённой.

В 17 веке русские землепроходцы нашли в Даурии месторождение серебра и заложили первый в России сереброплавильный завод, названный Аргунским, а затем Нерчинским. Нерчинские рудники Нерчинского горного округа Забайкалья считались в Российской империи самым страшным и губительным местом каторги. Около года с окября 1826 по сентябрь 1827 на Благодатском руднике отбывали каторгу декабристы — Сергей Волконский, Артамон Муравьёв, Евгений Оболенский, Сергей Трубецкой, Александр Якубович и другие. Затем их оправили в Читинский острог и Петровский завод подальше от китайской границы. С 1841 года в Акатуйской тюрьме бы на каторге декабрист Михаил Лунин, а 1911—1913 годы – Григорий Котовский, совершивший удачный побег.

Караул Алтанский, переименованная советской властью в село, расположен в 490 км от Читы и в 45 км от районного центра, на левом берегу реки Агуца (монг. Агацын гол), левого приток Онона, недалеко от места впадения в неё реки Алтанка. С юго-востока от села расположены озёра Большой и Малый Чиндагатай. Алтан является исходным пунктом для восхождения на голец Сохондо (высота 2508 метров).

Коренное этническое население местности — буряты (хамниганы). Эта небольшая этнографическая группа смешанного происхождения, насчитывающая 2 тыс. человек, родственная бурятам, эвенкам, халха-монголам и даурам. Историки пишут о древнемонгольском киданьском происхождении хамниганов.

В окрестностях Алтана сохранилось несколько сабурганов. По буддийскому канону субурган – это хранилище священных реликвий, оставшихся от Будды и его учеников. Священные ступы возводятся не только в честь Будды, но и в знак уважения и благодарности к ушедшим учителям. При въезде в село, с северной стороны, можно увидеть сабурган, почитаемый бурятами как Место Силы.

К западу от Алтана протекает горная речка Агуца, которая берёт своё начало в седловине гор Быртыхын-Янг и Сохондо. В её хрустально чистых водах водятся таймени (в красной книге), ленки, хариусы и налимы. В прибрежных лесах обитают соболь, сибирская косуля, кабан, лось, медведь и, изюбрь.
К северу от села расположен Сохондинский государственный природный биосферный заповедник. Озера Большой и Малый Чиндагатай – «визитная карточка» Алтана, они находятся примерно в двух километрах к востоку от села, на них обитает более 40 видов птиц, в том числе и красно-книжные.

До появления русских на юге Забайкалья в Даурии жили буряты и монголы, языки которых повлияли на названия географических мест. Одна из легенд об Алтане, связана с монголами. Среди бурят сохранилось предание, что на месте села Алтан любил охотиться молодой Чингисхан. На реке Агуца у него умерла любимая дочь. Печалясь о ней, он воскликнул: «О, алта!», что означает «золото моё». Так появилось название села . Возникло село в 1728 году как пограничный караул. В 1902 году насчитывалось 133 жилых дома, проживало 915 человек, из них 911казаков и 4 крестьян.

Фрагмент карты Даурии с селом Алтан и Сохондинским заповедником.
image014.jpg

Даурская степь у Алтана.
image016.jpg
https://ivchess.com/altan

Время (1919 – 1922) было лихое, Первая мировая война, революция, гражданская война. В Забайкалье в Даурии возник один из первых фронтов братоубийственной войны, разделившей местных казаков на белых и красных.
Во время гражданской войны на Дальнем Востоке по обе стороны от Транссибирской магистрали правила анархия. Местные казаки активно поддерживали белых и немногие – красных. Когда генерал, барон Унгерн занял станицу Кыра, алтанцы отправили ему на помощь 200 человек и 20 пулемётов. После победы красных, многие казаки ушли в Монголию, другие были выселены в другие сибирские регионы страны.
Участник Первой мировой войны есаул Григорий Семенов вместе с есаулом, бароном Романом Унгерном еще по заданию Временного правительства были направлены в Забайкалье для формирования контрреволюционных частей. Семенов сформировал Бурят-монгольский казачий отряд, пополненный разложившимися и дезорганизованными частями русской армии, находившиеся в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

После Октябрьской революции в феврале-августе 1918 года 24-летинй Сергей Лазо, перешедший от эсеров к большевикам, стал командующим войсками Забайкальского (Даурского) фронта.

В начале гражданской войны Семенов — родом забайкальский казак из Даурии — был избран походным атаманом Уссурийского, Амурского и Забайкальского казачьего войска. В апреле 1918 года его особый Маньчжурский отряд перешел в наступление на красных. Одновременно началось восстание забайкальского казачества против большевиков в приграничных с Маньчжурией станицах по рекам Аргунь и Онон. Даурский фронт красных под командованием Сергея Лазо вытеснил отряд атамана Семенова в Маньчжурию. Но после восстания Чехословацкого корпуса атаману Семенову с помощью интервентов (японцев) удалось нанести поражение большевикам и 28 августа захватить Читу.

В 1919 году в Забайкалье установился относительный порядок, обеспеченный войсками под командованием генерал-майора, а затем генерал-лейтенант Белой армии Семенова (звания присвоил Верховный правитель Россией адмирал Колчак). Георгиевский кавалер Барон Унгерн формально подчинялся атаману Семенову, командовал конной Азиатской дивизией, отличавшейся особой жестокостью и фактически стал правителем Даурии со ставкой на одноимённой станции КВЖД. 1 окября 1920 года дивизия генерал-лейтенанта Унгерна выдвинулась в направлении столицы Монголии. Войска шли через даурские станицы Кыра, Алтан и Усть-Букукун и, перейдя государственную границу, вошли по долине Онона в монгольские степи и в феврале 1921 года взяли с боем Ургу, находящуюся под китайским правлением. Барон Унгерн объявил себя правителем «Великой Монголии».

В 1920 году Забайкальское казачье войско было ликвидировано. После поражения атамана Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались в Трёхречье. Казаки поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем мирно жили до прихода Советской Армии в 1945 году. Опасаясь репрессий советской власти, некоторые из них эмигрировали с семьями в Австралию (Квинсленд). В 60-е годы часть казаков вернулась в Советский Союз, поселена в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае.

В 1923 году в Алтане было 229 жилых домов и 4 юрты с населением 1170 человек, из них грамотных 228 мужчин и 45 женщин. В хозяйствах имелось 610 лошадей, 1811 голов крупного рогатого скота, 909 овец, козы и свиньи. Жители сеяли рожь, пшеницу, гречиху, овёс, коноплю, имели сенокосы.

В Забайкалье многие даурские казаки попали под разказачивание, раскулачивание, репрессии, погибли в гражданскую и Великую Отечественную войны. Политика расказачивания, проводившаяся большевиками в Гражданскую войну и в первые десятилетия после неё, была направлена на лишение казаков самостоятельных политических и военных прав, ликвидацию казаков как социальной, культурной общности, сословия Российского государства. Массовый красный террор и репрессии против казаков выражался в расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков. Проводились реквизиции недвижимого и движимого имущества казаков, в том числе домашнего скота и сельскохозяйственной продукции, переселение крестьян из числа малоземельных народов, иногородних и бедняков на земли, ранее принадлежавшие казакам, выселения целых хуторов и станиц.

Вблизи села в пади реки Агуца располагался бурятский улус. После того, как в Алтане началась коллективизация, зажиточные буряты со своими семьями ушли в тайгу, надеясь дождаться ликвидации колхозов. Они образовали так называемое «Алтанское братство», уничтоженное Мангутским погранотрядом в декабре 1941 года.

В «Истории села Алтан» так описывается коллективизация и последующие годы. В 1929 году был образована артель «Красный пахарь» согласно ленинскому плану кооперации и преимуществ коллективного труда. В общественном пользовании имелось 8 лошадей, 2 плуга, 6 деревянных борон. Государство выделило артели лучшие земли и через кредитное товарищество долгосрочный кредит на пять лет. Артельщики купили две конные сенокосилки, двое конных граблей, четыре лошади и 7 тонн гречихи на питание. Бедняки, батраки молчаливо выжидали, что из этого получится. Зато богатые и зажиточные казаки открыто саботировали, распускали провокационные слухи, высмеивали артельщиков. За лето и осень маленькая артель доказала выгодность общественного труда, и после уборки урожая многие семьи стали подавать заявления о приёме в члены сельхозартели. В ноябре того же года она реорганизовалась в коммуну имени Блюхера, в ней насчитывалось уже 25 семей. Коммуна просуществовала до 1931 года. Наряду с коммуной в селе организовались ещё три сельхозартели, коллективизация охватила 80% населения. Не всё проходило гладко, кулаки и антисоветские элементы мешали колхозникам в работе, не обходилось без вредительства и угроз.
В 1932-1933 годах произошло объединение мелких хозяйств в один колхоз «Пограничник». Несмотря на трудности и неурожаи в 1935 году алтанский колхоз «Пограничник» был вторым по численности в районе, насчитывал 181 двор и 400 колхозников.

***
В 1937/38 годы в пограничном с Монголией селе Алтан было репрессировано 16 односельчан только с фамилией Забелины, в основном к десяти годам заключения, четверо – к расстрелу. Впоследствии власть реабилитировала казаков в 1955-1958, 1989, 1993 – 1997 годы. Некоторые казаки и их семьи трижды пострадали в период гражданской войны, раскулачивания и последующих репрессий.

В 1931 году раскулачивание осуществляли Комиссии при районных исполнительных комитетах.
С августа 1937 по ноябрь 1938 года приговор репрессированным выносился Тройками НКВД СССР, включая республиканские, краевые и областные. Эти внесудебные органы, созданные для проведения операции по репрессированию «антисоветских элементов», состояли из трёх человек — начальника, секретаря и прокурора.

***
В 1939 году отгремели бои в соседней Монголии на Халхин-Голе, где сражались с японцами и алтанцы. В 1941 году началась Великая Отечественная война, на фронт ушло 167 мужчин, а вернулось 58 . Все трудности войны легли на женские плечи. После победы в войне против Германии 9 августа 1945 года началась война СССР против Японии, в которой участвовало 12 алтанцев. 2 сентября 1945 года Квантунская армия в Маньчжурии потерпела поражение.

В1946 году объединились два колхоза «Пограничник» (в Алтане и Усть-Букукуне). В послевоенные годы колхоз начал работать стабильно, возросли урожаи на полях, надои молока, настриги шерсти, поголовье скота. Жизнь с каждым годом становилась лучше. В1958 году к колхозу «Пограничник» присоединили колхоз имени Дзержинского (Шумунда). В последующие годы построен небольшой культурный центр, где размещался клуб и несколько начальных классов, установили зерноочистительный агрегат, заасфальтировали зерно-ток, построили стригальный пункт, молочно-товарную ферму, две свинофермы. В 1973 году открылся ветеринарный пункт, обслуживающий как частный скот (около 1000 голов КРС), так и колхозный (25-26 тысяч овец, только дойных коров до 2800, 750 свиней и до 350 лошадей). В 1973 году колхоз «Пограничник» стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования работников животноводства. Когда настали «лихие» 90-е, стало резко сокращаться поголовье скота, не решались финансовые проблемы .

***
Сегодня, как отмечает председатель сельского совета, население Алтана живёт, в основном, доходами от продажи сельхозпродукции. Из общей численности населения в 764 человека (вместе со студентами и вахтовиками) в селе всего 139 работающих. Сельчане продают мясо и картофель по низким закупочным ценам. Картофель обменивают на продукты, доходы населения небольшие. Из 243 дворов треть не имеет КРС, хотя некоторые содержат по десять и более голов, также держат овец, лошадей, птицу. Население надеется, что власти обратят внимание на проблемы села, включая закупочные цены. Автобус в райцентр не ходит, плохие дороги, а такси дорого.

Жители Алтана выступают против освоения Алтанского каменноугольного месторождения и обратились к жителям России поддержать их петицию «Против добычи угля в природоохранной зоне Сохондинского заповедника!» https://www.change.org/p/. Администрация Кыринского района, напротив, поддерживает проект добычи каменного угля. В качестве главного аргумента служит то, что село Алтан умирает, нет рабочих мест, много заброшенных домов, молодые парни спиваются. Если будет закрыта средняя школа, отток населения увеличится (https://www.chita.ru/news/138655/).

По теме:
Село Алтан с высоты птичьего полета
Село Алтан https://ivchess.com/altan
Некоторые статьи о Забайкалье:

Чита. Столица Забайкалья
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма
Забайкалье. Даурия. История села Алтан


Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Забайкалье, История, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments