dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Колумбия. Картахена. Музей правильной европейской инквизиции и морской музей

Фотографии Антона и Владимира Дергачевых
image001.jpg
Правильный ошейник для еретиков

Картахена была одним из центров работорговли Новой Гранады и резиденцией католического Трибунала «священной инквизиции». В городе постоянно стоял запах горелого человеческого мяса.

В центре колониальной Картахены вблизи площади Симона Боливара находится дворец, в котором размещалась штаб-квартира Трибунала «священной инквизиции». Это было одно из лучших зданий в городе, сооруженное по повелению испанского короля Филиппа III в стиле барокко к 1770 году и служит образцом поздней колониальной, гражданской архитектуры. Ныне в здании расположена небольшая экспозиция об истории Картахены и Музей инквизиции.

Священное управление инквизиции в Картахене было основано в 1610 году. Поскольку портовый город являлся торговым центром, транзитным пунктом между карибскими и испанскими поселениями в западной части Южной Америки, он стал третьим в империи, где был создан трибунал Священной канцелярии инквизиции.
Карающие орудия инквизиции были направлены в первую очередь против португальских конкурентов в торговле, подозреваемых в еврейском происхождении, тайно исповедующих иудаизм при показном публичном исповедовании другой веры, в данном случае католической. В период 1580 -1640 годов корона Португалии и Испании управлялась единым монархом, и многие португальские купцы действовали в иностранных колониях Испании.

Криптоиудаизм (греч., «тайный») был распространён в Испании и Португалии с 14 века, когда местные евреи, перешедшие в христианство, продолжали соблюдать (нередко тайно) некоторые из еврейских традиций своих предков, но на людях отправляли католические обряды.

Во дворце инквизиции в Картахене осуществлялся суд над «тайными» евреями и другими не католиками. Здесь были публично казнены около 800 человек, виновных в преступлениях, таких как черная магия.

Интерьер дворца инквизиции. Каркас здания сооружен из дерева, а его помещения имеют каменную кладку. Дворец был частично восстановлен как часть культурного исторического наследия Колумбии. В музее представлены карты, оружие, мебель, церковные колокола, орудия для пыток.
image003.png

image005.jpg

Часть экспозиции посвящена истории Картахены. Старинный герб города.
image007.jpg

Забавно, увидеть во Дворце инквизиции фотографию американского президента. 1934 год. Визит Франклина Рузвельта в Колумбию и его посещение Картахены. В своей инаугурационной речи 1933 года президент провозгласил принципы добрососедства на американском континенте, отвергающие военную интервенцию. Соединённые Штаты провозгласили «хорошие» отношения с соседними государствами на фоне роста международных конфликтов. Эта политика должна была укрепить поддержку Латинской Америки. Избегая военных интервенций, США изменили методы сохранения влияния в «ближнем дворе», включая Латинскую Америку. Правильный панамериканизм был направлен на поддержку влиятельных местных лидеров, обучению национальных гвардий, экономическому и культурному проникновение, предоставлению займов и наконец, организацию политических переворотов в странах, где лидеры отказывались быть патриотами-марионетками. Эра «добрососедства» завершилась с началом холодной войны. До её окончания США прямо и косвенно жестоко пресекали подозрительные социалистические движения с надеждой покончить распространение коммунистического влияния. В качестве примеров можно назвать свержения социалистических режимов в Чили и Гватемале, правительства сандинистов в Никарагуа.
image009.jpg

Конкиста и инквизиция. Инквизиция в Западных Индиях, как испанцы называли свои владения в Америке, была создана в виде отдельного церковного трибунала в 1483 года под названием Совета верховной и всеобщей инквизиции (кратко — Супремы)[1]. Первым главой Супремы был прославившийся своими жестокостями организатор массовых казней генеральный инквизитор Томас де Торквемада.

В Испании террор инквизиции в конце XV в. был направлен главным образом против «новых христиан» — евреев и морисков, обращенных в католичество под угрозой конфискации их имущества и высылки из страны. Преследование «новых христиан» должно было подорвать их экономическое и политическое влияние. Инквизиция действовала под контролем и в интересах испанских монархов. С превращением Испании в главный оплот контрреформации в Европе основные усилия инквизиции были направлены на искоренение протестантской «ереси».

С завоеванием новых земель и образованием испанской колониальной власти в Новом Свете первоначально инквизиторскими полномочиями наделялись монахи, которые сопровождали конкистадоров. В 1519 году генеральный инквизитор Испании официально уполномочил первого американского епископа Алонсо Монсо и конкистадора, члена доминиканского ордена Педро де Кордобу выполнять по совместительству обязанности колониальных апостолических инквизиторов. По мере расширения испанских завоеваний в Новом Свете, создавались новые епархии, а новые епископы и другие церковные иерархи в свою очередь наделялись правами инквизиторов.

Кого же преследовали, с кем расправлялись инквизиторы в Западных Индиях? В первую очередь с теми же «новыми христианами», которые, несмотря на строжайший запрет переселяться в Западные Индии, все же просачивались за океан, не столько с целью принять участие в грабеже новых земель, сколько в надежде укрыться в дальних странах от преследований инквизиции. Именно безопасности в первую очередь искали эти люди. Часть из них попадала в Индии непосредственно из Испании или через Португалию, куда в конце XV века бежало большинство кастильских евреев, не принявших католичества. Оттуда они перебрались в Бразилию, а из неё — в испанские колонии Америки уже под видом португальцев-христиан. Разоблачению и наказанию этих «врагов католицизма» инквизиторы уделяли первостепенное внимание.

Кроме «новых христиан», в испанские колонии в Америке проникали так же французы, фламандцы, итальянцы и немцы — подданных испанского короля, владения которого охватывали почти половину Западной Европы. Хотя въезд иноземцев в Западные Индии был строго запрещен без специального разрешения, желание проникнуть в Эльдорадо преодолевало барьеры чиновников. Примерно иностранцы составляли от 5 до 10% общего числа европейцев в испанских колониях. Колониальные власти считали их ненадежными и враждебными элементами, огульно подозревали в протестантских симпатиях, арестовывали, подвергали пыткам и отправляли на каторгу или кемадеро (средневековое религиозное сооружение для сожжения еретиков).

Если для «цивилизованных» европейских инквизиторов было абсолютно очевидно, как надо обращаться с новыми христианами (криптоиудеями) и иностранцами в Западных Индиях, то в отношении коренных индейцев первоначально возникла совершенно новая и неожиданная для них проблема. Убедившись, что новые земли не Индия или сказочный Китай, возник вопрос кто же эти местные жители индейцы, которые часто ходили нагишом и поклонялись идолам? Можно их считать грешниками и вообще людьми, имели ли они «душу»? Святые отцы бросились перечитывать Библию, но ответа не нашли и даже намека на Новый Свет. Поэтому одни продвинутый испанский хронист с сознание собственного долга перед Богом написал во «Всеобщей и естественной истории Индий», изданной в Севилье в 1535 году: «Индейцы по своей природе ленивы и порочны, меланхоличны, трусы и вообще бессовестные лжецы. Их брак лишен таинства, это святотатство. Они идолопоклонники, развратники и занимаются мужеложством. Их главная забота — жрать, пить, поклоняться их истуканам и совершать животные бесстыдства. Чего можно ожидать от людей, черепа которых столь тверды, что испанцы должны остерегаться в сражениях с ними, чтобы не бить их мечами по голове, так как мечи тупеют от этого?» После такого заключения «благочестивая» работа для инквизиторов неимоверно прибавилась.
image011.jpg

image013.jpg

Основатель испанской инквизиции Томас де Торквемада (1420 —1498), первый великий инквизитор империи, инициатор преследования мавров и евреев в Испании.
image015.jpg

Когда Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, светскими властями на территории современной Испании были сожжены заживо 8,8 тыс. человек, а 6,5 тыс. сожгли фигурально после их бегства или смерти, подвергнуты пыткам 27 тыс. еретиков. Деятельности Торквемады как политика способствовала объединению королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания, ставшим одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света.

Три Трибунала колониальной инквизиции в Мехико, Картахена и Лиме. Только трибунал в Лиме с 1569 по 1820 годы осудил 1477 еретиков, в том числе сожженных на кострах.
image017.jpg

Двор святой инквизиции в Картахене. Виселица и доставленная из цивилизованной Европы совершенное орудие убийства — гильотина. Справедливый костер возмездия для еретиков не сохранился.
image019.jpg

image021.jpg

Старое дерево на месте казней.
image023.jpg

Мемориальная доска памяти о погибших
image025.jpg

***
В Картахене функционирует три морских музея: Карибский военно-морской музей (Museo Naval Del Caribe), Морской музей и музей подводной археологии. В погоне за наживой пираты и военные корабли Англии, Франции и Испании потопили в Карибском море огромное число торговых судов. Поэтом для современных археологов – работы не початый край.
image027.jpg

image029.jpg

image031.jpg

image033.jpg

image035.jpg

image037.jpg

Значительная экспозиция военно-морского музея посвящена осаде Картахены в феврале 1586 года, когда английские пираты, возглавляемые сэром Френсисом Дрейком, захватили и разграбили город. Сэр Дрейк оказался самым удачным бандитом, сумевшим получить от Картахены неслыханный по тем временам выкуп в 107 тыс. золотых песо. После этого набега испанцы вынуждены были создать внушительные и дорогостоящие оборонительные сооружения Картахены.
image039.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/Boazio-Sir_Francis_Drake_in_Cartagena.jpg/1173px-Boazio-Sir_Francis_Drake_in_Cartagena.jpg

В 1586 году, после успешного грабительского рейда в Картахену корабли Дрейка отплыли в Гавану, но там была эпидемия дизентерии и цинги. Было известно, что местные индейцы имели средства для различных тропических болезней, поэтому пираты закупили на берегу ингредиенты для эффективной медицинской профилактики: Aguardiente де Caña (переводится как сжигание воды, сырая форма рома, изготовленная из сахарного тростника), сок сахарного тростника, сок лайма и мяты. Сок лайма как антисептик предотвращал цингу и дизентерию. Оригинальное сочетание ингредиентов привело впоследствии к появлению в Британской империи популярно напитка махито. Таким образом, этот ныне популярный коктейль своим происхождением обязан удачному налету пиратов Дрейка на Картахену.

Бравый пират сэр Френсис Дрейк
image041.jpg

В морском музее можно заказать банкет.
image043.jpg

Девушка из Картахены, помогающая морякам расслабиться между походами, следит за своей пышногрудой фигурой с помощью корсета.
image045.jpg







[1] Инквизиция в испанской Америке (1573-1649). Преступления инквизиции в испанской Америке (XVI-ХIХ вв.) https://kuprienko.info/inkvizitsiya-v-ispanskoj-amerike-1573-1649/amp/

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Картахена, Колумбия, Латинская Америка, Музеи мира, Путешествия, Религия, Южная Америка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment