dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Гений сюрреализма Сальвадор Дали. Вдохновение под надежным каблуком

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://api.interior.ru/media/images/07-05/dali-0.jpg.webp

«Есть только одна разница между сумасшедшим и мной.
Сумасшедший думает, что он святой.
Я же уверен, что я сумасшедший».
Сальвадор Дали

Каталонский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали-и-Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, 11 мая 1904, Фигерас, Каталония, Испания — 23 января 1989, там же) — гений сюрреализма, великий и ужасный, считавший себя современным Рафаэлем и мечтавший о бессмертии.

Сальвадор Дали родился в Фигерасе, провинция Жирона (Каталония), в семье зажиточного нотариуса. С 1922 году Дали учится в мадридской Школе изящных искусств Сан-Фернандо и живет в общежитии для одаренных молодых людей.


В студенческие годы он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой и увлекается работами австрийского психолога и психоаналитика Зигмунда Фрейда. После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с модернистскими направлениями, но в 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к педагогам. Дали отправляется в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо и под его влиянием создает ряд картин. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». По теме: Андалузия. Немеркнущий блеск арабо-испанской культуры. Пабло Пикассо.

В Париже Дали впервые встречает свою будущую супругу. Га́ла или Гала́, настоящее имя Елена Дмитриевна Дьяконова (1894, Казань —1982, Порт-Льигат, Испания) посвятила свою жизнь поиску талантливых мужчин. Она была женой французского поэта Поля Элюара, любовницей немецкого и французского художника-авангардиста Макса Эрнста, и наконец, женой, музой и моделью Сальвадора Дали. Гала фигурирует на некоторых его полотнах как древнегреческая Градива. Она не была красавицей, но флюиды от неё околдовали многих мужчин (по обоюдному согласию).

В 1912 году она лечилась в санатории Клавадель (Швейцария) от туберкулёза и там познакомилась с французским поэтом Полем Элюаром. Она называла себя Гала или Галина, а Элюар прозвал её Gala (с ударением на последнем слоге), что в переводе с французского значит «праздник». Гала вдохновила Поля на любовную поэзию, в 1917 году они заключили брак, через год родилась дочь Сесиль.

В 1921 году супруги посетили немецкого художника Макса Эрнста в Кёльне. Гала ему позировала и стала его любовницей, но как в меру порядочная женщина забрала его в дом Элюара во Франции, образовав по взаимному согласию любовный треугольник. В 1929 году Элюар и Гала нанесли визит молодому каталонскому художнику Сальвадору Дали в каталонском Кадакесе. Любовь с первого взгляда как молния сразила Галу и Сальвадора, который был младше её на 10 лет. Сблизившись с Дали, замужняя Гала продолжает встречаться со своим мужем, не отказывая себе в амурных отношениях с другими поэтами и художниками, что в то время было модным у богемы. Сальвадор, в конце концов, уведший жену у друга, как истинный джентльмен пишет в качестве компенсации портрет Поля Элюара. Свой брак они официально зарегистрировали в 1934 году.

Сильная, решительная натура Гала настойчиво продвигала работы Дали, находила покупателей, убедила писать более понятные массовому зрителю полотна, заставляла мужа разрабатывать товарные бренды.

В 1929 году Дали примыкает к группе сюрреалистов, его работы демонстрируются на выставках и художник завоевывает популярность. В это же время происходит разрыв с семьей с её неприязней к Гала.
Провокационные и эпатажные поступки художника сопровождали его всю жизнь. Возможно, таким образом, он стремился испытать чувства и переживания, необходимые в его творчестве. Но от этого близким и окружающим было не легче.

В 1934 году супруги Дали впервые посещают Соединённые Штаты, а с начала Второй мировой войны и по 1948 год они живут в Америке. В 1942 году художник выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его творческая деятельность имеет коммерческий успех. Он сотрудничает с кинорежиссерами Уолтом Диснеем и Алфредом Хичкоком, правда, не всегда удачно.

После возвращения в Испанию Дали с супругой жили преимущественно в Каталонии. В 1958 году Сальвадор официально венчался с Гала в Жироне. В 1965 году художник покоряет Париж своими картинами, выставками и эпатажными поступками.

Гала стала Всем для вдохновения художника, который никогда не прекращал ею восхищаться: «Гала – единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто». Дали, когда супруги не ссорились, называл ее «Мадонной», «Святой Еленой» и «богиней». Гала он посвятил многие картины, включая «Атомную Леду», «Тайная вечеря», «Мадонна Порт-Льигата» и «Христос-Гала».

***
Портрет Гала (рисунок, Фигерас, театр-музей Дали) является эскизом к картине, которую художник начал писать в 1944 году и работал над ней полгода. Он назвал её «Галарина» по аналогии с «Форнариной» Рафаэля. Правда, здесь не обошлось без любимого образа каталонской хлеба. Скрещенные руки Гала похожи на переплетенные прутья хлебной корзины, а её грудь — на горбушку хлеба. Если проследить трансформацию образа Гала на полотнах художниках, то он изменился с годами супружеской жизни. Раньше молодой живописец изображал любимую женщину «с двумя бараньими отбивными на плече, выражая своё подсознательное желание проглотить её». В этой картине, как отмечает Дали, «Гала поднялась на самую высшую ступень в геральдической иерархии моего достоинства, она стала для меня корзинкой с хлебом».
image003.jpg
Фотография Антона Дергачева

Информация для сравнения. Существуют многочисленные картины художников, интерпретирующих по-разному любовницу Рафаэля. Например, Джулио Романо «Дама за туалетом, или Форнарина», Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (передана из Эрмитажа).

Автор: Джулио Романо - http://www.italian-art.ru/canvas/15-16_century/p/pippi_giulio/lady_at_the_mirror.php, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3264505

***
В многочисленных публикациях о Дали Гала часто упоминается как «паразит», «демон», «алчная русская валькирия», «чума», вылепившая из скромного безвольного девственника сексуальное подобие себя. Её недолюбливали женщины (мягко сказано), зато боготворили мужчины. Она их тоже любила (иногда по нескольку одновременно) своей особенной любовью, щедро даря им свою энергию. Она не только исполнила свое природное предназначение – родила дочь, но и оплодотворила вдохновением нескольких мужчин – поэтов и художников, среди них гения сюрреализма Сальвадора Дали. Естественно, талантливые мужчины на каждом углу не встречаются, поэтому чтобы их найти пришлось со многими экспериментировать. Она была яркой харизматической личность, не вписывающейся в общепринятые стандарты. Гала не была красавицей, но притягательной для мужчин женщиной с темными, как два уголька, глазами, не меркнувшей божественной улыбкой Моны Лизы, с безупречной фигурой и стилем от Шанель и Диор.

Распространено неверное представление, что Сальвадор Дали был слабовольным и слабохарактерным, оказавшимся под каблуком хищницы. Но художнику повезло под этим предметом женского туалета. Гала была для него одновременно матерью, женой и любовницей, моделью, секретарем и менеджером (агентом), создателем дорого «бренда» Дали. Благодаря Гала он обнаружил свою сексуальность.

«С бесценной помощью Галы — о ней никогда нельзя забывать — Дали превратился в фигуру мирового масштаба. Его работы, его появления в прессе и на телевидении принесли художнику огромную славу, а усы (он называл их «антеннами для восприятия искусства») и трость помогли ему создать популярного персонажа. В результате Дали удалось стереть границы между культурой элитарной и массовой. Их семейная жизнь не укладывалась в привычные рамки»[1] Супруги Дали, являясь «двумя полушариями единого мозга», жили, как хотели — в страстях, любви, изменах, примирениях… деньгах… Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и они стали приносить большой доход[2] .

В поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Гала была прагматичной. Чтобы оставаться привлекательно для супруга, который был значительно моложе, она стала заводить молодых любовников, которым дарила машины, дома, деньги и даже картины Дали, устраивала в средневековом замке настоящие оргии.

«Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю её, потому что меня это возбуждает» – так мог рассуждать гений не от мира сего. Но и на закате женского возраста Гала позаботилась о супруге, в интимной близости с Сальвадором она оставила юную фотомодель Аманду Лир.

В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, который он мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона, а в 1982 году в возрасте 88 лет умирает Гала из-за перелома шейки бедра. После смерти жены Дали впадает в глубочайшую депрессию, болезнь мешает рисовать. После смерти своей вечной музы, жизнь его потеряла всякий смысл.

***
Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, он не обошел своим внимаем даже геополитику.
Разгадка картины «Геополитический младенец» (1943) кроется в дате ее создания, когда мировая кровавая война в разгаре, но художник уже видит рождающееся в муках новое общество. Человечеству тесно в рамках умирающей эпохи и оно яростно сбрасывает оковы. Но младенец, наблюдающий за рождением нового общества, напуган, прячется в ногах своей матери, но через полвека он будет управлять новым, другим миром. Человечество постоянно уничтожает себя, что бы вновь возродиться и снова себя уничтожать. В этом мастер видит главную загадку человеческого существования. Всякое рождение дает надежду, но будущее совсем туманно и только крупная капля крови, стекающая из треснувшей оболочки, заставляет думать о страданиях и трагедии переходного времени.
image007.jpg
https://kartiny.rus-lit.com/pic/geopoliticheskij-mladenec-salvador-dali_1.jpg

***
Картина «Атомная Леда» (1949, театр-музей Сальвадора Дали) написана в Калифорнии, художник начал работу над холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. В основе полотна известный средневеково сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом. На заднем плане изображены скалы (дикий скалистый берег Коста-Брава в Каталонии). В качества модели изображена любимая жена, единственная женщина, муза и «победоносная богиня» художника — Гала. Слово «атомная» появилось в названии картины потому, что в структуре атома частицы разделены пустотой и никогда не соприкасаются, и художник изобразил на картине все предметы висящими в пустоте и не прикасающимися друг к другу.
image008.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/5/5f/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%B4%D0%B0.jpg. Ожидается, что это произведение перейдёт в общественное достояние не ранее 1 января 2060 года.

***
Театр-музей Дали на его родине в каталонском Фигерасе, Дом-музей Дали в Порт-Лигате и замок Гала Дали в Пуболе находится в ведении Фонда «Гала — Сальвадор Дали», созданного в 1983 году самим художником и возглавляемого им до смерти в 1989 году. Фонд занимается наследием Дали, располагает самым большим в мире собранием его произведений, занимается образовательной и издательской деятельностью, предоставляет произведения Дали для выставок в разных странах мира. Зимой 2020 года в московском выставочном зале «Манеж» прошла выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство».

Некоторые высказывания гения сюрреализма[3]:

«Единственное различие между сюрреалистами и мной заключается в том, что я — сюрреалист».

Тот факт, что я часто сам не понимаю, что означают мои картины, совершенно не значит, что они бессмысленные.

Не бойтесь совершенства: вам его все равно никогда не достигнуть.

Я не странный — я просто не очень нормальный.

Жизнь слишком коротка, чтобы остаться незамеченным.

Вы должны постоянно производить вокруг себя смятение и замешательство, это поддерживает вашу творческую энергию. Все, что противоречиво, рождает жизнь!

Бывают дни, когда мне кажется, что я умру от самодовольства.

Чтобы быть интересным, человек должен провоцировать.

Я всегда вижу то, чего не замечают другие.

Врагов я забрасываю цветами — в гробу.

Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь самого себя.

Когда все гении перемрут, я останусь в гордом одиночестве.


Испания. Каталония. Барселона
Испания. Каталония. Льорет-де-Мар. Туристическая столица побережья Коста-Брава
Испания. Каталония. Коста-Брава. Бланес. Земной Рай в Вашем распоряжении
Испания. Каталония. Тосса-де-Мар. Город, воспетый художниками-авангардистами
Испания. Эмпуриабрава. Каталонская Венеция для любителей «жизни на воде»

Испания. Каталония. Жирона. Бессмертный город

Гений сюрреализма Сальвадор Дали. Вдохновение под надежным каблуком
Испания. Каталония. Фигерас. Театр-музей Сальвадора Дали
Каталония. Фигерас. Театр-музей Сальвадора Дали. Картины. Инсталляции

Испания. Монастырь Монсеррат, духовный символ и религиозный центр Каталонии и паломничества католиков


[1] Юрий Коваленко «Семейная жизнь Дали и Галы не укладывалась в привычные рамки». Искусствовед и куратор московской  выставки «Сальвадор Дали. Магическое искусство»  Монсе Агер — об отношениях великого сюрреалиста с русской женой, фрейдистских подтекстах и ретроспективе художника в Москве.
https://iz.ru/963335/iurii-kovalenko/semeinaia-zhizn-dali-i-galy-ne-ukladyvalas-v-privychnye-ramki

[2] Гала Дали — непревзойденный пиарщик и маркетолог https://russpain.com/news/historia/gala-dali-neprevzojdennyj-piarshhik-i-marketolog/
Сальвадор Дали и Гала: счастливая семья или коммерческий проект? https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/dali-i-gala-schastlivaya-semya-ili-kommercheskij-proekt

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Искусство, Испания, Ландшафты живописи, Сальвадор Дали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments