dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Ока. Самая русская река мелеет

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://i-fakt.ru/wp-content/uploads/2020/04/fakty-reka-oka.jpg
«Реки, несущие животворную влагу по нашей планете,
как живые ленты, разбегаются по всем закоулкам земли.
И среди них красавица Ока — самая русская река»
Константин Паустовский

Река Ока — крупнейший правый приток Волги протяженностью 1500 км течёт по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской и Нижегородской областям. Крупнейшие города на Оке — Орёл, Калуга, Алексин, Серпухов, Кашира, Ступино, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск и Нижний Новгород в устье реки.

На правом берегу реки близ города Чекалина (Тульская область) сохранились остатки основанного еще в конце 11 века древнерусского города-крепости вятичей Дивягорска, входившего в Черниговское княжество. Ока — исторически важный водный путь средневековой Древней Руси, соединяющей Днепр, Десну, Дон с Волгой с помощью волоков и притоков Угра, Москва-река, Зуша, Тихая Сосна, Воронеж и другие.

Регулярное судоходство на реках Волге, Москве и Оке существовало в XIX веке. Но реки Москва и Ока в периоды межени часто оказывались непроходимы для большинства пароходов. У кампании Самолёт существовал регулярный маршрут от Нижнего Новгорода до Рязани. До 1860-х годов Ока была судоходна от Орла вниз по течению, но только во время половодья или с использованием накопительных плотин. Во второй половине 19 века была создана первая лоция Оки (от Каширы до устья), которая в дальнейшем неоднократно обновлялась. В верхнем течении реки имеется несколько водохранилищ. На Москве-реке к 1837 году для повышения уровня воды в центре Москве были построены Бабьегородская плотина и Краснохолмский шлюз. От Коломны до Нижнего Новгорода стали плавать пароходы с туристами. В 1873 году образовалось «Товарищество Москворецкого туерного пароходства», поставившее своей целью развить водный транспорт на реке. Туер (цепной пароход, буксир) двигался вдоль уложенной по дну цепи или троса. С начала XX века их начали вытеснять другие типы судов. Товарищество к 1878 году построило шесть плотин со шлюзами, они обеспечили проход судов с осадкой до 90 см от устья реки до города Москвы.

Ниже устья Москвы-реки на протяжении 100 км река Ока шлюзована плотинами Белоомутского и Кузьминского гидроузлов, воздвигнутыми в 1910 – 1914 годы. Это позволило соединить Москву с рекой Волгой и Поволжьем, включая один из крупнейших российских торгово-промышленных центров — Нижний Новгород, и обеспечить гарантированные глубины для судоходства. В 1930-ые годы после постройки канала имени Москвы стало возможным речное пассажирское движение непосредственно из столицы вниз по Волге. Одновременно с этим приток воды из Волги значительно увеличил сток Москвы-реки (на 40%) и это позволило сделать регулярным судоходство и по Москве-реке от города Москва до устья (Коломны). Был построен Южный речной вокзал в черте Москвы, однако планы регулярного пассажирского движения по Москве-реке и Оке были прерваны Великой Отечественной войной.
image003.png
Автор: СафроновАВ - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9904567

До 1990-х годов река была судоходной до Чекалина (1200 км от устья). В советском прошлом на Оке в летнее время действовал регулярный, общедоступный водный пассажирский транспорт на направлениях: Калуга - Алексин, Алексин - Серпухов, Серпухов - Кашира, Серпухов - Прилуки, Коломна - Серпухов. В начале 2000-х годов судоходство начиналось от Калуги, транзитное — от Коломны (от устья реки Москвы). Судоходные глубины достигались в основном весной и осенью в период повышения уровня воды. Реконструированный к 2015 году Кузьминский гидроузел, расположенный между Константиновом (родиной Есенина) и Рязанью, частично улучшил судоходство. К 2019 году осуществлена кардинальная реконструкция Белоомутского гидроузла (ниже Коломны по течению) с двумя шлюзами и каналам для прохождения судов и попуска воды. Через реку наведено 72 автомобильных моста, работает свыше десятка паромных переправ.

Белоомутский гидроузел
image005.jpg
https://nasha-strana.info/wp-content/uploads/2017/08/lcL4WQ535Os.jpg

В бассейне Оки на левых притоках Москвы-реки и Протвы проходили мои студенчески практики:
В прошлом во время навигации по Оке и Москве-реке доставлялись грузы: стройматериалы, лес, каменный уголь, нефтепродукты и машины. В последние годы осуществилась преимущественно перевозка песка, песчано-гравийной смеси, щебня для потребителей Москвы, Серпухова и Коломны. В незначительных количествах везут уголь, металл, в единичных случаях - оборудование для предприятий Алексина и Калуги

Окское судоходство переживает далеко не лучшие времена. Последнее десятилетие транспортное и пассажирское судоходство на Оке или отсутствует на многих участках или испытывает трудности из обмеления реки. Транзитное судоходство было возможно на участке Оки от Коломны до Нижнего Новгорода. Речные круизы осуществлялись по маршруту: Москва — Уфа, Москва — Нижний Новгород — Ярославль — Рыбинск — Москва (Московская кругосветка), а также Москва — Пермь и Москва — Астрахань.

Единственный в мире речной кольцевой теплоходный туристский маршрут Московская кругосветка («Речное Золотое кольцо») имеет протяженность более 1800 километров. Путешествие длительностью до 15 дней берёт начало на Северном речном вокзале, а завершается на Южном речном вокзале, проходит по каналу имени Москвы, верхней Волге, Оке и Москве-реке. Теплоходы делают остановки на Волге — Калязин, Углич, Мышкин, Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома, Плёс, Городец, Нижний Новгород и на Оке — Павлово, Муром, Касимов, Рязань, Константиново и Коломна.
image007.png
Автор: Kontiger - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=74254745

После Великой Отечественной войны пассажирские речные пароходы проекта 737, а также пароходы более ранней постройки, отправлялись в рейс с Южного речного вокзала Москвы по реке Москве до Коломны и далее по реке Оке и спускались до Горького (Нижнего Новгорода). После этого поднимались вверх по реке Волге до Дубны, продолжали путь по Каналу имени Москвы, прибывая на Северный, а затем на Южный вокзал Москвы. В 1980 году движение пароходов между Северным и Южным речными вокзалами движение круизных судов через центр Москвы больше не осуществляется, но название маршрута «Московская кругосветка» сохранилось.

До настоящего времени из-за небольшой глубины Оки и Москвы-реки рейсы выполнялись на теплоходах 305 проекта (на снимке слева). Также для этого маршрута предполагалось использовать первый теплоход, построенный в современной России — колесный «Сура» (2012, экипаж 11 человек и 40 пассажиров, на снимке справа).
image009.jpg
https://fleetphoto.ru/photo/03/24/57/324574.jpg

Колесные суда пока экзотика на российских реках, но в 2011- 2015 годы для компании «Гама» построены три колесных теплохода «Сура», «Колесов» и «Доброхот». Теплоходы выполняют прогулочные рейсы, а «Сура» – короткие круизы от одного до трех дней. В Астрахани строится для компании «Гама» колесный теплоход «Золотое кольцо» и второе судно того же проекта.

***
Примерно с середины XX века Ока постепенно мелеет. В районе Каширы за этот период река в среднем обмелела на 2 метра, в Серпухове — на 1,6 метра. В 2007 году из-за падения уровня воды в реке частично было приостановлено судоходство, ситуация повторилась в 2014 и 2015 годы. Значительные убытки понесли туристическая отрасль и грузоперевозчики. Пригородные перевозки в Московской области остались только на двух маршрутах: Серпухов - Сады (3 км) и Коломна - Притыки (24 км), есть два прогулочных рейса: в Пущино и Тарусу. В 2020 году «Мостурфлот» отменил круизную навигацию по Оке из-за обмеления реки из-за малоснежной зимы.

При добыче в больших объемах песка и песчано-гравийной смеси, а также производимых речными портами навигационных дноуглубительных работ в русле Оки во многих местах произошла просадка уровня реки. Поэтому транзитное судоходство на участке от Калуги до Коломны практически прекратилось. Сегодня судоходство возможно лишь на отдельных, небольших по протяженности участках реки.

Обмеление Оки крайне негативно сказывается на её ихтиофауне, началось исчезновение некоторых видов рыб. Дноуглубительные работы в период нереста категорически запрещены. Все добытчики речного песка и щебня перед началом работ должны получить соглосования в различных инстанциях, и главное в ФГБУ "Канал им. Москвы". Развит бизнес черных пескокопателей, рабоаюющих под прикрытием коррупмированых чиновиков и полиции. Они ведут добычу песка с нарушением законодательства, а иногда и вообще без лицензии на добычу песка и щебня из реки.Незаконная добыча песка в Оке продолжается .
image011.png
https://c.radikal.ru/c02/2002/aa/ab7482c0cb04.jpg

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment