dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Таруса. Природно-исторический ландшафт и приют вдохновения

Владимир Дергачев
image001.jpg
https://green-city.su/wp-content/uploads/2018/12/1-4-1.jpg

Таруса (9,2 тыс. жителей) с окрестностями – природно-исторический ландшафт и приют вдохновения творческих людей. Город, расположенный на излучине высокого берега реки Оки, и отказавшиеся в свое время от железной дороги, сохранил окружающую природную среду.

Ока здесь делает крутой изгиб с востока на север и, образуя живописный плес меж высоких тарусских холмов, размеренно течет дальше, к матушке Волге. Природные ландшафты местности насыщенны исторической памятью, Тарусу иногда называют русской Швейцарией. Судьба многих творческих людей связана с Окским краем.

Расположенный относительно рядом Приокско-Террасный биосферный заповедник, долина Оки и леса наполняют воздух неповторимыми флюидами вдохновения во все времен года. Даже ледоход не только напоминает о весне, но и дает ускорение ритму созидательной жизни. Незабываемый летний рассвет над Окой с окутанным терпким запахом тумана и росы над окрестными лугами. Первые солнечные лучи озаряют тарусский плес и цветаевский луг. Чтобы ощутить таинственный волшебный мир тарусских пейзажей лучше всего прогуляться летним вечером по высокому берегу Оки, когда на западе медленно гаснет закат, а на востоке в темнеющей синеве всё яснее становится месяц.

Таруса славится русской вышивкой. Слава об искусных мастерицах народного промысла разнеслась по миру, отмечена золотым медалям на выставках в Париже, Брюсселе и Мадриде.

***
История Тарусы уходит своими корнями во времена Киевской Руси. Согласно романтической легенде киевский князь Святослав Игоревич во время своего знаменитого похода 964 года на хазар и булгар, проплывая по Оке, увидел незнакомое селение. «Какой это народ?» — спросил князь. В ответ с берега послышались крики: «То — Русь! То — Русь!». Однако первые подлинные сведения о существовании города относятся к началу XIII века, а документальные свидетельства — лишь к последней четверти XIV века. В старину название города писалось через «о» — Торуса.

После мученической смерти в Орде князя Михаила Всеволодовича (1246) обширное черниговское княжество делится между его сыновьями. Князь Юрий Михайлович получает Тарусу с семью уделами. Тарусское княжество долго сохраняло свою автономию, оставаясь постоянным и надёжным союзником Москвы. Тарусские князья вывели свои дружины на Куликово поле. Последний тарусский князь Василий Иванович служил в качестве воеводы московскому великому князю Василию Темному в конце 40-х годов XV века. В 1443 году под его руководством русские войска разбили войско татарское, в 1446 году он захватил золотоордынского посла, возвращавшегося от врага великого князя — его двоюродного брата Дмитрия Шемяки. После смерти местных князей Тарусское княжество входит уделом в состав Великого княжества Московского. Великий князь Иван III после смерти Василия Темного (1462) передал удел своему младшему брату — Андрею Меньшому, князю вологодскому, со смертью которого (1481) Таруса окончательно входит в состав Москвы.

В источниках XV—XVII веков Таруса фигурирует в числе «украинных городов», не игравших значительной политической роли, но сохранявшая военно-стратегическое значение как один из опорных пунктов обороны Берега — основного южного оборонительного рубежа Русского государства. Иногда по нескольку раз в год на эту так называемую «крымскую украйну» совершались набеги татарской конницы. С 1507 года военная активность Крымского ханства резко усилилась. Из степного Дикого поля вели к Оке татарские «шляхи» и на окских берегах завязывались ожесточённые схватки с ордами. К пограничному рубежу на Оке постоянно выдвигались русские войска, охрана Берега превращается в общегосударственную повинность. К 1512 году воеводы русских сторожевых полков для обороны «крымской украйны» располагались в городах вдоль Берега, в том числе и в Тарусе, чтобы не допустить прорыва татарской конницы вглубь страны. Не всегда удавалось сторожевой службе предотвратить их прорыв. В 1521 году пять воевод стояли в Тарусе, готовясь отразить нашествие стотысячного войска хана Мухамед-Гирея, но не смогли сдержать натиск татар. Поэтому в дальнейшем великий московский князь Василий III лично возглавил для прикрытия бродов и «перелазов» войска на Берегу, укрепив их пушками «Большого наряда».

В середине XVI века формируется передовая оборонительная линия, защищавшая от крымских набегов уезды за Окой. Воеводы ставились на главном оборонительном рубеже в важнейших стратегических пунктах (Коломне, Кашире, Серпухове, Калуге). Правда, Таруса в этом перечне упоминается редко, её сторожевая служба начиналась только во время наибольшей опасности. Так случилось в 1591 году, когда татары лезли здесь вплавь.

Польско-шведская интервенция начала XVII века нарушила сложившуюся систему обороны южных границ и крымцы обрушились на беззащитные окские земли. В 1609, 1612 и 1613 году они беспрепятственно переходили Оку и разоряли Тарусский уезд, сильно пострадавший и в Смутное время. К 1661 году старинная тарусская крепость на Оке перестала существовать, и посад приходи в упадок, в нем насчитывается полтора десятка жителей.

В петровское время Таруса становится дальним пригородом Серпухова, городская жизнь постепенно налаживается. На торговой площади наряду со старой соборной деревянной церковью Афанасия и Кирилла (17 век) возводится новый Никольских храм (1738), около них появились купеческие лавки. В 1776 году Таруса получает статус уездного города Калужской губернии.

В 1779 году в Тарусе произошел опустошительный пожар, после которого город перепланируется по новому, регулярному екатерининскому плану (1777). Эта сохранившаяся городская планировка стала замечательным памятником русского градостроительного искусства. Новая, трапециевидная площадь была создана на месте старого торг, и своим основанием выходила к крутому берегу Оки. Направления обоих её речных створов сходились на площади, создавая удивительные виды на природу, на заокские дали, которые сегодня скрывает поздняя нерегулярная застройка .

Деревянный Никольский собор сгорел в 1779 году, а новый каменный городской храм возвели к 1787 году и осветили в 1790 году в честь Петра и Павла. Екатерининским планом предусматривалось строительство на торговой площади каменного гостиного двора, магистрата, а также присутственных мест, дома городничего и казначея. Однако это не удалось осуществить до конца.

Провинциальная Таруса в начале 20 века насчитывала 2 тыс. человек, живших в окружении не тронутой цивилизацией прекрасной природы. Весной цвели яблоневые сады, и город красовался «как невеста в подвенчальном платье». Красочная и многоликая «декорация» улицы с живописными вывесками прекрасно гармонировала с пёстрыми шалями разодетых тарусских красавиц. Жилые дома с мезонинами, почти сплошь деревянные, утопали в зелени. Среди деревянной жилой городской застройки выделяются немногие тарусские каменные дома-старожилы с «суховатым» провинциальным декором, построенные в первой половине XIX века. В добротных, прочных купеческих домах с элементами позднеклассического декора расположились трактир и гостиница, носившая одно время экзотическое название — «Леандр». В ней в жаркий июльский полдень 1916 года Алексей Толстой услышал от коридорного трагикомичную историю, описанную писателем в очерке «Пути культуры»: «О нравах ничего положительного сказать нельзя: 27 лет смотрю на эту площадь и ничего не вижу, кроме свинства»,— говорит автору коридорный и рассказывает о том, как в огромной луже-яме на центральной площади города утонул заезжий турист-американец. Только после этого происшествия запуганный властями тарусский купец Прохоров, перед лавкой которого находилась злополучная яма, замостил городскую площадь.

Нынешний облик улиц Тарусы определяет в основном архитектура XIX—XX веков. Центр Тарусы образует собор Петра и Павла и площадь перед ним. Сразу за собором — крутой берег реки Оки, на котором установлены памятники Марине Цветаевой, Белле Ахмадулиной и Константину Паустовскому.
image003.jpg
Фото А. Якубовича-Ясного, «Планета», 1986.

В этом тихом городке сохранились заросшие травой улицы, и тропинки, исчезающие в окрестных рощах. На Воскресенской горе, отделенной от городского центра глубоким Игумновым оврагом, на дне которого бьют холодные родники, среди уютных деревянных домиков и раскидистых деревьев стоит Воскресенская церковь, построенная в 1628—1654 годах. Это самое старое сооружение Тарусы, частично перестроенное и расширенное в 1900 году.

Творческая жизнь Тарусы — типичного малого провинциального русского городка – окрашена неброской красотой окских далей. «У Тарусы есть своя слава... Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Недаром ещё с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном... За художниками потянулись писатели и ученые, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки» — так писал Константин Паустовский.

Тарусские ландшафты вдохновляли творчество многих художников, писателей и поэтов. Первым, ещё в конце 19 века, в тарусских окрестностях поселился художник Василий Поленов — на противоположном берегу Оки, в усадьбе Борок. Имя Поленова, его рассказы о богатых природных красотах здешних местах стали привлекать сюда многих художников, прежде всего пейзажистов, и писателей.

В этом Парнасе подмосковной творческой жизни побывали поэт Александр Сумароков, Антон Чехов и Исаак Левитан, Константин Коровин и Леонид Леонов, профессор Иван Цветаев, писатели Алексей Толстой и Алексей Новиков-Прибой, поэт Константин Бальмонт, композитор Серей Прокофьев и пианист Святослав Рихтер.
Среди звездных дачников и добрых гениев Тарусы Константин Паустовский, Марина Цветаева и Николай Заболоцкий, режиссер Андрей Тарковский. Бывали в Тарусе эпизодически или жили К.А. Коровин, А.Т. Матвеев, В.А. Ватагин, В.К. Бялыницкий-Бируля, К.Ф. Юон, Н.П. Крымов, Н.М. Ромадин, Н.П. Ульянов, К.Ф. Богаевский, Ф.П. Решетников, Ф.С. Богородский, Н.В. Крандиевская, А.П. Файдыш-Крандиевский и другие мастера изобразительного искусства. Окским пейзажам посвящали свои лучшие произведения Цветаева, Заболоцкий и Паустовский, а Поленов и Борисова-Мусатов — свои полотна.


Художники писали местные пейзажи со своим виденьем Оки, Тарусы и России. Не случайно здесь была создана Картинная галерея как экспозиция Краеведческого музея, расположенного в бывшем доме купцов Поздняковых, памятнике архитектуры второй половины 19 века.

***
Рядом с художниками в Тарусе жили и работали учёные, писатели и поэты. В конце 19 века профессор, филолог и искусствовед Иван Цветаев, основатель Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), выбрал Тарусу для летнего отдыха. Дача, где жили Цветаевы, стояла на вершине приокского холма, у южной окраины Тарусы, она не сохранилась, на её фундаменте была сооружена летняя танцевальная площадка дом отдыха.

В трагической жизни Марины Цветаевой с Тарусой связаны счастливое и безмятежно детство, прерванное смертью матери в 1906 году. В 1909 году семнадцатилетняя поэтесса написала стихотворение «Осень в Тарусе» с прощальной строфой о счастливых годах:

«Жизнь распахнулась, но всё же...
Ах, золотые деньки:
Как далеки они, Боже!
Господи, как далеки!»

Ностальгия об окских далях выразилась в её парижском завещании: «Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в тех местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов... поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА». Кладбища того уже нет, а камень памяти на косогоре потомки установили.

***
Весной 1905 года в Тарусу приехал с семьей художник Виктор Борисов-Мусатов (1870—1905), инвалид, горбун с детства, и здесь же умер осенью в возрасте тридцати пяти лет. Он жил с женой и маленькой дочкой на даче, где обычно жили Цветаевы (в тот год они уехали за границу). Предчувствуя кончину, художник просил похоронить его здесь.

Трагическая жизнь Борисова-Мусатова коротка и небогата событиями, полная тяжкой печали и страданий. Таруса стала для художника свой «болдинской осенью» и прибежищем, где можно было укрыться от бурных событий русской действительности революционного 1905 года. Здесь на берегах Оки он создал свое знаменитое полото «Осенняя песня», «Летнюю мелодию» в цикле фресок «Времена года».

Виктор Борисов-Мусатов Осенняя песня (1905).
image005.png
https://s019.radikal.ru/i618/1203/c3/1081f9441f91.pnghttps://s019.radikal.ru/i618/1203/c3/1081f9441f91.png

В 1910 году другом художника, скульптором А.Т. Матвеевым, был создан памятник для могилы — каменная плита и на ней фигура лежащего на спине мальчика. Говорят, скульптор использовал то ли легенду, то ли действительный случай: однажды Борисов-Мусатов вытащил из воды тело тонущего мальчика, но ребёнка так и не удалось вернуть к жизни. Искусство Борисова-Мусатова оказало большое влияние на становление ряда художников, создавших в 1907 году объединение «Голубая роза», куда входили П. Кузнецов, Н. Крымов, А. Матвеев, М. Сарьян и другие.

Замечательный пейзажист Николай Крымов долгие годы до конца жизни приезжал на лето в Тарусу и посвятил городу многие свои работы.

Николай Крымов Родной русский пейзаж. Улица в Тарусе (1952)
image007.jpg
http://krimov.ru/kartiny/1/krimov23.jpg

Николай Крымов «Осень»
image009.jpg
https://opisanie-kartin.com/uploads2/image027.jpg

Познакомил Крымова с этими местами Василий Ватагин, который облюбовал Тарусу ещё в 1902 году. В 1914 году на окраине города, «на опушке березовой рощи, откуда открывался чудесный вид на Оку и на заокские холмистые дали», Ватагин построил дом-мастерскую «по мотивам старой архитектуры Севера».

Российский и советский график и скульптор-анималист Василий Ватагин (1883, Москва — 1969, Москва), педагог, профессор, академик АХ СССР (1957, член-корреспондент 1947), народный художник РСФСР (1964), лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Осенью 1913 года Ватагин обвенчался с дочерью художницы Антонины Ржевской — Антониной. Тарусский дом Ватагина запечатлен на ее картине «Дом в Тарусе».

***
В 1955 году Константин Паустовский (1892 – 1968) поселился в Тарусе, которая живет памятью о писателе. Здесь он создал поэтические эссе «Уснувший мальчик», «Городок на реке», «Избушка в лесу», «Наедине с осенью», «Ильинский омут». Александр Пушкин в одной из глав «Евгения Онегина» выдал Одессе «грамоту на бессмертие». Константин Паустовский повестью «Время больших ожиданий», законченной в Тарусе осенью 1958 года, закрепил память о «Жемчужине у моря».

Красоту русской природы открыли Пушкин, а затем Лермонтов, Тургенев, Фет, Левитан... и многие другие художники. Эту традицию продолжил и Константин Паустовский, наиболее ярко она проявилась в рассказе «Ильинский омут»: «Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето.

Я думаю, что слово «великий» применимо не только к событиям и людям, но и к некоторым местностям нашей страны, России...

То место, о котором я хочу рассказать, называется скромно, как и многие великолепные места в России: Ильинский омут...

Оно не связано ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы. В этом отношении оно, как принято говорить, «типично» и даже «классично».

Такие места действуют на сердце с неотразимой силой. Если бы не опасение, что меня изругают за слащавость, я сказал бы об этих местах, что они благостны, успокоительны и что в них есть нечто священное».

Речушка Таруса с Ильинским омутом.
image011.jpg
Фото А. Якубовича-Ясного, «Планета», 1986.

В небольшом тупичке над крутым скатом к речке Тарусе многие посещают небольшой мемориальный дом-музей Константина Паустовского. Миниатюрный сад с туями и исполинским каштаном и красочным цветником с розами, ромашками, флоксами, гортензиями, цветущими даже в начале августа. Дом и сад поддерживается в «живом» состоянии с такой любовью, что кажется, писатель скоро в него вернется с прогулки по окрестностям Тарусы. Писатель похоронен на местном кладбище, где нашли вечный покой Василий Ватагин и Надежда Крандиевская.

***
Николай Заболоцкий (1903 – 1958) два последних лета своей жизни (1957/58) снимал в Тарусе комнаты с терраской в небольшом доме. Ему никогда так хорошо не работалось, как здесь. «Сидя на террасе или под яблоней, он часами мог думать, наблюдать за окружающей его природой».

Подробно: Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики

Одно из лучших стихотворений Заболоцкого «Вечер на Оке», возникшее в соприкосновении поэзии природы и поэзии напряженной мысли, обязано своим появлением тарусской земле:
«В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
………………………………………
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук».

***
Есть в Тарусе старинный дом, спрятанный за могучими вековыми липами на возвышенном месте, которое в прошлом находилось на отшибе и называлось Порт Артуром . По воспоминаниям художницы Натальи Навашиной-Крандиевской в 1936 году её родители купили эту дачу, принадлежавшую дочери художника Василия Поленова Екатерине. Здесь Наталья провела счастливые годы детства и юности вместе с братом Андреем Файдышем-Крандиевским (1920 – 1967), ставшим известным скульптором, лауреатом Сталинской премии (1950). С 1949 года он работал в бригаде скульпторов под руководством Николая Томского, создававших скульптуры для московских высоток и серию рельефов по историко-революционной тематике для станций московского метрополитена. Он один из авторов памятнику Константину Циолковскому в Калуге. В 1966 году Андрей Файдыш создал скульптурный портрет Главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Королёва, установленный в Государственном Центральном музее современной истории России. Выдающийся скульптор похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Их отец — талантливый архитектор Петр Файдыш (1892-1943), репрессированный в 1942 году, а мать, скульптур Милостью Божьей Надежда Крандиевская (1891 - 1963). Один из её шедевров – скульптурный бюст юной Марины Цветаевой можно увидеть в местной Картинной галерее. Её старшая сестра так же знавшая Цветаеву, поэтесса Наталья Крандиевская-Толстая, посвятила Марине трагические строки:
«И Елабугой кончилась эта земля,
Что бескрайние дали простерла,
И все та же российская сжала петля
Сладкозвучной поэзии горло...»

В начале двадцатого столетия молодой Максим Горький гостил в уютном московском доме Крандиевских. Его хозяйки Анастасии Романовне, матери двух одаренных девочек Натальи и Надежды, писатель советовал: «Тетушка Настасья, Вам не романы писать, а посадить Вас в инкубатор, чтобы Вы талантливых детей рожали». Молодой Маяковский был влюблён в Надежду, с которой учился в Школе живописи, ваяния и зодчества. Сестры Крандиевские стали прототипами литературных героинь Даши Телегиной и Кати Рощиной в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам». Наталья Крандиевская (1888 - 1963) ставшая третьей женой Алексея Толстого, проведет с ним счастливое лето 1916 года в Антоновке, имении Свешниковых под Тарусой.
В экспозиции Файдышевского дома, ставшего одним и культурных центров Тарусы, можно увидеть работы многих деятелей искусства, которые здесь жили или когда-либо бывали. Мать художницы Натальи Навашиной-Крандиевской Надежда Крандиевская похоронена на местном старом кладбище.

***
Главный стратегический ресурс Тарусы – природный и городской ландшафт, насыщенный исторической памятью. На это основе родилась концепция эко-города, разработка которой велась совместными усилиями инициативной группы горожан и известных российских экспертов, и принята Городской Думой Тарусы в апреле 2018 года.
image013.jpg
http://www.oka.fm/news2019/45675745767457547.jpg

image015.jpg
http://xn-----6kcciqe7a1dkiof.xn--p1ai/images/tarusa/Tarusa.jpg

***
Окрестности Тарусы не меньше чем сам древний городок насыщены исторической памятью. В Тарусском уезде было свыше 20 дворянских усадеб. От дома Паустовского хорошо видна белая церковь в Бехове на другом берегу Оки — рядом с нею похоронен художник Василий Поленов.

В рассказе «Ильинский омут» Паустовский с высокого берега речушки Тарусы видит в отдалении зеленую стену леса, за которым спряталась усадьба Богимово, расположенная в 12 км от Алексина. Это имение дворянского рода Пронищевых, берущего начало от Ивана Васильевича Прончища, выехавшего из Польши в 1488 году к великому князю Ивану III и пожалованного поместьями в Тарусском уезде.

Здесь в 1702 году родился и провёл детство Василий Васильевич Прончищев, исследователь Арктики, участник Великой Северной экспедиции, первооткрыватель полуострова Таймыр. Его супруга Татьяна Фёдоровна путешествовала вместе с мужем и стала первой женщиной — участником арктической экспедиции. Во время экспедиции Пронищев скончался 29 августа 1736 года, а Татьяна пережила мужа лишь на 14 дней. Супруги похоронены в устье реки Оленек.

В усадьбе Богимово одно лето жил Антон Чехов, написавший здесь «остров Сахалин» и грустный рассказ о любви «Дом с мезонином». Осенью 1812 году всего в каких-нибудь двадцати-тридцати верстах от Тарусы шли решающие сражения Отечественной войны под Тарутино и Малоярославцем. В это время в нескольких верстах от города, в усадьбе Истомино, жила со своей семьёй дочь полководца Михаила Кутузова Анна Михайловна Хитрово. Еще девятнадцатого августа Кутузов, назначенный незадолго до этого главнокомандующим, писал к дочери из-под Гжатска о необходимости уехать подальше от возможного театра войны: «Уезжай же, мой друг! Но я требую, чтобы все сказанное мною было сохранено в глубочайшей тайне, ибо, если это получит огласку, вы мне сильно навредите». Муж Анны Михайловны, молодой тридцатитрехлетний генерал-майор Николай Захарович Хитрово, тяжело раненный в апреле 1809 года во время штурма фортификационного укрепления осажденного Браилова (Малороссия), был занят формированием Калужского ополчения и отъезд семьи откладывался.

***
В окрестностях Тарусы композитор Сергей Прокофьев писал музыку балета «Ромео и Джульетта». Летом 1960 года в маленькой лесной сторожке великий пианист Святослав Рихтер (1915 – 1997) готовился к гастрольным концертам в Америке и Великобритании.

Легендарная дача Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино напоминает дозорную башню древней Руси. Площадь выделенного дачного участка, как говорят местных жители, была ограничена властями, хотя и великий пианист, но не барин. Это сегодня новые русские во власти и хозяева жизни, живущие во дворцах, могут от души посмеяться над советским жлобством.
image016.jpg
Валентин Предлогов https://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/SAM_05_0351.JPG

В настоящее время сельское поселение Алекино, объединяющее 16 деревень и 10 садоводческих товариществ с постоянным населением 445 жителей (2019), которое летом за счет дачников увеличивается до 4 тыс. жителей. На территории поселения расположены: сельский Дом культуры, библиотека, продовольственный магазин, администрация сельского поселения и 37 личных подсобных хозяйств.

У Святослава Рихтера была ещё относительно скромная дача на знаменитой Николиной Горе вблизи Москвы-реки на Рублевке, которую он прибрел в 1971 году, чтобы быть одновременно ближе к столице и природе. Загородная башня под Тарусой была все же далековато.

После смерти пианиста дача с участком перешла по наследству к супруге музыканта - певице Нине Дорлиак. В 2008 году находящиеся в запустении дача, примыкающая к роскошной дворцовой усадьбе Михалковых, была продана наследником племянником Нины Дориак, проживающим во Франции, за 2 млн. долларов.

В начале 90-х годов у Станислава Рихтера родилась мысль о создании в Тарусе школы творчества музыкантов и художников. Для реализации этой идеи в 1992 году был создан «Тарусский фонд Святослав Рихтера» и проведены концерты в Большом зале Московской консерватории и на декабрьских вечерах в Музеи изобразительных искусств имени Пушкина. Велики пианист передал Фонду свою дачу на лесной опушке на высоком берегу Оки, а знаменитая японская фирма Yamaha подарила вновь образованному Фонду рояль. Но в Тарусе не было концертного зала для проведения фестиваля «высокого искусства», как нет и сейчас. Мероприятия Фонда в маленьком провинциальном городке стали проводиться в зале местного кинотеатра.

***
Окрестности Тарусы и реку Оку видели многие кинозрители фильмов «Верные друзья», «Сельская учительница», «Отец Сергий», «На границе», «Член правительства», «Чук и Гек», «Пржевальский», «Джульбарс», «Неуловимая песня», «Фома Гордеев», «Накануне». В них снимались Вера Марецкая, Борис Чирков, Кирилл Лавров, Сергей Бондарчук и другие знаменитые актеры.

К югу от Тарусы на левом берегу Оки расположен Дом отдыха «Серебряный век» (земская дача, затем Дом отдыха им. В. В. Куйбышева) в 36 километрах от Серпухова, в 70 — от Калуги и в 137 — от Москвы. Таруса имеет хорошее сообщение с Москвой, откуда фирменный экспресс преодолевает расстояние до Серпухова за 1,5 часа и далее маршрутное такси (34 км, 40 минут).

Сегодня в окрестностях Тарусы вымирают деревни. Численность населения Тарусского района Калужской области сократилась с 1930 по 2020 годы с 27,9 тыс. до 15,1 тыс. человек, из них в Тарусе проживает 9 тыс. жителей. При этом при разгуле российской демократии с 1992 года численность относительно стабилизировалась. В районе осталось 95 населённых пунктов, в том числе 50 с население от 0 до 10 жителей.

Памятник Марине Цветаевой на набережной Оки в Тарусе
image018.jpg
http://mikhailovo.ru/im/tar/tar_7.jpg

Памятник Константину Паустовскому на набережной Оки в Тарусе
image020.jpg
http://s1.fotokto.ru/photo/full/575/5758261.jpg

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Ландшафты вдохновения, Путешествия, Россия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments