dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

На пути к коммунизму. Зимняя студенческая экспедиция с сухарями в хлебное Поволжье

Владимир Дергачев
image001.jpg
Автор: Е.Гундобин - http://www.stamprussia.com/51_im.htm, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8711510

На географическом факультете МГУ, студенты которого готовились и к экспедиционной деятельности, существовала практика студенческих экспедиций. На зимних каникулах в январь - феврале 1964 года я принял участие в Поволжской студенческой экспедиции по маршруту Москва – Куйбышев – Жигулевск – Сызрань - Саратов – Волгоград. В экспедицию отправлялись с рюкзаком сухарей. В стране очередной неурожай и в хлебном (!) Поволжье дефицит хлеба. Коммунистическая партия – рулевой советского народа во главе с кукурузоводом Никитой Хрущевым – в начале 60-х годов довела страну до ручки, вначале исчез хлеб, а затем и мясо.

image003.jpg

С Казанского вокзала Москвы мы в плацкартном вагоне прибыли в Куйбышев и далее в Жигулевск. Первым нашим объектом была Волжская ГЭС имени Ленина (до 1958 года – Куйбышевская ГЭС, с 2004 – Жигулевская ГЭС) на реке Волга, расположенная между городами Жигулёвск и Ставрополь (с августа 1964 – Тольятти).

Гидростанция является шестой ступенью Волжско-Камский каскад ГЭС на Волге. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе, в 1957—1960 годах была крупнейшей ГЭС в мире. Помимо выработки электроэнергии, ГЭС обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. В настоящее время собственником Жигулёвской ГЭС (за исключением судоходных шлюзов) является крупнейшая российская государственная энергетическая компания «РусГидро».
image005.jpg
https://s12.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/11227949/inx960x640.jpg

image007.jpg

Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным на Волжско-Камском каскаде, частью Единой глубоководной речной транспортной системы Европейской части России. Водохранилище обеспечивает повышенные судоходные пропуски в период навигации, а Жигулёвская ГЭС — глубину не менее 4 м и создает условия для крупнотоннажного судоходства на участке Волги от Новочебоксарска до Тольятти, а также улучшает условия судоходства ниже Волгоградского гидроузла вплоть до Астрахани. По плотине проложены переходы для железнодорожного и автодорожного транспорта, что обеспечивает кратчайшую связь районов Поволжья. Жигулёвская ГЭС является единственным железнодорожным переходом на участке Волги от Ульяновска до Сызрани, а также единственным автодорожным переходом на участке от Ульяновска до Балаково. Автодорожный переход перегружен, в 2019 году начато строительство моста через Куйбышевское водохранилище у села Климовка. Проект является частью международного транспортного коридора Европа – Западный Китай.

Куйбышевское водохранилище обеспечивает водоснабжение большого количества населённых пунктов, включая такие крупные города, как Тольятти, Ульяновск и Казань, а также промышленных предприятий. Водохранилище гарантирует защиту нижележащих территорий от наводнений, имеет большое рыбохозяйственное (в 2018 году выловлено 3,8 тыс. тонны рыбы, без учёта любительского лова) и рекреационное значение, обеспечивает выполнение специального повышенного весеннего попуска в Нижнюю Волгу с целью обводнения Волго-Ахтубинской поймы во время нереста рыбы.

Жигулёвская ГЭС стала основой для формирования крупного Тольяттинско-Жигулёвского промышленного узла, включающего Волжский автомобильный завод, предприятия химической промышленности (Тольяттиазот, Куйбышевазот, Тольяттикаучук) и др. При строительстве этих предприятий активно использовались производственные мощности и инфраструктура, созданные при возведении гидроузла, так с 1958 по 1965 год Куйбышевгидрострой сдал в эксплуатацию 303 промышленных объекта. Посёлок строителей ГЭС стал городом Жигулёвск с населением более 50 тыс. человек, а попавший в зону затопления и перенесённый на новое место Ставрополь-на-Волге с населением около 12 тыс. человек превратился в крупный город Тольятти с населением около 700 тыс. человек.

Создание Куйбышевского водохранилища привело к затоплению значительных земельных площадей. При его создании было переселено 134 тысячи человек (около 36 тыс. домовладений). Были полностью перенесены на новое место небольшие города Ставрополь-на-Волге и Куйбышев (Спасск-Татарский, Булгар), находящийся на территории столицы средневековой Волжской Булгарии. Процесс переселения ускорил необратимое разрушение традиционного уклада жизни населения.

***
Первый проект гидроэлектростанции на Волге в районе Жигулёвских гор был предложен в 1910 году инженером Константином Богоявленским (1978 – 1942), который уже при советской власти по 1929 год возглавлял Самарское техническое общество и занимался разработкой проекта сооружения этого гидроузла. Автор идеи Волгостроя в 1936 году был приговорен к расстрелу, заменённому на 10 лет заключения, по надуманному обвинению в шпионаже, отбывал первый срок в Норильлаге. Вторично он арестован в 1940 году и умер в Красноярском лагере ГУЛАГа.

В 1931 году в Госплане СССР было организовано постоянное совещание по проблеме Большой Волги. В 1936 году на второй день после ареста инженера Богоявленского экспертная комиссия Госплана утвердила схему «Большой Волги», по которой основной упор был сделан на крупные гидроузлы, с максимальным подпорным уровнем, что обеспечивало максимальную выработку энергии и судоходные глубины. При этом затапливались большие площади, и наносился значительный ущерб рыбному хозяйству. По схеме «Большой Волги» Самарская ГЭС должна была иметь мощность 2700 МВт и выработку в 11,5 млрд. кВт•ч в год.

В 1937 году принято совместное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве Куйбышевского гидроузла на реке Волге и гидроузлов на реке Каме», создано управление строительства Куйбышевского гидроузла, которое возглавил С. Я. Жук. Свои изменения в проект вносил и лично Иосиф Сталин.

Сергей Яковлевич Жук (1892, Киев — 1957, Москва) — советский гидротехник, старший майор государственной безопасности НКВД (1940), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1952),дважды лауреат Сталинской премии, академик АН СССР (1953).В 1931 году был арестован органами ОГПУ по обвинению в причастности к контрреволюционной офицерской организации, отбывал срок на строительстве Беломорско-Балтийского канала, проявил себя в качестве инженера и в 1932 году был зачислен в кадровый состав ОГПУ СССР, назначен на должность заместителя главного инженера Беломорстроя. С 1933 года — заместитель и главный инженер по строительству канала имени Москвы. Его прах был захоронен в Кремлёвской стене на Красной площади, а имя присвоено институту «Гидропроект» (1957).

Подготовительные работы по строительству Куйбышевского гидроузла были развёрнуты в 1937 году. Для ведения строительства был создан Самарлаг ГУЛАГа, просуществовавший до октября 1940 года. Численность заключённых в лагере достигла к 1939 году 36,8 тыс. человек. Заключённые были основной рабочей силой на стройке. Работы по проекту были прекращены в 1940 году после решения о приостановке строительства Куйбышевского гидроузла.

К вопросу о строительстве Куйбышевской ГЭС вернулись после завершения Великой Отечественной войны. В 1949 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге». Выполнение проектно-изыскательских и исследовательских работ возлагалось на институт «Гидропроект».

Проектное задание было утверждено в 1951 году, установленную мощность приняли равной 2100 МВт, что обеспечивалось 20 гидроагрегатами по 105 МВт каждый. Средняя годовая выработка предполагалась в 10,7 млрд. кВт•ч. За разработку проекта большая группа сотрудников «Гидропроекта» была удостоена Сталинской премии первой степени. Технический проект гидроузла был утверждён в 1956 году. В процессе строительства проект претерпевал некоторые изменения, удалось увеличить мощность гидроагрегатов до 115 МВт и соответственно мощность всей ГЭС до 2300 МВт.

Строительство Куйбышевской ГЭС было возобновлено (фактически, начато заново) по новому проекту в другом створе в 1949 году. И вновь как перед войной основной рабочей силой стали заключённые одного из крупнейших в системе ГУЛАГа Кунеевского исправительно-трудового лагеря. Максимальная численность заключённых в ИТЛ была зафиксирована в 1954 году и составляла 46,5 тыс. человек. Головной организаций по строительству станции стал специально созданный трест «Куйбышевгидрострой», его взаимоотношения с Кунеевским ИТЛ строились на договорах. Лагерь продолжал существовать и поспи смерти Сталина, был ликвидирован только в 1958 году.

Когда в далеком 1964 году нас, студентов МГУ, знакомили с Куйбышевской ГЭС, в машинном зале сотрудник гидроузла рассказывал о великом трудовом подвиге советских людей, включая «комсомольцев-добровольцев». Много лет спустя, когда я работал в Дальневосточной экспедиции МГУ, в Комсомольске-на Амуре настоящие ветераны-строители города в тайге (бывшие заключённые ГУЛАГа) возмущались сооружённому памятнику «комсомольцам-добровольцам».

Ещё до завершения строительства, в 1958 году Куйбышевская ГЭС переименована в Волжскую ГЭС имени В. И. Ленина. В 1957—1960 годах станция была крупнейшей ГЭС в мире, уступив этот титул Волжской ГЭС. В 1966 году станция выработала первые 100 млрд. кВт•ч электроэнергии.

Несмотря на проведённые в советское время модернизации, к началу 1990-х годов оборудование Жигулёвской ГЭС отработало более 30 лет и стало нуждаться в замене. С 1999 по 2017 годы были заменены старые турбины на новые, и мощность станции достигла в 2019 году 2488 МВт.

***
Жигулевские горы с высотой до 380 метров являются частью Приволжской возвышенности на правом берегу Волги, огибаются самой крупной на реке излучиной Самарской Луки. Это уникальный природный уголок России, здесь организован Жигулёвский заповедник и национальный парк Самарская Лука. В Жигулях художник Илья Репин написал знаменитых «Бурлаков», здесь родилась любимая народом песня «Есть на Волге утес…!».

Жигулевская кругосветка
image009.jpg

***
Из Сызрани мы отправились поездом в Саратов — хлебную столицу Поволжья. Саратов (838 тыс. жителей в 2020, 650 тыс. в 1964) расположен на правом берегу Волгоградского водохранилища реки Волги напротив устья реки Саратовки и города Энгельс на расстояние в 442 км от Самары и в 858 км к юго-востоку от Москвы. В Саратове мы изучали экономико-географическое положение города и знакомились с его достопримечательностями.

После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Русское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче начали строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград). Саратов основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Русского государства в 1590 году на месте средневекового золотоордынского городища на полпути между Самарой и Царицыном. Во второй половине XVIII века Саратов стал крупным перевалочным пунктом и центром торговли рыбой и солью, а затем зерном. Губернский город с 1780 года, в начале XX века был крупнейшим по численности жителей на Волге.
Основой торговли Саратова конца 19 века стал хлеб. Здесь был один из крупнейших в Российской империи центров торговли зерном и мукомольной промышленности. Саратов по производству муки на паровых и водяных мельницах лидировал в стране. Продукция Торгового дома «Братья Шмидт» была отмечена золотой медалью на сельскохозяйственной выставке в Саратове в 1889 году, а в 1893 году удостоена большой бронзовой медалью на Всемирной выставке в Чикаго.

На пристанях Самары, Хвалынска, Баронска (ныне Маркс), саратовскими купцами-мукомолами закупалось по несколько миллионов четвертей знаменитой пшеницы «русская».

Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировал развитие на Волге пароходства. В XIX веке Саратову для развития необходим был водный транспорт, так как железные дороги и гужевой транспорт не обеспечивали всех потребностей торгово-промышленного центра. Местоположение Саратова на Волге — главной транспортной магистрали России, превратили город в один из самых богатых и благоустроенных в Российской империи.
Современный Саратов — многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. Здесь развито машиностроение, нефтяная и химическая промышленность, а кроме университета функционирует более двух десятков вузов. Указом Президента Российской Федерации в 2020 городу присвоено звание «Город трудовой доблести».
image011.jpg

***
В начале 20 века развитие город сдерживалось отсутствием стационарных транспортных переходов через Волгу. В 1902 году началось строительство стратегической железной дороги из Центральной России через Саратов в Нижнее Поволжье к Каспию. Дорога протяжённостью в 1103 км прикладывалась в сложных геологических и климатических условиях безводной степи и летучих барханных песков.

Самым сложным было сооружение железнодорожного моста на Волге у Саратова, строительство которого из-за Мировой войны и Октябрьской революции началось лишь в 1930 году. Технический проект моста с сооружением огромных насыпей-подъездов к нему высотой до 28 метров был одним из сложнейших в стране. На строительстве было занято более 1300 человек, включая профессиональных специалистов, добровольцев и заключенных. Для отделки моста в мраморе и граните с кладбищ Саратова удалили все мраморные и гранитные надгробия, за исключением памятников на могилах выдающихся деятелей революционных движений, науки и искусства.

13 апреля 1934 года на стройке произошла крупная трагедия. Из-за слабой стяжки болтов и других технических проблем мост буквально развалился на части. В полдень большинство рабочих, в целях экономии времени, обедали прямо на рабочих местах. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами тающий лед. Спастись было трудно – лед не давал плыть и не выдерживал тяжести людей, которые пытались выбраться на него из ледяной воды, утонуло около 150 человек… 17 мая 1935 года крупнейший в Европе мост длиной в 1730 м был принят в эксплуатацию.

Саратовский автомобильный мост через Волгоградское водохранилище соединяет правый берег, на котором стоит Саратов, и левый — на котором расположен город Энгельс. Для движения мост открыт в 1965 году. Судоходная часть реки перекрыта неразрезным решетчатым пролётным строением («птичкой») длиной 710 м из железобетона. Саратовский мост на момент открытия в 1965 году был самым длинным мостом в Европе (его длина — 2826 метров).

image013.jpgАвтор: Олеся Боева - http://www.photosight.ru/photos/4384566/, CC BY-SA 3.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17002435


***
В Саратове сохраняется память о знаменитом земляке Александре Радищеве. Имение Верхнее Аблязово, где родился писатель, относилось к Саратовской губернии (ныне в Пензенской области).

По иронии судьбы, как и во времена издания его самого известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», в стране строителей коммунизма был неурожай. В экспедицию отправлялись с рюкзаком сухарей, в хлебном (!)Поволжье — острый дефицит хлеба. Очереди в магазинах Саратова, хлебной столицы Европы, занимали с полуночи. Стояли трескучие морозы, я на улицах обморозил щеки. В столовых вместо хлеба насыпали в бумажные кульки порцию воздушной кукурузы. Хрущевские эксперименты с сельским хозяйством достигли кульминации. После хлебного голода в Поволжье исчез бесплатный хлеб в студенческих столовых МГУ. Хлебный коммунизм откладывался на неопределенное время.

Мы посетили Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, одни из старейших общедоступных музеев российской провинции. Музей был торжественно открыт 29 июня 1885 года стараниями внука А.Н. Радищева, художника-мариниста А.П. Боголюбова, написавшего в автобиографической книге: «Мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца». Сделать это по тем временам было непросто, цензурные ограничения на публикацию трудов Радищева был сняты только в 1905 году.


Саратов. Памятник революционеру-демократу Николай Гавриловичу Чернышевскому, теоретику утопического социализма, философу-материалисту, публицисту и писателю. Его сочинения оказали влияние на творчество Владимира Ленина и некоторых других революционеров и социалистов. Справа на снимке – Саратовская консерватория (1912 года подстроки).
image015.jpg
http://www.gallerymedia.com/images/goroda/sara.jpg

Справа на снимке – общежитие Саратовского университета с бедными комнатами и минимальными удобствами в конце коридора.
image017.jpg

Горожане в походе за дефицитным хлебом
image019.jpg

Мы у входа в Саратовский театр оперы и балета перед просмотром оперы итальянсокго композитора Леонкавалло «Паяцы».
image021.jpg

Из Саратова участники студенческой экспедиции совершили поездку в город Энгельс (до 1914 года — Покровская Слобода, до 1931 года — Покровск) — второй по числу жителей в Саратовской области. Город расположен на левом берегу Волги напротив Саратова, основан в 1747 году чумаками из Полтавской и Харьковской губерний. С 1922 по 1941 годы — столица Автономной Республики Немцев Поволжья. Население — 227 тыс. человек (2020).

Мы посетили Троллейбусный завод имени Урицкого или ЗИУ (ныне Российская машиностроительная компания «Троллейбусный завод») — крупнейший в стране производитель троллейбусов. Троллейбусы и электробусы с динамической подзарядкой «Тролза» работают в 86 городах Российской Федерации, где имеется троллейбусное движение. 20 февраля 2020 года было объявлено о прекращении производства транспорта компанией «Тролза», а на площадке арендуемой компанией «Транспортные системы» презентовали обновлённую версию низкозольного троллейбуса ПКТС-6281 «Адмирал».

На снимке троллейбус ЗИУ—5, выпускавшийся в начале 60-х годов.
image023.jpg

В Энгельсе расположена одна из крупнейших в мире авиабаза ВКС России, на которой дислоцируется 22-я Донбасская тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия Дальней авиации. Это одна из двух (наряду с авиабазой Украинка) оставшихся действующих баз российской стратегической авиации, на которой расположены бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 МС имеющие на вооружении крылатые ракеты с ядерными боеголовками. При авиабазе функционирует музей дальней авиации.

Среди известных уроженцев города (бывшего Покровска) — советский писатель Лев Кассиль (1905—1970). Самое значительное из его произведений, которым я зачитывался в детстве, «Кондуит и Швамбрания» (1928—1931), написанное на автобиографическом материале, рассказывает о жизни гимназистов в дореволюционной России и в 1917—1919 гг.

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, МГУ, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments