dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Хошеутовский хурул Победы

image009
В начале 17 века калмыки принесли присягу на подданство русскому царю и расселились в междуречье Волги и  Яика (Урала).  Калмыцкое ханство надежно защищало  южные рубежи России,  совершала походы против крымских  татар и кубанских татар (ногайцев), горцев Северного Кавказа, казахов  и мангышлакских туркмен.


Но в результате русской колонизации калмыцких земель, сокращения пастбищных угодий,  устройства укреплений Царицынской сторожевой линии на перешейке между Доном и Волгой начались конфликты. В зоне основных кочевий калмыков селились донские казаки. Среди калмыков  начала укрепляться идея возвращения на историческую родину в Джунгарию. В 1771 году улусы левобережья Волги  отправились в путь, обернувшийся национальной трагедией. Калмыцкая орда  потеряла в столкновениях с местными племенами,  а так же от ран, голода, холода и болезней до 100 тыс. человек и лишилась основного богатства (скота). В том же году Екатерина Великая ликвидировала Калмыцкое ханство.

Среди  оставшихся в Волжском Понизовье калмыков выделялся Хошеутовский улус, ставка калмыцкого князя располагалась на левом (пойменном) берегу Волги в Тюменевке. По преданию, предки калмыков (хошуты) были  ханской гвардией Чингисхана. Эта «тысяча отборных богатырей»  составляла подразделение корпуса ханских телохранителей. В гвардию набирали смелых джигитов из покорённых племён. Во время сражений гвардия  была в авангарде. Хошуты (хошоуты) относятся к этнической группе западных монгол и в России не отделяют  себя от калмыков.

Во время Отечественной войны 1812 года было сформировано три калмыцких полка. Из Тюменевки на войну начал путь  Второй калмыцкий кавалерийский пятисотенный полк, отличившийся в боях на европейских полях сражений и дошедший до Парижа.

После Отечественной войны 1812 года вернувшиеся из Европы калмыки  воздвигнули в честь Победы буддийский храм — Хошеутовский хурул в ставке князя Тюменя (ныне село Речное). В 1858 году хурул в качестве гостя калмыцкого князя посетил  знаменитый французский писатель Александр Дюма.

 После установления советской власти в 1924 году из Астраханской губернии  в Калмыцкую автономную  область был передан Хошеутовский улус с Тюменевкой, что отражено на карте Калмыцкой АО 1928 года (из атласа СССР).
Во время Великой Ответственной войны 110-я Отдельная Калмыцкая дивизия успешно сражалась с врагом, но была расформирована в феврале 1943 года из-за малочисленности калмыков. Во время немецкой оккупации  часть калмыков (от 5 до 7 тыс.), недовольных советской властью,  служило в Калмыцком  кавалерийском корпусе и 1-й казачьей  дивизией вермахта.

В декабре 1943 года около 100 тыс. калмыков был депортировано в Сибирь, в ссылке умерло более 40 тыс. человек.  Калмыцкая АССР была ликвидирована и образована Астраханская область.

После Великой Отечественной войны в связи с острой нехваткой рабочей силы советское правительство разрешило некоторым сословиям бывших российских граждан вернуться на Родину.  В 1947 году  часть русских старообрядцев (липован), чьи предки бежали за границу еще во время церковных реформ Никона за Дунай в Румынию, мигрировали  в Речное (Тюменевку).

После возвращения калмыков из Сибири вновь была воссоздана Калмыцкая АССР. Возвращен волжский поселок Бурунный, которому вернули историческое  название «Цаган-Аман».  В этом месте территория Калмыкии вклинивается в Астраханскую область, включая участок Волги и пойменные луга.  Но другой волжский «клин» – бывший Хошеутовский улус  с  Тюменевкой – остался в составе Астраханской области.

При советской власти Хошеутовский  хурул в Речном сильно пострадал, был превращен в школу, зернохранилище. Я видел храм в 1952 году, когда мой отец — председатель колхоза «Красный партизан» – взял меня в поездку в село Заволжье, расположенное рядом с Речным. Во время половодья сухопутной дороги не было, плыли на речном баркасе.  Храм, приходящий в упадок, но  доминирующий над Волгой производил  сильно впечатление. Но в 60-е годы местному колхозу «Новая жизнь» понадобился кирпич  для строительства коровника, для этого были снесены  галереи и малые башни хурула.

Сохранившаяся часть храм объявлена в демократической России архитектурно-историческим памятником федерального значения.
image011
http://khurul.ru/lib/wp-content/uploads/2009/02/nnfnnfdh2_resize.jpg

image013В 2004 году Хошеутовский хурул был передан в безвозмездное пользование местной буддийской общине, началась его реконструкция.  На снимке отражена реставрированная часть храма, однако к 200-летию Отечественной войны 1812 года работы не были завершены из-за ограниченного финансирования.
Tags: Волжское Понизовье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments