dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Выборг. Пейзажный парк Монрепо (Мой покой)

Фотографии Михаила Коростылева

Парк Монрепо. Павильон «Нептун»  античного образца на мысе, изначально называвшийся храмом благочестия. Рядом была установлена скульптура Нептуна, позже перенесенная внутрь павильона. Павильон неоднократно уничтожался и восстанавливался, скульптуры не сохранились.

В Выборге имеется несколько роскошных парков. Центральный парк культуры и отдыха раскинулся на Батарейной горе, где сохранилась часть Восточно-Выборгских укреплений и располагались финские военные склады. Парк открыт после Второй мировой войны. Самый большой и известный парк Выборга — парк Монрепо на острове Твердыш. В числе других парков Выборга — Петровский и Папульский, а также «Сквер мужества» с мемориалом воинам, погибшим в Афганистане и Чечне.

Среди выборгских парков центральное положение занимает ЦПКО, более известный как парк-эспланада,  разбитый на месте снесённых в середине XIX века валов Выборгской крепости.


Из городской садово-парковой скульптуры наиболее известны скульптуры «Лось» и «Лесной юноша», установленные в парке-эспланаде, статуи «Промышленность» и «Морская торговля», а также скульптура парка Монрепо памятник Вяйнемёйнену, утраченный в годы войны и восстановленный в 2007 году.

Центральный парк (Парк-Эспланада). Бронзовая статуя «Лесной юноша» на гранитном постаменте установлена в 1932 году. Обнажённый юноша держит на привязи медвежонка.


Скульптура «Лось» (1928)


В городе имеется сад Скульптуры, в котором представлены работы участников выборгского скульптурного симпозиума 1988 года. Скульптура «Волк» (1988).


Самый большой и известный парк Выборга — парк Монрепо (фр. Mon Repos — , Мой покой, Место моего уединения) на острове Твердыш. Официальное наименование — Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».

Ближняя часть парка благоустроена для прогулок и отдыха, а дальняя представляет собой почти первозданный карельский лес.

Парк Монрепо считался одним из красивейших парков Европы и был собственностью баронов Николаи в течение более чем двух столетий. Сохранилось здание парковой усадьбы, здесь ведутся реставрационные работы.

Парк Монрепо в живописи и графике изображали в своих работах многие художники.  С XVIII века парк посещали, писали и рисовали как художники-профессионалы, так и любители. Выдающийся русский живописец И. И. Шишкин запечатлел в ряде своих зарисовок лес в парке барона Николаи. В 1858—1860, 1867, 1878 годы  Шишкин во время путешествий на остров Валаам писал и рисовал пейзажи в окрестностях Выборга. Здесь Николаем  Рерихом были написаны картины «Осень» и «Выборгская крепость», «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень — Выборг», «Отверженный», «Сокровище» и другие.

В дальней части парка имеется почти отвесная скала, использовавшаяся в прошлом для тренировок скалолазов и альпинистов с целью совершенствования своей техники, а также проведения соревнований. Со скалы открывается вид на Защитную бухту и Былинный остров, на который прежде можно было попасть по мосту.


В шведские времена, в XVI веке на острове Твердыш (современное название Твердыш) был устроен скотный двор, часть хозяйственных угодий Выборгского замка. Местность эта по преданиям называлась «Старый Выборг». Из легенды следует, что здесь находилось карельское поселение — предшественник города. В XVII в. — начале XVIII в. эти земли сдавались в аренду выборгским бюргерам и чинам шведской администрации.

В 1710 году во время Великой Северной войны Петр I взял крепость Выборг приступом. В 1720-е—1740-е годы в Выборге усилились политические позиции немцев.

В 1760 году земля была отдана в потомственное пользование коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину (1718—1782). К 1770 году он устроил здесь свою загородную дачу и начал первые работы по созданию парка, который он назвал Шарлоттенталь, в честь своей жены. По указанию коменданта была насыпана плодородная земля, проведена мелиорация заболоченных мест, построен деревянный усадебный дом, оранжерея, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья.

Впоследствии имением недолго владел (1784—1787) назначенный выборгским наместником (генерал-губернатором) принц Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский, брат великой княгини Марии Фёдоровны, жены будущего императора Павла I. Принц дал усадьбе имя Монрепо.

Расцвет Монрепо связан с именем президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, который приобрел имение в 1788 году, а после ухода в 1803 году в отставку, всецело предался украшению и воспеванию в стихах любимого поместья. По проекту его друга, итальянского архитектора Жозефа Мартинелли, строится деревянный усадебный дом в стиле классицизма (1798—1804), библиотечный флигель (1804 год) и другие помещения.

Усадебный дом Николаи, 1830 года постройки после реставрации.

https://d1ualep0003st.cloudfront.net/uploads/cards/images/xlarge/62/f8/d1b14fe5-837f-11e7-bc8f-d1c063225e0b.jpg

При сыне Людвига, Пауле Николаи (он был дипломатом и принимал участие в установлении новых границ России со Швецией по Фридрихсгамскому договору), в парке обустраиваются места для эмоциональных переживаний. Возводятся статуя героя эпоса Калевалы Вяйнямейнена (1873) со скандинавскими гуслями «кантеле» на коленях, турецкая палатка, китайские мостики и китайский павильон (дань тогдашней европейской моде на Восток). Строятся также павильон над источником «Нарцисс» (1820-е годы), храм Нептуна (1830-е годы), готические ворота на входе (1821), павильон Паульштайн (1790-е годы, назван в честь Пауля Николаи), «Хижина отшельника», тосканская колонна, посвященная императорам Павлу I и Александру I (1804). Возводятся неоготическая капелла Людвигсбург (1822) и фамильный некрополь Николаи с маской Медузы Горгоны на скалистом острове Людвигштайн («На краткий миг, о холм, ты мой, потом навек я буду твой» — стихи Людвига Генриха посвящены тому месту, где он позже был похоронен).

В 1827 году на Левкатийской скале в память о погибших в Отечественной войне 1812 года братьях жены Пауля Николаи — принцах Августе и Карле Броглио — установили обелиск. Обелиск удачно вписался в окружающий пейзаж и стал одним из символов парка. Слава о романтической усадьбе была столь широка, что парк посетил в 1863 году российский император — Александр II.

В конце XIX — начале XX веков Монрепо становится местом проведения съездов студенческого христианского движения, участником которого был последний мужчина из рода Николаи — барон Пауль Георг Николаи. В годы финской гражданской войны 1918 года именно он спас поместье от разорения. Однако он скончался в октябре 1919 года и был похоронен на фамильном кладбище в Монрепо.

После смерти барона Николаи Монрепо перешло его сёстрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862—1943) вышла замуж за графа Константина фон дер Палена (1861—1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до войны между СССР и Финляндией в 1939 году.

Весной 1940 года после советско-финской войны,  имение и парк Монрепо были признаны имеющими архитектурную и историко-культурную ценность. В  усадьбе был размещен дом отдыха 123-й стрелковой дивизии. Начинается отбор предметов из знаменитой художественной коллекции Монрепо. Наиболее ценные экспонаты были вывезены в Государственный Эрмитаж , также в Ленинград была отправлена часть семейного архива Николаи, которую владельцы Монрепо, семья Николаи — фон дер Паленов, не успели вывезти с собой при эвакуации. Эти бумаги  попали в Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки.

В августе 1940 года Главный усадебный дом в качестве дома отдыха оказался в ведении Ленинградского военного округа.  Осенью обнаружилось, что военные производят произвольную вырубку деревьев, павильоны разрушаются, а скульптура Вяйнемейнена уничтожена, была  обезображена мраморная статуя Нарцисса, а настенная живопись начала XIX века замазана малярной краской.

В июне 1941 года финские войска заняли территории, утраченные в 1940 году, а усадьбу приспособили под военный госпиталь. С 1942 по 1944 год усадьбой Монрепо владел граф Николас фон дер Пален (1896—1963), сын баронессы Софии Николаи и Константина фон дер Пален. Вскоре от фамильного кладбища (некрополя) баронов Николаи на острове Людвигштайн. останутся лишь осквернённые воспоминания.

Особую живописность парку придаёт скальный пейзаж и порождающий чувство меланхолии, отделённый от берега мелкой протокой «Остров мёртвых» (Людвигштайн), названный так по ассоциации с известной картиной швейцарского живописца Арнольда Бёклина (1827 – 1901). На этом острове расположены опустошённые и осквернённые склепы членов семьи Николаи. На вершине острова находится декоративное сооружение, архитектура которого напоминает формы английской готики.

Остров Людвигштайн. Фамильное кладбище Николаи. Центральный элемент композиции острова — капелла в неоготическом стиле. В склепах, расположенных на острове, были захоронены члены семьи Николаи. Ранее остров с материковой частью парка связывала паромная переправа, в настоящее время остров закрыт для посещений.       




20 июня 1944 года советские войска штурмом  взяли Выборг. Война для Финляндии закончилась в сентябре, а Выборг и Монрепо снова были переданы Советскому Союзу.  Уже в январе 1945 года территория парка и Библиотечный флигель, были переданы Дому отдыха Военно-электротехнической Академии связи им. Буденного. В 1947 году городские власти Выборга добились выделения помещений под детский сад, а территории — под парк культуры и отдыха. В 1952 году Главный усадебный дом и Библиотечный флигель были поставлены под охрану государства как памятники архитектуры.
В мае 1953 года в Монрепо открыли «парк культуры и отдыха», в котором в следующем году проводилось «народное гулянье в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией».

С середины 1950-х в Главный усадебный дом въехал детский сад «Лесная сказка». Библиотечный флигель был превращён в многоквартирный жилой дом, оранжерею передали городской конторе предприятий коммунального обслуживания. А земельный участок с фруктовым садом и ягодником отвели под школьное опытное поле. В 1960 году Совет Министров РСФСР принял Постановление, по которому усадебно-парковый комплекс «бывшего парка Монрепо» был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1980-х годах парк пришёл в плачевное состояние, и в Выборге началась кампания, возглавляемая академиком Дмитрием Лихачёвым, по созданию здесь музея, чтобы уберечь постройки от окончательного разрушения. В 1982 году были воссозданы деревянные въездные ворота, утраченные ещё в 1950-х годах.

В 1988 году создан Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Начались реставрационные работы. К тому времени практически все парковые павильоны были разрушены, дренажная система не работала и часть прудов высохла, другая превратилась в болото, здания усадьбы прогнили насквозь. Захоронения на «Острове мёртвых» опустошены и осквернены.

В 1990-х и 2000-х годах состояние существующих памятников, с учётом трудного финансового положения, в большей части продолжало ухудшаться. Однако, часть памятников всё же удалось отремонтировать (капеллу Людвигсбург на острове Людвигштайн), а некоторые даже воссоздать заново по историческим проектам Китайские мостики, храм Нептуна (1999) и Чайную беседку.

В парке регулярно проводятся различные культурные мероприятия: музыкальный фестиваль «Дверь в лето», религиозные встречи «Золотая осень в Монрепо», поэтические и танцевальные события.

Летом 2011 года «Храм Нептуна» полностью сгорел из-за поджога. В 2012 году была восстановлена Хижина Отшельника, вместе с прилегающими деревянными пешеходными мостиками.

В 2017 году в парке Монрепо началась крупномасштабная реставрация, которая в  реальности обернулась сносами. Было вырублено 1385 деревьев, якобы не соответствовавших требуемому санитарному состоянию. Часть из них была расположена на значимых видовых точках парка, и их вырубка вызвала массовые возмущения горожан. Основные архитектурные объекты парка (храм Нептуна, библиотечный флигель и усадебный дом) были уничтожены и лишь частично восстановлены. В парке  хорошо потрудились вначале варвары советские, а затем хищники  демократической России.
Историческое ядро музея-заповедника составляет усадебно-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX вв. В него входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и Библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля — уникальный памятник садово-паркового искусства.

Павильон «Нептун»


Статуя главного героя финского народного эпоса «Калевала» — Вяйнямёйнена расположена в каменном ущелье Святого Николая. Неоднократно уничтожалась и восстанавливалась.






Вид со сколы на Защитную  бухту. 










«Грот Желаний». Небольшой каменный проход под валунами, отделяющий «Царство скал» от остальной части парка. Считается, что если внутри грота загадать желание, то оно обязательно сбудется.




Ландшафтная композиция в центре Елисейских полей — лиственница (ранее — три), окружённая старыми липами. Из-за преобладания северо-западных ветров деревья на поляне растут под заметным наклоном.




Историческая часть парка органично переходит в лесопарковый массив — зону ценного природного ландшафта, который находится в особом физико-географическом регионе — Фенноскандии. Эта территория состоит из двух больших участков, примыкающих с юга и севера к историческому ядру парка. Он характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов рапакиви (карел., «гнилой камень»), на отдельных участках достигающих высоты 20 метров.


Дерево напомните о старине глубокой



Tags: Выборг, История, Ленинградская область, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments