dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Карелия. Горный парк Рускеала

Валентина Балакирева, фотографии Михаила Коростылева
https://kudago.com/media/images/event/84/ca/84cae22f12b1f713018a678f8ea63dfb.jpg
Большой Мраморный карьер

Горный парк «Рускеала» (фин. Ruskeala — «Коричневая, Бурая»)  расположен вблизи одноимённого поселка в 30 км к северу от Сортавалы. Здесь  находится объект культурного наследия и памятник истории — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.

Каменоломни начали разрабатываться в 1765 году в эпоху правления Екатерины II. На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. В 1846 году, после постройки пильного и шлифовального завода и организации производства извести из осколков мрамора, количество рабочих, занятых на ломках, достигло 800 человек.

В 1939—1947 годах карьер не действовал, а большая часть выработок оказалась затопленной. Затем производство на мраморно-известковом заводе было возобновлено и действовало до начала 1990-х годов. Производилась небольшая добыча мрамора в блоках и для других целей. Сохранилось здание заводоуправления, сложенное из небольших мраморных блоков, и часть печей для обжига извести.

Мрамор Рускеалы использовался в сооружении зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также — подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».

В 1998 году мраморный карьер принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия и включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога». В 2005 году на месте карьеров основан «Горный парк Рускеала».
В 1971 году вблизи Рускеалы велись съемки фильма «А зори здесь тихие», а в  2010 году –  съемки фильма «Тёмный мир». С 2017 года в горном парке проводится летний музыкальный фестиваль «Ruskeala Symphony».












Стены старого карьера пронизаны системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть горных выработок, протяжённостью в несколько километров,  после Великой Отечественной войны оказалась затопленой.




В жаркий летний день находится в Итальянском карьере — настоящая пытка. Солнце отражается от белой поверхности мрамора, многократно усиливая свет и тепло. Свое название карьер получил по созданным в Италии станкам канатного пиления, с помощью которых велась добыча мрамора с 1974 по 1986 годы. Стенки Итальянского карьера словно отполированы, на них хорошо виден великолепный рисунок горной породы.














Аттракцион троллей  — скоростной спуск по тросам.




Летом  2019 года от железнодорожной станции Сортавала до горного парка «Рускеала» запущен туристический скорый фирменный ретропоезд на паровой тяге «Рускеальский экспресс». В честь этого события на станции Сортавала воссоздали историческую эпоху. Первых пассажиров встречали «люди из прошлого» в аутентичных костюмах конца XIX — начала XX веков. Интерьер вагонов выполнен в стиле «Николаевского экспресса» в память об историческом названии Октябрьской железной дороги, названной в честь императора Николая I, по инициативе которого дорога строилась в 1842—1851 годах и фирменного скорого ночного поезда Санкт-Петербург – Москва.  Историческое оформление вагонов осуществлялось на Воронежском вагоноремонтном заводе. Вагоны поезда выкрашены в синий цвет и содержат опознавательные надписи на английском и русском языках. Состав поезда состоит из трех вагонов — двух купейных с 91 местом для сидения и вагона-ресторана.

На сегодняшний день это единственный в России ежедневный поезд на паровозной тяге. Средняя скорость поезда составляет 40—60 км/ч, а время в пути — 1 час. Поезд состыкован по расписанию со скоростным электропоездом «Ласточка» Санкт-Петербург — Сортавала. За первый год этот поезд перевез более 50,5 тыс. пассажиров.
Маршрут был востребован и зимой, но с 30 марта до 30 мая 2020 года из-за эпидемии посещение парка было приостановлено, экспресс снова отправился в рейс 30 мая.
Планируется продлить линию на километр до мраморного железнодорожного вокзала, сохранившегося с начала XX века и осуществить строительство разворотного круга для паровозов, который позволит использовать для «Рускеальского экспресса» один паровоз вместо двух. Процесс смены направления движения паровоза на конечной станции, его заправка водой и другое обслуживание привлечёт туристов, которые смогут увидеть весь технический процесс.

https://pbs.twimg.com/media/EFdDlwIU8AAk_ZD?format=jpg&name=medium



Автомобильная стоянка около «Горного парка»

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Карелия, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments