?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Государство создают Властитель и Песня. Авторская песня в Зоне коммунизма
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев

https://pptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com/slides/pics/000/068/731/original/Slide3.jpg?1480178746

Музыка — мощная сила эмоционального воздействия  и могучий источник духовной энергии. Музыка играет исключительную коммуникационную роль в становлении  государства. Послушайте, что поют граждане страны, и Вы можете определить в ней не только социальный климат, но и будущее государственности.  Впервые на эти функции музыки обратили внимание в  Древнем Китае.

В древнекитайской философии, включая школу Конфуция, уделяли  музыке особое внимание как  важной составной части ритуала. Музыка, воплощающая вселенскую гармонию,  являлась  делом государственной важности. В «Книге Перемен» Учитель  пытался  разгадать  загадку  этого глубочайшего канона, а «Книга Песен» стала любимой. Один из древнейших памятников китайской литературы Шицзин («Книга песен» или «Книга поэзии»), созданная в 11 – 6 вв. до н.э., содержит 305 песен, которые согласно традиции, были отобраны Конфуцием. Эта книга государственной мудрости  посредством знания песен воспитывала вкус  и подобно  библейским сказаниям  прослыла в Китае  вместилищем  мировой мудрости. Труд  в числе других конфуцианских книг был сожжен в 213 году до н. э., но впоследствии восстановлен и в 12 веке получил название Шицзин. Каждый из четырех разделов книги посвящен самостоятельной теме («Нравы царств», «Малые оды», «Большие оды», «Гимны»). Основной темой «песен» служат  человек и его отношение к природе и окружающей действительности, чувственный и мыслительный мир человека. В «песнях» звучат мотивы социальных протестов и поэтические оды, восхваляющие добродетели и ратные подвиги  правителей.  «Песни» отражают многообразие духовной и социальной жизни древнего Китая.

В древнем Китае была широко распространена формула власти: «Государства создаёт император и песня». Известно высказывание одного из китайских императоров: «Мы должны ставить  клеймо на сердце и уме. Для этого нужны гимн и музыка». Конфуцию приписывают слова: «Ум образовывается чтением од, характер  воспитывается  правилами поведения, окончательное  же образование дает музыка». Музыка относилась к шести видам  искусств, обязательных для  владения  образованных людей.  В современном Китай музыке придаётся огромное значение, в том числе выпускаются многочисленные музыкальные фильмы.

«Нам песня строить и жить помогает…»

В журнале «Ландшафты жизни» уже были опубликованы статьи о музыке и её роли в становлении государственности и в личной жизни:
Каждое время имеет свою музыку и песни. Идеологическую значимость музыки хорошо знали кремлевские правители Советского Союза. В советское время издавались цитатники с мудрыми мыслями вождя всемирного пролетариата Владимира Ульянова (Ленина) об искусстве. В том числе его высказывание о классической музыке.

Однажды вечером по приглашению Максима Горького Владимир Ленин на московской квартире Екатерины Пешковой (первой жены пролетарского писателя) слушал «Аппассионату» Бетховена в исполнении известного пианиста Исая Добровейна и сказал: «Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди». Эта цитата многократно тиражировалась. Но у неё есть продолжение: «Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, — должность адски трудная».

Музыку и песню на службу советской власти исключительно эффективно мобилизовал вождь народов Иосиф Сталин. На пике репрессий советский народ с энтузиазмом пел о стране, где «так вольно дышит человек».

***
Наряду с классической музыкой, гимнами и гражданской песней в Советском Союзе во времена «хрущёвской оттепели» рождается авторская песня, консолидирующая молодёжь на созидательную деятельность во благо Отечества. Этому способствовало увлечение молодежи поэзией. Широкую популярность приобрела авторская песня с середины 1950-х годов, с появлением магнитофона. Распространение магнитофонных записей «авторской песни» стало равносильно будущей эпохи социальных сетей Интернета. Как стало очевидным, шестидесятые годы стали вершиной  относительного  благополучия для нескольких поколений советских людей.

Один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни шестидесятых годов был  Булат Окуджава (1924, Москва, СССР — 1997, Кламар, Франция) — советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист.  Автор около двухсот авторских и эстрадных песен. Участник Великой Отечественной войны, гвардии красноармеец (1944). Его отца  расстреляли в 1937 году по ложному доносу, а мать арестовали как жену врага народа. Но на войну Окуджава пошел добровольцем, был тяжело ранен и комиссован. В 1956 году, после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС, Окуджава вступил в партию. В 1959 переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус», ставшей исключительно популярной у молодежи. В 1967 году была написана «Грузинская песня» (Виноградную косточку в тёплую землю зарою…). В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».

В моих воспоминаниях  особое место занимает песня Булата Окуджавы «По Смоленской дороге». В начале декабря 1968 году после выступления агитбригады геофака МГУ в Можайском районе мы отправились на грузовом автомобиле ГАЗ-51 (с тентом)  из Красновидово на создаваемую новую учебную базу геофака МГУ в Сатино, расположенную под Боровском в Калужской области.  Небольшой участок от Можайска мы ехали по Старой Смоленской дороге и пели эту песню.

Старая дорога (ныне Можайское шоссе областного значения), по которой отступала французская армия и Наполеон во время Отечественной войны 1812 года, сохранилась параллельно существующему Минскому шоссе,  проходит, в частности,  через Можайск, Дорохово и Бородино.  Булат Окуджава вспоминал: «...У меня почти все песни сложились на готовые стихи, то есть, сначала писались стихи, а потом появлялась музыка. Только одна родилась наоборот, на музыку — это песня "По Смоленской дороге". Ехал я в самом деле по Смоленской дороге, зимой в машине вместе с поэтом Юрием Левитанским. Ехали мы в командировку от "Литературной газеты", была с нами гитара, и вот у меня сначала появилась музыка, а потом стихи...».

Самое удивительное, что песня, сочиненная в 1960 году,  посвящена не отступающим французам, а является образцом пронзительной любовной лирики. Только через много лет я узнал, что песня посвящена  советской актрисе  Жанне Болотовой (ей тогда не исполнилось ещё и двадцати лет), ныне народной артистки РСФСР.

Многие настоящие поэты для вдохновения женятся несколько раз, не считая мимолетных романов. Булат Окуджава был официально женат всего дважды, но это не мешало часто влюбляться и преклоняться перед Его Величеством Женщиной.  Как часто повторял поэт: «Две вечных дороги - любовь и разлука - проходят сквозь сердце мое...». Среди его юношеских увлечений была и девушка Валя с московского Арбата, с которой он познакомился во время войны после тяжелого ранения.  Через много лет она станет известной на всю страну знаменитой телеведущей Валентиной Леонтьевой, Народной артисткой СССР.

Одной из муз для поэта стала и Жанна Болотова,  Булат тайком от жены ухаживал за юной студенткой первого курса ВГИКа, которая уже дебютировала в фильме «Дом, в котором я живу». Юной Жанне  поэт посвящал песни, включая «По Смоленской дороге»:
По Смоленской дороге – леса, леса, леса.
По Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы.
Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, -
две вечерних звезды – голубых моих судьбы.

По Смоленской дороге – метель в лицо, в лицо,
всё нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо –
покороче б, наверно, дорога мне легла.

По Смоленской дороге – леса, леса, леса.
По Смоленской дороге – столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.

***
Наряду с «отцом» авторской песни Булатом Окуджавой, появились  другие авторы. Начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Александр Дулов («Железный шлем, деревянный костыль»), Дмитрий Сухарев, Новелла Матвеева. Позднее классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Кукин («За туманом», «Понимаешь, — это странно, очень странно…», «Ты что, мой друг, свистишь?… , «Париж», 1964), Александр Городницкий, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Евгений Клячкин («Не гляди назад, не гляди..») и другие барды.

Не остался в стороне от новых веяний и Московский университет. Еще в начале 1950-х годов авторская песня появилась в студенческой среде на биологическом факультете МГУ и в значительной степени связана с агитбригадой, идею создания которой принадлежала барду Ляле Розановой (1932 – 1969).  Из агитбригады  вышли известные авторы и будущие доктора наук Дмитрий Сухарев и Ген Шангин-Березовский, популярный  телеведущий Владимир Познер и другие.

Внесли свой вклад в становление авторской песни агитбригады физического факультета (Сергей Никитин) и географического факультета МГУ (Владимир Борисов, Инна Тихомирова).  В Педагогическом институте им. Ленина начинали свое  восхождение  барды Юрий Визбор, Юлий Ким и Ада Якушева (« Вечер бродит по лесным дорожкам»).
Выпускник 1958 года кафедры биогеографии Владимир Борисов (1936 - 1974) работал в экспедициях в Приморье, Средней Азии и Сибири. Песни начал писать в студенческие годы, с 1955 года на стихи Дмитрия Сухарева, Роберта Рождественского и других российских поэтов. Особенно популярными были песни Владимира Борисова  на стихи Дмитрия Сухарева: «Снежинки», «Каргополочка», «Мелковаты мои путешествия до Калужской и снова домой…».

В 70 — 80-е годы  кумир молодежи Владимир Высоцкий поет уже о маргиналах, стоящих на краю. Как, оказалось,  песни  поэта оказались пророческими. На Краю стояла сама страна, и когда она рухнула, эти песни петь стали меньше. Наступило безвременье 90-х годов, наиболее  характерно переданное в «музыковке о любви» (текстовке) крутого певца, летающего  на персональном самолете: «я твой тазик». И это не далеко от истины,  сама Россия в те годы напоминала «тазик», в котором появился соблазн  вымыть сапоги её недругам.

Страна рабочих и крестьян в исторически короткий срок стала олигархическим государством  Большой трубы и Шоу-бизнеса с разгулом пошлости, ложных замужеств и любовных историй. Подающий надежды певец с хорошим голосом оперного певца  переквалифицировался  в шута шоу-бизнеса.

Хотите узнать будущее страны — вслушайтесь в  песни.

***

16 декабря 1965 года  в Актовом зале Московского университета прошёл VII конкурс студенческих и туристических песен. Популярность его была такова,  что слушатели стояли в проходах и в фойе у открытых дверей в Актовый зал. По теме: Зона коммунизма. Главное здание МГУ, Актовый зал и Дворец культуры.

Председателем жюри конкурса был Лев Ошанин, один из наиболее популярных советских поэтов-песенников. Песня «Дороги» стала народной, огромную известность получили также «Течёт Волга», «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»), «А у нас во дворе есть девчонка одна» и другие. Песня на стихи «Солнечный круг» (композитор — Аркадий Островский), в исполнении Тамары Миансаровой победила на песенном фестивале в Сопоте в 1963 году.

Я был среди зрителей VII конкурс студенческих и туристических песен, организованного МГК комсомола. Сохранилась вырезка из газеты «Московский комсомолец» (от 19 декабря 1965 года) с обширной иллюстрированной статьей о конкурсе, продолжавшемся 6 часов. Победителем стала «Песня о Москве» на слова Геннадия Иванова, исполненная самодеятельным композитором  Юрием Колесниковым  студентом механико-математического факультета МГУ:

«Я смотрю на Москву через призму поэзии,
Через призму музыки, призму любви.
Просто так на Москву смотреть бесполезно,
Просто так ничего не увидите вы…»
Лауреатами конкурса  стали «хозяева» – квартет с физфака МГУ  под управлением Сергея Никитина,  а так же Тамара Комиссарова и Ляля Флайтер из МГПИ, исполнившие песню «Дождь» («Ночь напролет…» Ирины Левинзон) и «Ты у меня одна...» Юрия  Визбора).  Квартет Сергея Никитина  исполнил   «Пони» (Пони девочек катает..., стихи  Юлии  Мориц), «Ночной почтальон» (стихи Сергея Крылова и Юрия Колесникова) и «Английскую песенку» (В Уэльсе тёплые дожди... на стихи  Александра Городницкого). Борис Вахнюк («Песня об отце»)  и Владимир Ваганов («Бумажные кораблики») получили награды за слова и музыку.

Вне конкурса выступили  ленинградцы Евгений Клячкин,  Александр Городницкий и Виталий Сейнов, а так же москвичи — Михаил Анчаров, Юлий Ким («Чёрное море») и  Александр Дулов.

Евгений Клячкин  исполнил  песню «Не гляди назад, не гляди..» и другие.  Виталий Сейнов  представил три песни Юрия Кукина «За туманом» (Понимаешь, это странно...), «Париж» (Ты что, мой друг, свистишь...) и «Город» (Горы далёкие, горы туманные, горы...), а так же  «Атланты» (Когда на сердце тяжесть.. Александра Городницкого).

Популярная песня «За туманом» (или «А я еду за туманом»), впервые исполненная ленинградским бардом  и поэтом Юрием Кукиным в 1964 году, была на мелодию, написанную популярным итальянским композитором Вирджилио Пандзути. Песня положила начало широкому признанию музыканта, став неофициальным гимном геологов и туристов. Журналист и писатель Дмитрий Шеваров заметил: «Понятно, что всей сложности эпохи не найти в 18 немудрящих строчках, но воздух времени хранится в этой песне, как в запечатанной бутылке».

Слова песни «За туманом» были сочинены Юрием Кукиным на платформе товарного поезда во время поездки из Ленинграда в посёлок Шерегеш в Горной Шории, куда он направлялся, сопровождая трактор, в свою вторую геологическую экспедицию в качестве рабочего.

За песню Кукин был удостоен звания лауреата Первого Ленинградского городского конкурса авторов и исполнителей самодеятельной песни, состоявшегося в 1965 году.

За туманом
Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак.
Люди сосланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски...
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги.
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги.

«Атланты» были написаны в 1963 году и считались неофициальным гимном Санкт-Петербурга.  Многие годы авторские концерты Александра Городницкого в родном городе обычно заканчиваются этой песней, исполняемой вместе с залом. В 2018 году песня «Атланты» стала официальным гимном Государственного Эрмитажа.  Городницкий  исполнил в Москве  в МГУ  «У Геркулесовых столбов», «Над Канадой небо синее» и «Старинную пиратскую» (Пират, забудь о стороне родной...). Всего на конкурсе было исполнено около 50 песен, в том числе15 вне конкурса гостями из Ленинграда.

В МГУ прошел и VIII конкурс студенческой песни (07.04.1967), в котором принял участие ансамбль геофака МГУ, исполнивший  песни «Таёжная» и «Старик Юксор»  (И. Тихомирова - В. Борисов) и неудачно «Тайга замолкла, как во сне...» (освистали). На одном из концертов авторской песни в МГУ  прозвучали в исполнении географов Александра Графова и Михаила Елизарова «Вечер идёт, мягко ступает по веткам деревьев...» и «Узором покрылись окна, падает синий снежок...».

***
Музыка играет большую роль в моей жизни. Зв время учебы в МГУ  я посетил  свыше сотни музыкальных спектаклей, в том числе слушал и видел в Большом театре лучших солистов  оперы и балета. Во время работы в Минске большинство вечеров я проводил в Белорусском академическом театре оперы и балета.
В школьные годы родной дед Карп подарил мне баян и, живя в железнодорожном интернате в Астрахани,  я посещал музыкальный кружок. Вершиной моего обучения стало исполнение  мелодий «Одинокая гармонь» (Снова замерло все до рассвета…) и грузинской песни  «Сулико» (Я могил милой искал...).  Несмотря на то, что с музыкальным слухом у меня проблема, как говорят «медведь на ухо наступил», классическая музыка сопровождает меня всю жизнь, под неё я написал кандидатскую и докторскую диссертации.

После классической музыки  важно место в моей жизни занимают произведения авторской песни. Даже когда я после службы в армии принял решение работать  на  Дальнем Востоке  в создаваемом Андреем Капицей Тихоокеанском институте географии ДВНЦ АН СССР, меня сопровождала незатейливая, но душевная мелодия «Синее море» (стихи  Дмитрия Сухарева, музыка Виктора Берковского):

«Выберу самое синее море,
Белый-пребелый возьму пароход,
Сяду - поеду дорогой прямою
Все на восход, на восход, на восход...»
1963

В университет я чаще всего слушал квартет, а затем квинтет под управление Сергея Никитина, который учился на физфаке. Примерно в 1965 году  он выступал в Большой аудитории  2109 географического факультета, расположенной на 21 этаже Главного здания МГУ рядом с моей кафедрой. На зимние каникулы в 1967 году мы отдыхали в одном доме отдыха «Кашира», где я организовал соревнование исполнителей авторской песни и входил в жюри, наградившего  победителя Сергея Никитина тортом.

Подробно: Дом отдыха «Кашира» на Оке. Зимний студенческий отдых по-советски

В репертуаре Сергея и Татьяны Никитиных в те годы была необычная песня (шансон) (запись 1967 года).
Одесса зажигает огоньки
музыка и слова Евгения Аграновича

Одесса зажигает огоньки,
И корабли уходят в море прямо.
Поговорим за берега твои,
Красавица моя, Одесса-мама!

Мой город знаменитыми богат,
Поэты жили здесь и поэтессы.
Утесов Ленька мой родимый брат,
И Верка Инберт тоже из Одессы.

И Эдуард Багрицкий одессит,
Он здесь писал свои стихотворения,
А Сашка Пушкин тем и знаменит,
Что здесь он вспомнил чудного мгновенье.

А Додик Ойстрах, чтоб он был здоров,
Его же вся Италия боится,
А звук егойной скрипки был таков,
Что вся Одесса-мама им гордится.

Эмиль Елесь, ну кто же его не знал?!
Его все звали просто Милька рыжий,
А сейчас он за Одессу запевал,
Ему всё больше Лондон и Парижы.

Одесский вор, он тоже знаменит,
С другим он вором не имеет сходства.
Япончик Мишка, пусть он был бандит,
Но сколько в ём печати благородства.

Одесса мой единственный маяк,
Бывают драки с матом и без мата,
И если вам в Одессе выбьют глаз
То этот глаз уставит вам Филатов.

***
В конце 1960-х, когда  хрущевскую «оттепель»  успешно придушили, возникла новая субкультура — туристов.  В её основе лежала романтизация экспедиционного быта геологов и географов. Миллионы  молодых людей  стали проводить отпуска в дальних  и ближних турпоходах, штормовка стала обыденной интеллигентской одеждой. Моя штормовка сохранялись до почтенного возраста. Пение у костра под гитару  превратило авторскую песню в массовый популярный жанр. По всей стране возникали клубы самодеятельной песни, кумиром которых стал бард Юрий Визбор.
Авторская песня  сопровождал меня в многочисленных походах по Подмосковью, Белоруссии, Русскому Северу и Дальнему Востоку (Приморье).  Сохранилась фотография из турпохода в Подмосковье на речку Волгушу (приток Яхромы) в октябре 1966 года. Первые 10 км от истока она протекает по заболоченной местности, затем глубокая долина Волгуши пересекает Клинско-Дмитровскую гряду, образуя в низовьях живописный Парамоновский овраг — одно из самых посещаемых туристами мест Подмосковья. Обрывистые высокие берега оврага, покрытые смешанным лесом, необыкновенно живописны.

В конце октября у нашей студенческой компании закончилась стипендия, и чтобы  пережить голодные дни мы отправились в турпоход. На полях Подмосковья заканчивалась уборка картофеля, моркови и капусты.  После уборки часть урожая по сложившейся традиции богатой страны  оставалась на полях, о чем были хорошо осведомлены студенты. Взяли с собой хлеб, соль, чай и отправились в путь. Транспортные расходы — 5 копеек на метро и безбилетный проезд в электричке.  Железнодорожные контролёры студентов жалели и только самые «кровожадные» могли высадить на полустанке.  Чтобы этого не произошло, в вагоне электричке устраивали импровизированный концерт. Таня Супрунова и Аннушка Булгакова исключительно душевно пели под гитару популярные в те годы авторские песни.  И контролёры предпочитали не связываться с пассажирами, благодарными самодеятельным «артистам». На берегах Волгуши в течение нескольких дней играли в партизанский отряд, пока не надоедала варёная и печеная в костре картошка.

Фотография Владимира Дергачева

Дуэт Аннушки Булкаков и Тани Супруновой и пользовался большой популярностью среди студентов философского и психологического факультетов МГУ.   Запись  авторских песен в их исполнении хранится в моем архиве. Аннушка стала доктором психологических наук, а Таня трагически погибла в 1968 году. Подробно: Зона коммунизма. Похождения «короля Фарука».

Особенно душевно они исполняли песню «Если я заболею, к врачам обращаться не стану» (слова Ярослава Смелякова, музыка Юрия Визбора):

Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.

Я ходил напролом.
Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях,
забинтуйте мне голову
горной дорогой
и укройте меня
одеялом
в осенних цветах.

Порошков или капель — не надо.
Пусть в стакане сияют лучи.
Жаркий ветер пустынь, серебро водопада —
Вот чем стоит лечить.
От морей и от гор
так и веет веками,
как посмотришь, почувствуешь:
вечно живем.

Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путем.
1940
P. S.

Один из ведущих бардов авторской песни шестидесятых годов профессор Дмитрий Сухарев  написал в 2013 году: «Сегодня отношения между авторской песней (АП) и властью характеризуются неоднозначностью, ставя каждого из нас в ситуацию выбора. Вчера, при советской власти, всё выглядело проще. Для власти было неприемлемо, что наши песни рождались и пелись безнадзорно. Для нас был оскорбителен контроль надзорных органов. Соответственно, песенные клубы воспринимались властью как оппозиция, хотя исходно вряд ли были таковой).  (Текст выступления на конференции «Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?», ноябрь 2013 года).

Бард ссылается на известную книгу по геополитике «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы» (1997) Збигнева Бжезинского. Демиург американской внешней политики в частности пишет: «Культурное превосходство является недооценённым аспектом американской глобальной мощи. Чтобы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире». В частности, надлежит «формировать очертания» такого мира, в котором «американская популярная музыка также занимает господствующее положение». Этим указаниям следует российская власть, с помощью ведущих телеканалов осуществляя политику западного культурного колониализма. Это ведет, по предупреждению философа Александра Зиновьева, к угрозе «потери русским народом роли субъекта исторического процесса» через деформацию языка и культуры.

В начале 2000-х годов пользовался большой популярностью ностальгический  проект авторской песни «Песни нашего века». Но как пели знаменитые и повзрослевшие барды «А всё кончается...».

Зона коммунизма. Начало 60-х годов. Время тревожных ожиданий
Москва. Воробьевы горы. «Там хорошо рассвет встречать вдвоем»
Зона коммунизма. Главное здание МГУ, Актовый зал и Дворец культуры 
Зона коммунизма. Между оттепелью и слякотью. Шестидесятники. Необычный герой-чекист
Зона коммунизма. Столичный комсомол
Зона коммунизма. Дворец спорта. Незаконная коммерческая деятельность. Комсомольские свадьбы в стране, где секса не было
Государство создают Властитель и Песня. Авторская песня в Зоне коммунизма
Московский университет сегодня
Географический факультет МГУ. Выше всех
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями

Публикации на Портале «Институт геополитики»:
Зона коммунизма. Начало 60-х годов. Время тревожных ожиданий
Зона коммунизма. Между оттепелью и распадом. Неусвоенный геополитический урок
Когда и чем завершится окончательный распад постсоветского пространства?

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


  • 1
Прекрасно!
Кстати, вспомнил. Когда только образовалась Демократическая республика Афганистан с Нур Мухаммед Тараки, по нашему телевидению показывали часто исполнения революционных песен на афганском языке. Уж очень музыка какая-то призывная, воодушевляющая была. Прямо, хоть бери автомат и иди защищать революцию.
Но потом оказалось: одних песен мало.

  • 1