dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Португалия. Лиссабон. Морской музей

Владимир Дергачев, фотографии Антона и Анны Дергачевых

Знаменитый португальский галеон, XVI—XVIII веков

Морской музей Лиссабона основан в 1863 года королём Луишем I (любителем океанографии и единственным португальским монархом, самостоятельно командовавшим кораблем) и ныне размещается в восточном крыле позднеготического здания монастыря иеронимитов, архитектурного памятника XVI века под охраной ЮНЕСКО. Музей находит в историческом районе  Санта-Мария-де-Белен, его экспозиция посвящена истории португальского  мореплавания и флота с XV века до наших дней.  Музей является жемчужиной исторического и научного наследия Португалии. Экспозиция содержит более 20 тыс. экспонатов, включая модели кораблей,  гальюнные фигуры, навигационные приборы, старинные карты и портреты адмиралов. Есть также оригинальные корабли и полноразмерные реплики. Суда и самолеты в натуральную величину представлены в соседнем современном ангаре.

Стоимость посещения морского музея 7€ за взрослый билет, каждое первое воскресенье месяца вход бесплатный. Аудиогидов в музее нет, все экспонаты подписаны на португальском и английском языке.

К морскому музею относится старинный фрегат Fragata D.Fernando II e Glória, пришвартованный на противоположном берегу реки Тежу.  Это последний парусный военный корабль португальского флота, построен в Индии. Первое путешествие из Гоа в Лиссабон было совершено на нем  с 2 февраля до 4 июля 1845 года. Его «навигационная карьера» продолжалась 33 года, в течение которых он прошел около 100 тыс. миль, что соответствует пяти кругосветным путешествиям.  В Международном Регистре Исторических Кораблей фрегат D. Fernando зарегистрирован как четвертый самый старый военный фрегат в мире и восьмой самый старый военный парусник.

Морской музей находится в восточном крыле монастыря Жеронимуш, часть наиболее крупных экспонатов представлена в соседнем современном здании.



Заслуженным призом за Великие географические открытия стало создание Португальской колониальной морской империи (1415 – 1975). Движение за морской горизонт было обусловлено и наличием сильного соседа  в лице Испанской короны, не позволявшей расширяться за счет территориальный приобретений в Европе.

Выдающейся роль в основании Португальской империи принадлежит Генриху Мореплавателю (1394 – 1460), который  практически некуда не плавал. Но благодаря его воле и настойчивости  снаряжались  морские экспедиции за горизонт. В основанной им навигационной школе преподавали лучшие  математики и картографы того времени. Стремясь достигнуть Индии, португальские моряки открыли путь вокруг  мыса Доброй Надежды в Африке, откуда  везли золото и рабов.

У входа в музей посетителей приветствует статуя Генриха Мореплавателя.


За спиной  инфанта Энрике Мореплавателя вывешена копия старинной карты Португальской колониальной империи в период её расцвета. С эпохи Великих географически открытий Португалия несколько веков контролировала территорию Бразилии в Южной Америке, территории нынешних Анголы, Мозамбика, Конго, Мадагаскара в Африке, Гоа в Индии, Макао в Китае и многие другие более мелкие земли.  Это стало возможным благодаря современному по тем временам флоту и выдающимся мореплавателям.

Португальская колониальная империя.


Карта португальских мореплаваний и открытий, 15 век.


Макет каравеллы, 15 век. По теме: Воспоминания о Христофоре Колумбе



Португальские каравеллы с косыми латинскими парусами, XVI век


Галеоны стали важным шагом в деле кораблестроения после каравелл. Это были многопалубные  корабли, вооруженные пушками, более устойчивые и более приспособленные для плавания в открытом океане по сравнению со своими предшественниками. Галеоны всегда оснащались прямым парусным вооружением.

Португальский галеон, XVI—XVIII веков
image001.jpg







В 1487/99 гг. корабли под командование Васко да Гамы  достигли настоящей Индии и вернулись в Португалию с грузом пряностей.


Ва́ско да Га́ма (1469, Португалия —1524, Кочин в Индии) — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию. Губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (1524).


Отплытие Васко да Гамы в Индию в 1497 году.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/ba/A_partida_de_Vasco_da_Gama_para_a_%C3%8Dndia_em_1497.jpg

В 1500 году благодаря случаю (португальский корабль отклонился от курса на запад)  была открыта Бразилия. В Восточной Африке и  на побережье Аравийского полуострова были созданы португальские  торговые форпосты. Португальский король учреждает  титул  вице-короля Индии.  Движение на восток продолжается. После  взятия Гоа (Индия)  и Малакки (Индокитай) португальцы проникают  в Китай, начинают торговлю с Кантоном и  основывают колонию в Макао (1557).


Португальский адмирал Великий Афо́нсу де Албуке́рке (1453, Альяндра — 1515, Гоа) —  главный архитектор Португальской империи, первой европейской колониальной империи Нового времени. Он создал по берегам Индийского океана укреплённые форпосты с постоянным португальским гарнизоном — Гоа в Индии (1510) и Малакки в Малайзии (1511).  Албукерке сумел перехватить у арабов контроль над основными путями евроазиатской морской торговли. По теме: Старый Гоа. Восточный Рим


Средневековый глобус




Иберийская уния 1580 года привела к объедению португальской короны с испанской. И только в  1640 году Португалия вновь обретает независимость и восстанавливает власть над Бразилией.  Но время упущено, и Португалия теряет большинство своих колоний и торговые форпосты в Юго-Восточной Азии и Африке. На мировую арену выходит  новая морская держава Нидерланды. И борьба за мировое лидерство проиграна, монархия ликвидирована, а Бразилия утрачена.

По теме: Нидерланды. Воспоминания о золотом веке приключений и работорговли

Трехмачтовый корабль с комбинированным парусным вооружением, начало XIX века


Галью́нная фигура. Это украшение на носу парусного судна устанавливалась на гальюн (свес в носовой части парусного судна). Тщательно продуманные резные декоративные фигуры из дерева были весьма популярны с XVI по XIX век. Как и вывески для трактиров, используемые для рекламы, когда большинство людей не умели читать, носовые фигуры часто служили для обозначения имени судна для наименее грамотных слоев общества. Они также использовались для демонстрации богатства и социального положения владельца судна, а на военных кораблях олицетворяли могущество и силу страны. Традиционно  на носу парусного судна устанавливались и отхожие места для экипажа,  поэтому со временем  гальюном стали называть туалеты на кораблях.

Гальюнная фигура, изображающая Генриха Мореплавателя, XIX век

https://trip-together.ru/wp-content/uploads/2018/03/navy-museum-lisbon15.jpg

Последний парусный 80-пушечный корабль «Васко да Гама» был построен в Лиссабоне в 1841 году.




Зал XIX — XX веков. Флот начал использовать паровые двигатели и металлические корпуса кораблей. Здесь представлены макеты кораблей оборудованных двигателями наравне с парусами.








Колесный пароход


Королевская яхта «Амелия».


Зал королевских кают.  В экспозиции представлено две каюты с королевской яхты «Амелия». Яхта принадлежала предпоследнему королю Португалии Карлушу I и его супруге королеве Амелии. Судьба монарха была трагической, его застрелили вместе с его старшим сыном и наследником на площади Коммерции в 1908 году. В живых осталась королева и младший сын, но после этой трагедии юный король не смог предотвратить революцию, случившуюся в 1910 году.


Король Карлуш  увлекался живописью, сохранились его картины. Обычно он изображал море, корабли и интерьеры яхты.  После революции королевскую яхту национализировали и придали военно-морскому флоту Португалии, переименовав её в «5 октября».




В одном из залов музея


Зал королевских яхт и парусно-гребных прогулочных галиотов (18 век)  с уникальной декорацией. Жемчужиной в коллекции Морского музея  является королевская яхта, построенная по приказу португальской королевы Марии I на верфи в Лиссабоне для церемонии обручения  сына,  будущего короля Жуана IV. Судно было укомплектовано 80 гребцами.








Зал речных судов. Типичные лодки рыбаков из разных регионов Португалии.




В музее представлено три гидросамолета, в том числе «Shreck» FBA (1917) один из первых гидросамолетов в Португалии, и Grumman Widgeon — один из последних, летал до 1952 года. Жемчужиной коллекции считается знаменитый «Santa Cruz», осуществивший первый в мире перелет из Европы в Южную Америку.


К концу колониальной эпохи в середине двадцатого столетия под властью Португалии остаются Ангола, Мозамбик, Макао, Гоа и ряд островных колоний.  Португальская колониальная империя существовала вплоть до 1975 года, когда после революции красных гвоздик была предоставлена независимость бывшим колониям, а Макао в 1999 году  передали КНР. К началу 21 века сохранились   только две заморских территории на правах автономии — Мадейра и Азорские острова.Знаменитый португальский галеон, XVI—XVIII веков

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Лиссабон, Музеи мира, Португалия, Путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments