dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Португалия. Лиссабон. Национальный музей карет

Владимир Дергачев, фотографии Антона и Анны Дергачевых

Церемониальная карета королевы Марианны Виктории Испанской (1718 – 1781). Карета изготовлена в Португалии в 1729 году

Национальный музей карет  расположен в Лиссабоне на площади Афонсу де Альбукерке,  в историческом районе Белен. Музей обладает одной из лучших коллекций старинных экипажей в мире и является одним из самых посещаемых в португальской столице. Собрание содержит многочисленные экспонаты XVI–XX веков, включая  роскошные кареты монархов.  При музее работает научная библиотека и реставрационная мастерская.

История музея берёт начало в 1726 году, когда король Жуан V приобрёл несколько домов, дворец и арену на берегу реки Тежу.  В 1786 год по инициативе сына короля, который увлекался верховой ездой,  старый стадион для скачек снесли и к 1828 году построили новый. В 1905 году манеж, украшенный  росписями, плитками и гравюрами, переделывают в музей, а  1940 строят дополнительный зал. В 1994 году  правительство Лиссабона приобретает коллекцию карет. В 2010 году произошло открытие нового музейного здания. Официальный сайт музея на английском языке: http://museudoscoches.gov.pt/en/.

Музей расположен в современном здании, сооруженном в стиле  хай-тек и старом манеже.

https://img.tourister.ru/files/2/2/7/7/0/6/3/7/original.jpg?t=1601385197387



В  музейной коллекции представлено свыше 20 видов карет, включая коляски, купе, седаны, кабриолеты, милорды и т. д. К некоторым моделям для наглядности приставлены фигуры лошадей. Все транспортные средства являются подлинными.  Есть особо ценные кареты, которые принадлежали знатным и королевским особам: экипаж королевы Марии Франциска Савойской, короля Педро II, Папы Римского Клемента XI, королевы Марии I и другие. Большинство карет украшено золотыми барельефами, росписями и кожаными салонами. Более скромные варианты появились в середине XIX века, например, почтовая карета. В отдельных залах демонстрируется собрание вещей, связанных с конными перевозками: колёса, охотничьи трубы, турнирные щиты для лошадей, наряды жокеев и т. п.

Экспонаты распределены по разделам: галерея живописи, конные игры, охота, униформа, сёдла и упряжь, отличительные знаки и т. д. В музее часто устраивают временные выставки. Например, выставлялись картины из серии «Короли и королевы Португалии», миниатюры известных экипажей и рисунки современных художников. В рамках просветительской деятельности проходят мероприятия, на которых знакомят посетителей с историей Португалии. Для детей есть интерактивные познавательные игры.

Здание Королевской школы верховой езды, возведенное в 1786 году, изначально являлось первым в мире музеем карет, официально открытым лишь в 1905 году. Внутреннее оформление выполнено по-королевски: потолок украшен медальонами с аллегорическими сценами конного искусства, построена балюстрада вокруг зала,  в деталях используются золотые барельефы. Историческое здание сохранено и отреставрировано.

Существует несколько тарифов для посещения музея: для взрослых 8 евро, школьники бесплатно, школа верховой езды 4 евро, музей и школа 10 евро. В первое воскресенье каждого месяца — бесплатные экскурсии.

Прежде чем войти в музей, напомним, что карета (от итал. Carretta, от лат. carrus — повозка) — закрытая пассажирская конная повозка с рессорами. Первоначально кузов кареты подвешивался на ремнях, с начала XVIII века стали использовать пружины, а с начала XIX века — рессоры. Наиболее часто кареты предназначались для личного пользования, а с позднего средневековья в Европе — в качестве общественного транспорта (дилижанс, омнибус и шарабан). Самым распространенным видом дилижанса можно считать почтовую карету. По одной версии слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими экипажами, когда  с середины XVII века они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились популярными среди московской знати. До этого использовались колымаги (закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия), берущие начало от колесных повозок кочевых народов. В этих экипажах передвигались женщины, иногда им пользовались больные и старики. Мужчины из боярских и дворянских родов предпочитали ездить верхом.

Основное ядро экспозиции национального музея карет в Лиссабоне — экипажи королевской семьи Португалии. Многие представленные транспортные средства были оставлены в дар португальским монархам от испанцев, австрийцев, датчан, французов и итальянцев.  Самый старинный экспонат датируется XVI веком. Прогуляемся по музею и прокомментируем наиболее примечательные экспонаты.

***
Карета португальского короля Филипа II  и испанского короля Филипа III  – самая старинная и некомфортабельная в экспозиции.  Филип II посетил Лиссабон в 1619 году, за два года до смерти, и весь путь из Мадрида проделал в этой карете. Тяжелые шторы служили единственной защитой от ветра и холода. Но в карете имелось оригинальное удобство – отверстие в сиденье, которое позволяло Его величеству  справлять по необходимости нужду в движущем экипаже.


Карета Марии Франциска Савойской — вторая по древности, принадлежала двоюродной сестре французского короля Луи XIV. Она была  супругой  двух братьев: первым мужем был король дон Афонсо VI, вторым — его брат король дон Педро II.


Карета португальского короля Педро II Спокойного (1648 —1706). Он не только унаследовал престол своего брата, но и в 1668 году женился на его бывшей жене (её предыдущий брак был аннулирован), королеве Марии Франциске Савойской-Немурской (1646–1683), которая весьма способствовала перевороту.


Эта золотая карета изготовлена по приказу австрийского императора Жозе I в 1708 году, для свадьбы его сестры Донны Марии Анны Австрийской с португальским королем Жуаном V.




Церемониальная карета королевы Марианны Виктории Испанской (1718 – 1781) изготовлена в Португалии в 1729 году. Дочь испанского короля Филиппа V прибыла  в Португалию в том году по случаю брака с будущим королем Жозе I. В те далекие времена короли стремились  заблаговременно устроить династийные браки своих совсем юных дочерей-принцесс.   Марианну Викторию обменяли на французскую принцессу в трехлетнем возрасте и в 1721 году отравили в Париж, где она была помолвлена с десятилетним  Людовиком XV. При достижении совершеннолетия (14 лет) должна была стать супругой французского императора.  Но альянс не состоялся, для будущего император нашли другую жену. Людовик XV правил рекордных 58 лет и вошел в историю крылато фразой «После нас хоть плотом». Марианна Виктория была одной из возможных претенденток и на роль будущей жены российского императора Петра II (1715 – 1730), внука Петра Великого, вступившего  на престол в 1727 году  в 11 лет  и в 14 лет умершего от оспы. Одним словом,  о каждой музейной карете можно рассказать много, особенно о судьбе их владельцев.


Вид карета королевы Марианны Виктории Испанской сзади.


Карета Океанов является жемчужиной коллекции,  выделяется  роскошью и богатством отделки. Триумфальная карета изготовлена в Риме в 1716 году специально для визита португальского посольства в Ватикан. Делегация была отправлена во время расцвета Португальской империи, когда золото, хлынувшее из Бразилии, сделало Жуана V самым богатым монархом Европы. Карета Океанов украшена позолоченными барочными фигурами — аллегория на тему португальских морских открытий  (Лето, Аполлон и Весна) и соединения морским путем двух океанов, Индийского и Атлантического (два бородатых мужчины с рукопожатием).


Рядом с каретой Океанов еще два ценных экземпляра, входившие в картеж, направленный в Ватикан. Карета Коронация Лиссабона. В центре скульптурной композиции девушки, олицетворяющей Лиссабон (в португальском языке Lisboa женского рода).


Коронационная карета Лиссабона. Триумфальный экипаж, часть набора из пяти тематических карет и десяти сопровождающих карет, включенных в посольское шествие к папе Клименту XI, отправленное в Рим королем Жуаном V в 1716 году. Открытый кузов в римском стиле обшит красным шелком и украшен позолоченными скульптурами из дерева в стиле барокко. Интерьер обтянут красным шелком с цветочными мотивами c золотыми нитями. Изготовлен в Риме в XVII веке. В передней части кареты изображен дух, который, кажется, управляет экипажем, а рядом — символические образы Героизма и Бессмертия.


Карета со столом. Этот экипаж использовался в 1729 году на церемонии «Обмена принцесс» на границе Португалии и Испании. По этому случаю Португалия передала Испании дочь короля Жуана V, принцессу Барбару Браганса, наследнику испанской короны Фердинанду VI для вступления в брак. В свою очередь приняла испанскую принцессу Мариану Витторию, дочь Филиппа V, чтобы выйти замуж за будущего короля Португалии, принца Жозе I.  Карета изготовлена в Португалии в 1729 году, внутри стоит съемный столик, от которого произошло название.






Как пишут посетители музея после его посещения — ««Карету мне, карету!».

Паланкин  — средство передвижения в виде укреплённого на длинных шестах крытого кресла или ложа, переносимого носильщиками. Паланкин  использовался многие столетия, особенно в культурах, где женщины были изолированы от общества вне их домов. Он переносится 2 или 4 лакеями с помощью кожаных ремней, надеваемых на плечи, с использованием двух съемных шестов, закрепленных на двух боковых металлических опорах.

Паланкин в португальском музее был изготовлен во Франции в XVIII веке,  использовался  как транспортное средство без колес, перевозимое двумя мулами, прикрепленными к опорам боковым панелей кузова. Закрытый кузов рассчитан на двух человек, сидящих лицом друг к другу. Панели кузова украшены пасторальными сценами в стиле Людовика XV.


Кабриолет. Прогулочная коляска, используемая королевской семьей в  дворцовых садах. Его корпус открыт и украшен растительными мотивами. Интерьер выложен красно-охристым бархатом. Дверь в салон находится спереди,  на задней панели находится щит с королевским гербом и место для грума. Кабриолет изготовлен в Португалии в XVIII веке.


Детские кабриолеты были похожи на транспортные средства для взрослых и использовались молодыми князьями для игр и прогулок по дворцовым садам и паркам. В детский кабриолет могли запрягать пони, овец или коз. Пассажирское сиденье оснащено ремнем безопасности. Подобные кабриолеты изготавливались в Португалии, Великобритании и Италии.


Милорд – прогулочная коляска. Ее кузов открытого типа с сиденьями для одного или двух пассажиров со складывающейся крышей и дополнительное откидывающееся сиденье напротив. Приподнятое сиденье кучера оснащено с правой стороны рычагом управления дисковыми тормозами. Коляска изготовлена лиссабонским каретным мастером в XIX веке.


Другой вариант милорда.


Виктория — элегантная карета, изготовленная на основе фаэтона.  Свое называние  экипаж получил в честь английской королевы Виктории. Она включает два сиденья: одно — приподнятое из дерева для кучера, а другое со складной крышей для пассажиров. Крылья передних и задних колес соединены, образуя ступеньку для доступа в кузов. Карета изготовлена в Англии в XIX веке.


Ландо Цареубийца. В этой карете был убит предпоследний король Португалии дон Карлуш I и ранен наследник престола, будущий последний король дон Мануэл. На дверях экипажа можно рассмотреть следы пуль.


1 февраля 1908 года, когда королева Амелия с мужем и двумя сыновьями возвращались с отдыха во Франции в Лиссабон, два террориста-республиканца на площади Коммерции открыли огонь по их открытому экипажу. Король был убит на месте, престолонаследник Луиш Филипе умер через 20 минут, младший сын Мануэл был легко ранен в руку. Королева Амелия пыталась защитить своего мужа и отогнать убийцу с помощью единственного имевшегося у нее «оружия» – букета цветов. После трагедии королева удалилась во дворец Пена в Синтре, откуда выходила только чтобы поддержать младшего сына Мануэла II, ставшего последним португальским королем. В результате революции 5 октября 1910 года Португалия была провозглашена республикой.


Экипаж для небольших поездок принадлежал королеве Амелии Орлеанской (1865 —1951),  жене убитого короля Португалии Карлуша I. Кузов с двумя фонарями имеет кожаную складную крышу с небольшим круглым задним стеклом. Рядом с сиденьем находится рычаг управления дисковым тормозом. Карета изготовлена в Португалии в XIX веке.


Карета Короны сделана в Лондоне в 1824 году. Свое название получила благодаря короне, расположенной на крыше. Эту корону поместили там специально для церемонии коронации Дона Карлуша.




В 1957 году этот экипаж подали английской королеве Елизавете II, во время её визита в Португалию. Это последняя в Португалии карета, которая использовалась для перевозки членов королевской семьи.


Шарабан — тип открытой повозки в виде четырёхколёсных с поперечными сиденьями в несколько рядов. Появились во Франции вначале XIX века. Шарабаны использовались для прогулок, загородных поездок, охоты. Кузов имеет съемную крышу с жалюзи. Доступ внутрь осуществляется через откидные стремена и выдвижные платформы. Колеса оснащены двумя дисковыми тормозами. Шарабан изготовлен в Лондоне по заказу королевы Марии II и украшен расписной монограммой короля Карлуша I, его последнего владельца.


Кларенс.  Экипаж заказан Португальским Королевским домом и изготовлен в Париже в XIX веке. Кузов имеет пять окон с атласными рулонными жалюзи. Сиденье кучера соединено с кузовом и оснащено правым боковым тормозом. С 1910 года использовался Президентом Португальской Республики. На двери нарисована армиллярная сфера, символ Португалии.






Дилижа́нс (от фр.  «проворный экипаж») — транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, а также вид междугородного общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту. Кроме того, существовали специальные почтовые дилижансы. Дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII — начале XIX века как более быстрое средство междугородних поездок за счёт постоянной смены уставших лошадей. Значение дилижансов начало падать после появления железных дорог и речных пассажирских пароходов.

Первое дилижансное общество в России было организовано в 1820 году. Маршрут Москва — Петербург преодолевался за 4–4,5 суток.  Средняя скорость езды дилижанса была 100—150 вёрст в день. В 1840 году началось ежедневное движение пассажирских дилижансов между Москвой и Нижним Новгородом, путь занимал 5 суток. В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров. В 1841 году дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой. С 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва — Харьков.

Двух купейный почтовый дилижанс курсировал в 19 веке в Португалии между Лиссабоном и Порту. В то время эта дорога занимала несколько дней.  Дилижанс мог перевозить пятнадцать пассажиров и кучера. Места были разных классов: два места первого класса, четыре второго, третий класс размещался на крыше дилижанса, где бедняки сидели на коробах и тюках с вещами.


Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII — начале XIX веков. В Великобритании доставка почты дилижансами началась в 1784 году, в Ирландии первый почтовый дилижанс начал действовать в 1789 году.

Дорожная карета. Официальное транспортное средство для перевозки почты, купленное частным лицом и переделанное для перевозки людей и багажа в поездках и охотничьих экспедициях.  Карета, изготовлена в Англии в  XIX веке, принадлежала португальскому аристократу и была передана музею семьей владельца. Всего имеется восемь сидений: два наверху сзади, два напротив, четыре внутри и еще одно рядом с кучером. Как сзади, так и под сиденьем кучера есть отделения для хранения почты и багажа. Экипаж оборудован двумя большими фонарями по бокам и тройной фонарь под подножкой кучера. Задние колеса укомплектованы простыми пружинами и рычажным тормозом.


Раскладная кровать в некоторых моделях карет.


Начиная с XIX века, когда в мире произошла промышленная революция, и были изобретены новые виды транспорта: паровой автомобиль и паровоз. В начале ХХ века карета, как транспортное средство, быстро вытеснялась более скоростным транспортом и уже в 1920-30-е годы стала архаизмом. Сегодня сохранились единичные экземпляры в качестве музейных экспонатов, как аттракцион для развлечения отдыхающих граждан и как повозка для пышных церемоний, например коронация.




Tags: История, Лиссабон, Музеи мира, Португалия, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments