dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Санкт-Петербург. Васильевский остров

Владимир Дергачев, фотографии Владимира Дергачева, Михаила Коростылева и другие

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/3/70/755915284733703.jpg

Васильевский остров находится в дельте реки Невы. Наибольшая протяжённость с севера на юг — 4,2 км, с запада на восток — 6,6 км. Площадь — 10,9 км². Возвышается над уровнем воды (ординаром) до 3,5 м.

Известно древнее прибалтийско-финское (ижорское) название  — Хирвисаари (Лосиный остров). В начале XVIII века на Стрелке острова была устроена артиллерийская батарея Василия Корчмина, что, по мнению некоторых историков, способствовало закреплению названия «Васильевский остров», который после основания Санкт-Петербурга и до середины XVIII столетия имел несколько наименований (Княжеский, Меншиков, Преображенский).

В 1703—1715 годах территория почти не застраивалась. В 1710—1720 годах было построено первое каменное здание Санкт-Петербурга — Дворец для князя А. Д. Меншикова, также на Стрелке острова находились ветряные лесопильни. Освоение территории началось в середине 1710-х годов, когда у Петра I возник план создать на острове европейского города — Санкт-Петербурга. Была распланирована сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов, ставшая основой дальнейшей застройки. Хотя от идеи улиц-каналов позже отказались, эти улицы по-прежнему называются линиями.

В восточной части острова и вблизи набережной Большой Невы сосредоточились основные жилые и общественные постройки: здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, здание Петербургской Академии наук и другие. В 1730-х годах на остров был перемещён Петербургский порт, что способствовало дальнейшей застройке.

Район Стрелки Васильевского острова с начала XIX века стал важным архитектурным ансамблем. В конце XVIII — начале XIX веков на острове были сосредоточены почти все научные и учебные заведения города: Петербургская Академия наук, Библиотека Академии наук, Академия художеств, Горный институт, Морской кадетский корпус и Петербургский университет.

В 1843—1850 годах сооружён первый постоянный (Благовещенский) мост через Большую Неву, связавший Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Во второй половине XIX — начале XX веков на острове велось активное жилищное строительство, появились новые общественные здания, возник ряд крупных промышленных предприятий, включая крупнейший  — Балтийский завод.

***
На территории Василеостровского района в дельте Невы находится остров Декабристов (до 1926 — Голодай). На юге он отделён рекой Смоленкой от Васильевского острова, на западе выходит к Финскому заливу, на севере — омывается Малой Невой. В северо-восточной части остров Декабристов соединён мостом с небольшим Серным островом и мостом Бетанкура с Петровским островом.

Существует несколько версий происхождения названия острова. Вероятнее всего, его первоначальное имя произошло от фамилии английского врача Томаса Холидея (в некоторых источниках имя звучит как Мэтьюз Галлидей),  владевшего здесь земельным участком. Малоизвестная английская фамилия под влиянием народной этимологии превратилась в более понятное слово «Голодай».

Современное  название дано в 1926 году, так как тогда предполагалось, что здесь погребены тела казнённых на валу кронверка Петропавловской крепости в июле 1826 года руководителей восстания декабристов — К. Ф. Рылеева, П. И. Пестеля, П. Г. Каховского, М. П. Бестужева-Рюмина и С. И. Муравьёва-Апостола. В саду Декабристов стоит гранитный обелиск — памятник декабристам.  В 1980-х годах было установлено, что могила пяти казненных декабристов находилась на несуществующем ныне острове Гоноропуло, в начале XX века слившимся с Голодай-островом. Существует также версия, согласно которой могила декабристов находилась на территории нынешнего морского завода «Алмаз», где им также установлен памятник.

***
В 1917 году Васильевский остров и соседний остров Голодай (ныне остров Декабристов) вошли в состав Василеостровского района. В 1920-х годах началась реконструкция западной части Васильевского острова. В 1950—1960 годах продолжалась застройка района Гавани и реконструкция Большого проспекта Васильевского острова. Началось формирование нового района в западной части Васильевского острова, являющегося морским фасадом Санкт-Петербурга, в его составе — Морской вокзал — центр ансамбля площади Морской Славы, Морская набережная, гостиница «Прибалтийская». Новая застройка формируется вместе с продвижением намывных территорий к западу, в сторону Финского залива.


В 2006—2016 годах Правительство Санкт-Петербурга реализовало проект «Морской фасад», в рамках которого площадь Васильевского острова была искусственно увеличена на 30 % в западной части в сторону Невской губы и построен новый Морской пассажирский порт для приёма пассажирских паромов, курсирующих между столицами  балтийских стрна, и океанских круизных лайнеров.

Васильевский остров соединён разводными Благовещенским и Дворцовым мостами через Большую Неву с центром города (Адмиралтейским островом), Тучковым и Биржевым мостами через Малую Неву — с Петроградской стороной. С соседним островом Декабристов он соединён четырьмя неразводными мостами через реку Смоленку,  а также пешеходным Ново-Андреевским мостом.

Острова  дельты Невы  до строительства комплекса водозащитных сооружений в Финском заливе подвергались затоплению. Только с  1703 по 1980 годы Нева свыше 300 раз выходила из берегов.

***
Васильевский остров лицом к Большой Неве. Университетская набережная (фотографии Владимира Дергачева).

Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра Великого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова. Строительство первого каменного здания столицы продолжалось с 1710 по 1714 год, однако отделка интерьеров велась до 1727 года. Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня и кузница. Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну и в 1731 году перестроен для Сухопутного Шляхетского корпуса. В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище. С 1966 по 1981 год осуществилась реставрация дворца, и он стал филиалом Эрмитажа. До нашего времени от усадьбы светлейшего князя Меньшикова сохранился только дворец.


Императорская Академия художеств существовала в Российской Империи в период с 1757 до его упразднения в 1918 году. За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Это петровское начинание было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук. В середине 18 века граф Иван Шувалов представил императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию» при задуманном им университете в Москве, но в результате академия художеств была учреждена в 1757 году в Санкт-Петербурге.

С 1760 года лучших выпускников на казённые средства стали отправлять на стажировку за границу. В 1764 году Екатерина II утвердила Устав и штаты Академии художеств и увеличила бюджет. На Васильевском острове началось строительство для академии специального здания, завершенное в 1788 году, отделка интерьеров затянулась до 1817 года. В начале XIX века в училище поступали в восемь-девять лет, а срок обучения составлял в среднем двенадцати лет.

В 1800 году академию возглавил богатый меценат А. С. Строганов, поднявший её на новый уровень. При нём появились медальерный и реставрационный классы, в качестве вольноприходящих слушателей в академию стали допускать крепостных. В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Президентом академии стал А. Н. Оленин, при нем учреждение становится бастионом эстетики академизма.

Молодой Пушкин часто посещал усадьбу Олениных в Приютино. Первое издание поэмы «Руслан и Людмила» было оформлено по проекту А. Н. Оленина. Любовь к младшей дочери Олениных Анне вдохновила Пушкина на создание цикла лирических стихотворений. Анне Олениной в альбом Пушкин вписал знаменитое «Я вас любил…»

Финансовое положение академии упрочилось после её передачи в ведение министерства императорского двора. Это позволило более регулярно отправлять пансионеров за границу, где (в Риме) для них было устроено попечительство.
Отступление от догм академизма началось в России с так называемого «бунта четырнадцати», покинувших Академию и организовавших «Санкт-Петербургскую артель художников», которая позже (в 1870) была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

В 1870-е педагог академик живописи П. П. Чистяков создал условия для воспитания нового поколения блестящих художников. Среди его учеников — В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов, В. Д. Поленов и М. А. Врубель. В дальнейшем преподавательский состав пополнился такими мастерами реалистического направления, как И. Е. Репин, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и В. Е. Маковский.

В 1818 году Академия художеств была упразднена, но воссоздана в 1921 году. После череды преобразований в здании разместился Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.


Кунсткамера (кабинет редкостей) — первый музей Российской империи, учреждённый императором Петром Великим. В настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт народов. Многим музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является историческим символом Российской Академии наук. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера. Это астрономический инструмент, употреблявшийся в прошлом для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил.


Здание Биржи является центром архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея. Биржа будет передана Государственному Эрмитажу для создания музея Русской гвардии и геральдики.


Две Ростральные колонны расположены на стрелке Васильевского острова перед зданием биржи. Обычно ростральные колонны воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны. Во время особых торжеств зажигаются газовые факелы.


Университетская набережная. Главное здание Санкт-Петербургского  государственного университета, здание Академии наук, и этнографический музей (бывшая петровская Кунсткамера).


Официальное название «Санкт-Петербургского государственного университета»  — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. За свою историю университет был императорским, государственным, Санкт-Петербургским, Петроградским, Ленинградским, вновь Санкт-Петербургским, ордена Ленина и ордена Трудового Красного  Знамени, имени Бубнова и Жданова.


В 2009 году указом российского президента Санкт-Петербургскому университету наряду с Московским государственным университетом присвоен особый федеральный статус «уникального научно-образовательного комплекса». Относительная университетская автономия была ограничена, а ректоров назначает президент России.

В Университете работает 13 тысяч сотрудников и преподавателей, в том числе 1,5 тысячи докторов наук и 3 тысячи кандидатов наук. На 24 факультетах университета обучается более 30 тысяч студентов.

Юридический факультет СПбГУ — главный рассадник гигантов социал-демократической и демократической мысли по-российски. Факультет окончили Председатель Временного правительства А. Ф. Керенский и вождь всемирного пролетариат В.И. Ленин.  Здесь учился и преподавал несостоявшийся парижский колокол российской демократии Анатолий Собчак и его ученики — Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Ставшие президентами России, они созданием бессменной тандемократии внесли сокрушительный вклад в развитие мировой демократической мысли.  Факультет окончил один из самых эффективных менеджеров  российской власти, успешно проявивший себя на мебельном, оборонном и любовном фронтах, доктор экономических наук Анатолий Сердюков. Благодаря своим именитым выпускникам комплекс зданий факультета  на Васильевском острове блистает своим европейским великолепием. Что нельзя сказать о других факультетах.  На географическом факультете, во время моего посещения 2 окября 2012 года,  входная дверь была  обшарпана, вероятно, со времен  Октябрьского переворота 1917 года.

***
Андреевский православный  собор построен на месте церкви во имя святого апостола Андрея Первозванного по распоряжению Екатерины I. В 1732 году церковь была освящена архиепископом Феофаном Прокоповичем, предназначалась  для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена. В 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны церкви св. ап. Андрея Первозванного присвоен статус собора. По преданию в средине XVIII века хором Андреевского собора управлял придворный певчий Андрей Фёдорович Петров, по внезапной кончине которого молодая вдова его Ксения назвалась именем усопшего мужа своего, раздала имущество и приняла подвиг юродства (св. Блаженная Ксения Петербургская).

Во время грозы летом 1761 года деревянный Андреевский собор сгорел. Новый каменный храм заложен в 1764 и освещен в 1780 году. Указом императора Павла I в 1797 году Андреевский собор назначен орденским, над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, несомого двумя ангелами.

С 1869 года при храме действовало Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора. В 1922 году в соборе большевиками были изъяты церковные ценности, но службы всё ещё продолжались. При создании бульваров на Большом проспекте были снесены часовня и ограда собора. В тридцатых годах Андреевский собор самочинно захватила группировка во главе с протоиереем Николаем Платоновым, впоследствии обновленческим «ленинградским митрополитом». В 1938 году в храме прекратились богослужения, здание было передано тресту художественно-промышленного производства.

Во время Великой Отечественной войны в результате артобстрелов и взрыва авиабомбы пострадали фасады и крыша. В 1947 году проведены восстановительные работы, по окончании которых здание собора передали институту «Ленморниипроект». С 1980 года в храме размещались антропологические коллекции Института Этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры). В 1978 году на главном куполе установили антенну для радиосвязи, она была демонтирована в  1987 году.

В 90-е годы храм  возвращен верующим,  на купола Андреевского собора водружены титановые вызолоченные кресты. В 2001 году перед зданием храма установили обелиск в честь 300-летия учреждения ордена Андрея Первозванного (здесь и далее фотографии Михаила Коростылева).


Семипрестольный православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Одним из прихожан первой деревянной церкви в 1749 году был Императорской Академии наук профессор Василий Тредиаковский, а в 1753 году — коллежский советник, профессор Михаил Ломоносов.

В середине XVIII века купцы решили построить новую двухэтажную каменную церковь. Службы начали проводить с 1758 года, а в 1780-х годах построена четырёхъярусная колокольня.

При советской власти в 1936 году храм был закрыт и передан комиссариату авиационной промышленности для использования как производственный цех. Службы вновь начались в 1992 году. Памятник архитектуры XVIII века федерального значения, охраняется государством. Во время реставрации после расчистки сводов от масляной краски специалистом удалось раскрыть оригинальную живопись начала XIX века.


Во время строительства Петропавловской крепости, оконечность острова, называемую Стрелкой, необходимо было защитить от нападений  шведов. Тогда, возле входа в Неву, устроили артиллерийскую батарею, командовать которой поставили поручика Василия Корчмина. Историки говорят, что, посылая свои распоряжения поручику, Петр Первый лаконично писал на них «Василию, на остров». Вот так остров и получил название «Васильевский». Памятник представляет собой собирательный образ пушкаря, в честь которого и назван Васильевский остров. Бомбардир изображен в момент отдыха, сидящий в расслабленной позе на стволе пушки, как на скамье. Торжественное открытие памятника состоялось 24 мая 2003 года.







Одним из самых щедрых филантропов в Петербурге был Степан Фёдорович Соловьёв (1819—1867) — русский купец и золотопромышленник, меценат, коллекционер, организатор нескольких географических экспедиций. Последним его крупным благодеянием явилось создание на Васильевском острове сада. В 1865 году  он письменно уведомил городскую думу, что принимает на себя всё благоустройство Румянцевской площади с разбивкой на ней сада и сооружением ограды, с первоначальным пожертвованием 25 тыс. рублей. Территория сада была обнесена ажурной чугунной решеткой протяжённостью почти 470 метров. По периметру сада были установлены 52 чугунные тумбы, на которых впоследствии появились мраморные вазоны с декоративными цветами. Кроме того, на территории сада были построены чугунный павильон и два чугунных фонтана, для них устроен отдельный водопровод. В павильоне работал буфет, где подавали чай и кофе, а также на его сцене проходили выступления музыкальных оркестров и ансамблей. Вскоре после торжественного открытия в 1867 году сад фактически сразу стал одним из самых любимых мест отдыха жителей Васильевского острова, в нем  появились газовые фонари. 10 августа того же года Степан Фёдорович Соловьёв скоропостижно скончался в возрасте 48 лет. После его смерти  сад содержался на средства его двоюродной сестры и наследницы всех капиталов. В 1871-м сад был принят в ведение и на содержание Санкт-Петербургского городского общественного управления.

Фонтан Соловьёвского сада после реставрации.


Памятник народному средству передвижения – конке – установили в 2004 году напротив Василеостровской станции метро. Васильевский остров по праву считается исконно «трамвайным» центром Санкт-Петербурга, поскольку именно там было проложено самое большое количество маршрутов конки. Памятник – двухэтажный вагончик конки – создали по образцу 1872-1878 гг. Детали пришлось восстанавливать по чертежам завода Путилова, которые были найдены в Центральном архиве. В вагончике разместили пункт продажи билетов на поезда и самолёты.

В 2005 году памятник был дополнен новыми «персонажами» – скульптурами двух лошадей, выполненных из пластика и бетона, в  2009 году появился и вагоновожатый-кучер.


Одежда кучера включает в себя исторически достоверные детали: фуражка, надписи, бляха с номером 1, герб конно-железной дороги. Даже пуговицы кучерского сюртука, с гербом России, сделаны по слепкам с пуговиц оригинальной форменной одежды кучеров, сохранившихся на студии «Мосфильм».


В 1907 года из старейшего Василеостровского трамвайного парка вышли вагоны в первые регулярные рейсы. Сейчас в исторических ангарах расположен Музей электротранспорта. В конце XIX века на Васильевском острове начала работу телефонная фабрика фирмы «Эрикссон».

***
Школьница Таня Савичева (1930, Ленинградская область —1944, Шатки, Горьковская область) с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет. В медицинской карточке было записано: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».  Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.


***
Васильевский остров связан с северными и южными районами города посредством Западного скоростного диаметра  (ЗСД). Эта внутригородская платная магистраль сооружена в 2005 – 2016 годы.  Из 46,6 км дороги 55 % составляют искусственные сооружения (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели). Ширина с участками — от 4 до 8 полос. Трасса связывает Большой морской порт и основные транспортные городские узлы с Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России.


На Васильевском острове находится станция метро «Василеостровская» и второй (южный) вестибюль станции «Спортивная». Кроме этого, в непосредственной близости на острове Декабристов расположена станция «Приморская». В 2019 года власти города выбрали места для двух новых станций метро «Гавань» и «Морской фасад» на Васильевском острове.

Трамвайная линия Васильевского острова связана с общегородской трамвайной сетью по Тучкову мосту. На Васильевском острове существует железнодорожная линия, пролегающая между петербургскими предприятиями «Севкабель» и «Балтийский завод», с материковой железнодорожной сетью связь осуществляется с помощью парома к станции Новый Порт.

***
Судостроительное акционерное предприятие «Балтийский завод» является частью Объединённой судостроительной корпорации. Завод был основан 1 мая 1856 года петербургским купцом Матвеем Карром и инженером-механиком императорской яхты Марком Макферсоном, подданным Великобритании, в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова. Официальное название предприятия на начальном этапе Завод Карра и Макферсона.

Полтора столетия завод строит технически сложные и уникальные для своего времени суда и корабли. Одним из важнейших направлений деятельности верфи является гражданское судостроение. За последние годы предприятие построило суда для крупных заказчиков из России, Германии, Нидерландов, Португалии, Норвегии, Швеции и других стран мира.

В 2004 года завод завершил строительство серии фрегатов для Индии. В последние годы предприятие реализовало ряд крупных международных гражданских заказов, в числе которых серия химических танкеров для немецкого заказчика и серия речных танкеров по контракту с голландской компанией.  Балтийский завод ведёт строительство серии океанских судов для перевозки автомобилей-трейлеров по заказу норвежской компании.

В начале XXI века Балтийский завод играет ведущую роль в возрождении отечественного ледокольного флота. Были построены два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург»  для эксплуатации в акватории Финского залива. В 2007 году предприятием был сдан атомный ледокол «50 лет Победы».

Предприятие строит универсальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал»). Здесь построена первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».  В мае 2020 года завод анонсировал строительство четвёртого атомного ледокола проекта 22220 («Якутия»). Заказчиком выступил «Атомфлот» — предприятие госкорпорации «Росатом». Четвёртый ледокол должен быть введен в эксплуатацию в 2024 году.

https://thebarentsobserver.com/sites/default/files/styles/full_width/public/arktika_0.jpg?itok=Nkd8kdoM

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Путешествия, Россия, Санкт-Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment