dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Санкт-Петербург. Елагин «Остров радости»

Владимир Дергачев, фотографии Михаила Коростылева и другие

https://elaginpark.org/upload/iblock/cc0/cc0df789c946636ac1b487ce3e2e244b.jpg

Елагин остров находится в дельте Невы, в историческом районе Острова. Это самый северный из островов устья реки Невы. С севера его омывает река Большая Невка, на юге и юго-востоке река Средняя Невка отделяет его от Крестовского и Каменного островов; на западе он узким мысом выдаётся в Финский залив. Площадь острова 96,8 га. Протяжённость с востока на запад — 2,1 км, с севера на юг — 0,75 км. На острове расположен  Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова (ЦПКиО). Природный комплекс Елагина острова объявлен памятником природы регионального значения в целях сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, создания условий для развития экологического и культурного просвещения, улучшения состояния окружающей среды на территории города.

На острове  имеется девять прудов, соединённых каналами. При крупных наводнениях, происходивших до постройки комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (дамбы), вся территория Елагина острова подвергалась затоплению. Так, с 1700 по 1878 год остров оказывался под водой 134 раза. Многочисленные наводнения наносили большой ущерб архитектурным сооружениям и парку.

История. Впервые остров отмечен на шведских картах в 1643 году. Первоначальное финское название острова «Мистулансаари» («Мишин остров»), по созвучию или, по легенде, по водившимся в лесу медведям.
В 1709 году остров был пожалован Петром I в частное владение вице-канцлеру П. П. Шафирову. Затем островом владели генерал-прокурор П. И. Ягушинский, действительный статский советник А. П. Мельгунов, светлейший князь Г. А. Потёмкин. В народе остров именовался также по имени владельца.

Пятым владельцем острова в 1777 году стал обер-гофмейстер императорского двора И. П. Елагин, имя которого закрепилось за островом. В восточной части острова в 1786 году был возведен дворец, известный как Елагинский дворец, возможно, по проекту Джакомо Кваренги. На острове был разбит парк английского типа с каналами, прудами и гротами, выстроены мостики и беседки. После смерти И. П. Елагина в 1793 году остров и парк перешли наследникам. Последним, девятым, частным владельцем острова был граф Г. В. Орлов. У  него владение было в 1817 году выкуплено Кабинетом Его Императорского Величества.

В 1818/22 годы под руководством Карла Росси произведена перестройка дворцового комплекса. Во время Крымской войны на западной стрелке острова была установлена артиллерийская батарея.

До 1917 года остров во владении русского императорского дома, предназначался для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, являлся одной из царских резиденций. С 1826 года в парк открыт публичный доступ, с 1917 года в общественном достоянии.  В 1918—1929 годах в Елагином дворце располагался Музей истории и быта, с 1930 года филиал Института растениеводства Академии наук.

Практически всю территорию острова занимает Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова, открытый в 1932 году. В 1935—1936 годах на Центральной аллее были установлены скульптуры М. Г. Манизера и Е. А. Янсон-Манизер. В период Великой Отечественной войны павильоны и интерьеры дворца были повреждены. Парк открыт заново в 1961 году, реставрация была продолжена до 90-х годов. В 1987 году во дворце открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв. В 1991 году в одном из фрейлинских корпусов была открыта Школа садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры.


На острове имеется система внутренних прудов, проток и островков на них. Один из островков в летнее время занимают обезьяны, которые живут свободно. Имеется небольшой зверинец, куда в основном попадают животные, подобранные служителями и посетителями парка.  На остров можно попасть по трём Елагиным мостам с Крестовского, Каменного островов и из Приморского района. Ближайшие станции метро — «Крестовский остров» и «Старая Деревня».

Визитная карточка острова – летний императорский Елагинский дворец, сохранивший название, несмотря на периодическую смену хозяев. В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить дворец поручили знаменитому зодчему Карлу Росси. Архитектор возвел на острове  несколько зданий, включая увенчанный куполом трехэтажный дворец. После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в «дом отдыха» премьер-министров Российской империи. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

https://cs9.pikabu.ru/post_img/big/2017/04/28/9/1493390726186171779.jpg

Главный фасад Елагинского дворца




***
Обратимся к личности одного из владельцев дворца. Российский государственный деятель, историк, поэт и философ Иван Перфильевич Елагин (1725 — 1794, Санкт-Петербург)  служил обер-гофмейстером Екатерины II. Великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге, директор Императорских театров (1766—1779), награждён орденами  Святого Александра Невского,  Белого Орла и Святого Станислава.

Иван Перфильевич родился в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье, имевшей немецкие корни. С 1738 по 1743 год он учился в Сухопутном кадетском корпусе, его товарищами по учебе были А. П. Сумароков и М. М. Херасков.  Затем началась военная служба, которая его не прельщала и интересы сосредотачивались на самообразовании, изучении иностранных языков и современной литературы.

Когда в 1758 году был арестован канцлер граф Бестужев-Рюмин, заподозренный в заговоре в пользу великой княгини Екатерины Алексеевны, Елагин, как сторонник будущей императрицы и доверенное лицо Понятовского (впоследствии короля польского), был тоже замешан в деле и сослан в Казанскую губернию.

С воцарением Екатерины II, Елагин немедленно был возвращен из ссылки, и щедро награждён за преданность. Он состоял в кабинете «при собственных Её Величества делах у принятия челобитен», членом дворцовой канцелярии и очень важной для казны  комиссии о вине и соли, директором по придворным спектаклям и музыки, позже — сенатором и обер-гофмейстером. Человек умный и просвещённый, о котором императрица говорила, «что он хорош без пристрастия», Елагин делается также приближенным малолетнего наследника престола и, вместе с Сумароковым, его постоянным гостем.
Наиболее яркой плодотворной стороной его деятельности является служба директором Императорских театров России (1766—1779). В это время учрежден русский публичный театр (1774), театральное училище (1779), за границей набрана  французская группа актёров, заложен Большой театр. В 1784 году вышел в свет первый театральный журнал в России. Должность обязывала с уважение относиться к актёрам и актрисам, и требовала от директора мужской стойкости, чтобы погрузившись в многочисленные Амуры,  сохранить семью.

Открывшаяся в 1783 году Российская академия наук избрала  Елагина в состав своих первых членов. Современники почитали Ивана Перфильевича и называли не иначе как «первым писателем в прозе после Ломоносова». В то же время они отмечали наряду с образованностью и хлебосольством Елагина его высокомерие, корыстолюбие и лесть Екатерине II и ее фаворитам.

Будущий авто знаменито комедии «Недоросль» Денис Фонвизин, с 1763 по 1769 годы служивший при нём секретарём, в начале подражал Елагину, употребляя много славянских слов.

В 1777 году Елагин стал владельцем острова, который прославился в Петербурге как «Остров радости», или его стали называть «Елагиным островом». Этот участок земли он купил у князя Потемкина,  и новый хозяин очень много сделал для благоустройства приобретенной территории. Во избежание затоплений от разливов Невы рабочие обнесли остров земляным валом, по которому проложили дорогу. В болотистых рощах они выкопали пруды и прорубили просеки. Были сооружены различные павильоны и беседки, проложены многочисленные аллеи и прорыты каналы, через которые перекинули ажурные мостики. И наконец, был выстроен первый на острове каменный дворец, возможно даже по проекту известного зодчего Кваренги. Также были устроены оранжереи и зимний сад с экзотическими тропическими деревьями и певчими птицами. В завершение хозяин поставил памятники императрице Екатерине II и вице-канцлеру графу Н. И. Панину, а также  своим друзьям-масонам. Знатных гостей на «Острове радости», как его стали именовать, встречали пушечным салютом и сопровождали торжественным маршем в исполнении оркестра. В доме находился богатейший погреб с заморскими винами и великолепными закусками. Для приезжих гостей был устроен чудесный буфет. Хлебосольный и радушный хозяин потчевал гостей напропалую.  В усадебном доме для них разыгрывались театральные представления с участием известных актеров. По праздникам «Остров радости» оглашался звуками бравурных маршей в исполнении духового оркестра, и, как всегда, столы ломились от изысканных яств и напитков.

В 1779 году 54-летний Иван Перфильевич отправлен  в отставку, которую связывают с его увлечением масонством. Как известно, масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. С масонством были связаны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения.

Иван Елагин играл выдающуюся роль в русском масонстве. Он был посвящен в масоны во французской рыцарской ложе в 1750 году, затем сам открыл в России первую масонскую ложу по английской системе. С начала 1770-х годов Иван Перфильевич возглавил объединенные и реорганизованные им русские масонские ложи и стал Великим мастером Русской провинциальной ложи, а также руководил ложей «Девяти муз» в Санкт-Петербурге. Под управлением елагинской великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож, в которых состояло около 400 масонов. Елагинская система была чужда политики и провозглашала  необходимость самопознания и нравственного самоусовершенствования и исправления всего человеческого рода.

С Елагиным связано имя еще одного всемирно известного масона и авантюриста — Джузеппе Калиостро. И хотя официальная церковь характеризовала его как мошенника, шарлатана и развратника, его популярность в Европе вознеслась невероятно высоко. Его бюсты украшали многие аристократические салоны, а его изображения в то время можно было увидеть на дамских веерах, носовых платках, кофейных чашках и даже на перстнях. Однако, несмотря на общественный интерес, французский король изгнал его из Франции, Калиостро уехал в Лондон, откуда предсказал штурм Бастилии и гибель французской королевской семьи на гильотине.

В Россию Калиостро приехал в 1780 году. Здесь он скромно представлялся полковником, врачом и графом. В высшем петербургском свете Калиостро появился в черном одеянии, расшитом золотыми иероглифами и в уборе древнеегипетского жреца.

Русский сановный вельможа Елагин хотел выучиться от итальянского  авантюриста   Калиостро всего немного – делать золото. Поэтому хлебосольный хозяин поселил авантюриста в своем дворце на острове. Но после разоблачения проходимца у него выработалась  ненависть к делателям «мечтательного золота». Правда, по совету Калиосто на острове был устроен секретных зал, куда из Елагинского дворца вел подземный ход. Успел авантюрист предсказать и гибель Российской империи.

Карьера Калиостро в Петербурге закончилась неожиданно. Однажды он взялся вылечить безнадежно больного ребенка, а когда тот, не выдержав методов лечения шарлатана, умер, долго скрывал его смерть от родителей. По другой легенде императрице  стало известно о любовной связи супруги Калиостро «хорошенькой Лоренцо» со своим фаворитом князем Григорием Потемкиным. Так или иначе, Калиостро вместе с супругой пришлось поспешно отбыть на Запад.

Иван Елагин умер на своем любимом острове 22 сентября 1794 года на 69-м году жизни. Из его завещания известно, что чудаковатый сенатор и писатель был богатым владельцем недвижимого имущества, состоявшего из имений в Петербургской губернии, Псковском и Полоцком наместничествах. Вся его недвижимость перешла по наследству к дочери Александре, в замужестве Бутурлиной. После кончины Елагина «Остров радости» постепенно ветшал и к 1800 году он представлял собой абсолютно забытое место Санкт-Петербурга.

***
Особенной популярностью у петербуржцев в середине  XVIII века пользовалась западная оконечность Елагина острова, так называемая Стрелка. История эта связана  с именем известной петербургской красавицы графини Юлии Павловны Самойловой (1803 —1875, Париж),  дочери генерала Палена и Марии Скавронской,  ставшая знаменитой любовными  отношениями с художником Карлом Брюлловым.

Капрл Брюллов Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией).1842 год.  Русский музей.

Карл Павлович Брюллов, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1429838

В большом свете Петербурга Самойлову звали царицей салонов. Молодая красавица, обладательница незаурядного ума и значительного состояния была хозяйкой родовой загородной усадьбы (Графской Славянки)  под Петербургом, вблизи Царского Села. С 1826 по 1839 год она жила в Италии. В ее роскошном загородном доме под Миланом собирались известные музыканты, художники, литераторы, среди них Ференц Лист, Джоакино Россини, Орест Кипренский  и Александр Тургенев. Самойлова была многолетней музой художника Карла Брюллова. Достаточно сказать, что только на одном знаменитом полотне «Последний день Помпеи» он трижды запечатлел облик Юлии Павловны.

Одна из легенд Северной Пальмиры, героиней которой стала графиня Юлия Павловна Самойлова, рассказывает о зарождении в столице традиции вечерних гуляний на Стрелке Елагина острова. На приемы, которые Самойлова во время приездов в Россию устраивала в своей усадьбе Графской Славянке, съезжался буквально весь Петербург. В такие дни заметно пустело Царское Село, что, естественно, раздражало Николая I. Император предложил Самойловой продать ему Графскую Славянку и графине, естественно,  пришлось согласиться. Но при этом она просила передать императору, «что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и, где бы она ни была, будут продолжать ездить к ней».

На следующий день, к вечеру, в сопровождении узкого круга поклонников Юлия Павловна поехала на стрелку безлюдного в то время Елагина острова. И с тех пор на проводы заходящего солнца, стало съезжаться все больше и больше петербуржцев, пока эта стрелка не превратилась в одно из самых любимых мест вечерних гуляний столичной знати. Елагин остров стал местом многолюдных великосветских гуляний петербургской знати.

Стрелка в настоящее время. Смотровая площадка со львами на Елагином острове, куда и сегодня, гуляя по острову, стремятся горожане, чтобы полюбоваться прекрасным видом Финского залива. Здесь на гранитных парапетах установлены скульптуры двух львов. Рядом со львами есть лесенка, по которой можно спуститься к воде и полюбоваться вечерним закатом. Часто здесь на ступеньках сидят влюбленные парочки.  К сожалению, в настоящее время вид на залив значительно испортился из-за строительства Западного скоростного диаметра.

Дмитрий Казаков https://www.spb-guide.ru/img/485/Spb-Guide.ru_133569big.jpg

***
После революции в Елагинском  дворце открыт Музей быта, затем организован культурно-воспитательный центр. Во время Великой Отечественной войны дворец был  разрушен.  В самом начале фильма «Небесный тихоход» (1945) можно увидеть разрушенный дворец  до начала  его восстановительных работ. Отреставрированный после войны Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В настоящее время во дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох.  В сериале «Мастер и Маргарита» (2005) дворец показан под видом психиатрической клиники профессора Стравинского, где содержатся Иван Бездомный и Мастер.

***
В 1932 году на Елагинском острове открыли один из первых советских центров воскресного отдыха и развлечений трудящихся — Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). Парк украсили новой советской символикой. На высокие постаменты установили бронзовые и гипсовые изображения спортивных девушек с веслами и ракетками, мужественных юношей в армейской форме, пионеров с галстуками на шее. Здесь же была установлена скульптуру балерины и в городе родилась легенда о том, что при работе над статуей скульптору позировала выпускница Ленинградского хореографического училища Галина Уланова. К 1980 году скульптура балерины пришла в катастрофическое состояние. Ее решили отреставрировать и использовать в качестве памятника выдающейся балерине. Так обобщенный скульптурный образ танцующей девушки превратился в памятник конкретному человеку. ЦПКиО стал одним из любимейших мест отдыха горожан. Среди населения его ласково называли «Цыпочка», вероятно, по ассоциации со аббревиатурой. Перед Елагиным дворцом на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО)  для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом, и прочие аттракционы.

Краски осени в парке




































В непосредственной близости с Елагиным островом находится Каменный остров, который с  1920 года по 1989 год носил официальное наименование «остров Трудящихся». Площадь острова 1,06 км². Находятся между Большой и Малой Невками и речкой Крестовкой. Каменный остров насыщен историческими памятниками, усадьбами и дачами известных людей  и зелёными парками. Посреди одной из аллей до 1990-х годов стоял дуб, посаженный Петром Первым.

Автор: User:A.Savin. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/Spb_06-2017_img37_Kamenny_Island.jpg/1280px-Spb_06-2017_img37_Kamenny_Island.jpg




Tags: История, Природа, Путешествия, Россия, Санкт-Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments