dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Пригороды Санкт-Петербурга. Царское село. Екатерининский парк

Владимир Дергачев, фотографии Михаила Коростылёва

https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/ekaterininskiy_park_2.jpg

Читатели «Ландшафтов жизни» уже совершали виртуальное путешествие в Царское село:
В условиях пандемии COVID-19, когда заморские страны недоступны, прогуляемся еще раз  по осеннему Екатерининскому парку и улицам Царского Села.

Екатерининский дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе. Является Объектом культурного наследия России.


Камеронова галерея — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села. Здание построено в 1784—1787 годах по проекту шотландского архитектора Чарлза Камерона. В 1946—1947 годах галерея была восстановлена после разрушений в годы Великой Отечественной войны.




Парковый павильон «Эрмитаж» стиле барокко в Екатерининском парке служил  для увеселительных собраний узкого кружка придворных. Павильон сооружён в 1743—1753 годах одновременно со строительством Екатерининского дворца, окончательное оформление принадлежит Бартоломео Растрелли. Представляет собой двухэтажный восьмигранный павильон с четырьмя пристройками по сторонам. Павильон находится на искусственном острове, выложенном чёрно-белыми мраморными плитами, окружён со всех сторон водой и ограждён балюстрадой. Попасть на остров можно только по подъёмным мостам через ров. Купол раньше венчала покрытая позолотой скульптура.


Павильон Грот с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике (1749—1761, архитектор Растрелли) расположен на северном берегу Большого пруда. Павильон сооружен по повелению императрицы Елизаветы Петровны, чтобы «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту».


Мраморный мост является одной из самых красивых построек Екатерининского парка, возведен в 1774 году по проекту Василия Неелова и признан одной из лучших работ архитектора.  Блоки для моста вытесаны в 1770 году на уральском заводе близ Екатеринбурга. Поэтому постройку часто называют Мраморной Сибирской галереей. Третье название постройки — Палладиев мост, поскольку его прототипом являются мосты, созданные в английских парках архитектором Андреа Палладио. Мраморный мост проходит над протокой, соединяющей Большой пруд с соседним Лебяжьим, где для лебедей было сооружено несколько островов с домиками.

Мост создан  из уральского мрамора разных цветов в классическом стиле и представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с обеих сторон которой устроены лестницы. Колоннада из ионических колонн соединяет два павильона с арочными пролетами.


С востока от Большого пруда возвышается Адмиралтейство. Раньше здесь находилась царская флотилия – оригинальная коллекция из парусных и гребных судов, которые попали в Россию из разных стран мира.


Три парковых монумента посвящены победам России в русско-турецких войнах. Это Кагульский обелиск, Морейская и Чесменская колонны.

Морейская, или Малая Ростральная колонна — один из памятников победам русской армии и флота. Колонна, возведенная в 1771 году в честь победы при полуострове Морея в Средиземном море в феврале 1770 года, стала первым монументом Царскосельского сада императрицы.


Чесменская (Орловская) колонна воздвигнута в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении 24—26 июня 1770 года, во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Представляет собой ростральную колонну из мрамора, со скульптурными элементами бронзового литья, установленную на гранитном стилобате у центрального острова Большого пруда Екатерининского парка. Памятник в стиле классицизма  сооружён по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди.  Колонна пострадала в годы Великой Отечественной войны и неоднократно реставрировалась. Монумент является объектом культурного наследия России федерального значения.




Турецкая баня — павильон Екатерининского парка, памятник культуры федерального значения, находится на берегу Большого пруда. В память о заключении Ясского мирного договора 1791 года императрица Екатерина II заказала архитектору Джакомо Кваренги проект павильона «Турецкая баня», но он не был возведен. Николай I решил осуществить намерение бабушки-императрицы, украсив парк павильоном, посвящённым победам русской армии над турками, но уже в ходе другой победоносной для России войны с Турцией в 1828—1829 годах и заключённому по её итогам Адрианопольскому мирному договору.

Первоначально проект павильона был разработан в 1848 году архитектором Карлом Росси. Он воспользовался, как образцом, зарисовками бани гарема Старого дворца в Адрианополе, но проект Росси был отклонён. В том же году главный архитектор Императорских царскосельских дворцов Ипполит Монигетти (ему в то время было только 29 лет) представил Николаю I свой вариант будущего павильона. Предполагалось построить турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной (с фонтаном посередине), Раздевальной, Большой баней (круглым залом с куполом и нишей) с переходом в Малую баню и Горячую баню (с различными температурами). Павильон должен был напоминать мечеть с куполом и минаретом. В октябре 1852 года строительство Турецкой бани было завершено. По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.

После Октябрьской революции 1917 года павильон был законсервирован, а в 1941 году открыт в качестве музея. Во время Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал. В ходе реставраций был восстановлен фасад здания и интерьер, павильон используется в тёплое время года как музейное здание.


Фонтан «Девушка с кувшином» (другие названия — «Молочница», «Царскосельская статуя», «Перетта») — памятник садово-парковой архитектуры и скульптуры начала XIX века федерального и международного значения. Скульптура стала поэтическим символом царскосельских садов. Эта незнакомка – героиня сюжета басни Лафонтена о молодой крестьянке, которая по дороге на базар разбила кувшин с молоком.


У «Молочницы» любвеобильный лицеист Александр Пушкин  иногда подкарауливал Екатерину Карамзину (1780 – 1851), вторую супругу знаменитого историка Николая Михайловича Карамзина.  В браке Екатерина Андреевна  имела 9 детей и воспитывала дочь от первого брака историка.  Если внимательно  познакомится с женским окружением Пушкина, то можно обратить внимание на присутствие дам бальзаковского возраста. В детстве поэт был обделен материнской  любовью, поэтому, возможно, объекты его пылкой страсти в молодости были намного его старше. Я поддерживаю гипотезу писателя Юрия Тынянова о том, что жена  знаменитого российского историографа была «утаенной любовью Пушкина». Она из немногих, кого поэт хотел увидеть перед смертью. Екатерина Андреевна оставила об этом воспоминание, в котором есть такие слова  «я имела горькую сладость проститься…».


Беседка в Екатерининском парке


Китайская (Скрипучая) беседка — экзотический павильон вблизи Китайской деревни. На кровле беседки укреплён флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издаёт громкий скрип. Увлечённость Екатерины II культурой Китая отразилась в архитектуре целого ансамбля парковых построек. Подобные беседки в китайских садах использовались как чайные домики, павильоны для наблюдения за восходом солнца. Возведение павильона началось в одно время со строительством Китайской деревни и велось с 1778 по 1786 год. Скрипучая беседка сильно пострадала в годы Второй мировой войны, к 1956 году была восстановлена, но постепенно снова начала ветшать под воздействием природных факторов. Работы над новым проектом реставрации начались в 1992 году, к 300-летию Царского Села Скрипучую беседку полностью реставрировали.






Башня-руина со смотровой площадкой. Искусственные руины характерны для стилистики пейзажных парков конца XVIII века. В Екатерининском парке Башня-руина  воздвигнута как символ падения Оттоманской Порты. По замыслу Екатерины Великой все парковые сооружения должны были составить своего рода «каменную летопись» славы Российской империи, воинских побед «екатерининских орлов», знаменательных событий её мудрого, просвещённого правления.




Туфовый мост выполнен в виде небольшого грота из блоков туфа. Это одна из плотин,  сооруженных для поддержания уровня воды в Верхних прудах.


Церковь Воскресения Христова — домовый православный храм в Екатерининском дворце.




Вблизи  Царскосельского лицея находится Знаменская церковь, старейшее здание Царского Села, построенное в 1716 году. Этот храм Царскосельской иконы Божией Матери Знамение и окружающий ее Лицейский сад находятся  возле Большого Екатерининского дворца.

Императрица Елизавета Петровна после восхождения на трон повелела построить каменную церковь в Царском селе. Освящена церковь была в честь чудотворной иконы Божьей матери «Знамение», которая в свое время была подарена константинопольским патриархом царю Алексею Михайловичу, и которая по наследству от Петра I перешла к Елизавете. Чудотворную  икону три дня с крестным ходом и молебнами несли из Петербурга в Царское село, и все это время за иконой шла набожная царица.  В настоящее время икона находится в домашней церкви Духовной академии, а в Знаменской церкви –  её список.


Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Царском Селе.

Осенний день влечет к печальной грезе,
Все замерло... Порхает желтый лист,
И в той же неизменно-тихой позе,
Мечтает вдохновенный Лицеист.


(поэт-князь Владимир Палей, зверски убит большевиками в Алапаевске в 1918 году).



Tags: История, Музеи мира, Путешествия, Российская империя, Россия, Санкт-Петербург, Царское Село
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments