dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Воспоминания о героической обороне Одессы и пророчество гетмана Скоропадского

Владимир Дергачев

Мемориал героической обороны Одессы – 411-я береговая батарея. Подводная лодка М-296 («Малютка»).

В моих зарубежных мониторинговых поездках автор привык, что с 90-х годов Одессу знают лучше, чем самостийную  Украину. Раньше она ассоциировалась с  одним из крупнейших в мире Черноморским пароходством, успешно разграбленным украинскими патриотами-мародёрами.  Со временем бренд «Жемчужины у моря» кардинально изменился. Сегодня многие зарубежные коллеги  ассоциируют европейский город-герой с трагедией. В местном Доме профсоюзов сожгли людей, за то, что кому-то показалось, что они не так думают. Преступники и подстрекатели не только  не наказаны,  но представляют страну за рубежом. И это в самостийном государстве, где другие патриоты-марионетки объявили себя «форпостом цивилизованного мира против варваров» и успешно опустили  Украину и уровень жизни граждан на задворки третьего мира.  По теме: Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински.

***
Память о героической обороне Одессы нельзя уничтожит огнем.
В 1940 году в Одесском военном округе вдоль черноморского побережья началось создание 83-го укреплённого района, как части создаваемой на западной границе оборонительной линии Сталина. В проектировании укрепрайонов принимал участие  генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев, впоследствии героически погибший в концлагере. Всего в Одесском укрепрайоне планировалось  строительство 11 узлов обороны, но война не дала возможности реализовать планы.

В начале августа 1941 года войска 4-й румынской армии (5 пехотных, две кавалерийские дивизии и одна моторизованная бригада), отрезали части Приморской армии (две стрелковые и кавалерийская дивизии) от главных сил Южного фронта. Здесь так же действовали пехотная дивизия вермахта, штурмовые и сапёрные немецкие батальоны и дивизионы тяжелой артиллерии, а также  привлекались эскадрильи Люфтваффе. К началу сентября общая численность немецко-румынских войск под  Одессой составляла около 277 тыс. солдат и офицеров, до 2,2 тыс. орудий и миномётов, до 120 танков и до 400 самолётов.


Большую роль в героической обороне Одессы сыграла артиллерия ВМФ. В начале войны летом 1941 года крупных военно-морских сил врага на Чёрном море не было, поэтому корабли ВМФ и береговые батареи поддерживали сухопутные войска.

Например, вооруженный корабельным орудием калибра 180 мм  крейсер «Красный Кавказ»,  вёл огонь по береговым целям 11—12 сентября 1941 года, поддерживая сухопутные войска под Одессой. Он выпустил  восемьдесят пять 180-мм снарядов. 22 сентября израсходовал 8 снарядов главного калибра при поддержке высадки морского десанта у села Григорьевка. 15 октября вновь обстреливал  позиции противника в районе Одессы, выпустив 27 снарядов.

Защиту Одессы обеспечивали два береговых артиллерийских дивизиона, прикрывавшие восточные и юго-западные рубежи вплоть до Днестровского лимана. Разрушительный огонь береговых батарей не подпускал румынскую армию на пушечный выстрел к осаждённому городу. В конце августа 1941 года только три батареи, включая самую мощную 411-ю, продолжали наносить удары по врагу. Они располагались у Сухого лимана, на 8-й станции Большого Фонтана и Даче Ковалевского. 411 батарея береговой артиллерии за период обороны Одессы произвела 220 боевых стрельб (израсходован свыше 2 тыс. снарядов) по  скоплению живой силы и техники противника,  командным и наблюдательным пунктам.

5 августа 1941 года батарея впервые вступила в бой, её орудия  удачно поразили цели на правом берегу Днестровского лимана у Аккерманской крепости. Батарея за сутки могла выпустить по противнику более 100 тяжелых снарядов, каждый почти 100 кг весом. Высота траектории полёта снаряда при стрельбе на предельную дальность составляла 18 км, поэтому враг часто принимал падавшие почти отвесно снаряды за бомбардировку советской авиации. За время обороны города ни один из защитников подземной крепости не был даже ранен.

Артиллерийские позиции были удачно замаскированы. Так, например, над башнями  смыкались алюминиевые щиты с имитацией дикого винограда, а на удалении быт построен  полномасштабный макет батарей. Его нещадно бомбила вражеская авиация, но после каждого налета декорации восстанавливались.

411-я береговая  батарея была сооружена в 1934 -1936 годы и включена в состав Одесской военно-морской базы (позже — Одесский укрепрайон).  Батарея состояла из трёх огневых позиций 180-мм орудий с дальностью стрельбы до 40 км. Личный состав батареи насчитывал свыше 350 человек,  не считая  отдельный зенитный взвод.  Небольшой подземный городок, защищенный броней из стали и 1,5- метрового железобетона, был способен выдержать прямое попадание авиабомбы. Под землей располагались казармы для личного состава, складские помещения и артиллеристские погреба, котельная, водопровод, берущий начало из артезианской скважины. Батарея имела собственную электростанцию и была полностью автономной, все помещения соединялись подземными ходами, проложенными на 23-метровой глубине. Командный пункт был удален от огневых позиции на  750 метров, имелись  наземные казармы для военнослужащих батареи и подсобное хозяйство.

С 15 на 16 октября 1941 года артиллеристы выпустили 230 боевых снарядов, а в 5 утра по приказу взорвали батарею и отступили  в порт и далее морем ушли на защиту Севастополя.

***
Начиная с августа 1941 года, репортажи из Одессы регулярно публиковались на страницах газеты «Красная звезда». В корреспонденции Константина Симонова и Якова Халипа (военный фотограф) «Батарея под Одессой» (Красная Звезда, 26 сентября 1941 года) речь шла  о 42-й артиллерийской береговой батареи капитана Александра Исааковича Деннинбурга (родился в Нежине в 1919 году).  В этой статье,  в частности был передан привет жене командира батареи из осажденной Одессы, и он дошел до адресата. Об этом после войны вспоминал уже полковник Денненбург,  награжденный боевыми орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.

***
Среди сухопутных войск, оборонявших Одессу,   сражалась 25-я стрелковая (чапаевская) дивизия. В начале войны она дислоцировалась в Болграде вблизи границы с Румынией и  была вынуждена отступить за Днестр, 19 августа 1941 года включена в состав Одесского укрепрайона. С окончанием обороны Одессы одной из последних была эвакуирована в Севастополь. Штаб дивизии с мая по середину июня 1942 года находился на территории Инкерманского пещерного монастыря,  где ныне во внутреннем дворике установлен памятник бойцам дивизии. Оставшиеся бойцы дивизии обороняли Севастополь до последнего дня падения обороны и  затем утопили боевые знамена  в Чёрном море, чтобы они  не достались врагу.  Дивизию расформировали 30 июля 1942 года.

Во время Гражданской войны  с 9.04.1919 до гибели 5.09.1919 дивизией командовал  Василий Иванович Чапаев. После него дивизией командовал еще один герой Гражданской войны  Иван Семёнович Кутяков (до  24.09.1920), кавалер трёх орденов Красного Знамени, репрессирован и расстрелян в 1938 году.  Были репрессированы и расстреляны еще два командира дивизии комбриги Василий Бутырский и Михаил Зюк.
20 августа 1941 года командиром 25-й Чапаевской стрелковой дивизии назначен генерал-майор Иван Ефимович Петров (1896 - 1958). С ней он принял участие в обороне Одессы, а  5 октября 1941 года стал командующим  Приморской армией, руководил эвакуацией советских войск из Одессы в Крым. После падения Севастополя  генерал, среди прочих руководителей обороны, был эвакуирован на подводной лодке. Тяжело переживая поражение и невозможность спасти защитников города, перед эвакуацией Петров попытался застрелиться, но был удержан своими сослуживцами.  Впоследствии он стал  генералом армии (1943), Героем Советского Союза (1945).

В Чапаевской дивизии служила  лейтенант  Людмила Павличенко (1916, Белая Церковь – 1974, Москва),  снайпер 54-го стрелкового полка. Она уничтожила 309 солдат и офицеров противника, за что с подачи американских журналистов получила прозвище «Леди Смерть». В июне 1942 года она получила серьёзное ранение и из осаждённого Севастополя эвакуирована на Кавказ. Осенью  1942 года Павличенко отправили вместе с делегацией советской молодёжи в Канаду и Соединённые Штаты Америки. Она  побывала на приёме у президента США Франклина Рузвельта, а по приглашению первой леди Элеоноры Рузвельт, члены советской делегации некоторое время жили в Белом доме. В Канаде делегацию советских военных приветствовали несколько тысяч канадцев, собравшихся на вокзале Торонто. На одной из встреч с журналистами, после очередных расспросов Павличенко произнесла легендарную фразу: «Мне 25 лет, на фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Эти слова, растиражированные в СМИ, приблизили американскую общественность к необходимости открытия второго фронта. 25 октября 1943 года Людмиле Павличенко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Именем  25-й Чапаевской ордена Ленина стрелковой дивизии до 2016 года была названа улица в Одессе, именем дивизии названа улица в Болграде Одесской области. После «революции чрезмерного достоинства» (государственного переворота)  проспект Маршала Жукова в Одессе из-за декоммунизации переименовали в проспект Небесной Сотни, а улицу 25-й Чапаевской дивизии на улицу мало кому известного Дмитрия Инглези. Компания  переименования была организована экс-губернатором Одесской области Саакашвили, проамериканского грузинского  деятеля, бежавшего из Грузии и заблудившего в степях Украины.
В октябре 2020 года перед выборами одесская власть обещала вернуть проспект Жукова и улицу 25-й Чапаевской дивизии, Это решение поддержала историко-топонимическая комиссия Одессы, но борьба продолжается. Одноименный проспект Жукова в Харькове переименовали в проспект Петра Григоренко советского генерал-майора украинского происхождения, выступавшего в защиту крымских татар и других депортированных народов. Однако городской совет Харькова пытается вернуть улице старое название. По данным на 8 февраля 2021 года  судья ушел в отпуск и заседание по этому вопросу перенесено на неопределённое время.

***
В память о событиях 1941 года  создан Мемориал героической обороны Одессы — 411-я береговая батарея. В него  входят музей, выставка военной техники под открытым небом, батарея береговой обороны и большой парк. Мемориал находится на южной окраине Одессы.

В 1971 году решением Одесского областного Совета народных депутатов  411-я береговая артеллеристкая батарея взята под государственную охрану как историческое место.

Идея создания Мемориала изначально принадлежала трудовым коллективам и общественным организациям Одессы. Их призывы в 1975 году опубликованы в городской газете «Вечерняя Одесса»,  был создан Штаб по строительству Мемориала. 9 мая 1975 года состоялось торжественное открытие Мемориала 411-й батареи. В этом событии  участвовал знаменитый русский писатель-фронтовик Константин Симонов, посещавший батарею во время жарких боев лета 1941 года. С годами мемориал стал одним из мест патриотического воспитания одесситов и местом проведения памятных мероприятий.

На территории мемориала под открытым небом расположена выставка военной техники и вооружения армии периода Великой Отечественной войны. В том числе здесь находится известный одесский «танк» НИ («На испуг»). Среди экспонатов имеется  бронепоезд, аналогичный производимых в дни обороны города на заводе им. Январского восстания. На другом участке выставлен трамвай, который в 1941 году ходил по маршруту «Одесса-фронт». Также под открытым небом в 1985 году выставлена послевоенная подводная лодка «Малютка» М-296.

В экспозиции присутствуют 2 орудия Д-20 и два зенитно-ракетных комплекса не имеющих отношения к  одесской обороне и войне. В парке вокруг музея восстановлена линия обороны с окопами, огневыми позициями артиллерийских и минометных батарей.

В 2014 году администрация мемориала героической обороны Одессы приступила к реставрации таинственного подземелья на второй огневой позиции, наименее разрушенной в результате подрыва 1941 года. Был почти полностью расчищен первый этаж, но серьезную проблему создали подземные воды ( Александр Гиманов В казематах 411-й батареи).


Советские подводные лодки типа «Малютка» были во время Великой Отечественной войны самыми малоразмерными. Они предназначались для ближней защиты военно-морских баз, но и вели  успешные боевые действия даже у побережья и в гаванях противника. Всего было построено 153 подводные лодок типа М, из них 78 до войны, 22 во время войны и 53 после войны. На  их боевом счету числится 61 потопленных судов с водоизмещением 135 тыс. регистровых тонн, повреждено 8 судов водоизмещением 20 тыс. регистровых тонн и уничтожено 10 боевых кораблей противника.

Первые серии подводных лодок «М» имели достаточно низкую эффективность, но  затем оказались вполне успешными и конкурентоспособными в сравнении со старшими по классу кораблями. Черноморские «Малютки»  потопили восемь транспортов, еще одно судно и один боевой корабль повредили.
Советская дизельная подводная лодка М-296 проекта А615 была  заложена в 1955 году на судостроительном заводе «Судомех» (Ленинград), спущена на воду в следующем году и в 1958 году вошла в состав  27-й бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Балаклаве. В 1965 году подлодка выведена из боевого состава и законсервирована. В 1971 году она вновь введена в строй, а в 1977 году проклассифицирована в опытную подлодку и переименована в «МС-296». В 1979 году исключена из состава флота и в следующем году установлена в качестве экспоната на 411-й батарее (Одесса). Это одна из двух сохранившихся подлодок проекта А615 (вторая  в Краснодаре).

Некоторые тактико-технические характеристики торпед, бывших на вооружении ПЛ «Малютки»:  диаметр — 450 мм, длина — 5,7 метра, вес — 970 кг, дальность хода — 4 км., скорость — 39 узлов (72 км/ч).


На одном из оснований, которые держат подводную лодку, прикреплена мемориальная доска со списком кораблей, защищавших Одессу.


На второй огневой позиции 411 батареи установлена 180-мм артиллеристская пушка, которую доставили в 1983 году с однотипной батареи порта Советская Гавань.






Две огненных позиции 411 батареи после подрыва в 1941 году сохранились в таком виде.


Одесский трамвай, который в 1941 году ходил по маршруту «Одесса-фронт».


Нелегальные аттракционы захватили  мемориал героической обороны Одессы «411 батарея» и окружающий его парк.


Мемориал как бельмо на евро интеграционных глазах самостийной Украины. Его руководство вынуждено зарабатывать деньги на сохранении памяти, на которой предприимчивые дельцы могут увеличить норму прибыли.


Макет самолета-истребителя И-16 (ЦКБ-12) (в просторечии — «Ишак», «Ишачок»). Этот советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку. Выпущено свыше 10 тыс. истребители. Эксплуатировался десять лет (1934 – 1944) и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года. Слева на снимке — два зенитно-ракетных комплекса, не имеющих отношения к  обороне Одессы.


Советская гаубица Б-4 большой мощности калибра 203,2 мм образца 1931 года. Во время советско-финской войны это 18-тонное орудие  на гусеничном ходу использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма, гаубицу прозвали «кувалда Сталина». В самом начале Великой Отечественной войны Красная Армия не могла должным образом применить Б-4 против немцев, поскольку приходилось отступать. И порой орудия даже попадали в руки врагу. Но после перелома в Сталинградской битве гаубица снова вернулась на арену. Она активно участвовала в осаде городов и решающих сражениях, таких как Курская битва в 1943 году. Очень пригодилась «кувалда Сталина» при взятии Берлина.

После окончания войны гаубица продолжила службу в Красной армии, её модернизировали. А позже «кувалда Сталина» даже получила в арсенал ядерные заряды. Но в 1970 годах на смену Б-4 пришли более совершенные артиллерийские орудия. А гаубица, как легендарное оружие, превратилась в памятник. Несколько Б-4 разместили на городских площадях и в военных музеях.


Танк НИ-1, НИ («На испуг»), «Январец», «Одесский танк» — импровизированный лёгкий танк (броне-трактор), сконструированный в Одессе во время обороны летом—осенью 1941 года с учётом возможностей промышленности осаждённого города. Защитники Одессы испытывали огромную потребность в бронетехнике. И на машиностроительном заводе им. Январского восстания начали изготавливать эрзац-танки, обшив имеющиеся гусеничные трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение. Детали башен изготавливали в трамвайных мастерских (где имелся карусельный станок), бронекорпуса — на заводе имени Октябрьской революции, а производство броне-тракторов было освоено в танкоремонтных мастерских, созданных в цехах завода им. Январского восстания после начала осады города.

При переоборудовании верхняя часть корпуса трактора срезалась. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух стальных листов, между которыми были проложены доски (листовую корабельную сталь предоставила Одесская военно-морская база).

В центральной части корпуса броне-трактора устанавливалась вращающаяся башня с вооружением. Первые три машины (две — вооружённые двумя пулемётами и одну — 37-мм пушкой) изготовили в течение десяти дней, и 20 августа 1941 года, укомплектовав экипажами, отправили в Южный сектор обороны.
Под командованием старшего лейтенанта Н. И. Юдина танковый взвод из одного настоящего танка и трёх броне-тракторов возглавил контратаку 25-й стрелковой дивизии, в результате которой противник был выбит из окопов и отступил, броне-тракторы потерь не имели. Боевые испытания техники были признаны успешными,  и Военный совет Одесского оборонительного района поручил переоборудовать ещё 70 тракторов. Производство осложняли постоянные бомбардировки завода.

Во втором бою два из десяти участвовавших в контратаке броне-тракторов были потеряны. В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом основная ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращён в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра иногда на танки  устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танки издавали ужасающий лязг и грохот.

В дальнейшем, с увеличением количества выпущенных броне-тракторов, из них был создан танковый батальон. 2 октября 1941 года батальон участвовал в атаке позиций 4-й румынской армии в районе поселка Ленинталь, в результате которой не ожидавшие атаки румынские части были разгромлены, а танкисты захватили 24 артиллерийских орудия, миномёты и пулемёты. Тем не менее, в ходе атаки были потеряны до семи броне-тракторов (подбитые артиллерийским огнём и вышедшие из строя по технической неисправности).

Всего за время Обороны было выпущено 69 «Одесских танков». 15 октября 1941 года последние уцелевшие броне-тракторы обеспечивали эвакуацию войск, защищавших Одессу, они прикрывали отступление  в порт. Несколько из них были взорваны экипажами перед погрузкой на транспорт «Волга», остальные были брошены в городе. Вошедшим в Одессу румынским войскам досталось несколько  НИ-1, которые находились в строю.

Пройдут годы,  и завод Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания, где изготавливались танки,  вслед за Черноморским пароходством будет успешно уничтожен патриотами-мародерами самостийной Украины. По теме: Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма.

В Украине сохранилось предположительно 3 поздних копии НИ-1 (две в Одессе и одна в Днепре).   Экспозиция НИ-1 в составе Мемориала героической обороны Одессы

https://topor.od.ua/wp-content/uploads/2015/08/6.jpg

9 мая 2006 года, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел торжественно заложил камень в основание храма на территории Мемориала в честь святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя православного воинства и памятной доской о черноморском флоте. В основание будущего храма были заложены также частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона, земля и камень со святого града Иерусалим, икона Воскресения Христова с лепестками растений из Гефсиманского сада, а окроплены святыни были водой, набранной в реке Иордан. Храм был торжественно открыт осенью 2009 года.
Этот бронепоезд с паровозом стал на вечную стоянку в 1973 году. Послужной реестр паровоза Ов № 3818: 1905 год — построен на Сормовском заводе (1905), Китайско-Восточная железная дорога (с 1906), Средне-Азиатская железная дорога (с 1908 по 1927) и железные дороги Украины (1927 – 1973).


Легендарная «Катюша». По теме:
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 



В парке Мемориала  в воскресный день




Стелла «Катюша» у входа в Мемориал обороны Одессы.


Напротив Мемориала выстроен жилой комплекс Клаб Марин.


***
Памятник  погибшим морякам и торговым судам  Черноморского пароходства  на Суворовской аллее парка имени Т.Г. Шевченко в самостийной Украине стал памятником разграбленного ЧМП. Самостийные «патриоты»  сделали то, что не смог уничтожить враг.  Символизирующий погибшие суда нос корабля повёрнут к прохожим, а на тыльной стороне памятника, обращённой к порту,  помещена литая икона Святителя Николая, покровителя мореплавателей и путешественников. Памятник открыт в 1997 году.

Сегодня памятник погибшим морякам и судам Черноморского морского пароходства  и памятный знак «150 лет ЧМП» напоминают о трудовых и героических подвигах  моряков. Эту память оскверняли  вандалы, призывая  к их сносу, как напоминание о кошмарном «темном советском прошлом». Сегодня самостийные «патриоты» с восторгом, с хлебом и солью встречают  от своих  американских благодетелей  резиновые надувные лодки и военные катера б/у (бывшие в длительном употреблении).


По теме,  еще об одном украинце-герое Великой Победы: Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы.

***
О европейском выборе украинцы слышат все годы самостийности от популистов и авантюристов,  западных марионеток, от мародеров от власти и «непорочной» Марии Магдалины.  А что об этом думали Великие украинцы?Как пророчески писал в «Воспоминаниях»  великий и оклеветанный украинец,  последний настоящий  гетман Украины Павел Скоропадский, Украина может превратиться в «подстилку» Запада.  Как оказалось, сервильность  и конформизм значительной части  самостийной  украинской  «элиты», ставшей марионетками Запада, с упорством, достойного другого применения,  воплощают пророчество гетмана.




Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Великая Отечественная война, История, Одесса, СССР, Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments