dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Славное море, священный Байкал?

Владимир Дергачев

https://insiberia.com/wp-content/uploads/2019/04/letnij-otdyx-na-bajkale-kogda-exat-i-chem-zanyatsya/.jpg

Я родился в Забайкалье и «славное море, священный Байкал» ассоциируется с малой родиной, хотя многие годы живу далеко от Озера.  Студентом геофака МГУ принимал участие в экспедиции (полевых исследованиях) в Восточном Забайкалье и на длительном пути из Москвы по Транссибу самым сильным впечатлением  была встреча с Байкалом. Озеро я впервые увидел ранним утром из окна вагона где-то за Слюдянкой.  И когда я работал на Дальнем Востоке,  эти встречи иногда продолжались, и я имел возможность в Листвянке выпить с помощью ладоней байкальскую воду.  Одним словом, судьба Байкала мне не безразлична.

Озеро тектонического происхождения Байкал, расположенное на юге Восточной Сибири на границе Иркутской области и Республики Бурятия, является крупнейшим природным резервуаром пресной воды и самым глубоким озером Земли. Озеро с берегами отличается  уникальным разнообразием флоры и фауны. В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название «Ламу» («море»), а со второй половины XVII века распространяется бурятское название Байгал, трансформированное в Байкал. Русские называли озеро «Святое море», а на китайских картах изображали «Северное море Поднебесной».

В настоящее время на берегах Байкала в 85 населённых пунктах проживает около 100 тысяч человек, в том числе в четырёх городах: Северобайкальске 23,7 тыс.,  Слюдянке — 18,2 тыс., Байкальске – 12,7 тыс. и Бабушкине — 4,5 тыс. Другие крупные населенные пункты — Усть-Баргузин (7 тыс. жителей), Нижнеангарск (4,5 тыс.), Выдрино (4,4 тыс.) и Култук (3,7 тыс.).

***
Озеро протянулось с юго-запада на северо-восток на 636 км в виде гигантского полумесяца, ширина водоёма колеблется в пределах от 24 до 79 км. Максимальная глубина озера 1642 метра.
Площадь водной поверхности Байкала без учета островов — 3,7 тыс. км², что эквивалентно  таким странам, как Бельгия или Нидерланды. Площадь водосборного бассейна — 571 тыс. км², а длина береговой линии — 2 тыс. км.

Озеро находится в котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. При этом западное побережье — скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья — более пологий, местами горы отступают от берега.

Вода в озере настолько прозрачна, что обычно весной, когда она синего цвета, дно  бывает видно на глубине до 40 метров. Летом и осенью в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность снижается до 8—10 м, и цвет становится сине-зелёным.

В период ледостава с начала января до начала мая  Байкал замерзает, кроме небольшого участка протяжённостью в 15—20 км в истоке Ангары. Период судоходства для пассажирских и грузовых судов обычно открыт с июня по сентябрь.

Байкальский лёд очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород. По берегам озера можно наблюдать зимой ледяные гроты. В прошлом встречались необычные формы ледового покрова, в том числе ледяные холмы («сопки»)  высотой до 6 метро и полые внутри.

На спутниковых снимках с МКС на Байкале иногда выделяются тёмные кольца, возникающие благодаря подъёму глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды. В результате этого процесса образуется антициклоническое (по часовой стрелке) течение. В зоне, где течение достигает максимальных скоростей, усиливается вертикальный водообмен, что приводит к ускоренному разрушению ледового покрова.


 К концу зимы толщина льда на Байкале достигает от одного до двух метров (в заливах). При сильном морозе трещины («становые щели») разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин  до 30 км, а ширина — от 2  до 3 метров. Разрывы происходят ежегодно, сопровождаются громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода.

Фотография Аллы Пак

***
Проект гидрографических исследований озера Байкал составили в 1894 году полковник, впоследствии генерал Корпуса гидрографов Федор Кириллович Дриже́нко (1858—1922) и ученый-географ, океанограф Юлий Михайлович Шокальский. (1856 — 1940), впоследствии генерал-лейтенант (1912), председатель и почетный президент Русского географического общества (1917—1940).

В свое время на меня сильное впечатление произвело так называемое неожиданное сближение во времени через рукопожатия. Во время Географического съезда в Ленинграде, участником которого я был, питерские коллеги представили меня, молодого профессора и доктора географических наук, Президенту Географического общества СССР академику Алексею Федоровичу Трёшникову (1914 – 1991) и мы обменялись рукопожатием. На что знаменитый историк Лев Гумилев или профессор Сергей Лавров (к сожалению, точно уже не помню кто) пояснили, что через одного человека я приблизился к Анне Керн, ставшей знаменитой благодаря пушкинским строкам «Я помню чуднее мгновение...». Дело в том, что Трёшников был учеником почетного советского академика Юлия Михайловича Шокальского. Его мать, Екатерина Ермолаевна Керн (1818 – 1904) была дочерью Анны Петровны Керн, воспетой поэтом. И в детстве Анна Петровна брала на руки внука Юлия, учила уму разуму, когда они вместе жили в усадьбе Тригорское. По теме: Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут.

***
В результат проведенных гидрографических исследований Байкала была выбрана оптимальная на то время схема транспортное логистики на этом участке строящегося Транссибирской магистрали. Была создана Байкальская железнодорожная паромная переправа, связывающая западный и восточный берега озера Байкал. Она использовалась в 1901—1905 годы как часть основного хода Транссиба и даже после завершения строительства Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) до 1918 года как вспомогательный железнодорожный ход.

24 апреля 1900 года паровой паром-ледокол «Байкал», построенный в Англии и собранный на судоверфи в Листвянке, совершил свой первый рабочий рейс, имея на борту 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза. В августе начались рабочие рейсы ледокола «Ангара» по перевозке грузов и пассажиров. С января 1901 года, после окончания навигации, начала действовать ледяная железная дорога, вагоны по ней перегонялись поштучно на гужевой тяге, параллельно прокладывалось ледовое шоссе. Вместе они частично заменяли паромную переправу. Это продолжалось каждую зиму до вступления в строй КБЖД в 1905 году. Особенно интенсивно Байкальская железнодорожная переправа действовала во время Русско-японской войны (1904—1905). 16 августа 1918 года после занятия станции Мысовой белочехами паром-ледокол «Байкал» был расстрелян полевой артиллерией и сгорел у пристани. Прекратилось сосуществование ледовой переправы.

Паромный ледокол «Байкал» на озере Байкал, 1911 год.

Фото: Michael Myers Shoemaker. Источник: "The great Siberian railway from St. Petersburg to Pekin" By Michael Myers Shoemaker.

***
Кардинальные экологические проблемы Байкала начались давно. В 1959—1962 годах уровень воды в озере вырос на 1,2 м в связи с подпором плотиной Иркутской ГЭС. Искусственные колебания уровня воды привели к затоплению около 500 км² суши, угнетению растительных сообществ, развитию на большинстве участков берега абразионных процессов, в результате береговая линия отступила на некоторых участках. Не только высокое, но и низкое стояние уровня воды также влечёт за собой ряд негативных последствий  (размыв и углубление осушенных пляжей, деградация нерестилищ и гнездовий птиц, негативное воздействие на других животных). В 2001 году российское правительство приняло постановление  «О предельных значениях уровня озера Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», которое определило разрешённую амплитуду колебаний уровня воды в диапазоне от 456 до 457 м в тихоокеанской системе высот.

В свое время советская власть «подарила» славному морю Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, сбрасывающий сточные воды в озеро. Через полвека последовал «привет» из братской Монголии, где в  2013 году начали рассматривать планы постройки каскада ГЭС на реке Селенга и её притоках, которые обеспечивают около половины притока воды в Байкал. Предполагалось строительство трёх ГЭС: на Селенге — «Шурэн» мощностью 245 МВт, на Эгийн-Голе — 220 МВт, на Орхоне — 100 МВт. Сооружение этих объектов грозило уничтожением уникальной экосистемы дельты Селенги,  возможным обмелением и существенным ухудшением качества воды в Байкале. Россия выразила Монголии свою обеспокоенность и предложила разработать альтернативные варианты энергоснабжения монгольских потребителей из российской энергосистемы или строительством крупной ГРЭС или ГАЭС на территории Монголии. В 2016 году Китай заморозил финансирование монгольской ГЭС из-за протеста России.

***
В 2017 году в Бурятии ввели в эксплуатацию Завод бутилированной воды, принадлежащий фирме «Байкал-Экспорт». Участок водозабора находится в центральной экологической зоне на правобережье реки Турка. Первую экспортную партию планируют поставить в Китай уже летом 2021 года. Минприроды РФ признало розлив питьевой воды из Байкала экологически чистым производством. Сейчас на побережье озера работают несколько заводов, разливающих байкальскую воду и поставляющих ее на внутренний рынок и за границу.

Китай, имея 20 % мирового населения, располагает всего 7 % запасов воды, выразил заинтересованность в  строительстве завода для розлива байкальской воды  проектной мощностью 190 млн. литров в год. В 2017 году компания «АкваСиб»  с китайскими инвесторами получила разрешение  российских профильных ведомств на строительство завода по розливу байкальской воды в поселке Култук. В администрации Иркутской области строительство завода называли выгодным инвестиционным проектом, обеспечивающим 150 новых рабочих мест. Но в 2019 году в области начались протесты из-за строительства завода. Петиция против строительства завода, подписанная 100 тыс. человек, включала  следующие требования: «запретим китайцам выкачивать воду из озера Байкал», «китайцы захватывают озеро Байкал», «китайцы скупили всю землю около Байкала», «через 5–10 лет Байкал станет еще одной китайской провинцией» и прочее. В ответ на протесты жителей Сибири китайские СМИ напомнили об исторической связи озера Байкал («Северного моря») с Поднебесной[1]. В итоге суд запретил строить завод, сославшись на потенциальный ущерб для окружающей среды.

До конца не ясно, кто стал победителем в борьбе за байкальскую экологию, и кто финансировал протесты. Возможно, бои местного значения шли, чтобы расчистить дорогу для бизнеса уважаемого российского олигарха, почетного профессора МГУ Олега Дерипаски, который вдруг

озаботился судьбой Байкала и щедро  одарил Иркутск  подержанными трамваями (б/у) из Москвы. Известно, «дареному коню в зубы не смотрят», но вагоны регулярно ломаются или горят в суровом сибирском климате[2].

Олег Дерипаска — один из акционеров компании En+Group (более 110 тыс. работников). Эта индустриальная группа объединяет компании, работающие в сфере энергетики, цветной металлургии и горнорудной промышленности. Группе принадлежит 47,41 % акций компании «РУСАЛ» (российский алюминий), 100 % акций крупнейшей частной российской энергокомпании «ЕвроСибЭнерго» и другие крупные активы.  Компания En+Group  намерена построит предприятие по розливу питьевой воды из Байкала на базе закрытого целлюлозно-бумажного комбината. Стоимость проекта оценивается в €87,5 млн. Мощность производства может достичь 1 млрд. литров питьевой воды в год. Численность персонала на предприятии составит 200−250 человек.

На этот проект отреагировали социальные сети: «Китайцам запретили, теперь олигархи добрались», «Ясно, чего китайцев выгнали».

Олигарх Олега Дерипаски продолжает укреплять позиции в Иркутской области, одна из его компаний приобрела акции обанкротившегося аэропорта Братска. Пишут и  о возможности  передачи Иркутской области на «кормление» олигарху. Чем почётный профессор МГУ хуже Романа Абрамовича, получившего в дар Чукотку?

***
Проблемы развития туризма на Байкале. Советская власть и криминально-олигархическая Россия не смогли  создать современную инфраструктура для индустрии отдыха на «священном  озере». Печальная история туристско-рекреационных особых экономических зон на берегах Байкала, созданных Постановлениями Правительства Российской Федерации  в 2007  году сроком на 49 лет.  ОЭЗ «Ворота Байкала», открытая на южном берегу озера (Байкальск, Иркутская область), по заявлению российской прокуратуры продемонстрировала низкую эффективность.  По данным Минэкономразвития РФ из восьми зарегистрированных резидентов фактически осуществляет деятельность один, из 22 объектов инфраструктуры, строительство которых планировалось в 2012-2021 годах, ни один объект не введен в эксплуатацию.

На территории Прибайкальского района Бурятии была создана туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань». Она позиционировалась  как центр туризма на востоке России, как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой на площади в 700 км². К 2027 году намечалось  свыше 2 млн. прибытий в год отечественных и зарубежных туристов. За годы существования из бюджетов всех уровней в инженерную инфраструктуру Зоны направлено 5 млрд. рублей, а полномочия и имущественный фонд передан из федеральной собственности в республиканскую (создана управляющая компания). Резидентами «Байкальской гавани» в Бурятии за 14 лет стали только четыре компании.

Одна из главных причин таких «успехов» — отсутствие политической воли федеральной власти и низкая норма коррупционной прибыли для чиновников из-за ограниченности туристического сезона.  Только малый и средний бизнес на свой страх и риск предпринимает шаги по развитию круглогодичного туризма.
Крайними в провале российской рекреационной политики  на Байкале чаще всего называют расширяющийся китайский внутренний туризм на «славном» море. Для туристов КНР существует упрощённый визовый режим для посещения Иркутской области и Байкала. Китайцы в отличие от россиян на Байкал ездят круглый год. В Поднебесной популярны истории о   связи китайцев с древних времен с Байкалом, чье название связано  с мифологическим  гидронимом  «Бэйхай» («Северное море»). Китайские гиды на Байкале объясняют соотечественникам, что озеро в далеком прошлом принадлежало Китаю и называлось «северным морем Поднебесной». Эта территория принадлежала Китаю до тех пор, пока Китай и Россия не подписали в 17 веке Нерчинский договор. Китайские туристические агентства используют исторический контекст рекламы тура на Байкал. Известный китайский поп-певец Ля Цзянь записал лирическую песню «На берегу Байкала», ставшую хитом в Поднебесной.  Совершить паломничество на «северное море» Поднебесной стало очень популярным для китайцев. При этом поступления в бюджет Иркутской области растут медленно. Байкальское  и не только  туристическое направление китайцы превратили в разновидность своего внутреннего туризма. Отечественный турбизнес из этого процесса практически полностью исключен.

Китайцы активно посещают другие регионы России (Москву, Санкт-Петербург, ленинские места), однако Байкал пользуется особой популярностью, в том числе из-за своего расположения. Авиаперелёт из Пекина до Иркутска занимает около трех часов, при этом города находятся в одном часовом поясе. Но туристическая инфраструктура не успевает за ростом туристического потока: из-за этого возникают проблемы с вывозом мусора. В результате предлагается ограничить поток приезжающих на Байкал.
До пандемии COVID-19  только за девять месяцев 2018 года Иркутскую область посетили 1,2 млн. туристов,  на 40% больше, чем за аналогичный период  2017 года.  Количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, увеличилось на 40% и составило 263,9 тыс., в том числе   166,8 тыс. китайских туристов (более 66%). Китайцы прогнозируют, что ежегодно количество туристов будет увеличиваться почти до 1 млн. человек[3].

***
В 2017 году на Байкале был введен практически полный запрет на вылов и продажу омуля — второй раз за всю современную историю озера. Омуль является байкальским эндемиком и одним из главных местных деликатесов. По данным Росрыболовстве за период 2008 – 2015 годы наблюдалась  динамика сокращения биомассы омуля в озере с 20 тыс. т.  до 10 тыс. т. Среди возможных причин отмечалось общее ухудшение экологической обстановки, маловодье и браконьерство. Запрет был введен бессрочно до полного восстановления популяции.

Для большей части населения на прилегающих к Байкалу территориях рыбалка исторически была одним из главных источников дохода, в «зону риска» автоматически попало большинство местных жителей.  Произошло ущемление прав коренных народов, например, для эвенков, проживающих на территории Бурятии, рыболовство является традиционным типом хозяйствования.

При этом ученые Лимнологического института Сибирского отделения РАН утверждали, что в 2011 году проведенные ими исследования показали, что биомасса омуля в водах Байкала может составлять до 30 тыс. т. То есть прямой необходимости вводить полный запрет на вылов не было.

Для сохранения экосистемы уникального озера в него планировали  выпустить более 2 млрд. личинок и молоди омуля и осетра. 4 августа 2017 года лично российский президент принимал участие в церемонии показательного выпуска в озеро молоди омуля в Байкальском государственном природном биосферном заповеднике.

Подробно: Как теперь живет местное население и почему рыбы в озере может оказаться в разы больше, чем предполагалось

***
Одни из результатов «бурной» деятельности властей по «защите» Байкала  стали  токсичные пришельцы.  Спирогира — нитевидная водоросль, чаще всего встречающаяся на болотах. Еще в начале 2010-х годов её всё чаще стали обнаруживать в водах Байкала, крупнейшего пресноводного водоема в мире, вода которого всегда славилась своей чистотой. Опасные для Байкала водоросли захватили значительную часть побережья (до 60%). Подробно: https://iz.ru/731624/2018-04-13/opasnye-dlia-baikala-vodorosli-zakhvatili-pochti-60-poberezhia

В результате бездействия властей виновными называют опять китайских туристов, доморощенных «дикарей», сточные воды и мусор. Крупнейшее на планете хранилище пресной воды (20% мировых запасов) оказалось под угрозой. Озеро Байкал является Всемирным наследием человечества и у России есть международные обязательства по его сохранению.

Китайские предприниматели, работающие на Байкале, связывают необходимость строительства новых отелей с недостаточным развитием инфраструктуры и растущей популярностью этого туристического направления. При этом у местных жителей возникаю вопросы, связанные даже не с количеством купленной зарубежными инвесторами земли, а с нежеланием соблюдать российское законодательство. Они регистрируют здания-отели  как индивидуальные жилые стояния и не платят налоги. Кроме того туристы оставляют много мусора на берегах озера. При этом несоблюдение природоохранных требований вызывает особенное недовольство местных жителей в условиях, когда к ним экологические требования применяются со всей строгостью.

***
Один из главных центров туризма на Байкале посёлок Листвянка расположен в часовой доступности от Иркутска,  по правую сторону истока реки Ангары и вытянут на северо-запад вдоль озера на 5 км.  Датой основания посёлка принято считать 21 июля 1726 года в соответствии с записью в Журнале российского посольства в Поднебесной.  К 1874 году в нем проживало около 200 человек, жители занимались охотой и рыболовством. В конце века в связи с сооружением паромной ледокольной железнодорожной переправы Трассиба  между Листвянкой и Мысовою число жителей превысило 400 человек.  Судостроительная верфь (ныне заброшенная) была самым важным предприятием Листвянки, на ней были построены многие суда байкальского флота, а также собраны построенные в Англии знаменитые паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара».

При советской власти в 1934 год Президиум ВЦИК присвоил Листвянке статус посёлка городского типа, население увеличилось с 1925 по 1953 годы с 1,5 тыс. до 2,7 тыс. жителей. Имелись пристань, судоверфь, Байкальская лимнологическая станция (затем институт) АН СССР, средняя и начальная школа, школа ФЗО, клуб, туристская база. После строительства Иркутской ГЭС в 50-х годах XX века, прибрежная территория посёлка попала в зону затопления. В 1972 году недалеко от Листвянки в Ангаре погиб (утонул) известный драматург Александр Вампилов.

Листвянка славится своей живописной природой. Ради красивых фотосессий приезжают  туристы из разных регионов России, а также иностранные туристы из Китая, Монголии, Франции, Германии, США и других стран. Однако развитие туристического бизнеса создаёт земельные и экологические проблемы.

https://a.d-cd.net/afa2b76s-1920.jpg

Листвянка связана с Иркутском сухопутным (автобусы и маршрутные такси), а в летнее время и водным сообщением. Расстояние от Иркутска до Листвянки — 64 км, время в пути занимает около 1 часа. Ежедневно от причала в Листвянке отходят 3-5 паромов в порт Байкал, откуда начинается Кругобайкальская железная дорога.

https://cs12.pikabu.ru/post_img/big/2020/03/08/1/1583622036149477719.jpg

К 2024 году власти Приангарья намерены значительно увеличить прием туристов до 3 млн. человек. Тем временем учёные опасаются, что такая антропогенная нагрузка значительно ухудшит состояние байкальской флоры и фауны. Ожидаю дальнейшего обострения основных проблем и ухудшения экологической ситуации. Появившаяся возможность приватизации земельных участков в национальных парках (в населенных пунктах) непременно вызовет рост цен на землю и недвижимость. Подробности: https://regnum.ru/news/accidents/3219577.html

В непростой из-за коронавируса 2020 год, по оценке агентства по туризму Иркутской области, в регионе побывало 938 тыс. туристов, это на 48,7% меньше, чем годом ранее. Из-за закрытия границы с Китаем иностранных туристов было в шесть раз меньше (54 тыс. человек). И при этом ученые говорят о превышении антропогенной нагрузки на отдельные участки Байкала, прежде всего на побережье Малого Моря и острова Ольхон. Инвесторы не спешат вкладывать капиталы в туриндустрию Байкала. Иркутская область пока обходится  добычей леса, природного газа и золота.

С 2021 года российское правительство  выделит Бурятии 14 млрд. рублей на строительство и реконструкцию 21 очистного сооружения, в том числе в городах Улан-Удэ и Северобайкальск, девяти посёлках и девяти сёлах. Они будут обеспечивать полную очистку стоков, попадающих в Байкал. Работы будут проводиться в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал» нацпроекта «Экология» и должны быть завершены к 2025 году. Подробности: https://regnum.ru/news/society/3227501.html

Российский журналист Алексей Пивоваров снял документальный фильм о проблемах жителей и предпринимателей Байкала, который называется «Чем недовольна новая столица внутреннего туризма?». Автор поднял темы, связанные с переделом национального парка и выселением людей из собственных домов на острове Ольхон. Кроме этого, в фильме рассказывается, почему на острове 13 лет не было электричества, действительно ли китайцы захватили Байкал и почему обещанную президентом дорогу на остров так и не построили. Поднимается не праздный вопрос, кому может быть интересен кардинальные передел байкальских территорий и сколько стоит отдых на Байкале. Местные жители называют конкретные фамилии олигарха и простого миллионера. Фильм опубликован на Youtube-канале «Редакция». Источник: https://irk.today/0UTk (ИА «Иркутск Сегодня»).

В ЮНЕСКО выражают обеспокоенность состоянием Байкала и молчанием российских властей. Как пишут в СМИ, российское правительство положило «под ёлочку» в конце 2020 года подарок всем «пожирателям Байкала», утвердив перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, разрешает строительство практически любых объектов. В связи со значительным ослаблением природоохранного режима озера Байкал и молчанием чиновников в ответ на запросы, летом 2021 года в ЮНЕСКО намерены самостоятельно провести обзор «состояния сохранности» этого объекта всемирного наследия. Подробности: https://regnum.ru/news/accidents/3232437.html

Иркутский ученый, кандидат биологических наук Виталий Рябцев: «В условиях этого затишья наши чиновники и проталкивали новую редакцию перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне. Российская общественность пыталась их образумить, но, увы, мало чего добилась. Он процитировал публикацию в The Washington Post: «Хотя Байкал в настоящее время не внесен в список «находящихся в опасности» мест, ЮНЕСКО планирует провести обзор «состояния сохранности» озера, так как не получало необходимых экологических оценок от российского правительства». Реальная угроза внесения Байкала в упомянутый список может быть заставит российских чиновников восстановить недавно отмененные запреты, важнейший из них — запрет на застройку ненарушенных природных территорий. Подробно: Пожирателям разрешили «съесть» Байкал.

Иркутский берег Байкала ранней весной 2021 года. В северо-восточном углу – остров Ольхон

Фотография Аллы Пак 

Как пишут в СМИ, однажды в книге отзывов Байкальского музея один из гостей из КНР оставил запись на китайском языке о принадлежности Байкала Поднебесной, на что русский  посетитель, владеющий языком соседей,  вставил резолюцию «фиг вам».

Но этой «фиги» недостаточно. Российская власть с помощью патриотической риторики защищает интересы олигархов, так как она от них зависит. Местная власть зависит от местных «богатых буратино», включая криминал.  Коррумпированные чиновники отличаются от «воров в законе» желанием украсть все сегодня. Нерешаемые проблемы Байкала проще всего свалитть на экспансию китайцев  и активность их бизнесменов вместо того чтобы создавать современную инфраструктуру  и бороться с неочищенными канализационными стоками.

После многолетних споров в 2013 году Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат был закрыт, однако вопрос экологии озера остаётся актуальным из-за активно развернувшейся туристической активности на берегах озера, работы каскада ГЭС на Ангаре, возможного строительства новых промышленных предприятий в природоохранной зоне озера, а также ГЭС на байкальских притоках Монголии.

Великий и уязвимый Байкал — всемирно наследие человечества и если государство не может сохранить это богатство, то жди очередную Большую информационную антироссийскую войну. Те же китайцы, для которых Байкал «историческое море»  могут за год создать современную инфраструктуру вокруг Байкала, возвести отели и утыкать побережье современным туалетами и очистными сооружениями.

Слова знаменитой песни о Байкале требуют корректировки — «славное море» для олигархов, «священное» для китайцев или то и другое для российских народов, живущих на её берегах?

Байкал. Справа виадук Кругобайкальской железной дороги.

https://www.putivodi.ru/upload/medialibrary/dbf/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB-%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE.jpg


https://i.pinimg.com/originals/45/8a/43/458a4379e497203be6d5fd2f4c401702.jpg

Славное море, священный Байкал?
Бурятия. Путешествие в республику и на восточный берег Байкала

Некоторые статьи о Забайкалье:
Чита. Столица Забайкалья
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма
Забайкалье. Даурия. История села Алтан

Зона коммунизма. Забайкалье
Зона коммунизма. Забайкалье. Бичи





[1] Евгения Приемская Разлей вода: почему в КНР называют Байкал своим «северным морем». https://iz.ru/847637/evgeniia-priemskaia/razlei-voda-pochemu-v-knr-nazyvaiut-baikal-svoim-severnym-morem
[2] Светлана Шаповалова Дерипаска — владыка Сибири? https://regnum.ru/news/society/3252408.html. 24 апреля 2021года.
[3] Евгения Приемская Разлей вода: почему в КНР называют Байкал своим «северным морем». https://iz.ru/847637/evgeniia-priemskaia/razlei-voda-pochemu-v-knr-nazyvaiut-baikal-svoim-severnym-morem



Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Байкал, История, Природа, Путешествия, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments