dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Великий Новгород. Торг. Торговая сторона

Владимир Дергачев, Валентина Балакирева и Михаил Коростылев

Автор: Аполлинарий Михайлович Васнецов - http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=8014, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2522771

Торговая (Славе́нская) сторона — исторический район Великого Новгорода, расположенный на правом берегу («стороне») Волхова. Своё название получила от расположенного на ней Торга (городского рынка). С X по XII век на торговой стороне располагался Славенский конец Новгорода, из которого выделился Плотницкий конец. В XI веке на этой стороне располагался княжеская резиденция или «княжий» дворец (Ярославово дворище).

Ярославово дворище и Торг были самым оживленным местом средневекового Новгорода. Здесь была резиденция призываемого в Новгород князя, которому запрещалось жить в Новгородском Кремле. Возможно, название Ярославово дворище пошло от дворца, сооруженного в начале 11-го века князем Ярославом Мудрым. В 15-м веке, после присоединения Новгорода к Москве, великий князь Иван III сделал его своей наследной собственностью, но воспользоваться не успел. В 16-м веке строящийся на Торге дворец для Ивана Грозного сгорел.




Николо-Дворищенский пятиглавый собор с расположенной к северу от него одноглавой церковью Параскевы Пятницы на Торгу. Собор является самой главной постройкой Ярославова дворища. Когда-то к нему примыкал деревянный княжеский дворец Александра Невского. Легенда гласит, что поводом для строительства собора послужили  удачный поход на чудь и исцеление тяжелобольного князя Мстислава Владимировича от иконы Николая Чудотворца, обретенной на берегу Ильмень-озера.


Храм Параскевы Пятницы на Торгу.


Николо-Дворищенский собор по возрасту уступает лишь Софийскому храму и на территории Ярославова дворища и занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где находилось ещё девять церквей. Он представляет собой обширную парадную постройку трёхапсидного храма, в его очертаниях прочитывается влияние Софии, напротив которой он и располагался.  Примечательно, что в год освещения храма (1136) новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав свою зависимость от Киева, и провозгласили  Новгородскую  вечевую республику.

Собор с 13 века становится главным вечевым храмом Новгорода, перед  которым собиралось общегородское вече, а по другим данным из-за небольшо размера площади только представительское вече. Начиная с 1228 года здесь,  кроме обычных собраний,  собирались простонародные кромольные веча.  Составлявшие большинство свободного мужского населения рядовые новгородцы не шли на просторную площадь перед Софийским собором, где тоже был вечевой колокол. Напротив, они собирались в смертельной давке вокруг небольшой вечевой площадки Торга, демонстративно выражая протест против легитимных сходов.

Являясь святым местом, вечевой собор обеспечивал неприкосновенность тем, кто спасался в нём от гнева официального вечевого схода (как в 1269 году) или же от расправы крамольной толпы простонародья в 1338 году.

До того, как собор стал главным вечевым храмом, он находился под юрисдикцией приходящих в Новгород русских князей. Правда, считается, что княжескую резиденцию перенесли с Ярославова Дворища за город на Рюриково Городище ещё в XI веке. Тем не менее, в 1136 году (уже после отделения Новгорода от Киева) князь Святослав Ольгович назло новгородцам, венчался в княжеском храме.

После Октябрьской революции собор был действующим. В 1922 Отдел Управления Новгородского Губисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов закрепил за верующими право на «бесплатное бессрочное пользование Никольского собора». С 1933 года собор был доступным для посетителей, совместив в себе функции храма и музея. В период немецко-фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны в соборе была устроена казарма для солдат. В результате артиллерийских обстрелов здание было повреждено. Храм был полностью возвращен верующим в 1945 году, а в 1953 году на средства прихожан была отремонтирована соборная колокольня. Вторично храм  закрыт в 1962 году, здесь разместили экспозицию научно-атеистического отдела Новгородского государственного музея-заповедника, а в куполе — городской планетарий. В 1994—1999 годах при финансировании Ганзейского союза нового времени была проведена повторная реставрация собора.

Памятная доска с уточненной датой строительсва собора.


Церковь Николая Чудотворца бывшего Николо-Бельского монастыря («Николы Белого»).


Белая церковь Георгия Победоносца на Торгу сооружена в 18 веке на месте более древнего деревянного храма. Здесь размещена выставка фотографий с видами Новгорода конца 19-го – начала 20-го века. К западу от храма находится древняя церковь Иоанна Предтечи на Опоках. В Великую Отечественную войну церковь почти не получила повреждений и была полностью восстановлена в 1950-х годах.




Торговая сторона славилась не только купцами, здесь формировались дружины ушкуйников, отправлявшихся на своих легких лодках-ушкуях на север и восток в поисках добычи. Их легкие лодки были идеально приспособлены для стремительного налета и быстрого бегства. Ушкуйники представляли собой сословие русских пиратов, которые не были приписаны ни к одной новгородской общине. Власти, стремясь избавить себя от буйных удальцов, направляла их расширять пределы Новгородской земли. Но чаще всего ушкуйники сами совершали разбойничьи походы. Они первыми осваивали новые земли, закладывали укрепленные «городки» и торговые фактории. Их набеги значительно расширили новгородские промыслы и торговлю, которая в середине 14-го века простиралась до Оби. Правда, ушкуйников не брезговали и откровенным грабежом обжитых земель в Западной Сибири, на Каме и Волге.  В 1375 году полуторатысячная дружина ушкуйников ограбила братьев-славян —  Кострому, Нижний Новгород и только  астраханский воевода перебил разбойников.

Одним из героев новгородских сказаний был лихой ушкуйник Васька Буслай – своеобразный средневековый идеал молодецкой безграничной удали. На старости лет он решил купить себе прощение грехов и отправился в Иерусалим, но на Святой земле навлек на себя смертельное наказание.
Использование пиратов в интересах государства и империй было не только в прошлом, но и в современном мире остается обыденным делом.   В 90-е годы Россия и Украина были успешно ограблены «цивилизованной» пиратской оффшорной геополитикой неоколониализма с помощью доморощенных демократов.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу. По данным летописи, храм строился в период с 1135 по 1144 годы  в честь погибших у Жданой горы новгородцев во время военного похода на Суздаль, по мнению другим историков строили купцы. Церковь много раз перестраивалась, как правило, из-за пожаров, но в войну пострадала не сильно.


Церковь Иоанна Предтечи на Опоках под серебристым шлемовидным куполом, впервые упоминается в 1127 году. Главный её престол был освящён в честь Иоанна Предтечи.


Когда-то на месте Ярославова дворища и Торга кипела торговля, а к пристаням подходили заморские суда. В 16 веке насчитывалось 1800 лавок, прилавков, амбаров и прочих заведений. Торговые ряды начинались от берега Волхова, каждый из них имел свое название – Великий, Иконный, Кафтанный, Кожаный, Красильный, Мыльный. Были и многочисленные лавки для продажи хлеба, лошадей и леса.

Чтобы лучше отстаивать свои интересы, новгородские купцы создавали  профессиональные корпорации.  Одной из самых крупных и богатых торговых сотен была Ивановская, объединявшая торговцев воском. Чтобы стать братчиком этой сотни, купец должен был внести в ее казну 50 гривен – это примерно 10 кг серебра.

В Древней Руси монеты иностранного происхождения принимали на вес, а в случае необходимости резали. Эти обрезки позднее стали переливать в слитки-гривны. Для удобства расчетов, придумали гривну с фиксированным «рубленым» весом, получившую название «рубль».

По соседству с Торгом стояли дворы иноземных купцов. Здесь располагался Готский двор, где останавливались купцы с острова Готланд, контролировавшие всю коммерцию на севере Европы. Вскоре их примеру последовали купцы из Любека, основавшие поблизости Немецкий двор.

С образованием Ганзейского союза, куда вошли Любек и Готланд, дворы объединились. Местным жителям попасть на его территорию было практически невозможно. В настоящее время  от немецкого квартала рядом с Торгом, жившего особым порядком и по собственным законам, не осталось и следа. Здесь стоит безликая гостиница «Россия».

Самый заметный символ Ярославова дворища и Торга – белая аркада Гостиного Двора, протянувшаяся параллельно Волхову на 140 метров.


Аркада сохранилась от каменного Гостиного Двора, построенного в конце 17-го века по указу Петра I вместо деревянных лавок и амбаров.  Гостиный Двор представлял собой 2-этажное 4-угольное здание с большим внутренним двором. В 18-м веке  его часть перешла в собственность городских властей, которые разместили здесь присутственные места. После революции в Гостином Дворе одновременно размещались Новгородский горисполком, мебельная фабрика и литейный завод.

Постройки Гостиного Двора удачно пережили немецкую оккупацию. Однако в 1945 году Новгородский горком КПСС принял решение о его полной разборке. Десять лет спустя огромное 4-угольное здание было полностью разрушено.

https://pastvu.com/_p/a/o/k/o/oko753d4j53w4mswi8.jpg

Сохранилась лишь часть аркады западной стороны Гостиного Двора и Воротная башня на восточной стороне.



Автор: Lite - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2663299

Проект восстановления и реконструкции Ярославого городища

http://www.alyoshin.ru/Photo/afanasyev/afanasyev_shchusev_128.jpg

В июне 2009 года в Великом Новгороде состоялся Международный культурно-экономический форум «XXIX Ганзейские дни Нового времени». Символом праздника стал Ганзейский фонтан, выполненный в форме круга из гранита диаметром восемь метров. Он символизирует стол переговоров, вокруг которого были высажены 16 яблонь. По периметру круга размещены инкрустированные цветной мозаикой изображения гербов 16 стран, входящих в Ганзейский союз Нового времени.

В Средние века Новгород активно торговал с Ганзейским союзом, история которого насчитывает пять столетий. Ганза сформировалась в 12-м веке как союз купцов, затем к концу 13-го века как союз вольных торговых городов. В него входили города Германской империи, а также других стран с немецким населением. В неганзейских городах существовали представительства-конторы, крупнейшая из которых была в Новгороде.

Ганзейские купцы закупали в России свечной воск и пушнину, но особо ценился соболь. Соболиные шкурки служили самостоятельной денежной единицей. В Новгород ганзейцы везли фламандское сукно, вино, соль и, мед. Считалось, что душистый мед с западноевропейских лугов русским нравился больше, чем свой лесной. По другой версии, этот мед новгородцы везли в Константинополь, где он пользовался особым спросом. Старый Ганзейский торговый союз, включавший только северо-немецкие города во главе с Любеком, прекратил свое существование в 1669 году.

В 1980 году по инициативе голландского города Цволле был основан Ганзейский союз Нового времени, призванный возродить традиции многовекового сотрудничества прибалтийских государств. В 1993 году в новый союз полноправным членом вошел и Новгород.






Композицию Ганзейского фонтана завершает бронзовая скульптура, установленная в конце 12-метровой дорожки, ведущей к берегу реки Волхов.  Она представляет собой изображение двух древних, раскачивающихся на волнах парусных судов: ганзейского когга и новгородской ладьи. Вместо парусов возвышаются два дерева, кроны которых сплетены друг с другом как символ неразрывной связи стран и времён, единства Старой и Новой Ганзы.




Парусник у набережной Торга, представляет собой ресторанный комплекс «Фрегат Флагман». В пятницу и субботу с 22:00 до 06:00 на корабле работает ночной клуб.




Скульптура «Уставшая туристка» установлена в 2009 году у пешеходного моста через реку Волхов.


Пешеходный мост через Волхов –  наследник средневекового  Великого моста 10 века.  С ним связано множество легенд и исторических событий. В летописях говорится, что когда под мостом проплывал свергнутый христианами языческий идол Перун, он будто бы забросил свою палицу на мост со словами: «Сим потешайтесь, люди новгородские, поминая меня». Этим якобы и объясняется тот факт, что мост превратился вместо кровопролитных столкновений новгородцев, которые решали насущные городские проблемы с помощью кулаков. По праздникам вольные горожане любили намять друг другу бока просто так себе и людям в  удовольствие.

С Великого моста горожане не раз сбрасывали в Волхов своих посадников и городских старост, казнили преступников и еретиков. Осужденного бросали в реку со связанными ногами и руками. Если жертве удавалось добраться до берега, его прощали, приписывая спасение от смерти чудодейственной Божьей силе.

Как свидетельствуют поднятые со дна реки старинные вещи, в свободное от казней и кулачных разборок время, Великий мост чем-то походил на московский Арбат. Здесь стояли лавки, в которых торговали всякой всячиной, а влюбленные назначали на мосту свидания.

В конце 17-го века деревянный Великий мост пришел в негодность и на его месте построили самый большой к тому времени каменный мост на Руси. Он благополучно простоял до 1944 года и был взорван отступавшими немецкими войсками. В 1987 году берега Волхова соединил арочный красавец-мост. С его верхней точки открываются лучшие виды на историческую часть Новгорода. Перила моста увешаны замочками молодоженов.




Знаменитая река Волхов — единственная, вытекающая из Ильмень-озера. Пройдя путь в 200 с лишним километров, она впадает в Ладожское озеро. В прежние времена по Волхову проходил великий торговый путь «из варяг в греки», и именно по нему попадали в Новгород заморские купцы.

Сегодня в низовьях реки стоит старейшая в России Волховская ГЭС,  её проект был разработан еще до революции. В 1918 году им заинтересовался В.И. Ленин, и начались работы по сооружению станции. Первый ток она дала только 9 лет спустя.



Новгородский Кремль. Возвращение в Детинец
Великий Новгород. Торг. Торговая сторона

Другие публикации:
Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно. Новгородская земля
Великий Новгород. Древний Свято-Юрьев монастырь
Рюриково городище. Резиденция легендарных князей
Господин Великий Новгород в тени Москвы и Петербурга
Великий Новгород. Кремль
Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России»
Музей деревянного зодчества «Витославлицы» и отель «Юрьевское подворье»
Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно. Новгородская земля (продолжение)
Граф Алексей Аракчеев. Без лести предан
Валдай. Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Валдай. О самой востребованной профессии и государственной резиденции под звон колокольчиков


Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Великий Новгород, История, Путешествия, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments